НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Мурманского областного суда (Мурманская область) от 30.01.2018 № 33-188-2018

Судья Шевердова Н.А.

№ 33-188-2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Мурманск

30 января 2018 года

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего

ФИО1,

судей

Койпиш В.В.,

ФИО2

при секретаре

ФИО3

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 к войсковой части 34667, Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» об установлении компенсационной выплаты, перерасчете заработной платы

по апелляционной жалобе ответчика войсковой части 34667 на решение Кандалакшского районного суда Мурманской области от 31 октября 2017 года, по которому постановлено:

«Исковые требования ФИО4 удовлетворить частично.

Обязать командира войсковой части 34667 установить ФИО4 компенсационную выплату к должностному окладу за квалификацию в размере 10 %, предусмотренную пунктом 25 «Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации», утвержденного Приказом Министра Обороны Российской Федерации от 23.04.2014 № 255, с 01.08.2016.

Обязать Федеральное казенное учреждение «Объединенное стратегическое командование Северного флота» произвести перерасчет заработной платы и выплатить компенсационную выплату к должностному окладу за квалификацию в размере 10 %, предусмотренную пунктом 25 «Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации», утвержденного Приказом Министра Обороны Российской Федерации от 23.04.2014 № 255, с 01.08.2016 за отработанный период времени.

ФИО4 отказать в удовлетворении исковых требований к Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» о возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы и выплатить компенсационную выплату к должностному окладу за особые условия работы в размере 100 должностного оклада, предусмотренную пунктом 18 «Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации», утвержденного Приказом Министра Обороны Российской Федерации от 23.04.2014 № 255, с 01.01.2017 за отработанный период времени».

Заслушав доклад судьи Койпиш В.В., судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

установила:

ФИО4 обратился в суд с иском к войсковой части 34667 и филиалу - «1 - финансово-экономическая служба» Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» о признании права на получение компенсационных выплат за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за квалификацию водителя автомобиля.

В обоснование требований указал, что с 01 декабря 2015 года работает в войсковой части 34667 в должности водителя автомобиля пожарной команды, имеет водительское удостоверение с категориями «В», «С», «ВЕ», «СЕ», в 1990 году ему присвоена квалификация водителя второго класса.

В соответствии со штатом № * в войсковой части 34667 имеется штатная пожарная команда.

На основании Положения о пожарной команде и установленных зон ответственности в район обслуживания пожарной команды воинской части входят все объекты войсковой части 34667, в том числе и склад вооружения и боеприпасов.

Ссылаясь на пункт 18 приложения № 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 года № 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 05 августа 2008 года № 583», указал, что право на установление компенсационной выплаты имеет гражданский персонал пожарных команд, выполняющих задачи по обеспечению пожарной безопасности арсеналов, баз и складов, содержащихся как на самостоятельных штатах, так и являющимися филиалами или структурными подразделениями воинских частей и предназначенных для хранения, ремонта и снабжения войск вооружением и боеприпасами.

Согласно пункту 25 Положения, водителям автобусов, специальных, грузовых и легковых автомобилей за квалификацию устанавливается компенсационная выплата к тарифным ставкам в размере 10 процентов при наличии в водительском удостоверении разрешающих отметок, в том числе «В», «С», «ВЕ», «СЕ», которая не устанавливалась работодателем и не выплачивается.

В адрес войсковой части 34667 вынесено представление военной прокуратуры Оленегорского гарнизона № * от 28 апреля 2017 года, которое обязывает установить личному составу пожарной команды компенсационную выплату в размере 100 процентов должностного оклада за особые условия работы.

Просил суд обязать командира войсковой части 34667 установить ему компенсационную выплату к должностному окладу за особые условия работы, предусмотренную пунктом 18 приказа Министра обороны Российской Федерации, с 01 декабря 2015 года, обязать командира войсковой части 34667 установить ему предусмотренную пунктом 25 приказа Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 года № 255 компенсационную выплату к должностному окладу за квалификацию в размере 10 процентов с 01 декабря 2015 года, обязать Филиал - «1 финансово-экономическая служба» Федерального казенного учреждения «Объединённое стратегическое командование Северного флота» произвести перерасчёт по заработной плате и выплатить компенсационную выплату к должностному окладу за особые условия работы в размере 100 процентов должностного оклада, а также компенсационную выплату к должностному окладу в размере 10 процентов за квалификацию с 01 декабря 2015 года за отработанный период времени.

Судом по ходатайству истца произведена замена ответчика Филиал - «1 финансово-экономическая служба» Федерального казенного учреждения «Объединённое стратегическое командование Северного флота» на Федеральное казенное учреждение «Объединенное стратегическое командование Северного флота» (далее - ФКУ «ОСК СФ»).

В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования, просил обязать командира войсковой части 34667 установить ему предусмотренную пунктом 25 приказа Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 года № 255 компенсационную выплату к должностному окладу за квалификацию в размере 10 процентов с 01 августа 2016 года, обязать Филиал - «1 финансово-экономическая служба» Федерального казенного учреждения «Объединённое стратегическое командование Северного флота» произвести перерасчёт заработной платы и выплатить компенсационную выплату к должностному окладу за особые условия работы в размере 100 процентов должностного оклада с 01 января 2017 года за отработанный период времени, а также компенсационную выплату к должностному окладу в размере 10 процентов за квалификацию с 01 августа 2016 года за отработанный период времени.

Истец ФИО4 и его представитель ФИО5 в судебном заседании на удовлетворении уточненных исковых требований настаивали в полном объеме.

Ответчик командир войсковой части 34667 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещенный надлежащим образом, представил отзыв на иск, в котором в удовлетворении заявленных требований просил отказать.

Представитель ответчика ФКУ «ОСК СФ» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещенный надлежаще, представил письменный отзыв на иск, в котором с требованиями истца не согласился.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель ответчика войсковой части 34667 ФИО6, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит решение отменить.

В обоснование жалобы указывает, что представленные истцом в материалы дела документы в нарушение положений статьи 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации надлежаще не заверены, что вызывает сомнения в их достоверности, в связи с чем копии документов не могли являться доказательствами по делу.

Выражает несогласие с возложением на командира войсковой части 34667 обязанности установить ФИО4 предусмотренную пунктом 25 приказа Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 года № 255 компенсационную выплату к должностному окладу за квалификацию в размере 10 процентов с 01 августа 2016 года.

Приводит довод о том, что истец не обращался с заявлением на имя командира войсковой части 34667 об установлении ему компенсационной выплаты, при этом отдел кадров не обладает правом принятия входящей корреспонденции, эти функции в войсковой части 34667 осуществляет отдел несекретного делопроизводства (канцелярия).

Ссылаясь на положения части 2 статьи 149 Трудового кодекса Российской Федерации указывает, что трудовым договором, заключенном с истцом, коллективным договором, Положением об оплате труда воинской части 34667 компенсационная выплата водителям за классность не предусмотрена.

Обращает внимание, что согласно пункту 15 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации 23 апреля 2004 года № 255, выплаты компенсационного характера, их размеры и условия устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций, в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, а также настоящим Положением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.

В связи с чем указывает, что на установление компенсационных выплат требуется согласие сторон, вместе с тем, в войсковой части 34667 выплаты компенсационного характера в виде выплат водителям за классность, коллективным договором, Положением об оплате труда и трудовым договором, заключенным с ФИО4, не предусмотрены.

Приводит довод, что спорная выплата в размере 10 процентов применительно к пункту 25 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала производится работникам, выполняющим работу на всех видах транспорта, указанных в водительском удостоверении, тогда как истец выполняет работу на одном автомобиле.

В возражениях на апелляционную жалобу истец ФИО4, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика войсковой части 34667 - без удовлетворения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились истец ФИО4 и его представитель ФИО5, представители ответчиков ФКУ «ОСК СФ», войсковой части 34667, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в установленном законном порядке.

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда, руководствуясь частью 3 статьи 167 и частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Поскольку решение суда в части отказа в удовлетворении требований о возложении на ФКУ ОСК СФ» обязанности произвести перерасчет заработной платы и выплатить истцу компенсационную выплату за особые условия работы в размере 100 процентов должностного оклада, предусмотренную пунктом 18 приложения 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 года № 255, не обжалуется, то в соответствии с положениями части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в этой части решение не является предметом проверки суда апелляционной инстанции.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено, что ФИО4 с 01 декабря 2015 года по настоящее время состоит в трудовых отношениях с войсковой частью 34667 ... в должности водителя автомобиля 1-го отделения пожарной команды на основании трудового договора № 86 от 01 декабря 2015 года.

Истцу установлен должностной оклад в размере 6600 рублей, районный коэффициент - 50 процентов, премия за интенсивность и высокие результаты работы не более 25 процентов от оклада. Льготы работнику по профессии не предусмотрены (пункт 1.4 трудового договора).

Обращаясь с иском в суд, истец просил о начислении к его заработку, за период работы с 01 августа 2016 года за отработанный период времени компенсационной выплаты к должностному окладу за квалификацию в размере 10 процентов.

Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении заявленных истцом требований в этой части, суд первой инстанции со ссылкой на приказ Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 года N 255 "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года N 583", утвердивший Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, пришел к выводу о том, что истцу неправомерно не выплачивается компенсационная выплата в размере 10 процентов.

При этом суд исходил из того, что, поскольку ФИО4, имея водительское удостоверение с разрешающими отметками на право управления транспортными средствами категорий «В», «С», «ВЕ», «СЕ», является водителем специального автомобиля, то он обладает правом на получение указанной компенсационной выплаты.

Судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции согласиться не может по следующим основаниям.

Особенности регулирования труда лиц, работающих в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, предусмотрены статьей 349 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой на работников, заключивших трудовой договор о работе, в том числе в воинских частях, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными данным Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно статье 149 Трудового кодекса Российской Федерации при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" утверждено Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений.

В соответствии с пунктом 2 указанного положения Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации издан приказ от 29 декабря 2007 года N 822, которым утвержден перечень видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в этих учреждениях.

Пунктом 3 перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007 года N 822, к выплатам компенсационного характера отнесены выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных).

В соответствии с постановлением Правительства Российской Приказом Министром обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 года N 255 "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года N 583" утверждено Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации.

Пунктом 2 Положения об оплате труда предусмотрено, что система оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций включает: размеры должностных окладов, ставок заработной платы (тарифных ставок); условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера; условия, размеры и порядок осуществления выплат стимулирующего характера.

Как установлено в пункте 14 Положения, в соответствии с Перечнем видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007 года № 822 гражданскому персоналу воинских частей и организаций устанавливаются выплаты компенсационного характера: за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; за работу в местностях с особыми климатическими условиями; за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных); за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.

Выплаты компенсационного характера, их размеры и условия выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, а также настоящим Положением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (пункт 15 Положения).

В соответствии с пунктом 25 Положения об оплате труда водителям автобусов, специальных, грузовых и легковых автомобилей за квалификацию устанавливается компенсационная выплата к тарифным ставкам при наличии в водительском удостоверении разрешающих отметок: «B», «C», «E», или только «Д», или «Д» и «E»; «B» («B1»), «C» («C1»), «BE», «CE» («C1E»), или только «D» («D1»), или «DE» («D1E») - 10 процентов.

Коллективным договором, заключенным между трудовым коллективом и командованием войсковой части 34667 на 2015-2017 годы, предусмотрено, что оплата труда гражданского персонала войсковой части производится в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 года № 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 05 августа 2008 года № 583», а также нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (раздел V).

Из системного толкования приведенных правовых норм следует, что право на установление компенсационных выплат обладают работники при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), при этом условия, размеры выплат устанавливаются трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, однако не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В этой связи, оценивая юридически значимые обстоятельства для разрешения спора, судебная коллегия приходит к выводу, что установление факта наличия у истца водительского удостоверения на право управления транспортными средствами категорий «В», «С», «ВЕ», «СЕ» и осуществление трудовой деятельности непосредственно на пожарном автомобиле АЦ-6,0-40 на базе КАМАЗ-43118, то есть специальном транспортном средстве, не свидетельствуют о том, что истец выполняет возложенные на него трудовым договором трудовые функции по занимаемой им должности в условиях, отклоняющихся от нормальных, с наличием которых приведенные правовые акты связывают установление работнику компенсационных выплат.

В соответствии с положениями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлено доказательств, что истцом фактически выполняются работы по управлению транспортными средствами в соответствии с разрешенными отметками в водительском удостоверении, то есть различными видами транспорта.

Более того, из пояснений самого истца суду первой инстанции следует, что при осуществлении трудовой функции он управляет непосредственно пожарным автомобилем АЦ-6,0-40.

При таком положении оснований полагать, что истцом выполняются работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, не имеется.

Условиями заключенного с истцом трудового договора также не предусмотрено осуществление истцом возложенных на него трудовых обязанностей при управлении различными видами транспортных средств.

Из локальных правовых актов работодателя также нельзя сделать вывод, что в войсковой части 34667 водители специальных автомобилей, имеющие водительские удостоверения на право управления транспортными средствами различных категорий, привлекаются к управлению разными видами транспортных средств.

Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции в обжалуемой части нельзя признать законными, в связи с чем оно подлежит отмене с принятием нового решения об оставлении заявленных истцом требований без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 193, 199, 327, 328, 329 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

определила:

решение Кандалакшского районного суда Мурманской области от 31 октября 2017 года в удовлетворенной части исковых требований отменить, принять в этой части новое решение, которым оставить без удовлетворения заявленные ФИО4 исковые требования об установлении и взыскании компенсационной выплаты к должностному окладу за квалификацию в размере 10 процентов, предусмотренную пунктом 25 «Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации», утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 года № 255.

В остальной части решение оставить без изменения.

председательствующий

судьи