судья Гедыма О.М. | № 33-230-2019 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Мурманск | 29 января 2019 года |
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего | Науменко Н.А. |
судей | Захарова А.В. |
Самойленко В.Г. | |
при секретаре | Таушанковой Н.С. |
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Буянина Владимира Александровича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе города Мурманска о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, возложении обязанности по перерасчету пенсии,
по апелляционной жалобе Буянина Владимира Александровича на решение Ленинского районного суда города Мурманска от 17 октября 2018 года, которым постановлено:
«Буянину Владимиру Александровичу в удовлетворении исковых требований к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском округе города Мурманска о включении в льготный стаж периодов работы в АО «Завод по термической обработке твердых бытовых отходов» с 20.10.1993 по 18.11.1996; включении в льготный стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера периодов работы в Тиковском ЛЗП Колпашевский леспромхоз комбинат «ТОМЛЕС» с 13.10.1973 по 19.12.1973 и с 20.12.1973 по 19.01.1974 по профессии сучкоруб и шофер лесовоза; установлении стажевого коэффициента в размере 75% для цели определения расчетного размера трудовой пенсии; возложении обязанности установить истцу пенсию по нормам ранее действующего Закона №340-1 от 20.11.1990 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» без применения ИПК, исходя из среднего заработка и стажевого коэффициента, исчисленного в льготном порядке, применив все установленные индексы роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации; взыскании судебных расходов - отказать в полном объеме».
Заслушав доклад судьи Захарова А.В., объяснения истца Буянина В.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения относительно доводов жалобы представителей ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском административном округе г. Мурманска Кузнецова И.В., Воробьевой С.А., представителя третьего лица ОПФ Мурманской области Першиной И.В., судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Буянин В.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе г.Мурманска (далее ГУ - УПФ РФ в Ленинском округе г.Мурманска) с требованием о включении периодов работы в льготный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение и о назначении пенсии по нормам ранее действующего законодательства.
С учетом уточнения исковых требований указал, что он является получателем страховой пенсии по старости с 15.10.2000. Пенсия назначена ему по п. «з» ст. 12 Закона от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», в связи с особыми условиями труда в качестве механизатора (докера-механизатора) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах.
При назначении пенсии трудовой стаж был рассчитан в льготном исчислении, в связи с работой в районах Крайнего Севера, и составил 47 лет 08 месяцев 19 дней. Стаж работы в качестве докера-механизатора, в льготном исчислении, составил 29 лет 01 мес. 17 дней. В связи с этим пенсия ему была назначена исходя из расчета 50% заработка за необходимый 20-летний стаж и сверх того, один процент заработка за каждый полный год общего трудового стажа, превышающего требуемый для назначения пенсии, что составило 75% (стажевой коэффициент). На момент выхода на пенсию он продолжал осуществлять трудовую деятельность, в связи с чем пенсия ему была исчислена без применения индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) и в общем размере не могла быть более трех минимальных размеров пенсии. Вместе с тем, в связи с вступлением в силу Федерального закона от 19.12.2001 № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 01.01.2002 осуществлена оценка пенсионных прав всех без исключения пенсионеров с применением ИПК и произведен перерасчет пенсий. При этом, его трудовой стаж при конвертации пенсионных прав в РПК был исчислен в календарном порядке на основании п. 2, п. 4 ст. 30 Закона №173-Ф3 в редакции, действовавшей до 01.01.2010, исходя из общего трудового стажа, на 01.01.2002, составлявшего 31 год 09 месяцев 15 дней, а стажевый коэффициент уменьшился до 61%.
Решением Ленинского районного суда г.Мурманска от 08.07.2003 удовлетворен иск Буянина В.А. о перерасчете пенсии с учетом статьи 28 Закона РФ от 19.02.1993 №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» - с исчислением трудового стажа в льготном полуторном размере. Впоследствии Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 №2-П был признан законным порядок, исключающий льготный порядок исчисления трудового стажа, после чего статья 28 Закона РФ от 19.02.1993 №4520-1 утратила силу, а определением Ленинского районного суда г.Мурманска от 19.04.2005 решение суда от 08.07.2003 было отменено.
Полагал, что расчет пенсии должен быть произведен исходя из 75% заработка пенсионера, с ограничением размера пенсии тремя с половиной минимальными размерами оплаты труда (для лиц, работавших во вредных условиях труда). Его среднемесячный заработок составил 3 593 рубля 60 коп., 75% составляет 2 695 рублей 20 коп. На 01.01.2002 размер минимальной пенсии составлял 660 рублей, следовательно, размер пенсии ограничивался размером 2 310 рублей без учета районного коэффициента. В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ социальные пенсии увеличиваются ежегодно, с 01 апреля с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации за прошедший год. За период с 2001 года по 2017 год общий размер индексации составил 10,7373, следовательно, размер пенсии истца с учетом индексации составит 24 803 рубля 16 копеек, с учетом районного коэффициента 1,4, размер пенсии истца составит 34 724 рубля 42 копейки. Минимальный размер пенсии на сегодняшний день составляет 8 496 рублей без учета районного коэффициента. Три с половиной минимальных пенсии, с учетом районного коэффициента, составят 41 630 рублей 40 копеек. Вместе с тем, в настоящее время его размер пенсии составляет 26 314 рублей 68 копеек, что значительно ниже того размера, который может быть исчислен по нормам действовавшего законодательства на момент выхода истца на пенсию. Все его обращения к ответчику об оценке его пенсионных прав и применении ранее действовавшего законодательства положительного результата не принесли.
Кроме того, обратил внимание, что в его стаж работы в тяжелых условиях труда ответчиком не включен период его работы с 20.10.1993 по 18.11.1996 в качестве машиниста крана 4 разряда на заводе термической обработки твердых бытовых отходов. Вредность условий работы истца на мусоросжигательном заводе подтверждена решением Ленинского районного суда г. Мурманска от 04.03.1997, а также подтверждается документами, представленными АО «Завод ТО ТБО», в том числе картой условий труда на рабочем месте №* от 28.10.1988. Указал, что деятельность завода ТО ТБО относится к паросиловому хозяйству, что соответствует Списку №2, раздел XIII «Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство», позиция 2140000а-14002 «машинисты погрузочных машин, занятые на складах угля с содержанием свободного диоксида кремния от 5% и выше».
Также указал, что при назначении досрочной трудовой пенсии по старости, ответчиком не был включен в стаж работы в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, период работы в Колпашевском леспромхозе Томской области с 13.10.1973 по 19.12.1973 по профессии «сучкоруб» и с 20.12.1973 по 19.01.1974 по профессии «шофер лесовоза» общей продолжительностью 03 месяца 07 дней. Вместе с тем, указанные профессии относятся к работе, по которой пенсия назначается на основании п. «ж» ст. 12 Закона №340-1, также указанные профессии поименованы в Списке, утвержденном постановлением Правительства РФ от 24.04.1992 №273, согласно которому обрубщики сучьев (сучкоруб) и водители автомобилей на вывозке леса (шофер лесовоза) имеют право на включение трудового стажа для права на пенсионное обеспечение в соответствии с п. «ж» ст. 12 Закона «О государственных пенсиях в РСФСР». Обратил внимание, что Колпашевский район, согласно постановлению Совмина СССР от 03.01.1993 №12, является районом, приравненным к районам Крайнего Севера, с коэффициентом 1,5.
Просил обязать ответчика включить периоды его работы с 20.10.1993 по 18.11.1996 на заводе ТО ТБО в стаж работы с тяжелыми условиями труда, дающий право на льготную пенсию в связи с особыми условиями труда по п. «б» ст. 12 Закона №340-1, позиция 21400000а-14002 Списка №2; обязать ответчика включить в стаж работы период с 13.10.1973 по 19.12.1973 по профессии «сучкоруб», с 20.12.1973 по 19.01.1974 по профессии «шофер лесовоза» для исчисления стажа в целях назначения пенсии в связи с особыми условиями труда по п. «ж» ст. 12 Закона №340-1, а также в связи с работой в районах, приравненных к РКС; для цели определения расчетного размера трудовой пенсии установить истцу стажевой коэффициент в размере 75%, применив порядок исчисления трудового стажа в соответствии с законодательством, действовавшим до 01.01.2002; обязать ответчика установить ему пенсию по нормам ранее действовавшего Закона от 20.11.1990 №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» без применения ИПК, исходя из среднего заработка и стажевого коэффициента, исчисленного в льготном порядке, применив все установленные индексы роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации, как наиболее выгодный вариант пенсионного обеспечения; взыскать с ответчика судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей, а также расходы на оплату юридических услуг в размере 10 000 рублей.
Истец Буянин В.А. и его представитель Жолнерович В.В. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержали.
Представители ответчика ГУ - УПФ РФ в Ленинском округе г.Мурманска Воробьева С.А., Кузнецов И.В. исковые требования не признали.
Представитель третьего лица ГУ - ОПФ РФ по Мурманской области в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на иск, в котором просил в удовлетворении требований истца отказать в полном объеме.
Представитель третьего лица - АО «Завод по термической обработке твердых бытовых отходов» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, представив возражения на исковое заявление.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Буянин В.А. просит решение суда изменить, требования об исчислении стажевого коэффициента для расчета пенсии исходя из льготного исчисления периодов работы до 2002 года, а также о перерасчете пенсии исходя из норм ранее действовавшего законодательства как наиболее выгодный вариант пенсионного обеспечения - удовлетворить.
В обоснование жалобы указывает на несогласие с решением суда в части отказа в установлении пенсии исходя из норм ранее действовавшего закона № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», а также в части отказа в исчислении стажевого коэффициента в льготном полуторном размере, который был установлен ему при назначении пенсии исходя из стажа работы, исчисленного также в льготном полуторном размере за периоды работы в районах Крайнего Севера.
Полагает, что изменение законодательства не может служить основанием для ухудшения его пенсионных прав, поскольку он вышел на пенсию задолго до вступления в силу Федерального закона № 173-ФЗ от 19.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и до отмены статьи 28 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
Утверждает, что его право на льготный порядок исчисления стажа работы в районах Крайнего Севера нарушено, поскольку именно такой порядок исчисления трудового стажа в неблагоприятных условиях проживания являлся стимулирующим в периоды его работы в районах Крайнего Севера.
Полагает несостоятельным вывод суда о том, что валоризация расчетного пенсионного капитала является равноценной и достойной компенсацией вместо отмены льготного стажевого коэфиициента по той причине, что валоризация РПК была проведена только в 2010 году, тогда как он по состоянию на 01.01.1991 имел подтвержденный стаж работы 31 год 03 мес. 21 день с учетом льготного исчисления периодов работы в районах Крайнего Севера. В связи с указанным, считает, что стажевый коэффициент при любом варианте оценки его пенсионных прав подлежит исчислению в льготном полуторном размере.
Также считает необоснованным отказ в установлении ему пенсии по нормам ранее действовавшего законодательства как выгодный вариант расчета пенсии, исходя из трех минимальных размеров пенсии. Полагает допустимым при таком варианте расчета пенсии в качестве минимального размера пенсии использовать размер 660 рублей.
Также указывает, что поскольку в соответствии с п. «е» статьи 7 Закона № 340-1, минимальный размер пенсии по старости повышается на индекс роста среднемесячной заработной платы в стране за соответствующий квартал, необоснованным является утверждение ответчика о том, что при варианте расчета пенсии исходя из ранее действовавшего Закона № 340-1 (п. 6 ст. 30 ФЗ № 173) за минимальный размер пенсии принимается сумма 185 рублей 32 копейки, исходя из которой был просчитан и признан невыгодным вариант его пенсионного обеспечения по рассматриваемому спору.
Обращает внимание, что в суде им заявлен вариант расчета пенсии по ранее действовавшему законодательству, согласно которому его пенсия составила бы 29763 рубля 80 копеек, вместо насчитанных ему пенсионным фондом 26 373 рублей.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель третьего лица АО «Завод по термической обработке твердых бытовых отходов», извещенный о времени и месте судебного заседания.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка в силу части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к разбирательству дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части (часть 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение суда в части отказа в удовлетворении требований истца о включении периодов работы с 20.10.1993 по 18.11.1996 на заводе ТО ТБО в стаж работы с тяжелыми условиями труда, дающий право на льготную пенсию в связи с особыми условиями труда по п. «б» ст. 12 Закона №340-1 и о включении в льготный стаж и стаж работы в местностях, приравненных к РКС периода работы с 13.10.1973 по 19.12.1973 по профессии «сучкоруб» и с 20.12.1973 по 19.01.1974 по профессии «шофер лесовоза», участвующими в деле лицами не обжалуется.
Оснований для выхода за пределы доводов апелляционной жалобы, предусмотренных частью 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает, в связи с чем в указанной части решение суда не является предметом проверки суда апелляционной инстанции.
В данном случае апелляционная инстанция связана доводами жалобы ответчика о несогласии с решением суда в части отказа в установлении истцу пенсии по нормам ранее действующего Закона №340-1 от 20.11.1990 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» без применения ИПК, исходя из среднего заработка и стажевого коэффициента, исчисленного в льготном порядке, применив все установленные индексы роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, подтверждается документами пенсионного дела, Буянин В.А. с 15.10.2000 является получателем пенсии по старости, назначенной в связи с особыми условиями труда в соответствии с пунктом «з» статьи 12 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон от 20.11.1990 №340-1) с учетом части 2 статьи 29 Закона РФ от 19.02.1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
В последующем в связи с изменением пенсионного законодательства ответчик пересчитывал и индексировал трудовую пенсию истца, а также им была произведена валоризация величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного при оценке пенсионных прав истца.
Обращаясь в суд с настоящим иском, Буянин В.А. полагал, что он имеет право на исчисление трудового стажа и размера пенсии по нормам ранее действовавшего законодательства, исходя из среднего заработка и стажевого коэффициента, исчисленного в льготном полуторном размере.
Отказывая Буянину В.А. в иске, суд первой инстанции пришел к выводу о неустановлении в судебном разбирательстве нарушений ответчиком прав истца при расчете пенсии. Доводы истца суд посчитал ошибочными, не основанными на пенсионном законодательстве.
Судебная коллегия, рассматривая гражданское дело в пределах доводов апелляционной жалобы, не усматривает оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно исходил из того, что порядок назначения, перерасчета размеров трудовых пенсий до 01 января 2015 года определялся в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №173-ФЗ), с 01 января 2015 года осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон №400-ФЗ).
Согласно статье 29 Федерального закона №173-ФЗ, размеры трудовых пенсий, установленных до вступления в силу настоящего Федерального закона по нормам Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", пересчитываются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Расчетный пенсионный капитал для определения страховой части трудовых пенсий, предусмотренных настоящей статьей, устанавливается в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 статьи 30 Федерального закона №173-ФЗ (в редакции от 17.12.2001), в связи с введением в действие настоящего Федерального закона осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле:
ПК = (РП - БЧ) х Т, где
ПК - величина расчетного пенсионного капитала;
РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с п. 2 настоящей статьи;
БЧ - размер базовой части трудовой пенсии (п. 1 ст. 14 настоящего Федерального закона);
Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом (п. 5 ст. 14 и п. 1 ст. 32 настоящего Федерального закона).
Расчетный размер трудовой пенсии определяется для мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и для женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, по формуле:
РП = СК х ЗР / ЗП х СЗП, где
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами;
ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;
СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 01.07. по 30.09.2001 г. для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством РФ;
СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц (за исключением инвалидов, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности I степени) составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной в настоящем пункте продолжительности, но не более чем на 0,20.
Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.
Для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в следующих размерах:
не свыше 1,4 - для лиц, проживавших в районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5.
В соответствии с Постановлением Государственного Комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной плате и Президиума ВЦСПС от 04.09.1964г. № 380/П-18 на территории города Мурманска при установлении размеров пенсий применяется централизованно установленный районный коэффициент - 1,4.
Пунктом 7 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ предусмотрено, что расчетный размер трудовой пенсии с учетом надбавок, повышений и компенсационной выплаты не может быть менее 660 рублей.
В целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002 г., (предусмотренная п. 4 ст. 30), учитываемая в календарном порядке.
Согласно пункту 2 статьи 30 Федерального закона №173-ФЗ, расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
При конвертации в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона №173-ФЗ расчетный размер пенсии определяется исходя из продолжительности общего трудового стажа, исчисленного в календарном порядке, а также из отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ предусмотрено определение расчетного размера пенсии по нормам Федерального закона № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.1990 без применения индивидуального коэффициента пенсионера (с учетом правил подсчета общего трудового стажа, специального стажа и среднемесячного заработка пенсионера по нормам ранее действовавшего пенсионного законодательства).
При конвертации пенсии по пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ расчетный размер пенсии определяется исходя из продолжительности общего трудового стажа и среднемесячного заработка застрахованного лица. При этом в общий трудовой стаж периоды работы в районах Крайнего Севера учитываются в полуторном размере, а периоды военной службы по призыву - в двойном размере.
Расчетный размер трудовой пенсии при наличии общего трудового стажа, равного 25 лет для мужчин, не может превышать сумму, равную 555,96 руб. За каждый полный год, превышающий 25 лет для мужчин, указанная сумма повышается на 1 процент, но не более чем на 20 процентов.
Из материалов пенсионного дела Буянина В.А. следует, а также материалами настоящего гражданского дела подтверждено, что на момент обращения истца с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости, его страховой стаж составил 30 лет 07 месяцев 12 дней в календарном исчислении, для определения ИКП и 45 лет 11 месяцев 20 дней с учетом льготного порядка исчисления; стаж работы в районах Крайнего Севера (РКС) составил 26 лет 07 месяцев 09 дней; стаж работы в качестве механизатора (докера-механизатора) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах составил 19 лет 05 месяцев 02 дня в календарном исчислении и 29 лет 01 месяц 17 дней в льготном исчислении с учетом работы в РКС.
Среднемесячный заработок за период работы с октября 1998 года по сентябрь 2000 года на основании справки от 03.10.2000 № 492 составил 3593 рублей 60 копеек (для ИКП), а средний индексированный заработок – 4664 рубля 48 копеек.
Размер пенсии, при ее назначении, исчислен пенсионным органом в соответствии со статьей 18 Закона от 20.11.1990 №340-1, согласно которой максимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается на уровне трех минимальных размеров пенсии. При этом минимальный размер устанавливается не ниже размера, установленного федеральным законом (ч. 1 ст. 17 Закона).
Размер пенсии повышается на 1 % за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20 %.
В соответствии с пунктом «е» статьи 7 Закона от 20.11.1990 № 340-1 минимальный размер пенсии, по состоянию на октябрь 2000 года составлял 139 рублей 23 копейки.
Судом также установлено, что на момент назначения пенсии истцу, ее общий размер составлял 841 рубль 72 копейки (701,72руб. - пенсия истца с учетом районного коэффициента 1,4 + компенсационная выплата в размере 140 руб.). После назначения трудовой пенсии истец продолжал осуществлять трудовую деятельность.
На основании заявления Буянина В.А. от 17.12.2001 и представленных им документов с 01.01.2002 истцу произведен перерасчет пенсии в соответствии со ст. 106 Закона от 20.11.1990 №340-1, в связи с увеличением общего трудового стажа. При этом, продолжительность стажа истца по состоянию на 17.12.2001 составила: общий трудовой стаж - 31 год 09 месяцев 15 дней в календарном исчислении, что составило 47 лет 08 месяцев 19 дней с учетом льготного порядка исчисления; стаж работы в РКС составил 27 лет 09 месяцев 13 дней; стаж работы в качестве докера-механизатора - 19 лет 05 месяцев 02 дня в календарном исчислении и 29 лет 01 месяц 17 дней в льготном исчислении с учетом работы в РКС.
Среднемесячный заработок истца составил 3593 рубля 60 копеек, средний индексированный заработок - 6208 рублей 42 копейки.
Минимальный размер пенсии по состоянию на декабрь 2001 года составлял 185 рублей 32 копейки.
По состоянию на 01.01.2002 истцу установлена пенсия в размере 934 рубля 01 копейка (максимальный размер с учетом районного коэффициента 1,4), дополнительно к пенсии установлена компенсационная выплата в размере 140 рублей (с учетом районного коэффициента 1,4), общий размер пенсии истца составил 1074 рублей 01 копейку (934,01руб. +140руб.).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, на основании объяснений сторон, пояснений специалиста Бондаренко О.В., фактических обстоятельств дела, достоверно установил, что после вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» истцу правомерно произведена конвертация его пенсионных прав в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ как по наиболее выгодному для него варианту.
При этом, проанализировав положения вышеприведенных норм, суд проверил правильность расчета пенсии при конвертации пенсионных прав истца по пункту 3 статьи 30 и по пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ.
Так, в соответствии с положениями пункта 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, расчетный размер пенсии истца по состоянию на 01.01.2002, с учетом конвертации составил 1427 рублей 03 копейки (что выше установленного размера 660,00 руб. и выше 1074,01 руб. - установленного истцу размера пенсии по состоянию на 31.12.2001 по нормам Закона №340-1 ФЗ), с учетом того, что по состоянию на 01.01.2002 продолжительность общего трудового стажа истца составила 31 год 09 месяцев 15 дней в календарном исчислении, стажевый коэффициент составил 61% (0,55 за 25 лет общего трудового стажа + 0,11 (0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх установленной продолжительности)), отношение заработков составило 1,4.
В соответствии с положениями пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, расчетный размер пенсии истца составил 1074 рублей 01 копейку (с учетом районного коэффициента и компенсационной выплаты 140 руб.), с учетом того, что по состоянию на 01.01.2002 продолжительность общего трудового стажа Буянина В.А. составила 47 лет 08 месяцев 19 дней (стажевый коэффициент максимальный - 75%), среднемесячный заработок 3593,60 руб., среднемесячный индексированный заработок - 6208,42 руб.
Установив, что размер пенсии, установленный при конвертации по пункту 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ выше, чем при конвертации по пункту 4 статьи 30 указанного Федерального закона, суд пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении требований об установлении стажевого коэффициента в размере 75% для цели определения расчетного размера трудовой пенсии; возложении обязанности установить истцу пенсию по нормам ранее действующего Закона №340-1 от 20.11.1990 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» без применения ИПК, исходя из среднего заработка и стажевого коэффициента, исчисленного в льготном порядке, применив все установленные индексы роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации.
При этом, оценивая доводы истца и его представителя о том, что размер стажевого коэффициента следует исчислять из стажа работы с учетом льготного исчисления стажа в районах Крайнего Севера, а не из общего трудового стажа в календарном исчислении, и признавая их ошибочными, основанными на неправильном понимании норм материального права, в частности пункта 3 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ, суд первой инстанции, суд обоснованно исходил из того, что Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не предусмотрено установление стажевого коэффициента за стаж работы в районах Крайнего Севера.
Вопреки доводам жалобы, как правильно указал суд первой инстанции, размер пенсии Буянин В.А. установлен по наиболее выгодному для него варианту. Этот вывод истцом не оспорен, подтверждается материалами пенсионного дела.
Кроме того, суд правомерно принял во внимание, что с 01 января 2010 года произведена валоризация расчетного пенсионного капитала, определенного в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, однако учитывая, что по состоянию на 01.01.2002 продолжительность стажа Буянина В.А. на соответствующих вида работ (докер-механизатор) составляет менее требуемой 20 лет, а именно - 19 лет 05 месяцев 02 дня в календарном исчислении, конвертация была бы произведена из неполного (имеющегося) стажа (отношение имеющегося стажа к требуемому составит 0,9711111), в связи с чем размер расчетной пенсии составил 1249 рублей 50 копеек, что также менее 1427 рублей 03 копеек при конвертации по пункту 3 статьи 30 Закона №173-Ф3.
Таким образом, вывод суда о том, что трудовая пенсия назначена Буянину В.А. в соответствии с нормами действовавшего на момент назначения истцу пенсии Закона от 20.11.1990 №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и с 01.01.2002 с учетом конвертации, произведенной по правилам п. 3 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», и оснований для переоценки пенсионных прав истца не имеется, является верным и основанным на исследованных судом доказательствах.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылалась сторона истца в обоснование заявленных требований, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка.
Истец произвольно смешивает разные критерии расчета пенсии по самостоятельным основаниям, предусмотренным законом, и использует понятия, предусмотренные для иных целей, что указывает на ошибочное понимание им нор материального права.
С учетом изложенного судебная коллегия считает, что доводы жалобы в целом на правильность выводов суда не влияют и предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правовых оснований к отмене постановленного судом решения не содержат.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решениеЛенинского районного суда города Мурманска от 17 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Буянина Владимира Александровича – без удовлетворения.
председательствующий | |
судьи |