НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Мурманского областного суда (Мурманская область) от 25.05.2016 № 33-1397/2016

судья Морозова И.Ю.

№ 33-1397-2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Мурманск

25 мая 2016 года

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего

ФИО1

судей

Захарова А.В.

ФИО2

при секретаре

ФИО3

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску ФИО4 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе города Мурманска об обязании произвести перерасчет пенсии и выплату доначисленных сумм пенсии,

по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе города Мурманска на решение Ленинского районного суда города Мурманска от 11 февраля 2016 года, которым постановлено:

«Исковые требования ФИО4 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе города Мурманска об обязании произвести перерасчет пенсии и выплату доначисленных сумм пенсии -удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе города Мурманска произвести ФИО4 перерасчет трудовой пенсии по старости за период с _ _ по _ _ путем произведения корректировки размера страховой части трудовой пенсии по старости, предусмотренной пунктом 5 статьи 17 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и выплатить ФИО4 доначисленную сумму пенсии.».

Заслушав доклад судьи Захарова А.В., выслушав объяснения представителей УПФ РФ в Ленинском административном округе г. Мурманска ФИО5, Горя Е.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения против жалобы представителя ФИО4 - ФИО6, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

установила:

ФИО4 обратился в суд с иском к ГУ-УПФ РФ в Ленинском административном округе г. Мурманска (далее – Управление ПФР в Ленинском округе г. Мурманска) об обязании произвести перерасчет пенсии и выплату доначисленных сумм пенсии. В обоснование исковых требований указал, что состоит на учете в Управлении ПФР в Ленинском округе г. Мурманска и получает трудовую пенсию по старости, назначенную ему с _ _ в соответствии со статьей 14 Закона РФ от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

До декабря 2011 года пенсионный орган производил перерасчет страховой части трудовой пенсии по старости по правилам п. 1 ст. 20 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ. С _ _ по _ _ истцу в беззаявительном порядке производилась корректировка страховой части трудовой пенсии. С _ _ ответчик перестал производить корректировку страховой части трудовой пенсии по старости, сославшись на то, что с _ _ истцу установлена пенсия за выслугу лет, как федеральному государственному гражданскому служащему в соответствии с Федеральным законом от _ _ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». С указанным решением пенсионного органа не согласен, поскольку пенсия за выслугу лет является дополнением к трудовой пенсии по старости (инвалидности) и отдельно от трудовой пенсии не устанавливается. В связи с небольшим размером пенсии за выслугу лет, за все периоды ФИО4 выплачивалась только трудовая пенсия по старости, пенсию за выслугу лет с момента её назначения он не получал, заявления о переводе с одной пенсии на другую не писал. Заявление об установлении доли страховой пенсии по старости, которая в силу статьи 17.1 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» устанавливается к пенсии за выслугу лет (вместо перерасчета или корректировки страховой части трудовой пенсии по старости), истец не подавал, поскольку получал трудовую пенсию по старости. От получения страховой части пенсии, от корректировки страховой части пенсии он не отказывался.

На обращения к ответчику с просьбой произвести перерасчет в части корректировки страховой части трудовой пенсии истцом получен отказ.

Просил обязать ответчика произвести перерасчет трудовой пенсии по старости в части корректировки её страховой части за _ _ , взыскать с ответчика сумму недополученной трудовой пенсии по старости за период с _ _ по _ _ гг. в размере *** рубля *** копеек.

В судебном заседании истец ФИО4 со своим представителем заявленные требования уточнил, просил обязать ответчика произвести перерасчет трудовой пенсии по старости в части корректировки её страховой части в соответствии с пунктом 5 статьи 17 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» за период с _ _ по _ _ , обязать ответчика выплатить доначисленную сумму пенсии.

Представители ответчика Управления ПФР в Ленинском округе г. Мурманска с иском не согласились по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе начальник Управления ПФР в Ленинском округе г. Мурманска ФИО7 просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

В обоснование жалобы приводит доводы, аналогичные возражениям на иск, приведенным в суде первой инстанции.

Ссылаясь на положения пенсионного законодательства, приводит довод о том, что поскольку с _ _ истцу назначена пенсия за выслугу лет, следовательно, он утратил право на корректировку страховой части пенсии в беззаявительном порядке.

Настаивает на том, что положения пункта 5 статьи 17 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» исключают возможность проведения корректировки страховой части пенсии истца, поскольку он относится к категории лиц, имеющим право на установление доли страховой части пенсии в порядке статьи 17.1 указанного Закона.

Обращает внимание на то, что ФИО4 был уведомлен о заявительном порядке перерасчета размера страховой пенсии, установлении доли страховой части пенсии к пенсии за выслугу лет. Указанная доля страховой пенсии была установлена истцу с момента обращения – _ _ , с заявлением о перерасчете страховой части пенсии он не обращался.

Кроме того, при расчете доли страховой части пенсии к пенсии за выслугу лет были учтены все страховые взносы истца, соответственно страховых взносов для перерасчета трудовой пенсии по старости истца путем произведения корректировки размера страховой части трудовой пенсии по старости не имеется.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу ФИО4 просит решение суда оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился истец ФИО4, извещенный о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося в судебное заседание лица, поскольку его неявка в силу статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к разбирательству дела.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с положениями статей 2, 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 166-ФЗ) пенсия за выслугу лет является одним из видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению, назначаемая, в том числе федеральным государственным гражданским служащим.

В соответствии с п. 2 ст.7 Федерального закона № 166-ФЗ пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" (ранее, до 1 января 2015 г. – Федеральным законом «О трудовых пенсиях»), и выплачивается одновременно с ней.

Пунктом 1 статьи 14 Федерального закона № 166-ФЗ определено, что федеральным государственным гражданским служащим назначается пенсия за выслугу лет при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет в размере 45 процентов среднемесячного заработка федерального государственного гражданского служащего за вычетом страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленных в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" (в соответствии с редакцией закона, действовавшей до 1 января 2015 г – за вычетом страховой пенсии по старости (включая фиксированный базовый размер), либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности.

При этом общая сумма пенсии за выслугу лет и страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии не может превышать 75 процентов среднемесячного заработка федерального государственного гражданского служащего, определенного в соответствии со статьей 21 настоящего Федерального закона.

Из приведенных норм следует, что пенсия за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих не носит самостоятельного характера и устанавливается в виде доплаты к трудовой (страховой) пенсии по старости (инвалидности) до определенного уровня, зависящего о продолжительности стажа государственной гражданской службы и заработка (оклада) государственного служащего.

При этом в случае, если размер трудовой пенсии превышает сумму, определенную в процентах к среднемесячному заработку федерального государственного гражданского служащего в зависимости от стажа государственной гражданской службы либо равен ей, то выплачивается только трудовая (страховая) пенсия.

В соответствии с п.1 ст.22 Федерального закона № 166-ФЗ установление пенсии производится по заявлению гражданина

Обращение за установлением пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на ее установление без ограничения каким-либо сроком.

Порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет во исполнение п.2 ст.24 Федерального закона № 166-ФЗ, Постановления Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2003 г. N 247 "Об организации назначения, перерасчета размера, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих, ежемесячных доплат к пенсиям отдельным категориям граждан" установлен Правилами обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, ее назначения и выплаты, утвержденными Постановлением Минтруда РФ от 30.06.2003 N 44 (с последующими изменениями и дополнениями).

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО4, _ _ года рождения, с _ _ является получателем трудовой пенсии по старости, назначенной ему в соответствии со статьей 14 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 № 2340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

В порядке, установленном приведенным выше Постановлением Минтруда РФ от 30.06.2003 N 44, на основании заявления ФИО4, поданного в кадровую службу по месту работы в налоговых органах, решением Пенсионного фонда Российской Федерации от _ _ *, с _ _ ФИО4 установлена пенсия за выслугу лет как федеральному государственному гражданскому служащему в соответствии с Федеральным законом № 166-ФЗ.

Как следует из сообщения Пенсионного фонда Российской Федерации № * от _ _ по запросу судебной коллегии, пенсия за выслугу лет установлена ФИО4 бессрочно, выплата указанной пенсии не прекращалась, при этом размер пенсии за выслугу лет, полагающийся ему к выплате, был равен «0», поскольку размер трудовой пенсии по старости (страховой пенсии по старости с установленной к ней фиксированной выплатой) у ФИО4 превышал сумму, определенную в процентах к среднемесячному заработку федерального государственного гражданского служащего в зависимости от стажа государственной гражданской службы.

Согласно пункту 5 статьи 17 действовавшего до 1 января 2015 г. Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 173-ФЗ) размер страховой части трудовой пенсии по старости и размер трудовой пенсии по инвалидности лиц, получающих указанную часть трудовой пенсии по старости или трудовую пенсию по инвалидности (за исключением лиц, имеющих право на установление (перерасчет) доли страховой части трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном статьями 17.1 и 17.2 настоящего Федерального закона), с 1 августа каждого года подлежат корректировке по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на основании сведений о сумме страховых взносов, поступивших в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, которые не были учтены при определении величины суммы расчетного пенсионного капитала для исчисления размера страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности при их назначении, переводе с одного вида трудовой пенсии на трудовую пенсию по старости или трудовую пенсию по инвалидности, перерасчете в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи и предыдущей корректировке, предусмотренной настоящим пунктом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 17.1 Федерального закона № 173-ФЗ федеральные государственные гражданские служащие, которым назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», имеющие не менее пяти лет страхового стажа, в который включаются периоды, указанные в пункте 2 настоящей статьи, по их заявлению (вместо перерасчета или корректировки страховой части трудовой пенсии по старости, которые предусмотрены пунктами 3 и 5 статьи 17 настоящего Федерального закона) по достижении возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную, имеют право на получение доли страховой части трудовой пенсии по старости, устанавливаемой к пенсии за выслугу лет, исходя из расчетного пенсионного капитала, сформированного за счет общей суммы страховых взносов, поступивших за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации после назначения пенсии за выслугу лет за период не менее чем 12 полных месяцев работы и (или) иной деятельности. При установлении доли страховой части трудовой пенсии по старости указанные страховые взносы не могут быть использованы в целях перерасчета и корректировки страховой части трудовой пенсии по старости, предусмотренных пунктами 3 и 5 статьи 17 настоящего Федерального закона, а также в целях перерасчета и корректировки доли страховой части трудовой пенсии по старости, предусмотренных пунктами 4 и 5 настоящей статьи.

С 01 января 2015 года аналогичные нормы, касающиеся установления доли страховой пенсии, предусмотрены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Так, на основании ч. 1 ст.19 названного Закона федеральные государственные гражданские служащие, которым назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", имеющие не менее 15 лет страхового стажа, в который включаются периоды, указанные в части 2 настоящей статьи, по их заявлению (вместо перерасчета страховой пенсии по старости, предусмотренного пунктом 3 части 2 статьи 18 настоящего Федерального закона) по достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе досрочную), имеют право на получение доли страховой пенсии по старости, устанавливаемой к пенсии за выслугу лет, исходя из суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов за период не менее чем 12 полных месяцев работы и (или) иной деятельности после назначения пенсии за выслугу лет. При установлении доли страховой пенсии по старости указанные индивидуальные пенсионные коэффициенты не могут быть использованы в целях перерасчета страховой пенсии по старости, предусмотренного пунктом 3 части 2 статьи 18 настоящего Федерального закона, а также в целях перерасчета размера доли страховой пенсии по старости, предусмотренного частью 4 настоящей статьи.

В соответствии с п. 5 ст.3 Федерального закона № 166-ФЗ федеральные государственные гражданские служащие имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет, предусмотренной настоящим Федеральным законом, и доли страховой пенсии по старости, устанавливаемой к указанной пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".

Судом установлено и не оспаривалось сторонами по делу, что с _ _ , с _ _ , с _ _ ФИО4 производилась корректировка страховой части трудовой пенсии в соответствии с пунктом 5 статьи 17 Федерального закона № 173-ФЗ.

Суд также установил, что в связи с назначением истцу пенсии за выслугу лет как федеральному государственному гражданскому служащему, начиная с _ _ , корректировка страховой части пенсии в указанном порядке производиться перестала.

В то же время, _ _ истец был ознакомлен под роспись с условиями перерасчета страховой части пенсии и условиями назначения доли страховой части пенсии по старости (соответствующее заявление имеется в материалах пенсионного дела истца).

С заявлением об установлении доли страховой части пенсии по старости к назначенной пенсии по выслуге лет истец обратился в Управление ПФР в Ленинском округе г. Мурманска лишь _ _ , и с этого момента ему установлена доля страховой части трудовой (страховой) части пенсии исходя из суммы страховых взносов, не учтенных ему при исчислении страховой (трудовой) пенсии.

_ _ ФИО4 обратился в пенсионный орган с заявлением о перерасчете пенсии ввиду отсутствия корректировки ее страховой части с _ _ .

Письмом Управления ПФР в Ленинском округе г. Мурманска №* от _ _ ФИО4 отказано в перерасчете пенсии с _ _ .

Разрешая возникший спор и удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции сделал вывод о том, что закон, действовавший по состоянию на _ _ (дата очередной корректировки страховой части пенсии в соответствии с пунктом 5 статьи 17 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»), предусматривал корректировку страховой части пенсии истца в целях реализации конституционного права на пенсионное обеспечение на общих основаниях.

Исходя из того, что истец фактически не получал пенсию за выслугу лет, к которой подлежит установлению доля страховой пенсии, и с заявлением об отказе от корректировки страховой части пенсии по старости в пенсионный орган не обращался, суд возложил на ответчика обязанность произвести перерасчет трудовой пенсии истца по старости за период с _ _ по _ _ путем произведения корректировки размера страховой пенсии по старости в порядке пункта 5 статьи 17 Федерального закона № 173-ФЗ.

Судебная коллегия находит такие выводы суда ошибочными, основанными на неправильном применении норм материального права.

Суд не учел приведенные выше положения пенсионного законодательства, из анализа которых следует, что лица, имеющие право на установление доли страховой части трудовой пенсии по старости (в частности, федеральные государственные гражданские служащие, которым назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом № 166-ФЗ), были исключены из круга лиц, пенсии которых подлежали ежегодной корректировке в беззаявительном порядке (пункт 5 статьи 17 Федерального закона № 173-ФЗ), что обеспечивало получателям пенсии за выслугу лет возможность (путем подачи соответствующего заявления) реализовать свое право на назначение доли страховой части трудовой пенсии по старости исходя из имеющихся на их индивидуальных лицевых счетах сумм страховых взносов.

Тем самым, с момента назначения пенсии за выслугу лет с _ _ истец утратил право на корректировку страховой части трудовой пенсии по старости, а приобрел право на получение доли страховой части трудовой пенсии по старости, о чем он был уведомлен ответчиком _ _

Однако, как уже отмечалось, с заявлением об установлении доли страховой части трудовой пенсии по старости истец обратился в Управление ПФР в Ленинском округе г. Мурманска только _ _

Поскольку право на получение доли страховой части трудовой пенсии по старости носит исключительно заявительный характер (п.1 ст.17.1 Федерального закона № 173-ФЗ), такая доля не могла быть установлена ранее подачи истцом соответствующего заявления.

При таком положении, учитывая, что правовых оснований для осуществления корректировки страховой части трудовой пенсии по старости в отношении истца с _ _ не имелось, суд неправомерно возложил на пенсионный орган обязанность по перерасчету пенсии истца путем корректировки ее страховой части за период с _ _ по _ _

Доводы стороны истца, приведенные в возражениях на апелляционную жалобу относительно различия понятий назначения, установления и выплаты пенсии за выслугу лет, не имеют правового значения, поскольку пенсия за выслугу лет была назначена истцу по его заявлению, о праве на установление доли страховой части трудовой пенсии по старости истец был уведомлен своевременно, при этом подачей заявления от _ _ истец сам подтвердил реализацию своего права на установление доли именно к пенсии за выслугу лет.

Ответственность за несвоевременную подачу такого заявления на ответчика возложена быть не может, вины пенсионного органа, как об этом указано в решении суда со ссылкой на ч.2 ст.26 Федерального закона № 400-ФЗ, не усматривается.

При этом, право на установление доли страховой части трудовой пенсии по старости закон связывает не с фактом получения пенсии за выслугу лет (в денежном выражении), а с обстоятельствами ее назначения в установленном порядке.

Судебная коллегия находит также заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы Управления ПФР в Ленинском округе г. Мурманска о том, что при расчете доли страховой части трудовой пенсии к пенсии за выслугу лет были учтены все страховые взносы истца, и страховых взносов для перерасчета трудовой пенсии по старости истца путем производства корректировки размера страховой части трудовой пенсии по старости, не имеется.

Таким образом, в соответствии с пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

определила:

решение Ленинского районного суда города Мурманска от 11 февраля 2016 года отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО4 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе города Мурманска об обязании произвести перерасчет пенсии и выплату доначисленных сумм пенсии - отказать.

председательствующий

судьи