НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Мурманского областного суда (Мурманская область) от 30.08.2023 № 2-1050/2023

Судья Маслова В.В.

№ 33-3326-2023

УИД 51RS0001-01-2023-000111-05

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 30 августа 2023 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Мурманск

23 августа 2023 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего

Койпиш В.В.,

судей

Устинович С.Е.

Тищенко Г.Н.,

при секретаре

Таушанковой Н.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1050/2023 по исковому заявлению Балдина А. С. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Мурманской области о взыскании невыплаченной заработной платы,

по апелляционной жалобе Балдина А. С. на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 10 мая 2023 г.

Заслушав доклад судьи Тищенко Г.Н., выслушав объяснения представителя Балдина А.С.Балдина Д.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения относительно доводов апелляционной жалобы представителя Главного управления МЧС России по Мурманской области Фроловой Е.А., судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

установила:

Балдин А.С. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Мурманской области (далее - ГУ МЧС России по Мурманской области) о взыскании невыплаченной заработной платы.

В обоснование заявленных требований указал, что с 28 января 2020 г. и по настоящее осуществляет трудовую деятельность в ГУ МЧС России по Мурманской области в должности пожарного в первой пожарно-спасательной части первого пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы.

Согласно подпункту «г» пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 2 июля 2019 г. № Пр-1180 Правительству Российской Федерации было поручено обеспечить доведение уровня оплаты труда работников ФПС ГПС МЧС России, непосредственно принимающих участие в тушении пожаров, в 2019 году до *** рублей в месяц, а с 2020 года - до *** рублей в месяц.

До июля 2022 ответчик производил выплату надбавки, однако с июля 2022 по настоящее время надбавка по поручению Президента Российской Федерации выплачивается ответчиком не в полном объеме без учета районного коэффициента и северной надбавки.

Полагал, что ответчиком не в полном объеме произведена оплата труда за работу в праздничные дни в январе 2022 г., феврале 2022 г., мае 2022 г., январе 2023 г.

С учетом уточненных исковых требований, просил суд взыскать с ГУ МЧС России по Мурманской области задолженность по заработной плате в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 2 июля 2019 г. № Пр-1180 и задолженность по заработной плате за работу в праздничные дни в январе, феврале, мае 2022 года, январе 2023 года в размере *** рубля *** копейки.

Судом постановлено решение, которым исковые требования Балдина А.С. оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе Балдин А.С. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить.

В обоснование жалобы указывает, что вопрос доведения оплаты труда работников подразделений пожарной охраны МЧС России в 2019 и 2020 годы в соответствии с поручением Президента Российской Федерации № Пр-1180 от 2 июля 2019 г. законодательно не урегулирован, вместе с тем у ответчика имеется задолженность по заработной плате перед истцом.

Ссылаясь на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 июня 2018 г. № 26-П указывает, что стороной ответчика не представлено доказательств отсутствия задолженности перед истцом по заработной плате и по оплате праздничных дней.

В отзыве на апелляционную жалобу представитель ГУ МЧС России по Мурманской области Михеева А.С. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились истец Балдин А.С., извещенный о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.

Судебная коллегия, руководствуясь частью 3 статьи 167 и частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, поскольку их неявка не является препятствием к рассмотрению дела.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в пределах доводов жалобы в соответствии с требованиями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 37 Конституции Российской Федерации труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

К основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации относит в том числе свободу труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается; право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности; обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту.

В силу абзаца 7 части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

Порядок и условия оплаты труда и нормирования труда урегулированы разделом VI Трудового кодекса Российской Федерации (главы 20 - 22 Трудового кодекса Российской Федерации).

Частью 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть 3 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации).

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть 4 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации).

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть 5 статьи 129 ТК РФ).

Согласно части 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).

Частями 5 и 6 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что условия оплаты труда, определенные трудовым договором, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Нормами Трудового кодекса Российской Федерации работникам предусмотрена повышенная оплата труда за работу в особых условиях - за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, за работу в местностях с особыми климатическими условиями, за работу в других условиях, отклоняющихся от нормальных (статьи 146 - 149 Трудового кодекса Российской Федерации), а также повышенная оплата за сверхурочную работу, работу в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни (статьи 152 - 154 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» Приказом МЧС России от 28 декабря 2015 г. № 700 «О системе оплаты труда работников бюджетных, автономных и казенных учреждений МЧС России и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС России» были утверждены размеры должностных окладов (тарифных ставок) работников бюджетных, автономных и казенных учреждений МЧС России и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС России (приложение № 1); условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера работникам бюджетных, автономных и казенных учреждений МЧС России и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС России (приложение № 2); условия, размеры и порядок осуществления выплат стимулирующего характера работникам бюджетных, автономных и казенных учреждений МЧС России и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС России (приложение № 3); порядок формирования и использования фонда оплаты труда работников бюджетных, автономных и казенных учреждений МЧС России и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС России (приложение № 4).

Согласно пункту 2 Порядка формирования и использования фонда оплаты труда работников бюджетных, автономных и казенных учреждений МЧС России и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС России к Приказу МЧС России от 28 декабря 2015 г. № 700, годовой фонд оплаты труда работников учреждения формируется исходя из объема денежных средств, направляемых на выплаты: окладов (тарифных ставок), в том числе, окладов руководителей учреждений, - в размере 12 окладов (далее - окладный фонд); выплат компенсационного характера, за исключением выплат, связанных с работой в местностях с особыми климатическими условиями, от окладного фонда в определенном размере; выплат стимулирующего характера для учреждений и организаций МЧС России в размере до 100 процентов окладного фонда (кроме Авиационно-спасательной компании); единовременных выплат стимулирующего характера, осуществляемых на основании решения главного распорядителя бюджетных средств, в размере дополнительных лимитов бюджетных обязательств, выделяемых на эти цели распорядителем (главным распорядителем) бюджетных средств.

Согласно пункту 2 «Условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера работникам бюджетных, автономных и казенных учреждений МЧС России и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС России» (приложение № 2) к Приказу МЧС России от 28 декабря 2015 г. № 700, работникам учреждений МЧС России устанавливаются следующие виды выплат компенсационного характера: занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; за работу в местностях с особыми климатическими условиями; за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных); за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.

В пункте 2 «Условия, размеры и порядок осуществления выплат стимулирующего характера работникам бюджетных, автономных и казенных учреждений МЧС России и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС России» (приложение № 3) к Приказу МЧС России от 28 декабря 2015 г. № 700, работникам учреждений МЧС России устанавливаются следующие виды выплат стимулирующего характера: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; выплаты за качество выполняемых работ; выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет; премиальные выплаты по итогам работы.

Согласно пункту 6 Порядка формирования и использования фонда оплаты труда работников бюджетных, автономных и казенных учреждений МЧС России и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС России, утвержденного Приказом МЧС России от 28 декабря 2015 г. № 700, фонд оплаты труда работников учреждения подлежит перерасчету и корректировке в случаях: увеличения (индексации) окладов; изменения штатов (штатных расписаний, перечней); существенных изменений условий оплаты труда; принятия главным распорядителем бюджетных средств решения о выделении дополнительных лимитов бюджетных обязательств на единовременные выплаты стимулирующего характера; принятия главным распорядителем бюджетных средств решения о выделении дополнительных лимитов бюджетных обязательств на выплаты компенсационного характера; установления главным распорядителем бюджетных средств повышающего коэффициента к фонду оплаты труда.

С 10 января 2020 г. вступил в силу Приказ МЧС России от 14 декабря 2019 г. № 747 «Вопросы оплаты труда работников органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России» (далее по тексту - Приказ МЧС России от 14 декабря 2019 г. № 747), который признал утратившим силу Приказ МЧС России от 28 декабря 2015 г. № 700.

Приказом МЧС России от 14 декабря 2019 г. № 747 утверждены: Размеры окладов (должностных окладов, тарифных ставок) работников органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России (приложение № 1), Условия, размеры, порядок осуществления выплат компенсационного характера работникам органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России (приложение № 2), Условия, размеры, порядок осуществления выплат стимулирующего характера работникам органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России (приложение № 3), Порядок формирования и использования фонда оплаты труда работников органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России (приложение № 4).

В приложении 1, утвержденном Приказом МЧС России от 14 декабря 2019 г. № 747, приведены размеры должностных окладов работников органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС, осуществляющих деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Согласно пункту 1 Порядка формирования и использования фонда оплаты труда работников органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России (далее по тексту - Порядок) (приложение № 4), утвержденного Приказом МЧС России от 14 декабря 2019 г. № 747, настоящий Порядок определяет правила формирования и использования фонда оплаты труда работников органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России (далее - работники).

Выплаты, установленные настоящим Порядком, осуществляются за счет бюджетных ассигнований из федерального бюджета, предусмотренных на оплату труда работников (пункт 2 Порядка).

Фонд оплаты труда работников формируется в расчете на штатную численность работников в пределах лимитов бюджетных обязательств, выделяемых на оплату труда (пункт 3 Порядка).

Перечень выплат, которые входят в годовой фонд оплаты труда, установлен в пункте 4 Порядка и к ним относятся: должностные оклады (тарифные ставки) (далее соответственно - оклад, тарифная ставка), в том числе оклады руководителей организаций (учреждений) - в размере 12 окладов (далее - окладный фонд), с учетом их повышений, предусмотренных настоящей системой оплаты труда; выплаты компенсационного характера, за исключением выплат, связанных с работой в местностях с особыми климатическими условиями, от окладного фонда в соответствующем размере, при этом фонд оплаты труда в части выплат компенсационного характера может быть увеличен главным распорядителем бюджетных средств в пределах дополнительных лимитов бюджетных обязательств, доведенных на эти цели; выплаты стимулирующего характера для учреждений в размере до 100 процентов окладного фонда (кроме Авиационно-спасательной компании), фонд оплаты труда в части выплат стимулирующего характера может быть увеличен главным распорядителем бюджетных средств; единовременные выплаты стимулирующего характера, осуществляемые на основании решения главного распорядителя бюджетных средств, в размере дополнительных лимитов бюджетных обязательств, выделяемых на эти цели главным распорядителем бюджетных средств; материальная помощь в размере трех окладов (тарифных ставок).

Согласно пункту 5 Порядка фонд оплаты труда работников формируется с учетом размеров районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, определенных соответствующими законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В пункте 7 Порядка указано, что фонд оплаты труда работников подлежит перерасчету и корректировке в случаях: а) увеличения (индексации) окладов (тарифных ставок); б) изменения штатов (штатных расписаний, перечней); в) существенных изменений условий оплаты труда; г) принятия главным распорядителем бюджетных средств решения о выделении дополнительных лимитов бюджетных обязательств на выплаты компенсационного характера; д) принятия главным распорядителем бюджетных средств решения об увеличении фонда оплаты труда в части выплат стимулирующего характера; е) принятия главным распорядителем бюджетных средств решения о выделении дополнительных лимитов бюджетных обязательств на единовременные выплаты стимулирующего характера.

Согласно пункту 13 Порядка в пределах фонда оплаты труда и выделенных бюджетных ассигнований в случае, если заработная плата работника, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), с учетом выплат компенсационного и стимулирующего характера (за исключением коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях) и процентных надбавок за стаж работы в указанных местностях, повышенной оплаты сверхурочной работы, работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни) окажется ниже установленного Российской Федерацией минимального размера оплаты труда, работнику производится соответствующая доплата на основании приказа руководителя организации (учреждения).

Согласно подпункту «г» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам прямой линии, утвержденного Президентом Российской Федерации от 2 июля 2019 г. № Пр-1180, Правительству Российской Федерации поручено обеспечить доведение уровня оплаты труда работников подразделений пожарной охраны МЧС России в 2019 г. до *** рублей в месяц, а с 2020 г. - до *** рублей в месяц.

В порядке, установленном законом или иным нормативным актом вопрос доведения уровня оплаты труда работников подразделений пожарной охраны МЧС России в 2019 г. до *** рублей в месяц, а с 2020 г. - до *** рублей, не урегулирован.

Судом установлено и из материалов дела следует, что с 28 января 2020 г. и по настоящее время истец Балдин А.С. осуществляет трудовую деятельность в первой пожарно-спасательной части первого пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы в должности пожарного.

Порядок оплаты труда работников ГУ МЧС России по Мурманской области регулируется нормами Трудового кодекса РФ, разделом 4 Трудового договора (оплата труда и социальные гарантии), приказом МЧС России от 14 декабря 2019 г. № 747 «Вопросы оплаты труда работников органов, организаций (учреждений) и подразделений МЧС».

В соответствии с разделом 4 Трудового договора, за выполнение трудовых обязанностей, предусмотренных настоящим трудовым договором, работнику устанавливается заработная плата в размере: должного оклада в размере *** рубля в месяц, процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера до 80% в месяц, районного коэффициента к заработной плате 40% в месяц, за стаж непрерывной работы, выслугу лет - до 30%, за тушение пожаров в зависимости от численности населения в охраняемых населенных пунктах РФ при допуске к самостоятельному выполнению должностных обязанностей в полном объеме - 20% оклада, за работу в ночное время, оплата праздничных дней, оплата сверхурочных часов, премия по итогам работы за месяц.

Как следует из пункта 5.1 Трудового договора, заключенного с Балдиным А.С. на период испытательного срока и прохождения обучения на Учебном пункте работнику установлена 5-дневная рабочая неделя с двумя выходными (суббота и воскресенье), далее установлен сменный режим работы.

Работнику устанавливается суммированный учет рабочего времени (пункт 5.2 трудового договора).

Согласно подпункту «г» пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 2 июля 2019 г. Пр-1180 Правительству Российской Федерации было поручено обеспечить доведение уровня оплаты труда работников ФПС ГПС МЧС России, непосредственно принимающих участие в тушении пожаров, в 2019 году до *** рублей в месяц, а с 2020 года - до *** рублей в месяц.

24 января 2020 г. во все территориальные органы МЧС России было направлено указание, в соответствии с которым с 1 января 2020 г. производится повышение уровня оплаты труда работников ФПС ГПС, непосредственно принимающих участие в тушении пожаров и замещающих должности, входящие в состав дежурных караулов (в том числе должности водителя, диспетчера), дежурных смен, а также начальников частей (заместителей начальников частей), допущенных к руководству тушением пожаров, до суммы *** рублей в месяц к начислению.

Из пояснений представителя ГУ МЧС России по Мурманской области следует доведение заработной платы до *** рублей обеспечивается в соответствии с приказом МЧС России от 14 декабря 2019 г. № 747 путем назначением каждому работнику дополнительной стимулирующей выплаты ежемесячной надбавкой за сложность и напряженность, размер которой соответствует разнице между начисленными обязательными выплатами и уровнем *** рублей, в соответствии с пунктом 10 Приложения № 3 Приказа МЧС России от 14 декабря 2019 г. № 747.

Данная стимулирующая выплата начисляется на основании приказа начальника ГУ МЧС России по Мурманской области и устанавливается в процентах к должностному окладу, в соответствии с пунктом 5 Приложения № 3 Приказа МЧС России от 14 декабря 2019 г. № 747, статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации.

Повышение уровня оплаты труда работников ФПС ГПС производилось в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, путем назначения каждому работнику дополнительной стимулирующей выплаты ежемесячной надбавкой за сложность и напряженность, в соответствии с пунктом 10 Приложения № 3 Приказа МЧС России от 14 декабря 2019 г. № 747.

Также судом установлено, что в ГУ МЧС России по Мурманской области с 24 декабря 2019 г. действует коллективный договор.

Как следует из пункта 5.4 Правил внутреннего трудового распорядка ГУ МЧС России по Мурманской области (Приложение №1 к Коллективному договору) с изменениями, внесенными дополнительным соглашением №5 к коллективному договору ГУ МЧС России от 4 мая 2022 г., режим рабочего времени и времени отдыха работникам с посменным несением дежурства устанавливается по скользящему графику, согласно графика работы (сменности) дежурных караулов (смен), утверждаемого работодателем и разрабатываемым начальником структурного подразделения натри месяца.

Графики сменности доводятся до сведения работников не позднее чем за один месяц до введение их в действие.

При суммированном учете рабочего времени нормальное количество рабочих часов, которые работник должен отработать в этом периоде определяется путем умножения количества часов нормального рабочего дня на число рабочих дней по календарю в этом периоде с учетом сокращения рабочего времени в предвыходные и предпраздничные дни...

При определении нормы рабочего времени работникам с суммированным учетом рабочего времени не учитываются периоды, когда работник фактически не работал. К таким периодам относятся все виды предоставляемых отпусков, временная нетрудоспособность, дополнительные оплачиваемые и неоплачиваемые выходные дни и иное (пункт 5.4 Правил внутреннего трудового распорядка ГУ МЧС России по Мурманской области).

Разрешая спор по существу, с учетом установленных по делу обстоятельств и правоотношений сторон, закона, подлежащего применению, оценив собранные по делу доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание пояснения сторон и представленные сторонами расчеты и доказательства, суд первой инстанции исходил из того, что повышение уровня оплаты труда работников ФПС ГПС производится в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, путем назначения каждому работнику дополнительной стимулирующей выплаты ежемесячной надбавкой за сложность и напряженность; доплаты, предусмотренные подпунктом «г» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам прямой линии, утвержденного Президентом Российской Федерации от 2 июля 2019 г. № Пр-1180, не входят в систему оплаты труда, гарантированную законом и иными локальными нормативными актами, производятся только в том случае, когда сумма заработной платы работника, полностью отработавшего норму рабочего времени с учетом всех выплат, входящих в систему оплаты труда, в месяц составляет ниже *** рублей, следовательно, выплата такой доплаты производится в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Балдина А.С. о взыскании невыплаченной заработной платы.

Проверив представленный стороной ответчика расчет начисленной и выплаченной заработной платы, суд первой инстанции, счел его арифметически верным, произведенным в соответствии с нормативными актами в сфере оплаты труда работников ГУ МЧС России, в частности в соответствии с Приказом МЧС России от 14 декабря 2019 г. № 747.

Оснований ставить под сомнение представленный ответчиком расчет начисленной и выплаченной заработной платы, проверенный судом первой инстанции и соответствующий условиям трудового договора и нормативных актов в сфере оплаты труда работников ГУ МЧС России у судебной коллегии не имеется.

Исходя из расчетных листков истца за июль 2022 года – январь 2023 года (т. 1, л.д. 234-237) и расчета ответчика (т.1, л.д. 216-218), заработная плата истца Балдина А.С. доведена до расчетной суммы *** рублей путем начисления дополнительной стимулирующей выплаты - ежемесячной надбавкой за сложность и напряженность, рассчитанной в процентном отношении к окладу, в связи с чем истцу к выплате назначено: июль 2022 года – *** рублей (отработано 5 дней из нормы 21 день), август 2022 года – *** рублей, сентябрь 2022 года – *** рублей (без учета оплаты отпуска) (отработано 12 дней из нормы 22 дня), октябрь 2022 года – *** рублей (отработано 7 дней из нормы 21 день), ноябрь 2022 года – *** рублей, декабрь 2022 года – *** рублей (отработано 9 дней из нормы 22 дня), январь 2023 года – *** рублей (без учета оплаты больничного) (отработано 14 дней из нормы 17 дней).

Кроме того, разрешая требования о взыскании задолженности по заработной плате за работу в праздничные дни, суд первой инстанции, оценив представленные по делу доказательства, принимая во внимание пояснения сторон, показания свидетелей, установив надлежащее ведение учета рабочего времени, отсутствие достоверных доказательств неверного отражения в табелях учета рабочего времени фактически отработанного времени Балдиным А.С., учитывая, что истцу установлен сменный режим работы с суммированным учетом рабочего времени, пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в указанной части.

Оснований не согласиться с выводами суда и их правовым обоснованием судебная коллегия не усматривает.

В ходе рассмотрения дела сторонами не оспаривалось, что за работу в праздничные дни в январе, феврале, мае 2022 года, январе 2023 года ответчик произвел выплату исходя из двойной часовой тарифной ставки, а также доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера.

Обращаясь с настоящим иском в суд, истец указал, что за работу в праздничные дни ответчик произвел начисление компенсационных и стимулирующих выплат в одинарном размере, в то время как такие выплаты должны быть выплачены в двойном размере.

Вопреки повторяющимся в жалобе доводам о том, что при расчете заработной платы за работу в праздничные дни ответчиком не включены компенсационные и стимулирующие выплаты, что противоречит Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации №26-П, судебная коллегия полагает необходимым отметить.

Постановлением от 28 июня 2018 г. № 26-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Д.В. Апухтина, К.К. Багирова и других» Конституционный Суд Российской Федерации дал оценку конституционности части первой статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации признал оспоренное положение не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку оно предполагает установление для получающих оклад (должностной оклад) работников, замещающих должности гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации и привлекавшихся к работе в выходные и (или) нерабочие праздничные дни сверх месячной нормы рабочего времени, если эта работа не компенсировалась предоставлением им другого дня отдыха, оплаты за работу в выходной и (или) нерабочий праздничный день, включающей наряду с тарифной частью заработной платы, исчисленной в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы), все компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные установленной для них системой оплаты труда.

Несмотря на то, что постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 июня 2018 г. № 26-П вынесено по результатам рассмотрения соответствующего дела в порядке конкретного нормоконтроля, высказанные в нем правовые позиции, сохраняющие силу, носят общий характер и в полной мере применимы к трудовым отношениям с участием любых категорий работников, заработная плата которых помимо оклада (должностного оклада) либо тарифной ставки включает компенсационные и стимулирующие выплаты (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12.11.2019 № 2669-О).

Приказом МЧС России от 14 декабря 2019 г. № 747, наряду с другими нормативными актами утверждены «Условия, размеры, порядок осуществления выплат компенсационного характера работникам органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России» (приложение № 2).

Работникам устанавливаются следующие виды выплат компенсационного характера: за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (выполнение работ различной квалификации, совмещение профессий (должностей), сверхурочную работу, работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и выполнение работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных); за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами; за работу в местностях с особыми климатическими условиями; за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (пункт 2).

Выплаты компенсационного характера устанавливаются к должностным окладам (тарифным ставкам) без учета их увеличения в виде доплат, надбавок, если иное не установлено законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 6).

Работникам оплата труда в выходной или нерабочий праздничный день производится в соответствии со статьей 153 Трудового кодекса Российской Федерации в следующем размере: работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам, - в размере не менее двойной дневной или часовой тарифной ставки; работникам, получающим оклад, - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки сверх оклада, если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки сверх оклада, если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени (пункт 11).

Положениями статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации не предусмотрено, что за работу в выходной и нерабочий праздничный день не менее чем в двойном размере, помимо часовой (тарифной) ставки, подлежат выплате все компенсационные и стимулирующие выплаты, входящие в состав заработной платы.

В указанном Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 июня 2018 г. № 26-П также не содержится указаний на обязанность работодателя производить в двойном размере компенсационные и стимулирующие выплаты работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам.

Как следует из материалов дела, оплата работы истца в праздничные дни за январь, февраль, май 2022 года, январь 2023 года произведена исходя из двойной часовой тарифной ставки, что превышает размер заработной платы за обычный день работы.

Ввиду того, что положениями статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации не предусмотрено, что за работу в выходной и нерабочий праздничный день не менее чем в двойном размере, помимо часовой (тарифной) ставки, подлежат выплате все компенсационные и стимулирующие выплаты, входящие в состав заработной платы, в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 июня 2016 г. N 26-П также не содержится указаний на обязанность работодателя производить в двойном размере компенсационные и стимулирующие выплаты работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам, Приказом МЧС России от 14 декабря 2019 г. № 747, устанавливающим размер оплаты в выходной и нерабочий праздничный день, не предусмотрен двойной размер компенсационных и стимулирующих выплат за фактически отработанные часы в указанные дни, вывод суда первой инстанции о том, что оплата труда в нерабочие праздничные дни произведена ответчиком верно, является правильным.

В целом приведенные в апелляционной жалобе доводы содержат изложение обстоятельств настоящего спора и собственную оценку действующего законодательства в области регулирования спорных правоотношений, вместе с тем данные доводы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, признаны необоснованными, им дана надлежащая правовая оценка, изложенная в принятом по делу судебном постановлении.

Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, представленным доказательствам дана надлежащая оценка в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.

При таком положении решение суда является законным и обоснованным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

определила:

решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 10 мая 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Балдина А. С. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: