Судья Киселева Е.А. | № 33-2506 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Мурманск | 30 августа 2017 года |
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего | Устинович С.Е. |
судей | Тихоновой Ж.В. |
Иванниковой И.В. | |
при секретаре | Таушанковой Н.С. |
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Воробьевой Людмилы Ивановны к ФКУ «Военный комиссариат Мурманской области» об оспаривании решения, взыскании ранее удержанных денежных сумм,
по апелляционной жалобе Воробьевой Людмилы Ивановны на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 13 июня 2017 года, которым постановлено:
«Исковые требования Воробьевой Людмилы Ивановны к ФКУ «Военный комиссариат Мурманской области» об оспаривании решения, взыскании ранее удержанных денежных сумм - оставить без удовлетворения».
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Воробьева Л.И. обратилась в суд с иском к ФКУ «Военный комиссариат Мурманской области» об оспаривании решения, взыскании ранее удержанных денежных сумм.
В обоснование заявленных требований указала, что являясь военным пенсионером, с 19.03.2010 получала пенсию за выслугу лет.
Решением военного комиссара Мурманской области от 25.11.2016 с нее удержана излишне выплаченная пенсия по линии Министерства Обороны РФ за период с 01.04.2013 по 30.09.2016 в сумме 514 193 рубля 38 копейки в связи с тем, что с 2013 года она на территории Российской Федерации не проживала, зарегистрирована и проживала в Республике Беларусь.
Не согласна с данным решением, так как с 1994 года постоянно проживает в Печенгском районе Мурманской области, в мае 2013 года временно выехала с супругом В в Республику Беларусь по семейным обстоятельствам, поскольку нужно было ухаживать за ее престарелой матерью; через три месяца они вернулись в п. Луостари Печенгского района Мурманской области. Ответчик при назначении пенсии не разъяснял ее права и обязанности в части уведомления о временном изменении места жительства. Пенсию за выслугу лет на территории Беларуси она не получала. Республика Беларусь и Российская Федерация являются участниками Соглашения стран СНГ от 15.05.1992, в силу статьи 1 которого пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных сил государств осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены законодательством государств - участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие. Поскольку пенсия того же вида, а именно с учетом оклада по последней занимаемой должности, процентной надбавки за выслугу лет в районах Крайнего Севера не предусмотрена в Республике Беларусь, она имеет право на получение пенсии по прежнему месту жительства в Российской Федерации в Печенгском районе Мурманской области, где была ей назначена пенсия.
При таких обстоятельствах действия ответчика в части удержания излишне выплаченной пенсии за спорный период находит несостоятельными, направленными на лишение пенсионного обеспечения, гарантированного ей Конституцией РФ, международными соглашениями в области пенсионного права.
Просила суд признать незаконным решение Военного комиссара Мурманской области от 25.11.2016 об удержании излишне выплаченной пенсии по линии Министерства Обороны за период с 01.04.2013 по 30.09.2016 в сумме 514193 рубля 38 копеек и взыскать ранее удержанные суммы.
Истец Воробьева Л.И. в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие в связи с нахождением в Республике Беларусь по уходу за престарелой матерью.
Представитель ответчика ФКУ «Военный комиссариат Мурманской области» Павлитчук П.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе истец Воробьева Л.И., ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, просит решение отменить, вынести по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
В обоснование жалобы приводит доводы, изложенные в исковом заявлении, которые сводятся к изложению обстоятельств, послуживших поводом для обращения в суд.
Указывает, что факт ее проживания в период с 2013 года по 2016 год у дочери по адресу: ... подтверждается показаниями свидетеля Ю
Утверждает, что с 01 апреля 2013 года по 30 сентября 2016 год она постоянно проживала в Мурманской области, при этом ее регистрация с 01 декабря 2010 года в г. Орша Республика Беларусь не может являться доказательством ее постоянного проживания в данный период времени за пределами Российской Федерации.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились истец Воробьева Л.И., представитель ответчика ФКУ «Военный комиссариат Мурманской области», извещенные о времени и месте рассмотрения дела.
Судебная коллегия, руководствуясь частью 3 статьи 167 и частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Согласно пункту «а» части 1 статьи 11 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1«О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», пенсионное обеспечение военнослужащих, уволенных из Вооруженных Сил Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляется Министерством обороны Российской Федерации.
Частью 1 статьи 56 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1, установлено, что выплата пенсий, предусмотренных настоящим Законом, производится по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, указанных в статье 11 настоящего Закона, через соответствующие учреждения (филиалы) Сберегательного банка Российской Федерации путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи.
Согласно части 7 статьи 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I (в редакции, действующей до 18 июня 2013 г.) при переезде пенсионера на новое место жительства или место пребывания в пределах территории Российской Федерации выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации на основании пенсионного дела и документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета.
Федеральным законом от 7 июня 2013 года N 127-ФЗ в статью 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 были внесены изменения. Часть 7 данной статьи была дополнена словами «а при отсутствии у пенсионера регистрации по новому месту жительства или месту пребывания на территории Российской Федерации - на основании его пенсионного дела и личного заявления с указанием места жительства или места пребывания».
Таким образом, общий порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет, предусмотренной названными выше законами, предполагает ее выплату по месту жительства или месту пребывания пенсионера в пределах территории Российской Федерации.
Пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств-участников Содружества регулируется специальным Соглашением.
13 марта 1992 года между государствами - участниками СНГ, в том числе Российской Федерацией, Республикой Беларусь, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.
Специальным Соглашением, регулирующим вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих, является Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года.
Статьей 1 Соглашения от 15 мая 1992 года предусмотрено, что пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества, осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие.
Согласно статье 7 Соглашения от 13 марта 1992 года, при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государств - участников Соглашения по новому месту жительства пенсионера.
В силу приведенных Соглашений от 13 марта 1992 года и от 15 мая 1992 года для пенсионера, пенсионное обеспечение которого осуществляется в соответствии с положениями данных соглашений, необходимым условием выплаты пенсии на территории Российской Федерации является постоянное проживание пенсионера в Российской Федерации, переселение пенсионера в пределах государств - участников указанных Соглашений влечет за собой прекращение выплаты ему пенсии по прежнему месту жительства в случае, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.
При таких обстоятельствах, суд правомерно указал, что имеющим значение для дела обстоятельством при разрешении настоящего спора, касающегося назначения и дальнейшей выплаты на территории Российской Федерации пенсии пенсионеру, переселившемуся в государства - участника названных выше соглашений, является установление его постоянного проживания в Российской Федерации по адресу, указанному им как место жительства в заявлении в соответствующий пенсионный орган.
В соответствии с частью 10 статьи 56 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, несут ответственность за недостоверность сведений, содержащихся в заявлениях, представляемых ими в пенсионный орган для назначения и выплаты пенсии. В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату пенсий, виновные лица возмещают государству причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 сумма пенсии или пособия, излишне выплаченная пенсионеру вследствие злоупотребления с его стороны, может удерживаться из пенсии на основании решения соответствующего пенсионного органа ежемесячно в размере, не превышающем 20 процентов причитающейся к выплате пенсии, сверх удержаний по другим основаниям. Во всех случаях обращения взыскания на пенсию за пенсионером сохраняется не менее 50 процентов причитающейся ему пенсии.
Как видно из дела и установлено судом, Воробьева Л.И. уволена с военной службы 18.03.2010 по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. Согласно выписке из приказа командира войсковой части * № * от 15.03.2010 выслуга истца составила *** лет, выслуга лет в Вооруженных Силах Российской Федерации в календарном исчислении составила *** лет *** месяца, выслуга лет в районах Крайнего Севера - более *** лет.
19.03.2010 Воробьевой Л.И. назначена пенсия за выслугу лет по линии Министерства Обороны Российской Федерации с учетом районного коэффициента 1,40% на условиях, в порядке и по нормам, установленным Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», то есть с сохраняемым районным коэффициентом, выплачиваемым в РКС вне зависимости от места проживания на территории РФ.
При обращении к ответчику 26.03.2010 с заявлением о назначении пенсии, Воробьева Л.И. представила договоры коммерческого найма жилого помещения, расположенного по адресу: п..., № * от 07.06.2010, действовавшего до 06.05.2011, договор коммерческого найма № * от 03.04.2012, действовавшего до 02.03.2013 года, так же она была под роспись ознакомлена с условиями выплаты пенсии, в частности об обязанности сообщить в Сбербанк России по месту получения пенсии и в пенсионный отдел военного комиссариата по месту жительства об убытии на постоянное место жительства в другую область или государство; переполученные по ее вине суммы обязалась полностью возвратить.
Проведенными отделом военного комиссариата Мурманской области проверками было выявлено отсутствие Воробьевой Л.И. по указанному в заявлении о назначении пенсии месту жительства и отсутствии у нее регистрации на территории Мурманской области и Российской Федерации в период с 01.04.2013 по 30.09.2016.
Согласно справке АСБ Витебской области от 12.10.2016 Воробьева И.Л. с 01.12.2010 зарегистрирована по месту жительства по адресу: ....
Из копии паспорта Воробьевой Л.И. видно, что с регистрационного учета в Мурманской области она снялась 09.06.2010, регистрации по месту жительства либо по месту пребывания на территории Российской Федерации с 09 июня 2010 года по 26 октября 2016 года не имела.
31 октября 2016 года Воробьева Л.И. обратилась к ответчику с заявлением, в котором указала, что в 2013 году переехала на место жительства в Республику Беларусь, не известив военный комиссариат о своем убытии, в чем признает свою вину, просила возобновить выплату пенсии с учетом районного коэффициента и произвести доплату пенсии с момента ограничения 30.09.2016, предоставив при этом свидетельство о регистрации по месту пребывания в нп. Корзуново Печенгского района Мурманской области с 26.10.2016 по 31.07.2019.
Решением военного комиссара Мурманской области от 25.11.2016 установлено незаконное получение Воробьевой Л.И. в период с 01.04.2013 по 30.09.2016 пенсии по линии Министерства Обороны РФ и принято решение об удержании пенсии в сумме 514 193 рубля 38 копеек. Удержания производятся в размере 20 процентов причитающейся к выплате пенсии.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец указала, что ее выезд в Республику Беларусь носил временный характер (3 месяца). Кроме того, она приобрела право на получение пенсии по линии Министерства обороны РФ в соответствии с разъяснениями, содержащимися в решении Экономического суда СНГ от 26.11.2015 №01-1/2-15.
Отказывая в удовлетворении требований истца, руководствуясь положениями выше приведенного законодательства, оценив в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, представленные сторонами доказательства, суд обоснованно исходил из того, что по окончании действия договора коммерческого найма жилого помещения от 03.04.2012, Воробьева Л.И. в марте 2013 года выехала за пределы Российской Федерации в Республику Беларусь, где фактически проживала по сентябрь 2016 года, не сообщила ответчику о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение права на получение пенсии за период с 01 апреля 2013 года по 30 сентября 2016 года, продолжала получать выплаты, доказательств того, что в период времени с 01 апреля 2013 года по 30 сентября 2016 года проживала в Печенгском районе Мурманской области и на территории Российской Федерации, как того требуют положения статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представила, суд пришел к правильному выводу о законности решения военного комиссара Мурманской области от 25 ноября 2016 года, в соответствии с которым постановлено взыскать с истца излишне выплаченную в его пользу пенсию в сумме 514193 рубля 38 копеек с учетом положений части 1 статьи 62 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1, поскольку правых оснований для выплаты Воробьевой Л.И. пенсии по линии Министерства Обороны Российской Федерации при ее выезде из Российской Федерации на постоянное место жительства в Республику Беларусь, являющуюся одним из государств-участников Соглашения от 15.05.1992, не имеется.
При этом суд верно указал, что то обстоятельство, что истец не получала в период с 01.04.2013 по 30.09.2016 пенсию в Республике Беларусь не лишает ее права обратиться в соответствующий пенсионный орган указанной Республики для начисления и выплаты ей пенсии в соответствии с Соглашением от 13 марта 1992 государств - участников Содружества со дня фактического проживания.
Оснований не согласиться с указанными выводами суда, которые достаточно мотивированы, основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, судебная коллегия не усматривает.
Признавая несостоятельными доводы истца со ссылкой на разъяснения, содержащиеся в решении Экономического суда СНГ от 26.11.2015 № 01-1/2-15, о том, что пенсия того же вида, а именно с учетом оклада по последней занимаемой должности, процентной надбавки на выслугу лет в районах Крайнего Севера не предусмотрена в Республике Беларусь, а потому ей гарантировано сохранение выплаты ранее назначенной пенсии при переезде на постоянное место жительство в пределах государств-участников стран СНГ, суд обоснованно исходил из того, что законодательством Республики Беларусь, статьей 14 Закона Республики Беларусь от 17 декабря 1992 года N 2050-XII «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований», предусмотрена пенсия того же вида, что и законодательством Российской Федерации, а именно, пенсия за выслугу лет, для назначения которой необходимо соблюдение трех следующих условий в совокупности: наличие общего трудового стажа 25 и более календарных лет, из которых не менее 12 лет и 6 месяцев составляют военная служба и (или) служба в органах внутренних дел, других предусмотренных законом органах; увольнение со службы по определенным основаниям; достижение на день увольнения со службы определенного возраста или предельного возраста состояния на службе.
При этом суд обоснованно указал на то, что начисление полярной надбавки за работу в РКС относится к порядку назначения и расчету размера пенсии, который осуществляется в соответствии с Соглашением от 15.05.1992 на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены законодательством государств-участников.
Ссылка в апелляционной жалобе истца о том, что с 01 апреля 2013 года по 30 сентября 2016 год она постоянно проживала в Мурманской области, не состоятельна, поскольку каких-либо письменных доказательств, в подтверждение данного факта представлено не было. При этом суд первой инстанции правомерно критически отнесся к показаниям свидетеля Ю., дочери истца, т.к. она является лицом, заинтересованным в исходе дела.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке доказательств и не могут служить основанием для отмены решения суда.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, а доводы апелляционной жалобы истца не содержат правовых оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене судебного решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 328, 329 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 13 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Воробьевой Людмилы Ивановны – без удовлетворения.
Председательствующий | |
Судьи |