НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Мурманского областного суда (Мурманская область) от 26.01.2022 № 2-2400/2021

Мотивированное апелляционное определение изготовлено

26 января 2022 г.

Судья Гвоздецкий А.О.

№ 33-57-2022

УИД 51RS0001-01-2020-001562-66

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

года Мурманск

19 января 2022 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего

Морозовой И.Ю.

судей

Брандиной Н.В.

Исаевой Ю.А.

при секретаре

Таушанковой Н.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
№ 2-2400/2021 по иску Беленко Романа Владимировича к федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Мурманской области», начальнику центра социального обеспечения федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Мурманской области» Поворознюку Юрию Михайловичу о признании права на компенсацию расходов на санаторно-курортное лечение и понуждении к восстановлению нарушенного права,

по апелляционной жалобе федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Мурманской области» на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 7 июля 2021 г.

Заслушав доклад судьи Морозовой И.Ю., выслушав объяснения представителя ответчика федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Мурманской области» Коматовского А.Е., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения ответчика Поворознюка Ю.И., полагавшего жалобу подлежащей удовлетворению, возражения истца Беленко Р.В. относительно доводов жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

установила:

Беленко Р.В. обратился в суд с иском к федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Мурманской области» (далее – ФКУ «Военный комиссариат Мурманской области»), начальнику центра социального обеспечения ФКУ «Военный комиссариат Мурманской области» о признании права на компенсацию расходов на санаторно-курортное лечение и понуждении к восстановлению нарушенного права.

В обоснование заявленных требований указал, что является военным пенсионером и в силу Федерального закона «О статусе военнослужащих» имеет право на социальные гарантии и льготы, в том числе, на санаторно-курортное лечение, оплачиваемое им в размере 25% стоимости путевки.
В декабре 2019 г. он через Военный комиссариат г. Североморска и
г. Островного обратился с заявлением об оплате расходов, связанных с санаторно-курортным лечением в санатории и проездом к месту отдыха и обратно, представив подлинники документов.

На данное обращение 30 января 2020 г. получен ответ, подписанный начальником центра соцобеспечения ФКУ «Военный комиссариат Мурманской области» Поворознюка Ю.М., которым истцу отказано в выплате расходов на путевку, поскольку ФГКУЗ «Санаторий «Россия» войск национальной гвардии не относится к числу санаториев федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Ссылаясь на положения части 1 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», полагал, что отказ в оплате стоимости путевки по данному основанию незаконен и нарушает его права.

Просил суд признать незаконным и отменить решение об отказе в выплате компенсации расходов на санаторно-курортное лечение от 30 января 2020 г., взыскать с ФКУ «Военный комиссариат Мурманской области» в свою пользу 75% стоимости путевки на санаторно-курортное лечение в размере 32 775 рублей.

Судом принято решение, которым исковые требования Беленко Р.В. удовлетворены. За Беленко Р.В. признано право на компенсацию расходов на санаторно-курортное лечение. На ФКУ «Военный комиссариат Мурманской области» возложена обязанность возместить Беленко Р.В. понесенные расходы на оплату стоимости путевки на санаторно-курортное лечение в размере 32 775 рублей.

В апелляционной жалобе представитель ответчика ФКУ «Военный комиссариат Мурманской области», ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права, просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований.

Не оспаривая право истца на приобретение путевки за 25 процентов стоимости санаторно-курортного лечения, полагает, что данное право подлежит реализации путем обращения в подведомственные Минобороны России санаторно-курортные учреждения здравоохранения, тогда как истец по собственной инициативе приобрел путевку за ее полную стоимость в санаторно-курортной медицинской организации, относящейся к иному ведомству – Росгвардии, пенсионером которого истец не является.

Приводит довод о том, что ни законодательством, ни межведомственными соглашениями возможность получения пенсионерами Минобороны России санаторно-курортного лечения на льготных условиях в неподведомственных Минобороны России учреждениях здравоохранения не предусмотрена.

Таким образом, по мнению подателя жалобы, отсутствуют основания для компенсации истцу за счет средств Минобороны России расходов, затраченных на санаторно-курортное лечение в неподведомственном учреждении здравоохранения, то есть понесенных в пользу третьего лица, не являющегося стороной спорных правоотношений.

Полагает необоснованными выводы суда, основанные на признании права на санаторно-курортное лечение военнослужащих и приравненных к ним по социальным гарантиям лиц всех федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, путем свободного выбора на их усмотрение любого места санаторно-курортного лечения вне зависимости от ведомственной принадлежности санаториев, оплаты путевки по полной (коммерческой) стоимости с последующим получением возмещения соразмерно объему положенной по закону социальной гарантии в ее денежном выражении, поскольку очевидно, что при таком подходе реализация права на санаторно-курортное лечение в случае истца должна производиться за счет средств Росгвардии, а не за счет средств Минобороны России.

В отзыве на апелляционную жалобу ответчик Поворознюк Ю.М. находит апелляционную жалобу обоснованной, а решение суда подлежащим отмене.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей определены Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Федеральный закон «О статусе военнослужащих»).

Для военнослужащих Федеральным законом устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы (пункт 1 статьи 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).

Согласно пункту 2 статьи 1 названного Федерального закона военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными названным Законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.

Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, федеральными государственными органами, органами военного управления и органами местного самоуправления; совершенствование механизмов и институтов социальной защиты указанных лиц; охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе (пункт 3 статьи 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).

Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, федеральные государственные органы, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников). Реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут также содействовать общественные объединения (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).

Система мер социальной поддержки военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей согласно нормативным положениям Федерального закона «О статусе военнослужащих» включает в себя ряд социальных гарантий, к числу которых отнесены, в том числе, санаторно-курортное лечение.

Так, в соответствии с пунктом 4 статьи 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования), и члены семей военнослужащих-граждан имеют право на санаторно-курортное лечение и организованный отдых в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, за плату в размере полной стоимости путевки, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Стоимость путевки устанавливается указанными федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами. Указанным военнослужащим и членам их семей при направлении в санатории на медицинскую реабилитацию после лечения в стационарных условиях в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии дополнительно предоставляются бесплатные путевки.

Абзацем первым пункта 5 статьи 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предусмотрено, что Права и социальные гарантии военнослужащих и членов их семей, указанные в пунктах 2 - 4 настоящей статьи, распространяются на офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения и на членов их семей, а также на прапорщиков и мичманов, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более. При этом указанные граждане оплачивают путевки на санаторно-курортное лечение или организованный отдых в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в размере 25 процентов, а члены их семей - 50 процентов стоимости путевки, установленной указанными федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами в соответствии с абзацем первым пункта 4 настоящей статьи.

Согласно пункту 7 статьи 3 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237, общая продолжительность военной службы военнослужащего включает в себя все время его военной службы, как по призыву, так и по контракту, в том числе и в случаях повторного поступления на военную службу. Определение общей продолжительности военной службы производится в календарном исчислении. В случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, общая продолжительность военной службы определяется в льготном исчислении.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Беленко Р.В. является военным пенсионером, уволенным по состоянию здоровья с военной службы и имеющим общую продолжительность военной службы в льготном исчислении более 20 лет.

На период с 14 апреля 2019 г. по 27 апреля 2019 г. Беленко Р.В. приобрел путевку в ФГКУЗ «Санаторий «Россия» войск национальной гвардии» за 32 200 рублей, в дальнейшем продлил ее до 2 мая 2019 г., доплатив 11 500 рублей, общая стоимость путевки составила 43 700 рублей.

16 декабря 2019 г. Беленко Р.В. обратился в Военный комиссариат
г. Североморска и г. Островного с заявлением об оплате расходов, связанных с санаторно-курортным лечением в санатории и проездом к месту отдыха и обратно, представив документы, подтверждающие факт приобретения путевки и ее использования.

30 января 2020 г. истцом получен ответ начальника центра соцобеспечения ФКУ «Военный комиссариат Мурманской области» Поворознюка Ю.М. от 24 января 2020 г., согласно которому Беленко Р.В. отказано в выплате расходов на приобретение санаторно-курортной путевки, поскольку ФГКУЗ «Санаторий «Россия» войск национальной гвардии» не относится к числу санаториев федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, а также в связи с нарушением порядка оплаты стоимости путевки.

Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства и доводы сторон в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав вышеприведенные нормы права, исходил из того, что установленная Беленко Р.В. при увольнении с военной службы выслуга давала ему право на получение социальных гарантий, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», в том числе право на санаторно-курортное лечение в санаторно-курортных организациях, в связи с чем пришел к выводу об удовлетворении заявленных Беленко Р.В. требований.

Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда об удовлетворении исковых требований в силу следующего.

На основании части 3 статьи 25 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» военнослужащие и приравненные к ним лица имеют право на получение медицинской помощи в ведомственных медицинских организациях, а при их отсутствии или при отсутствии в ведомственных медицинских организациях отделений соответствующего профиля, специалистов либо специального медицинского оборудования - на получение медицинской помощи в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба или приравненная к ней служба.

Особенности охраны здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц, а также отдельных категорий граждан, проходящих военную службу или приравненную к ней службу в федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба или приравненная к ней служба, определяются законодательством Российской Федерации, регламентирующим деятельность этих органов (пункт 6 статьи 25 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).

Под военной службой в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» понимается особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, - в Вооруженных Силах Российской Федерации и в войсках национальной гвардии Российской Федерации (далее также - другие войска), воинских (специальных) формированиях и органах, выполняющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства.

Согласно положениям пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» Вооруженные Силы Российской Федерации - государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации.В соответствии с пунктом 2 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1082, Минобороны России является органом управления Вооруженными Силами Российской Федерации.

В то время как Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» образована Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (далее – Росгвардия), а внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации преобразованы в войска национальной гвардии Российской Федерации.

Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации является правопреемником Министерства внутренних дел Российской Федерации в отношении передаваемых ей органов управления, объединений, соединений, воинских частей, военных образовательных организаций высшего образования и иных организаций внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также в отношении органов управления, подразделений, специальных отрядов, отрядов мобильных особого назначения, Центра специального назначения и соответствующих авиационных подразделений.

Таким образом, военная служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и военная служба в войсках национальной гвардии – это отдельные виды военной службы, каждая со своим особым правовым регулированием, которое обеспечивается соответствующими федеральными законами и подзаконными актами.

В соответствии с пунктом 7 статьи 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (в редакции Федерального закона от 6 июня 2014 г.
№ 145-ФЗ, действовавшей на период спорных правоотношений) порядок финансирования расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, проведением медико-психологической реабилитации, обеспечением санаторно-курортного лечения и отдыха на льготных условиях, оплатой стоимости путевок и выплатой компенсаций военнослужащим и другим гражданам, перечисленным в пунктах 2 - 6 настоящей статьи, определяется Правительством Российской Федерации.

Взаиморасчеты за оказание медицинской помощи военнослужащим между военно-медицинскими организациями Министерства обороны Российской Федерации, иными федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, осуществляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанной нормы Федерального закона «О статусе военнослужащих» Правительством Российской Федерации принято постановление от 26 сентября 1994 г. № 1093 «О порядке возмещения расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, санаторно-курортным лечением и отдыхом военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей».

Пунктом 1 указанного постановления предусмотрено, что при отсутствии по месту жительства граждан, уволенных с военной службы, военно-медицинских организаций и (или) при отсутствии в них отделений соответствующего профиля, специалистов или специального медицинского оборудования медицинская помощь, не входящая в территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на соответствующий год, оказывается в медицинских организациях с возмещением расходов на оказание медицинской помощи указанным медицинским организациям Министерством обороны Российской Федерации и иными федеральными органами исполнительной власти (федеральными государственными органами), в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Санаторно-курортное обеспечение в Вооруженных Силах Российской Федерации регламентируется приказом Министра обороны Российской Федерации «О порядке санаторно-курортного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации» от 15 марта 2011 г. № 333 (далее – Порядок).

Согласно подпункту «б» пункта 1 названного Порядка офицеры, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения, а также члены их семей, направляются в санатории, дома отдыха, базы отдыха Министерства обороны Российской Федерации на основании медицинских показаний.

Из подпункта «а» пункта 7 Порядка следует, что в соответствии с законодательством Российской Федерации путевки в санаторно-курортные организации предоставляются с оплатой военнослужащим, проходящим военную службу по контракту (за исключением курсантов военных образовательных организаций высшего образования, военных профессиональных образовательных организаций), членам семей военнослужащих - 100 процентов стоимости путевки; офицерам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения - 25 процентов, членам их семей и лицам, находящимся на иждивении военнослужащих, указанных в настоящем пункте, и проживающим совместно с ними, - 50 процентов стоимости путевки.

Согласно пункту 13 Порядка главное управление совместно с другими органами военного управления Министерства обороны организовывает систему информирования граждан, имеющих право на санаторно-курортное лечение и организованный отдых, о порядке санаторно-курортного обеспечения в соответствии с Федеральным законом от 9 февраля 2009 г.
№ 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

Срок лечения гражданина в санаторно-курортной организации при наличии медицинских показаний может быть продлен начальником санаторно-курортной организации только по постановлению врачебной комиссии санатория на срок не более 10 суток. При этом оплата за дни продления больному производится на тех условиях, на которых он был принят в санаторно-курортную организацию (пункт 23 Порядка).

Пунктом 19 Порядка установлено, что оформление, оплата и выдача путевки в санаторно-курортную организацию гражданину производится в санаторно-курортной организации в день приема гражданина по представлению им уведомления о предоставлении путевки.

Из анализа вышеприведенных положений Порядка следует, что при прохождении лечения в санаторно-курортной организации подведомственных Министерству обороны лицами, указанными в подпункте «б» пункта 1 (подпункте «а» пункта 7) Порядка, оплата путевки производится в санаторно-курортной организации в день приема гражданина по представлению им уведомления о предоставлении путевки.

Согласно части 5 статьи 28 Федерального закона от 3 июля 2016 г.
№ 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» особенности организации оказания медицинской помощи в медицинских организациях войск национальной гвардии Российской Федерации, в том числе при санаторно-курортном лечении, военнослужащим войск национальной гвардии, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы из внутренних войск, уволенным с военной службы (службы) в войсках национальной гвардии, членам их семей и лицам, находящимся на иждивении сотрудников (граждан Российской Федерации, уволенных со службы в войсках национальной гвардии), установлены Инструкцией, утвержденной Приказом Росгвардии от 2 октября 2018 г. № 444, предусматривающей, в частности, порядок организации и обеспечения санаторно-курортного лечения лиц и членов их семей, состоящих на пенсионном обеспечении в МВД России, а также предоставление путевок в порядке обмена от МВД России.

Положениями указанной Инструкции возможность получения санаторно-курортного лечения в медицинских учреждениях Росгвардии по льготной стоимости пенсионерами Минобороны России не предусмотрена.

Вышеприведенный Порядок санаторно-курортного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации так же не предоставляет возможность прохождения на льготных условиях санаторно-курортного лечения лиц, состоящих на пенсионном обеспечении в Минобороны России, и членов их семей, в санаторно-курортных организациях, подведомственных Росгвардии.

Нормы абзаца первого пункта 5 статьи 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих», предусматривающие оплату уволенными с военной службы гражданами путевок на санаторно-курортное лечение в санаториях федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в льготном размере 25 процентов, исходя из системного толкования Федерального закона «О статусе военнослужащих», устанавливающего основы государственной политики в области правовой и социальной защиты граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, носят общий характер, и в развитие данных положений федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, приняты нормативные правовые акты, регламентирующие конкретный порядок организации и обеспечения санаторно-курортного лечения указанной категории граждан, предусматривающий предоставление на льготных условиях санаторно-курортного лечения в медицинских организациях, подведомственных тому федеральному органу, на пенсионном обеспечении которого состоит гражданин, уволенный с военной службы.

Ни названным законом, ни иными нормативными правовыми актами, устанавливающими порядок санаторно-курортного обеспечения военнослужащих и приравненных к ним лиц, не предусмотрено право уволенных с военной службы граждан на произвольный выбор санаторно-курортного учреждения, подведомственного любому федеральному органу исполнительной власти и федеральному государственному органу, в котором законом предусмотрена военная служба, вне зависимости от того, на пенсионном обеспечении какого из указанных федеральных органов состоит гражданин, уволенный с военной службы, и следовательно, не предусмотрена и возможность последующей компенсации расходов, понесенных на оплату санаторно-курортного лечения, исходя из права на оплату путевок в льготном размере, поскольку действующее правовое регулирование предусматривает предоставление санаторно-курортного лечения данной категории лиц по льготной стоимости только в определенных санаторно-курортных организациях. Какие-либо межведомственные соглашения между Минобороны России и Росгвардией по вопросу взаиморасчетов отсутствуют.

При этом, как следует из объяснений стороны ответчиков, финансирование санаторно-курортного обеспечения лиц, указанных в абзаце первого пункта 5 статьи 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих», производится через санаторно-курортные учреждения, реализующие путевки по льготной стоимости определенным законом категориям лиц. Выделение денежных средств органам, на пенсионном учете которых состоят военные пенсионеры, в целях выплат компенсаций расходов указанных лиц на санаторно-курортное лечение бюджетом не предусмотрено.

Вместе с тем, из истребованных по запросу судебной коллегии и принятых в качестве дополнительных доказательств в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сведений и документов, связанных с прохождением истцом санаторно-курортного лечения в ФГКУЗ «Санаторий «Россия» войск национальной гвардии», установлено следующее.

Как следует из ответа врио начальника ФГКУЗ «Санаторий «Россия» войск национальной гвардии» Гречанова С.А., приказы Росгвардии от 2 октября 2018 г. № 444 «Об утверждении Инструкции об особенностях организации оказания медицинской помощи в медицинских организациях войск национальной гвардии Российской Федерации, в том числе при санаторно-курортном лечении», от 18 января 2017 г. № 10 «Об утверждении Порядка определения цен (тарифов) на платные медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями войск национальной гвардии Российской Федерации», и от 26 декабря 2016 г. № 451 «Об установлении стоимости путевок и размера платы за санаторно-курортное лечение и оздоровительный отдых в санаториях войск национальной гвардии Российской Федерации» устанавливают категории граждан России, которым оказывается медицинское обеспечение в медицинских учреждениях Росгвардии, регламентируют порядок реализации прав военнослужащих (сотрудников) Росгвардии, пенсионеров МВД России и членов их семей, на санаторно-курортное лечение, порядок получения этих путевок, направления на санаторно-курортное лечение.

Пенсионеры Минобороны России к льготной категории граждан России, имеющим право на санаторно-курортное лечение по льготной стоимости в медицинских учреждениях Росгвардии.

В соответствии с Уставом ФГКУЗ «Санаторий «Россия» войск национальной гвардии» начальник санатория наделен полномочиями при обращении иных категорий граждан, не являющихся приравненными к категориям лиц, указанных в пунктах 2, 19, 20 приказа Росгвардии от 2 октября 2018 г. № 444, осуществлять реализацию путевок по договорной стоимости при наличии свободного коечного фонда (но не более 10%) и с согласия Департамента медицинского обеспечения центрального аппарата Росгвардии. При этом размер стоимости путевок по договорной стоимости устанавливается в соответствии с порядком определения цен на медицинские услуги по договорной стоимости и на основании приказа начальника санатория и составляет 2300 рублей за койко-день.

На основании заявлений Беленко Р.В. от 15 апреля 2019 г. о продаже путевки с оплатой за наличный расчет на 14 дней по себестоимости, от 18 апреля 2019 г. о продлении срока лечения на 5 дней с оплатой по себестоимости и в соответствии с письменным указанием Департамента медицинского обеспечения Росгвардии от 22 апреля 2019 г. № 19/905 было дано разрешение начальнику санатория на реализацию Беленко Р.В. и его супруге санаторно-курортной путевки по себестоимости.

Таким образом, установлено, что истец самостоятельно приобрел санаторно-курортную путевку по себестоимости в неподведомственном Минобороны России учреждении здравоохранения, возможность получения пенсионерами Минобороны России санаторно-курортного лечения на льготных условиях в котором ни законодательством, ни межведомственными соглашениями не предусмотрена.

Доказательств того, что истец по объективным причинам был лишен возможности реализовать свое право на получение санаторно-курортного лечения в санаториях Минобороны России, материалы дела не содержат.

При таких обстоятельствах, правовые основания для компенсации истцу за счет средств Минобороны России расходов, понесенных им в связи с прохождением санаторно-курортного лечения в ФГКУЗ «Санаторий «Россия» войск национальной гвардии», отсутствуют.

Учитывая изложенное, оснований для возложения на ФКУ «Военный комиссариат Мурманской области» обязанности по возмещению истцу расходов, затраченных на оплату стоимости санаторно-курортной путевки в размере 32 775 рублей, у суда первой инстанции не имелось.

При таких обстоятельствах, решение суда не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Беленко Р.В. в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

определила:

решение Октябрьского районного суда города Мурманска
от 7 июля 2021 г. отменить.

Принять по делу новое решение, которым исковые требования Беленко Романа Владимировича к федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Мурманской области», начальнику центра социального обеспечения федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Мурманской области» Поворознюку Юрию Михайловичу о признании права на компенсацию расходов на санаторно-курортное лечение и понуждении к восстановлению нарушенного права оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи