судья Ткаченко Т.В. | № 33-533-2018 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Мурманск | 27 февраля 2018 года |
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего | ФИО1 |
судей | ФИО2 |
ФИО3 | |
при секретаре | ФИО4 |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО5 к Министерству социального развития Мурманской области, Государственному областному казенному учреждению «Апатитский межрайонный центр социальной поддержки населения» о понуждении присвоить звание «Ветеран труда»,
по апелляционной жалобе Министра социального развития Мурманской области ФИО6 на решение Апатитского городского суда Мурманской области от 04 декабря 2017 года, которым постановлено:
«Иск ФИО5 к Министерству социального развития Мурманской области, Государственному областному казенному учреждению «Апатитский межрайонный центр социальной поддержки населения» о признании незаконным отказа в признании права на присвоение звания «Ветеран труда», признании права на присвоение звания «Ветеран труда» удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Министерства социального развития Мурманской области в присвоении ФИО5 звания «Ветеран труда».
Признать за ФИО5 права на присвоение звания «Ветеран труда».
В удовлетворении иска ФИО5 к Государственному областному казенному учреждению «Апатитский межрайонный центр социальной поддержки населения» отказать».
Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя Министерства социального развития Мурманской области ФИО7, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения против доводов жалобы ФИО5, ее представителя ФИО8, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
ФИО5 обратилась в суд с иском Министерству социального развития Мурманской области, Государственному областному казенному учреждению «Апатитский межрайонный центр социальной поддержки населения» (далее - ГОКУ «АМЦСПН») о понуждении присвоить звание «Ветеран труда».
В обоснование заявленных требований указала, что 16 декабря 2016 г. приказом Генерального прокурора РФ № * награждена знаком отличия «За верность закону» 1 степени.
По состоянию на 17 июля 2017 г. ее трудовой стаж составлял 33 года 09 месяцев 03 дня.
Полагая, что она имеет право на присвоение звания "Ветеран труда", 21.07.2017 она обратилась в Министерство социального развития Мурманской области через ГОКУ «АМЦСПН», однако ответчик отказал ей в присвоении указанного звания по тем мотивам, что приказ Генеральной прокуратуры РФ № * от 05 июля 2017 г. не содержит ссылку на то, что он распространяет свое действие на награды, выданные до 05 июля 2017 г., кроме того, приказ не зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации и официально не опубликован.
Просила признать отказ Министерства социального развития Мурманской области в присвоении ей звания «Ветеран труда» незаконным, признать за ней право на присвоение звания «Ветеран труда» и обязать Министерство социального развития Мурманской области подготовить проект распоряжения Губернатора Мурманской области «О присвоении звания Ветеран труда» ФИО5.
В судебном заседании ФИО5 уточнила исковые требования, просила признать отказ в присвоении ей звания «Ветеран труда» незаконным, и признать за ней право на присвоение звания «Ветеран труда», ее представитель ФИО8 уточненные требования поддержал.
Представитель ответчика Министерства социального развития Мурманской области в судебное заседание не явился, представил письменные возражения на иск.
Представитель ответчика ГОКУ «Апатитский межрайонный центр социальной поддержки населения» ФИО9 разрешение вопроса по исковым требованиям оставила на усмотрение суда.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе министр социального развития Мурманской области ФИО6 просит решение отменить и вынести по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указывает, что истец награждена знаком отличия «За верность закону» 1 степени 16 декабря 2016 г., в период действия приказа ГП РФ от 6.04.2007 № 393-к.
С учетом того, что на момент награждения ФИО5 вступили в силу изменения в статью 7 Федерального закона «О ветеранах», а перечень ведомственных знаков отличия прокуратуры Российской Федерации, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», Генпрокуратурой России не был определен, указывает, что у Министерства отсутствовали основания для присвоения истцу указанного звания.
Утверждает, что то обстоятельство, что знак отличия «За верность закону» I степени, которым награждена ФИО5, относится к ведомственным знакам отличия Генпрокуратуры России само по себе не является достаточным основанием для присвоения звания «Ветеран труда», поскольку обязательным условием является наличие не любого ведомственного знака отличия, а только такого, который даёт право на присвоение звания «Ветеран труда».
В возражениях на апелляционную жалобу истец ФИО5 и е представитель ФИО8 просят оставить решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель ответчика ГОКУ «Апатитский межрайонный центр социальной поддержки населения», извещенный о времени и месте рассмотрения дела, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации определены Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 29.12.2015 № 388-ФЗ) ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
При этом пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2015 N 388-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости" установлено, что за гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания "Ветеран труда" при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 4 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах»).
В Мурманской области порядок присвоения звания «Ветеран труда» и выдачи соответствующих удостоверений регулируются указанными Федеральными законами, а также нормативными правовыми актами Мурманской области: Положением о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», утвержденным постановлением Правительства Мурманской области от 09 октября 2012 года № 506-ПП (в редакции от 18 мая 2016 года); Административным регламентом по предоставлению государственной услуги «Присвоение звания «Ветеран труда» и выдача удостоверений ветерана труда», утвержденным приказом Министерства труда и социального развития Мурманской области от 27 июня 2016 года № 463.
Так, в соответствии с подпунктом «в» пункта 2 Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», звание «Ветеран труда» присваивается гражданам Российской Федерации, награжденным по состоянию на 30 июня 2016 года (включительно) ведомственными знаками отличия в труде при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Присвоение звания «Ветеран труда» гражданам, указанным в подпункте «в» настоящего пункта, осуществляется на основании пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2015 № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости».
Согласно пункту 5 Положения к ведомственным знакам отличия в труде, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда" лицам, указанным в подпункте «в» пункта 2 настоящего Положения, в том числе, относятся учрежденные в установленном порядке за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд награды, награждение которыми конкретного лица произведено, руководителем федерального министерства, федеральной службы, федерального агентства, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации. При этом все официальные документы о награждении должны содержать обязательные атрибуты: подпись должностного лица в ранге руководителя (первого заместителя руководителя, заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти и соответствующую печать.
Аналогичные положения содержатся в подпункте «в» пункта 1.2.1 и в пункте 2.6.1.3.1 Административного регламента (в редакции приказа Министерства труда и социального развития Мурманской области от 22 сентября 2016 года № 463).
Как установлено судом, следует из материалов дела, ФИО5 с 14 сентября 1983 года работает в прокуратуре г. Апатиты Мурманской области в должности *** и ее трудовой стаж по состоянию на 17 июля 2017 года составил 33 года 9 месяцев 3 дня.
Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 16.12.2016 № * истец награждена знаком отличия «За верность закону» I степени.
Полагая о наличии права на присвоение звания «Ветеран труда» в связи с награждением указанным ведомственным знаком отличия, ФИО5 обращалась за присвоением ей такого звания в ГОКУ «Апатитский межрайонный ЦСПН», в Министерство социального развития Мурманской области. Письмом Министерства социального развития Мурманской области от 20 сентября 2017 года № * истцу было сообщено об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», поскольку на момент награждения истца знаком отличия он не был учрежден Генпрокуратурой России в качестве ведомственного знака отличия, дающего право на присвоение звания «Ветеран труда» (л.д. 25-26).
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал, что награждение истца ведомственным знаком отличия Генеральной прокуратуры РФ «За верность закону» I степени в декабре 2016 г. является основанием для присвоения ей звания «Ветеран труда», поскольку указанный нагрудный знак отличия является ведомственным знаком отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу).
Приходя к такому выводу, суд обоснованно исходил из того, что на день награждения ФИО5 знаком отличия "За верность закону" 1 степени -16 декабря 2016 года действовал Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 06 апреля 2007 г. № 393-к «О наградах прокуратуры Российской Федерации», на день обращения ФИО5 к ответчику с заявлением о присвоении ей звания "Ветеран труда" - 21 июля 2017 г. вступил в действие приказ Генерального прокурора Российской Федерации "О ведомственных знаках отличия прокуратуры Российской Федерации, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда» от 05 июля 2017 года № 454, которым к ведомственным знакам отличия прокуратуры Российской Федерации также отнесен знак отличия "За верность закону" 1 степени.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, поскольку он должным образом мотивирован, подтвержден материалами дела, основан на правильном применении норм материального права.
Отказывая истцу в присвоении звания «Ветеран труда», ответчик – Министерство социального развития Мурманской области ссылался на изменившееся с 1 июля 2016 г. правовое регулирование спорных правоотношений.
Действительно, правовое регулирование спорных правоотношений изменилось с принятием Федерального закона от 29.12.2015 N 388-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости".
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» (введен Федеральным законом от 29.12.2015 N 388-ФЗ) порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации. Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 9 Федерального закона от 29 декабря 2015 г. № 388-ФЗ, положения пункта 1.1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ вступили в законную силу с 1 июля 2016 г.
Частью 3 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2015 г. № 388-ФЗ установлены переходные положения о сохранении за гражданами, награждёнными по состоянию на 30 июня 2016 г. ведомственными знаками отличия в труде, права на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Во исполнение названного Закона постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2016 г. № 578 «О порядке учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия» утверждено Положение об учреждении ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и о награждении указанными знаками отличия» (далее - Положение).
Согласно пунктам 2, 4, 25, 28 Положения, знаки отличия являются видом награждения федеральными органами исполнительной власти лиц за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики). Знак отличия учреждается нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти в соответствии с Положением. Решение о награждении кандидата знаком отличия оформляется приказом федерального органа исполнительной власти. Награждение знаком отличия производится в соответствии с приказом федерального органа исполнительной власти.
Федеральный орган исполнительной власти вправе учредить один знак отличия, который определяется им самостоятельно и является видом награждения за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) (подпункт 3 пункта 1 Положения).
Для разработки и издания нормативных правовых актов, учреждающих ведомственные знаки отличия, дающие право на присвоение звания «Ветеран труда», приведения своих нормативных правовых актов в соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2016 г. № 578 федеральным органам исполнительной власти Правительством Российской Федерации дан трёхмесячный срок (пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 25 июня 2016 г. № 578).
В целях реализации статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" (в ред. от 29.12.2015) Приказом Генпрокуратуры России от 05 июля 2017 года № 454 "О ведомственных знаках отличия прокуратуры Российской Федерации, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда" учреждены ведомственные знаки отличия прокуратуры Российской Федерации.
Пунктом 1 Приказа установлено, что ведомственными знаками отличия прокуратуры Российской Федерации, дающими право на присвоение звания "Ветеран труда", является, в том числе знак отличия "За верность закону" I степени.
Таким образом, указанным Приказом Генпрокуратуры России от 05 июля 2017 года № 454 предусмотрено отнесение знака отличия "За верность закону" I степени к ведомственным знакам отличия, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда».
Учитывая приведённые выше нормативные положения, издание Приказа Генпрокуратуры России от 05 июля 2017 г. № 454, включившего знак отличия "За верность закону" I степени в состав ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», а также тот факт, что истец отвечает иным установленным законом критериям ветерана труда (что не оспаривалось ответчиком), вывод суда о том, что имеющаяся у истца ведомственная награда подлежит учёту при решении вопроса о присвоении ей звания «Ветеран труда» является верным и основанным на правильном применении норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы не могут свидетельствовать о незаконности решения суда, поскольку награда истца относилась к ведомственным знакам отличия в соответствии как с прежним, так и с новым правовым регулированием, а обстоятельство награждения истца 16 декабря 2016 г., в переходный период, когда вступили в силу изменения в статью 7 Федерального закона «О ветеранах», но еще не был издан Приказ Генерального прокурора РФ об отнесении того или иного знака отличия к наградам, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда», не должно негативно отражаться на соответствующем праве истца, поскольку Российская Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 7) является социальным государством, устанавливающим гарантии социальной защиты.
Генеральная прокуратура РФ в письме от 29.09.2017 № * разъяснила истцу, что право на присвоение звания «Ветеран труда» при награждении ведомственными знаками отличия (в том числе «За верность закону» 1 и 2 степеней) возникает у работников прокуратуры с 01.07.2016 независимо от времени награждения (после 01.07.2016 или 05.07.2017) с учетом соблюдения условий, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 7 Закона «О ветеранах».
Следует учесть также, что стаж работы (службы) истца в органах прокуратуры Российской Федерации (более 33 лет) как условие для награждения лица ведомственным знаком отличия, соответствует установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2016 г. № 578 продолжительности работы (службы) в соответствующей сфере деятельности (15 лет), которая с 1 июля 2016 г. является основанием для награждения лица ведомственным знаком отличия, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда».
Необходимый стаж службы в органах прокуратуры – не менее 20 лет, требуемый при награждении знаком «За верность закону» I степени, в соответствии как с ранее действовавшим Положением, утвержденным приказом ГП РФ от 06.04.2007 № 393-к, так и вновь утвержденным Положением (приказ ГП РФ от 05.07.2017 № 452) у истца также имеется.
В целом доводы апелляционной жалобы Министра социального развития Мурманской области сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат указание на обстоятельства и факты, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, основаны на ином толковании норм материального права и по существу направлены на переоценку установленных обстоятельств дела, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда.
Нарушения судом норм процессуального права, являющегося в соответствии положениями части четвертой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, не установлено.
В части отказа в удовлетворении требований к ГОКУ «Апатитский межрайонный ЦСПН» решение никем не обжаловано и предметом проверки суда апелляционной инстанции в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ не является.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Апатитского городского суда Мурманской области от 04 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министра социального развития Мурманской области ФИО6 – без удовлетворения.
председательствующий: | |
судьи: |