судья Роговая Т.В.
№ 33-686
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Мурманск
27 марта 2013 года
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
ФИО1
судей
Самойленко В.Г.
ФИО2
при секретаре
ФИО3
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску ФИО4 к администрации ЗАТО г.Североморск о понуждении к изданию постановления о предоставлении жилого помещения,
по апелляционной жалобе ФИО4 на решение Североморского городского суда Мурманской области от 25 декабря 2012 года , по которому постановлено:
«ФИО4 в удовлетворении иска к Администрации ЗАТО г.Североморск о восстановлении в списках граждан-первоочередников на получение жилья за пределами ЗАТО г.Североморск, предоставлении государственной услуги на получение жилого помещения по адресу: г...., ул. ..., д. ... кв. ... — отказать».
Заслушав доклад судьи Самойленко В.Г., объяснения ФИО4, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения относительно жалобы представителей администрации ЗАТО г.Североморск ФИО5 и ФИО6, полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
ФИО4 обратился в суд с иском к администрации ЗАТО г.Североморск о понуждении к изданию постановления о предоставлении жилого помещения.
В обоснование иска указал, что _ _ декабря 2011 года Комиссией по переселению граждан из ЗАТО г. Североморск, принято решение, оформленное протоколом № *, о предоставлении истцу на состав семьи 3 человека двухкомнатной квартиры по программе переселения из ЗАТО г.Североморск по адресу: г...., ул...., д...., кв.....
Основанием для включения в список очередников и выделения квартиры явилось наличие у него на момент постановки на очередь лиц, желающих переселиться из ЗАТО, и принятия комиссией по переселению администрации ЗАТО г.Североморск указанного решения статуса безработного гражданина, признанного особо нуждающимся в социальной защите и испытывающего трудности в поиске работы, в соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».
Полагал, что предоставление жилья за пределами ЗАТО Североморск является государственной услугой, осуществляемой ответчиком в пределах предоставленных полномочий, а срок издания администрацией ЗАТО г.Североморск постановления о предоставлении жилья за пределами ЗАТО с учетом необходимых согласований не должен превышать 30 дней по аналогии со сроком, установленным для подготовки заключений по наиболее объемным и сложным проектам актов, установленного Регламентом Правительства Российской Федерации (утвержден Постановлением Правительства РФ от 01 июня 2004 года № 260), а также срока рассмотрения обращений, заявлений и жалоб граждан согласно Федеральному закону «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ.
Вместе с тем, такое постановление по результатам рассмотрения его заявления от _ _ декабря 2011 года о предоставлении жилья в связи с переселением из ЗАТО г.Североморск и принятого комиссией по переселению из ЗАТО решения от _ _ декабря 2011 года о предоставлении жилого помещения в г.... было принято ответчиком только _ _ августа 2012 года.
На основании протеста прокурора вышеуказанное постановление администрацией ЗАТО г.Североморск было отменено по мотиву того, что им оформлена досрочная трудовая пенсия по возрасту и он утратил статус безработного гражданина, который имеет право на первоочередное обеспечение жильем за пределами ЗАТО г.Североморск
Истец полагает действия ответчика незаконными, нарушающими его право на обеспечение жильем по программе переселения из ЗАТО.
Уточнив в ходе производства по делу исковые требования, и сформулировав их окончательно суду в заявлении от 06 декабря 2012 года, истец просил восстановить его в списке граждан-первоочередников на получение жилья в г...., восстановить срок предоставления государственной услуги на получение жилья за пределами ЗАТО г.Североморск - в г.... по ул...., д...., кв...., восстановить его нарушенное право, установленное решением комиссии по переселению из ЗАТО г.Североморск от _ _ декабря 2011 года, на получение жилья по указанному адресу, обязать ответчика предоставить государственную услугу по получению им указанного жилого помещения за пределами ЗАТО г.Североморск.
В судебном заседании истец уточненные исковые требования поддержал.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заявления извещен надлежащим образом, представил письменное ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с отсутствием сотрудников юридического отдела, ранее в судебных заседаниях 06 и 26 декабря 2012 года соответственно, иск не признал.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ФИО4, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение судом норм материального права, просит решение суда отменить и принять по делу новое решение.
Указывает, что ответчик не представил, а суд не истребовал у ответчика нормативный правовой акт, согласно которому постановление о предоставлении жилого помещения должно издаваться ответчиком после сдачи жилого дома, в который предполагается переселение граждан из ЗАТО, в эксплуатацию.
В связи с отсутствием в Положении о порядке переселения из закрытого административно – территориального образования г. Североморск граждан, утративших связь с организациями и объектами ЗАТО срока издания постановления о переселении, полагает, что при принятии решения суду необходимо было руководствоваться по аналогии ФЗ «О предоставлении государственных и муниципальных услуг», ФЗ «О порядке обращений граждан Российской Федерации» №59 от 02 мая 2006 года, Регламентом Правительства Российской Федерации, Регламентом администрации ЗАТО Североморск.
Считает, что отсутствие Административного регламента в администрации г. Североморск по предоставлению услуги по переселению из ЗАТО, также как и отсутствие в Уставе ЗАТО г. Североморск нормы, устанавливающей порядок вступления в силу актов администрации ЗАТО г. Североморск, не может повлечь нарушение срока предоставления услуги; отсутствие надлежащей процедуры реализации гражданином права, гарантированного законом, не может служить препятствием к реализации этого права.
Указывает, что поскольку все имеющиеся административные регламенты, принятые администрацией ЗАТО Североморск, основаны, в том числе, на нормах ФЗ «О порядке обращений граждан Российской Федерации» №59 от 02 мая 2006 года, срок ответа на заявление граждан в соответствии со статьей 12 указанного Закона не должен превышать 30 дней; в данном случае соответствующее постановление должно было быть принято в указанный срок с момента обращения истца с заявлением к ответчику от _ _ декабря 2011 года.
Обращает внимание, что на момент принятия _ _ декабря 2011 года комиссией по переселению решения о предоставлении ему жилья, он обладал статусом безработного, утратил его только _ _ апреля 2012 года.
Полагает, что акт прокурорского реагирования в виде принесения протеста на постановление администрации муниципального образования ЗАТО Североморск № * от _ _ августа 2012 года свидетельствует о наличии отношений только между прокуратурой и администрацией ЗАТО Североморск, не должен нарушать законные права истца на получение жилого помещения в связи с переселением из ЗАТО.
Вывод суда о том, что услуга по предоставлению жилья за пределами ЗАТО Североморск не входит в перечень государственных и муниципальных услуг, считает несостоятельным.
Указывает, что в Положении о порядке переселения из закрытого административно – территориального образования г.Североморск граждан, утративших связь с организацией и объектами ЗАТО отсутствует обязанность граждан, состоящих в очереди первоочередников на переселение из ЗАТО, проходить перерегистрацию в установленные сроки; отсутствует запрет на получение государственной поддержки безработным гражданам после принятия комиссией по переселению решения о предоставлении им жилья за пределами ЗАТО; отсутствует норма, устанавливающая для безработных граждан запрет состоять на учете после предоставления им жилья за пределами ЗАТО в Центре занятости населения до фактического отселения их из ЗАТО.
Также указывает, что Положение о порядке переселения из закрытого административно – территориального образования г.Североморск граждан, утративших связь с организацией и объектами ЗАТО, не запрещает после получения постановления о переселении из ЗАТО вновь зарегистрироваться в ЗАТО Североморск, а также не запрещает вновь возобновить связь с учреждениями и организациями ЗАТО.
Обращает внимание, что в соответствии с пунктом 5.7. Положения о порядке переселения из закрытого административно – территориального образования г.Североморск граждан, утративших связь с организацией и объектами ЗАТО, при получении постановления администрации ЗАТО Североморск о предоставлении жилого помещения за пределами ЗАТО заявитель обязан предоставлять только документы, подтверждающие отсутствие трудовых (служебных) отношений с организациями ЗАТО г. Североморск на всех выезжающих совершеннолетних членов семьи. Предоставление других документов, в том числе и документа, подтверждающего наличие/отсутствие статуса безработного, при получении постановления администрации о предоставлении жилого помещения Положение не требует.
Считает, что у суда не было оснований считать при разрешении дела, что Глава администрации муниципального образования ЗАТО Североморск В.В. имеет право издавать постановления в части осуществления им государственных полномочий, в том числе постановления о предоставлении жилых помещений в связи с переселением граждан из ЗАТО Североморск, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства наличия у Главы администрации муниципального образования ЗАТО Североморск В.В. соответствующих полномочий, в частности, отсутствует контракт, заключенный с Главой администрации, которым эти полномочия Главе администрации предоставлены.
Ссылаясь на пункт 2 статьи 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, указывает, что него не было возложено бремя доказывания того обстоятельства, что постановление о переселении его семьи в г.... было принято ответчиком с нарушением срока, поскольку представитель ответчика в судебном заседании 06 декабря 2012 года фактически данный факт признал.
Полагает, что если бы в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции было установлено, что Глава администрации муниципального образования ЗАТО Североморск не наделен полномочиями издавать постановления о переселении граждан из ЗАТО, то суд при принятии решения должен был руководствоваться пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации №23 от 01 ноября 2001 года и муниципальными правовыми актами ЗАТО Североморск, не противоречащими указанному нормативному правовому акту.
Считает, что в соответствии со статьей 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при вынесении решения у суда были основания считать, что правовым основанием для получения его семьи жилья в г. ... является протокол комиссии по переселению № * от _ _ декабря 2011 года, изданный на основании документа, имеющего высшую юридическую силу - постановления Правительства Российской Федерации № 23 от 11 января 2001 года.
В отзыве на апелляционную жалобу администрация муниципального образования ЗАТО г.Североморск просит решение суда оставить без изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Разрешая дело, суд правильно исходил из того, что принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, обязывает исполнительные органы местного самоуправления соблюдать нормативное правовое регулирование, в том числе и при решении вопросов, связанных с переселением граждан из закрытых административно-территориальных образований на новое место жительства.
Согласно части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации и статье 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Как следует из преамбулы закона Российской Федерации от 14 июля 1992 года № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» (в редакции от 22.11.201), он устанавливает правовой статус закрытого административно-территориального образования, регулирует особенности местного самоуправления, определяет меры по социальной защите граждан, проживающих и (или) работающих в нем, и их права.
Статья 7 часть 2 Закона предусматривает, что если согласно условиям особого режима закрытого административно-территориального образования в нем ограничено дальнейшее проживание граждан, утративших производственную, служебную связь с организациями и (или) объектами, то вопросы их переселения и обеспечения жилым помещением решаются по согласованию с ними соответствующими организацией и федеральными органами исполнительной власти, в том числе за счет средств, выделяемых Правительством Российской Федерации на эти цели, с последующей передачей этих средств в порядке долевого участия на строительство органам местного самоуправления в местах предполагаемого расселения.
Реализуя полномочия по установлению порядка обеспечения жильем граждан, переезжающих из закрытых административно-территориальных образований на новое место жительства, Правительством Российской Федерации принято Постановление "Об обеспечении жильем граждан, переезжающих из закрытых административно-территориальных образований на новое место жительства, или выплате компенсаций этим гражданам" от 11.01.2001 N 23 (ред. от 18.04.2005, с изм. от 23.12.2009).
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 11 января 2001 года № 23 «Об обеспечении жильем граждан, переезжающих из закрытых административно-территориальных образований на новое место жительства, или выплате компенсаций этим гражданам» переселение граждан из закрытого административно-территориального образования на новое место жительства и обеспечение их жильем осуществляются органом местного самоуправления этого административно-территориального образования за счет предусматриваемых на эти цели средств федерального бюджета, бюджета указанного административно-территориального образования, средств организации (объекта) и федерального органа исполнительной власти.
В соответствии с действующим Уставом муниципального образования "Закрытое административно-территориальное образование город Североморск" (принят решением Совета депутатов муниципального образования ЗАТО г. Североморск от 13.12.2011 N 218) (ред. от 30.10.2012) администрация ЗАТО г. Североморск входит в структуру органов местного самоуправления (статья 25), является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления ЗАТО г. Североморск федеральными законами и законами Мурманской области (статья 47).
Согласно статьи 47.10. Устава муниципального образования "Закрытое административно-территориальное образование город Североморск" в области жилищного, жилищно-коммунального обслуживания, предоставления услуг торговли, общественного питания, бытовых услуг администрация ведет учет граждан, имеющих право на переселение из ЗАТО г. Североморск в связи с утратой производственной и служебной связи с организациями и объектами, расположенными на территории ЗАТО г. Североморск.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 23 предусмотрено, что решения о постановке на учет граждан, желающих выехать на новое место жительства из закрытого административно-территориального образования, и обеспечении их жильем принимаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и оформляются соответствующим актом комиссии, состав которой утверждается руководителем органа местного самоуправления закрытого административно-территориального образования. При этом указанная комиссия руководствуется положением, утверждаемым руководителем органа местного самоуправления закрытого административно-территориального образования по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится организация (объект), в связи с деятельностью которого создано это административно-территориальное образование.
Судом установлено, что Решением городского Совета депутатов муниципального образования ЗАТО г.Североморск от 30.11.2004 года № 371 утверждено Положение «О постоянно действующей Комиссии по переселению граждан из ЗАТО г.Североморск на новое место жительство.
Пунктом 8 Постановления Правительства Российской Федерации № 23 органам местного самоуправления закрытых административно-территориальных образований рекомендовано принять нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию данного Постановления.
Постановлением Главы муниципального образования ЗАТО г.Североморск от 28.07.2008 года № 6 утверждено Положение о порядке переселения из закрытого административно – территориального образования г.Североморск граждан, утративших связь с организациями и объектами ЗАТО (далее Положение о переселении), которое устанавливает условия, порядок учета и распределения жилья, приобретаемого (построенного) администрацией ЗАТО г.Североморск за его пределами для переселения граждан, утративших производственную, служебную связь с организациями (объектами), расположенными на территории ЗАТО, или выплаты компенсации за сданное в муниципальную собственность жилье, принадлежащее вышеуказанным гражданам. Постановлением Главы муниципального образования ЗАТО город Североморск от 04.05.2010 N 8 в "Положение о порядке переселения из закрытого административно-территориального образования г. Североморск граждан, утративших связь с организациями и объектами ЗАТО" были внесены изменения. Положение о порядке переселения из закрытого административно – территориального образования г.Североморск граждан, утративших связь с организациями и объектами ЗАТО недействительным в установленном законом порядке по мотиву его несоответствия законодательству, имеющему высшую юридическую силу, нарушения процедуры принятия муниципального нормативного правового акта, принятия его некомпетентным органом местного самоуправления не признано, в связи с чем, доводы истца в апелляционной жалобе, свидетельствующие фактически о несогласии с его отдельными положениями, не имеют правового значения. Вступившим 14.11.2012 года в законную силу решением Североморского городского суда Мурманской области от 10.09.2012 года признаны недействующими со дня вступления решения суда в законную силу лишь пункты 1.2., 4.4. Положения о порядке переселения из закрытого административно – территориального образования г.Североморск граждан, утративших связь с организациями и объектами ЗАТО.
В пункте 5 Постановления Правительства Российской Федерации № 23 названы категории лиц, имеющие право на первоочередное обеспечение жильем за пределами закрытого административно-территориального образования в случае переселения.
Право на первоочередное обеспечение жильем за пределами закрытого административно-территориального образования в случае переселения имеют, в том числе, безработные граждане, признанные особо нуждающимися в социальной защите и испытывающие трудности в поиске работы, в соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации". Указанная норма федерального законодательства продублирована в пункте 4.3. Положения о порядке переселения из закрытого административно – территориального образования г.Североморск граждан, утративших связь с организациями и объектами ЗАТО.
Согласно пункту 3.1 Положения о переселении учет граждан, имеющих в соответствии с действующим законодательством право на обеспечение жильем за пределами ЗАТО, осуществляется в администрации ЗАТО г.Североморск отделом по учету, распределению жилой площади и переселению.
В силу пункта 3.4. Положения о переселении решение о постановке на учет граждан, желающих выехать на новое место жительства из ЗАТО, и обеспечение их жильем принимаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и оформляются соответствующим актом (протоколом) Комиссии. Аналогичная компетенция Комиссии по переселению установлена в Положении о постоянно действующей Комиссии по переселению граждан из ЗАТО г.Североморск на новое место жительства (пункт 2).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, _ _ декабря 2011 года решением постоянно действующей Комиссии по переселению граждан из ЗАТО г.Североморск на новое место жительства, оформленным в виде протокола № *, ФИО4 на основании его заявления от _ _ октября 2011 года и представленных документов включен в очередь граждан-первоочередников безработных, признанных особо нуждающимися в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, в соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».
Статус истца как безработного на момент постановки его в очередь граждан-первоочередников подтверждался соответствующими документами, выданными ГОБУ «Центр занятости населения ЗАТО г.Североморск», копии которых представлены в материалы дела.
На заседании Комиссии, как следует из выписки из протокола № * от _ _ декабря 2011 года, было также принято решение предлагать ФИО4 двухкомнатную квартиру в г...., выделенную на очередь граждан-первоочередников безработных, признанных особо нуждающимися в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.
В соответствии с пунктом 5.1 Положения о переселении при поступлении жилья, предназначенного для отселения граждан, отдел по учету, распределению жилплощади и переселению администрации ЗАТО г. Североморск готовит предложения по распределению жилплощади между очередниками согласно пунктам 4.4 - 4.6 настоящего Положения.
Компетенция Комиссии по переселению граждан из ЗАТО г.Североморск в вопросе предоставления жилья за пределами ЗАТО регламентирована пунктом 5.5. Положения о переселении, согласно которому решение о выделении жилья для переселения принимается на заседании Комиссии и оформляется соответствующим протоколом. Решение определяет предварительное распределение жилья.
_ _ декабря 2011 года на заседании Комиссии принято решение о предоставлении ФИО4 на состав семьи 3 человека двухкомнатной квартиры по программе переселения из ЗАТО г.Североморск по адресу: г...., ул...., д.*, кв. *, общей площадью *** кв.м (п.2 протокола) при условии выполнения им пункта 1 данного решения, а именно - сдать занимаемую однокомнатную квартиру по адресу: г.Североморск, ул...., д.*, кв.*, в муниципальную собственность ЗАТО г.Североморск либо произвести сдачу в муниципальную собственность однокомнатной квартиры, приобретенной заявителем за счет собственных средств с целью передачи в муниципальную собственность ЗАТО г.Североморск.
Согласно Положению о переселении данное решение носило предварительный характер. На это указывает и содержание пунктов 5.5. (в части возможности отмены Комиссией ранее принятого решения), 5.7., 5.9. Положения о переселении.
Из дела следует, что решение Комиссии по переселению граждан из ЗАТО г.Североморск на новое место жительство от _ _ декабря 2011 года в отношении истца впоследствии было отменено решением Комиссии от _ _ 09.2012 года; по мотиву того, что ФИО4 с момента досрочного назначения трудовой пенсии по старости (_ _ 04.2012 года) не относится к категории граждан, которые имеют право на первоочередное обеспечение жильем за пределами ЗАТО г.Североморск в соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации № 23 и пунктом 4.4. Положения о переселении он снят с очереди граждан – первоочередников безработных, признанных особо нуждающимися в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, с перераспределением ранее выделенной квартиры в г. ... иным лицам из числа очередников общей очереди граждан, подлежащих переселению из ЗАТО г.Североморск.
В материалах гражданского дела отсутствуют данные о том, что в установленном законом порядке истцом было оспорено указанное решение Комиссии.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
В соответствии с данной нормой в пункте 5.6. Положения о переселении установлено, что на основании протокола Комиссии по переселению администрация ЗАТО г.Североморск издает постановление о выделении жилья, которое впоследствии выдается на руки заявителю и является документом, на основании которого заявитель считается обеспеченным жильем по переселению. Постановление является определяющим документом для дальнейшего оформления предоставленного жилья в собственность заявителя по месту получения жилья.
Положение о постоянно действующей Комиссии по переселению граждан из ЗАТО г.Североморск на новое место жительства также содержит норму о том, что на основании решения Комиссии о выделении жилплощади органом местного самоуправления издается соответствующее постановление.
Вышеуказанное опровергает довод апелляционной жалобы о том, что право на жилое помещение – квартиру, расположенную по адресу: г...., ул...., д.*, кв. *, общей площадью *** кв.м. у истца возникло на основании решения Комиссии по переселению от _ _ декабря 2011 года.
Из дела следует, что _ _ августа 2012 года Главой администрации муниципального образования ЗАТО г.Североморск издано постановление № * «О переселении пенсионеров, утративших связь с ЗАТО», согласно которому ФИО4 на состав семьи 3 человека предоставлена двухкомнатная квартира № *, общей площадью *** кв.м, по адресу: г...., ул...., д.* (100 процентов от стоимости соответствующего социальной норме общей площади жилья на данную семью) по Муниципальному контракту № * от _ _ ноября 2011 года, заключенному с ЗАО «***», и дополнительному соглашению № * от _ _ ноября 2011 года, в соответствии с Актом ввода в эксплуатацию жилого дома по адресу: г...., ул...., д.* по муниципальному контракту № * на участие в долевом строительстве жилья в целях переселения граждан из ЗАТО г.Североморск Мурманской области на новое место жительства в г.... от _ _ июля 2012 года. Приобретенная ФИО4 за счет собственных средств с целью исполнения условий решения Комиссии от _ _ декабря 2011 года квартира № * в п.... по ул...., д.*, подлежит сдаче в муниципальную собственность ЗАТО г.Североморск.
Как следует из материалов дела, материалов надзорного производства № *, прокуратурой г.Североморска проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении жильем граждан, переезжающих из ЗАТО г.Североморск на новое место жительства, или выплате компенсаций этим гражданам, в ходе которой было установлено, что ФИО4 решением Комиссии по назначений пенсий при ГУ - УПФ РФ в ЗАТО г.Североморск с _ _ апреля 2012 года назначена досрочная пенсия, в связи с чем, с указанного времени он не подлежит первоочередному обеспечению жильем за пределами ЗАТО в соответствии с Положением о переселении.
По результатам проверки _ _ 09.2012 года прокуратурой принесен протест Главе администрации муниципального образования ЗАТО г.Североморск, в котором прокурор г.Североморска требовал отменить постановление администрации ЗАТО г.Североморск от _ _ 08.2012 года № *, как нарушающее положения п.4.3 Постановления о переселении и ущемляющее интересы граждан, имеющих равные с ФИО4 права на переселение из ЗАТО г.Североморск и стоящих в очереди на переселение впереди указанного гражданина.
Постановлением Главы администрации муниципального образования ЗАТО г.Североморск от _ _ октября 2012 года № * постановление администрации муниципального образования ЗАТО г.Североморск «О переселении пенсионеров, утративших связь с ЗАТО» от _ _ августа 2012 года № *, на основании которого ФИО4 на состав семьи из трех человек выделена вышеуказанная квартира в г...., отменено.
Постановления Главы администрации муниципального образования ЗАТО г.Североморск от _ _ августа 2012 года № * и от _ _ октября 2012 года № * в судебном порядке в соответствии с положениями Главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе, по мотиву отсутствия у Главы администрации муниципального образования ЗАТО г.Североморск полномочий на их издание (статья 46.1 Устава), а также несоответствия их закону ФИО4 оспорены не были.
Оценивая довод истца о том, что постановление от _ _ августа 2012 года № * «О переселении пенсионеров, утративших связь с ЗАТО» администрацией муниципального образования ЗАТО г.Североморск было издано за пределами установленного срока, суд первой инстанции обоснованно исходил из анализа Положения о порядке переселения из закрытого административно – территориального образования г.Североморск граждан, утративших связь с организациями и объектами ЗАТО, в котором не установлен срок для принятия органом местного самоуправления постановления о выделении жилья гражданам, подлежащим переселению из ЗАТО, а также обоснованно принял во внимание объяснения представителя ответчика в судебном заседании об объективных причинах издания данного постановления в августе 2012 года, подтвержденные письменными доказательствами, исследованными судом: актом от _ _ 07.2012 года ввода в эксплуатацию жилого дома по адресу: г. ..., ул. ..., д. * по Муниципальному контракту № * на «Участие в долевом строительстве жилья в целях переселения граждан из ЗАТО г.Североморск Мурманской области на новое место жительства в г. ...» от _ _ 11.2011 года», разрешением от _ _ 06.2012 года на ввод объекта в эксплуатацию, расположенного по адресу: г. ..., ул. ..., *, Муниципальным контрактом № * на «Участие в долевом строительстве жилья в целях переселения граждан из ЗАТО г.Североморск Мурманской области на новое место жительства в г. ...» от _ _ 11.2011 года. Судебная коллегия находит правильным вывод суда о том, что изданием данного постановления _ _ августа 2012 года органом местного самоуправления право истца на переселение из ЗАТО г.Североморск не нарушено.
Судом также дана оценка доводу истца о том, что обеспечение жильем граждан, переезжающих из закрытых административно-территориальных образований на новое место жительства, является муниципальной услугой, влекущей обязанность органа местного самоуправления принять муниципальные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок ее оказания, поскольку данный довод не основан на положениях приведенного выше федерального законодательства, позволяющего сделать вывод о том, что органом местного самоуправления осуществляются отдельные государственные полномочия. Он опровергается также и положениями Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 года № 210–ФЗ, устанавливающего в статье 2 Закона, что муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления – это деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований. В силу статьи 1 Закона № 210 –ФЗ услуги, предоставляемые муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), подлежат включению в реестр муниципальных услуг. Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 25.12.2012) и статьей 10 Устава муниципального образования "Закрытое административно-территориальное образование город Североморск" обеспечение жильем граждан, переезжающих из закрытых административно-территориальных образований на новое место жительства, не отнесено к вопросам местного значения. В соответствии с Уставом муниципального образования "Закрытое административно-территориальное образование город Североморск" вопросы оказания муниципальных услуг в соответствии с действующим законодательством, установление порядка формирования и ведения реестра муниципальных услуг, порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг отнесены к полномочиям администрации ЗАТО г. Североморск (статья 47).
С учетом изложенного судебная коллегия находит несостоятельными доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции при разрешении дела должен был исходить из законодательства, регламентирующего вопросы оказания государственных или муниципальных услуг, и признать действия органа местного самоуправления по обеспечению жильем граждан (истца), переезжающих из закрытого административно-территориального образования, услугой, оказанной с нарушением данного законодательства.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО4 о восстановлении по вышеуказанным основаниям в списках граждан –первоочередников на переселение из ЗАТО г.Североморск и предоставление жилого помещения в г..... Решение суда в соответствии со статьей 196 частью 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принято по заявленным требованиям.
Не влияет на правильность решения суда и ссылка истца в жалобе на объяснения представителя ответчика о практикуемом ранее порядке и сроках издания органом местного самоуправления постановлений о предоставлении гражданам жилых помещений в связи с переселением из ЗАТО, поскольку эти объяснения не указывают на признание иска ответчиком. Из дела следует, что ответчик последовательно возражал против иска и приводил в письменных возражениях на иск, а также его представители в судебных заседаниях обстоятельства, на которых были основаны его возражения, представлял суду в подтверждение их в соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательства.
Ссылка истца в апелляционной жалобе на Положения о переселении граждан из других ЗАТО не влекут отмену решения суда, поскольку судом при разрешении дела применено законодательство, регламентирующее вопрос о переселении граждан, утративших связь с организациями и объектами ЗАТО г.Североморск, в связи с чем оснований для аналогии закона не имеется.
Не состоятелен и довод истца в апелляционной жалобе о том, что обстоятельствами, имеющими значения для дела, являются указанные в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 (ред. от 09.02.2012) N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", поскольку ФИО4 обратился в суд в защиту нарушенного права на обеспечение жилым помещением в исковом порядке.
Доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку установленных судом первой инстанции обстоятельств, к чему оснований судебная коллегия не усматривает, и основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда,
определила:
решение Североморского городского суда Мурманской области от 25 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО4 - без удовлетворения.
председательствующий:
судьи: