судья Плескачева Л.И. | № 33-2929 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Мурманск | 28 октября 2015 года |
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего | Синицы А.П. |
судей | Койпиш В.В. |
Захарова А.В. | |
при секретаре | Измайловой И.П. |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Марасеевой Н. И. к государственному областному казенному учреждению «Кандалакшский межрайонный центр социальной поддержки населения» об оспаривании отказа в назначении субсидии по оплате за жилье и коммунальные услуги
по апелляционной жалобе государственного областного казенного учреждения «Кандалакшский межрайонный центр социальной поддержки населения» на решение Кандалакшского районного суда Мурманской области от 4 августа 2015 года, которым постановлено:
«Иск Марасеевой Н. И. удовлетворить частично.
Обязать государственное областное казенное учреждение «Кандалакшский межрайонный центр социальной поддержки населения» назначить и выплатить Марасеевой Н. И. субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по заявлению от _ _ г.
В удовлетворении требований о начислении и выплате субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в последующие шестимесячные периоды Марасеевой Н. И. отказать.
Взыскать с государственного областного казенного учреждения «Кандалакшский межрайонный центр социальной поддержки населения» в пользу Марасеевой Н. И. судебные расходы в размере *** рублей».
Заслушав доклад судьи Захарова А.В., возражения против апелляционной жалобы истца Марасеевой Н.И., судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Марасеева Н.И. обратилась в суд с иском к государственному областному казенному учреждению «Кандалакшский межрайонный центр социальной поддержки населения» (далее по тексту - ГОКУ «КМЦСПН») об оспаривании отказа в назначении субсидии по оплате за жилье и коммунальные услуги.
В обоснование заявленных требований указала, что _ _ года обратилась в Полярнозоринский отдел ГОКУ «КМЦСПН» по вопросу начисления и выплаты субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Ответчик уведомлением от *** года отказал ей в назначении субсидии по той причине, что ее расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг не превышают максимально допустимую величину, рассчитанную в соответствии с законодательством.
Считая отказ в предоставлении субсидии незаконным, истец указала, при расчете расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг ответчик включил в состав ее семьи дочь К. которая по решению Полярнозоринского районного суда Мурманской области от _ _ года признана бывшим членом ее семьи.
Дочь зарегистрирована вместе с ней, однако с _ _ года по настоящее время имеет временную регистрацию, проживает и работает в ***, имеет свою семью.
Просила обязать ответчика начислить и выплатить субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по заявлению от _ _ года и в последующие шестимесячные периоды.
В судебном заседании истец поддержала исковые требования.
Представитель ответчика Михеева А.А. в судебном заседании против заявленных требований возражала, пояснив, что истец не может быть отнесена к категории «одиноко проживающий пенсионер», так как совместно с ней по месту постоянного жительства зарегистрирована К..
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ГОКУ «Кандалакшский межрайонный центр социальной поддержки населения» Тананова А.И. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение.
В обоснование доводов жалобы указывает, что истец при обращении за получением субсидии не предоставила в Учреждение сведения о наличии у дочери временной регистрации по месту пребывания.
Выводы суда о том, что Марасеева Н.И. проживает одна, основаны лишь на пояснениях истицы и данных о временной регистрации ее дочери К.. в ***. Вместе с тем, в соответствии с Правилами предоставления субсидии от 14.12.2005 № 761 и Методическими рекомендациями по применению названных Правил предоставление субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг носит заявительный характер, обязанность по представлению документов возложена на заявителя и расчет размера субсидии определяется на основании документов, представленных заявителем и полученных в рамках межведомственного взаимодействия.
В возражениях на апелляционную жалобу Марасеева Н.И. просит решение оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
В судебное заседание апелляционной инстанции не явился представитель ответчика – ГОКУ «Кандалакшский межрайонный Центр социальной поддержки населения», надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, просивший о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В соответствии с ч.5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, поскольку их неявка не является препятствием к судебному разбирательству.
Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Суд правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела и применил надлежащие нормы материального права.
Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг регламентировано статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, нормами которой предусмотрено, что субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации.
Право на субсидии имеют граждане, в том числе - собственники жилых помещений.
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Согласно пункту 2 данных Правил субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 Правил, предоставляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением документов указанных в пункте 8 Правил.
Пунктом 18 (подп. «б») Правил установлено, что в состав семьи заявителя могут входить заявитель и граждане, являющиеся членами семьи собственника жилого помещения в соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации
В соответствии с пунктом 20 Правил размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Закон Мурманской области от 05.12.2006 N 813-01-ЗМО в соответствии со статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает размер регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи на территории Мурманской области.
Названным Законом установлен региональный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере 22 процентов.
Установлен региональный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере 13 процентов с 1 января 2009 года и 10 процентов с 1 января 2010 года для одиноко проживающих пенсионеров (мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет).
Постановлением Правительства Мурманской области от 16.02.2015 № 37-ПП установлены региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг на 2015 год для муниципальных образований Мурманской области, в том числе для города Полярные Зори с подведомственной территорией в размере: на одиноко проживающего гражданина 4309 руб. 74 коп., на одного члена семьи, состоящей из двух человек – 3113 руб. 59 коп.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела,
Марасеева Н.И., _ _ г. рождения, получатель трудовой пенсии по старости с _ _ года, является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: ***.
В указанном жилом помещении, помимо истицы зарегистрирована с _ _ года по месту жительства дочь истца К. что подтверждается копией справки от _ _ года.
Решением Полярнозоринского районного суда Мурманской области от _ _ года К. признана бывшим членом семьи Марасеевой Н. И..
Решением государственного областного казенного учреждения «Кандалакшский межрайонный центр социальной поддержки населения» от _ _ года № *** истице отказано в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, поскольку расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не превышают максимально допустимую долю расходов на оплату жилого помещения и ЖКУ в совокупном доходе семьи (***).
При отказе в назначении субсидии ответчик учитывал наличие вступившего в законную силу решения суда от _ _ , и не принимал во внимание при расчете субсидии доходы К.., однако в связи с наличием регистрации К.. в жилом помещении истицы не относил ее к категории одиноко проживающих пенсионеров, в связи с чем исходил из регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на одного члена семьи, состоящей из двух человек и применял региональный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату ЖКУ в размере 22%.
При таком расчете размер субсидии в отношении истицы принимал отрицательное значение (0,000х1+3113,59х1)-22%х17147,32 = -658,82 руб.).
Обсудив обстоятельства, с которыми ответчик связывал невозможность предоставления субсидии Марасеевой Н.И., суд пришел к правильном выводу о том, что регистрация по месту жительства истицы ее дочери К.. не может являться основанием для отказа в реализации права истицы на получение мер социальной поддержки.
Так, судом установлено, что К.. с _ _ года фактически проживает в г. ***, каждые полгода регистрируется по месту пребывания по ***, создала там семью, работает в ***.
Марасеева Н.И. проживает в жилом помещении в г. *** одна, доказательств того, что между ней и К.. заключено предусмотренное частью 7 статьи 31 ЖК РФ соглашение об оплате части расходов по оплате жилья и коммунальных услуг, суду не представлено, как не представлено и доказательств добровольного участия К.. в оплате ЖКУ.
Статус К.. как бывшего члена семьи истицы установлен вступившим в законную силу решением Полярнозоринского городского суда от _ _ .
Сведений о том, что к моменту обращения истицы с заявлением от _ _ о назначении субсидии изменились обстоятельства, установленные указанным решением суда, в материалы дела не представлено.
Исходя из совокупности установленных по делу обстоятельств, суд пришел к обоснованному выводу о том, что истица может быть отнесена к категории «одиноко проживающий пенсионер», вследствие чего по отношению к ней при определении права на субсидию должны применяться региональные стандарты, установленные для одиноко проживающего гражданина (пенсионера).
Судебная коллегия находит правильными выводы суда, которые не опровергаются доводами апелляционной жалобы, обусловленными наличием постоянной регистрации К.. по месту жительства истицы.
Необходимо учитывать, что предусмотренная нормами Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация по месту жительства или месту пребывания сама по себе является способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или месту жительства, что в силу части 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации не препятствует свободному передвижению и выбору места жительства.
Регистрация по месту жительства носит уведомительный характер, является актом административного характера и не свидетельствует об отсутствии либо наличии права пользования жилым помещением.
Факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно ч. 2 ст. 3 приведенного Закона не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законодательными актами субъектов РФ.
Кроме того, в законодательстве РФ отсутствует понятие одиноко проживающего гражданина, а также отсутствуют критерии отнесения лиц к такой категории граждан.
Поэтому спор разрешен судом, исходя из совокупности установленных конкретных обстоятельств дела.
Тщательно проанализировав все представленные по делу доказательства применительно к вышеприведенным нормам закона, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о праве истицы на назначение и выплату субсидии по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по заявлению от _ _ г.
Решение суда в той части, которой истице отказано в удовлетворении требований о начислении и выплате субсидии в последующие шестимесячные периоды никем не обжаловано и поэтому в силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предметом проверки суда апелляционной инстанции не является.
Выводы суда в оспариваемой части мотивированны, соответствуют установленным в судебном заседании обстоятельствам и требованиям закона, оснований считать их не правильными, судебная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы отмену постановленного судом решения повлечь не могут, так как о нарушении норм материального и процессуального права не свидетельствуют, сведений об обстоятельствах, нуждающихся в дополнительной проверке, не содержат.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным, обоснованным, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ оснований для его отмены или изменения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Кандалакшского районного суда Мурманской области от
4 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного областного казенного учреждения «Кандалакшский межрайонный центр социальной поддержки населения» - без удовлетворения.
председательствующий:
судьи: