НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Мурманского областного суда (Мурманская область) от 25.12.2013 № 33-4297

Судья Беляева В.В. №33-4297-2013

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Мурманск 25 декабря 2013 года

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе: председательствующего Симакова А.В.

судей Яцун Е.М.

Хмель М.В.

при секретаре Богомоловой О.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Дудниковой Е.С. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Первомайском округе г. Мурманска, ГОКУ «Центр социальной поддержки населения г. Мурманска» об установлении региональной социальной доплаты к пенсии, включении периодов трудовой занятости в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера при назначении пенсии

по апелляционной жалобе Дудниковой Е. С. на решение Первомайского   районного суда г. Мурманска от 05 сентября2013 года,   по которому постановлено:

«Дудниковой Е. С. в иске к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Первомайском округе г. Мурманска, ГОКУ «Центр социальной поддержки населения г. Мурманска» об установлении региональной социальной доплаты к пенсии, включении периодов трудовой: занятости в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера при назначении пенсии - отказать.»

Заслушав доклад судьи Симакова А.В.   судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

установила:

Дудникова Е.С. обратилась в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Первомайском округе г. Мурманска об установлении региональной социальной доплаты к пенсии, включении периодов трудовой занятости в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера при назначении пенсии,

В обоснование заявленного требования указала, что решением Первомайского районного суда города Мурманска от _ _  ей назначена пенсия по пп.2 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», обязав Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Первомайском округе г. Мурманска с _ _ .

С _ _  ей назначена региональная социальная доплата к пенсии, так как её общая сумма материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимуму, установленного на _ _  в размере *** рублей.

Просит обязать ответчика назначить ей региональную социальную доплату к трудовой пенсии с _ _  года, исключив период _ _ 

Впоследствии истец увеличила исковые требования, просила также включить период трудовой занятости с _ _  по _ _  в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера при назначении пенсии, назначить компенсацию расходов на оплату стоимости проезда в _ _  в сумме *** рублей. В остальной части исковые требования оставила без изменения.

В остальной части истица заявленные требования поддержала в судебном заседании в полном объеме.

Представитель ответчика Государственное учреждение -Управление Пенсионного фонда РФ в Первомайском округе города Мурманска Сергеева А.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требования, в связи с их незаконностью и необоснованностью.

Представитель третьего лица ГОКУ «Центр социальной поддержки населения г.Мурманска» в судебное заседание не явился, представил отзыв в котором просил отказать истцу в удовлетворении требований, в связи с тем, что ее требования носят заявительный характер, а обратилась она за предоставлением региональной доплаты значительно позже даты назначения пенсии.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Дудникова Е. С. просит решение суда отменить в связи с нарушением норм процессуального и материального права.

Считает, что региональная социальная доплата к пенсии должна быть ей назначена с даты возникновения права, т. е. с _ _  года, в связи с отсутствием дополнительного заработка, а также в связи с тем, что сумма ее материального обеспечения не достигала величины прожиточного минимума, установленной на _ _  годы.

Согласно решения Первомайского районного суда г.Мурманска от 11.03.2013 года причиной несвоевременного назначения пенсии явилась не ее вина, а ненадлежащие исполнение своих обязанностей ее работодателями, которые нарушали трудовое, налоговое и пенсионное обеспечение.

Она физически не могла обратиться ранее указанной даты с заявлением об установлении региональной социальной доплаты к пенсии. Однако, считает это не может лишить ее права на установление социальной доплаты к пенсии с _ _  года.

Обращает внимание суда, что сотрудники ГОКУ «Центр социальной поддержки на населения» Мурманска» рекомендовали решить этот вопрос в судебном порядке, т.к. они могут назначить доплату только по заявлению, а для установления доплаты с более ранней даты им необходимо судебное решение.

На основании вышеизложенного просит решение Первомайского районного суда города Мурманска по гражданскому делу № 2-4694/13 отменить и принять по делу новое решение.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились: истец Дудникова Е. С., представитель ответчика Государственное учреждение -Управление Пенсионного фонда РФ в Первомайском округе города Мурманска Сергеева А.А., представитель третьего лица ГОКУ «Центр социальной поддержки населения г.Мурманска» извещенные о времени и месте рассмотрения дела.

Судебная коллегия считает возможным в соответствии со статьей 327 Гражданского процессуального кодекса РФ рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным. Суд подробно исследовал представленные сторонами доказательства и применил надлежащий закон.

В соответствии с пунктом "Ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение.

Согласно статье 14 Федерального закона от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:

СЧ = ПК/Т + Б, где СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости; ПК - сумма расчетного пенсионного Капитала застрахованного лица (статья 29.1 настоящего Федерального закона), учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости; Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии, составляющего 19 лет (228 месяцев);Б - фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости. :

В силу части 3 статьи 14 Федерального закона от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», лицу (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой части трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 17.1 и 17.2 настоящего Федерального закона и обратившихся за ее установлением), осуществлявшему работу и (или) иную деятельность, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, независимо от их продолжительности в течение 12 полных месяцев со дня назначения страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности либо со дня предыдущего перерасчета (корректировки) размера указанной части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности в соответствии с настоящим пунктом по его заявлению производится перерасчет размера страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности.

Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» N 173-ФЗ размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.

На основании пункта 1 статьи 19 указанного Федерального закона трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4,1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).

Согласно пункту 2 статьи 19 Закона N 173-ФЗ днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления и необходимых документов, представленных заявителем с учетом положений пункта 3 статьи 18 настоящего Федерального закона.

Пунктом 2 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении» в Российской Федерации», утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации N 16 и Пенсионного фонда Российской Федерации N 19 па от 27 февраля 2002 года предусмотрено, что к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости (страховой части трудовой пенсии по старости), должны быть приложены документы о страховом стаже, правила подсчета и подтверждения которого устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В силу подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопроса социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

В силу статьи 1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ государственной социальной помощью является предоставление социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

Оказание (предоставление) государственной социальной помощи в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, в том числе предусматривающими предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 5 Федерального закона, от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ).

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные данным Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения.

Размер государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 11 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию, пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации.

Пунктом 5 статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ предусмотрено, что региональная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 данной статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или по месту его пребывания, превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в данном субъекте Российской Федерации.

Согласно статье 10.2 Закона Мурманской области от 23.12.2004 N 549-01-ЗМО (в редакции от 24.04.2013 года) "О государственной социальной помощи в Мурманской области" региональная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру уполномоченным органом по месту его жительства или по месту его пребывания на период получения пенсии, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 10.1 настоящего Закона, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с Законом Мурманской области "О прожиточном минимуме пенсионера в Мурманской области в целях установления социальной доплаты к пенсии".

Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной Законом Мурманской области "О прожиточном минимуме пенсионера в Мурманской области в целях установления социальной доплаты к пенсии". Региональная социальная доплата к пенсии, предусмотренная настоящей статьей, не выплачивается в период выполнения работы и (или) иной деятельности, в период которой соответствующие граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Согласно статье 10.5 Закона Мурманской области от 23.12.2004 N549-01-ЗМО (ред. от 24.04.2013) "О государственной социальной помощи в Мурманской области" финансовое обеспечение расходов на выплату региональных социальных доплат к пенсии, включая финансовое обеспечение оплаты почтовых услуг по организации доставки указанных доплат, осуществляется за счет средств областного бюджета и иных межбюджетных трансфертов (за исключением дотаций, субсидий и субвенций), предоставляемых из федерального бюджета бюджету Мурманской области в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 1.2. Правил обращения за региональной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты, утв. постановлением Правительства Мурманской области от 27.11.2009 № 553-ПП (Далее - Правила), действие указанного Закона распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории Мурманской области, являющихся получателями пенсии (пенсий), установленной (установленных) им в соответствии с законодательством Российской Федерации и не осуществляющих трудовую и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».

Согласно п.2.1 и п. 2.5 Правил, граждане проживающие на территории Мурманской области, обращаются за установлением региональной доплаты в учреждение социальной поддержки населения по месту жительства или месту пребывания непосредственно либо через законного представителя, а также по почте путем подачи заявления об установлении региональной доплаты с приложением документов, предусмотренных п. 2.6 Правил.

В соответствии с п. 2.10 Правил региональная социальная доплата к пенсии устанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней с заявлением и со всеми необходимыми документами. Региональная доплата детям-инвалидам и детям не достигшим возраста 18 лет, которым установлена трудовая пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Законом от 17.12.201Ггода № 173-ФЗ или пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Законом от 15.12.2001года № 166-ФЗ, устанавливается в беззаявительном порядке со дня, с которого назначена соответствующая пенсия, но не ранее чем с 01 января 2010 года.

Суд тщательно проанализировал законодательство регламентирующее спорные правоотношения, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и пришел к обоснованному выводу о том, что заявление не подлежит удовлетворению.

Мотивы по которым суд пришел к таким выводам подробно изложены в решении и являются правильными.

В частности, как видно из материалов дела суд исходил из того, что назначение пенсии и соответствующих доплат на основании Закона Мурманской области от 23.12.2004 N 549-01-ЗМО (ред. от 24.04.2013) "О государственной социальной помощи в Мурманской области" носит заявительный характер, а потому получение региональной социальной доплаты является в соответствии с положениями указанных правил правом заявителя-пенсионера, реализуемым путем предоставления надлежащего заявления в ГОКУ «Центр социальной поддержки на населения» Мурманска» по месту жительства (пребывания) заявителя-пенсионера.

Установив, что истец обратилась в ГОКУ «Центр социальной поддержки на населения» Мурманска» с заявлением об установлении региональной социальной доплаты к пенсии _ _ , суд пришел к обоснованному выводу о том, что право на данную доплату у истца наступило только _ _  после обращения в ГОКУ «Центр социальной поддержки населения г.Мурманска» с заявлением о назначении региональной социальной доплаты, в связи с чем требования истца о назначении ей региональной социальной доплаты к трудовой пенсии за период с _ _ , то есть с момента назначения трудовой пенсии признал необоснованными, и не подлежащими удовлетворению.

Также правомерно суд признал необоснованными требования Дудниковой Е.С. включить период трудовой занятости с _ _  по _ _  в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера при назначении пенсии поскольку, как следует из материалов дела решением Первомайского районного суда г. Мурманска от _ _  Дудниковой Е.С. назначена пенсия с _ _  года, то есть с дня обращения истца с заявлением о назначении пенсии, т.е. период работы с _ _  по _ _  не может быть учтен в стаж работы, исчисляемый при назначении пенсии т.к. имел место уже после обращения истца с заявлением о назначении пенсии и принятия решения о праве Дудниковой Е.С. на назначение досрочно пенсии по старости, то есть после _ _  года. ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Первомайском округе г. Мурманска включил период работы с _ _  по _ _  в страховой стаж и произвел перерасчет размера страховой части трудовой пенсии истца, что отражено в выписке из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица Дудниковой Е.С.

Мотивы изложенные судом в решении достаточно убедительны и соответствуют установленным по делу обстоятельствам и представленным сторонами доказательствам.

Все приведенные в апелляционной жалобе доводы подробно исследовались судом и им дана правильная оценка.

При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения, в том числе и по доводам апелляционной жалобы, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Р Ф, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А

решение Первомайского районного суда города Мурманска от 05 сентября2013года   оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи