Судья Молчанова Е.В. | № 33-2866-2019 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Мурманск | 24 сентября 2019 года |
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего | ФИО1 |
судей | Морозовой И.Ю. |
ФИО2 | |
при секретаре | ФИО3 |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 к Военному комиссариату Мурманской области о перерасчете пенсии за выслугу лет,
по апелляционной жалобе представителя ФИО4 – ФИО5 на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 09 апреля 2019 года, которым постановлено:
«Иск ФИО4 к Военному комиссариату Мурманской области о перерасчете пенсии за выслугу лет - оставить без удовлетворения.».
Заслушав доклад судьи Морозовой И.Ю., объяснения истца ФИО4 и его представителя ФИО5, поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения относительно доводов жалобы представителя ответчика Военного комиссариата Мурманской области – ФИО6, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
ФИО4 обратился в суд с иском к Военному комиссариату Мурманской области о перерасчете пенсии за выслугу лет.
В обоснование исковых требований указал, что с 19 июня 1999 года является получателем пенсии по линии Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно ответу Военного комиссариата Мурманской области от 07 декабря 2018 года № * в календарную выслугу лет в районах Крайнего Севера включается время военной службы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, исходя из расчета - один год службы в этих местностях за девять месяцев службы в районах Крайнего Севера (абз. 5 п. 16.1 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 941).
Согласно представленному ответчиком расчету перевода выслуги лет из приравненных местностей в Крайний Север период службы с 29 декабря 1984 года по 11 сентября 1988 года (п. ... Плесецкого района Архангельской области) в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, засчитан за 2 года 09 месяцев 10 дней службы в районах Крайнего Севера.
На основании данного расчета, выслуга лет в районах Крайнего Севера, с учетом периода службы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера (Плесецкий район Архангельской области), на день увольнения с военной службы составила 14 лет 11 месяцев 20 дней, что не дает ему права на сохранение пенсии в случае выезда на новое место жительства в местность, где районный коэффициент не установлен или установлен в меньшем размере.
Полагал, что выводы Военного комиссариата Мурманской области, а также произведенный ответчиком расчет не соответствует закону и нарушают его права на пенсионное обеспечение, поскольку в силу Постановления Совмина СССР от 06 апреля 1988 года № 445, Постановления Совмина СССР от 15 декабря 1990 года № 1290, Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 941 военная служба в Плесецком районе Архангельской области засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях - один месяц службы за полтора месяца. Между тем, льготный период при переводе выслуги из приравненных местностей в Крайний Север ответчиком не учтен.
Считал, что с учетом изложенного его общая выслуга на Крайнем Севере для сохранения районного коэффициента составит 15 лет 3 месяца 25 дней.
Просил суд обязать ответчика произвести перерасчет пенсии за выслугу лет, признать право на сохранение районного коэффициента к пенсии за выслугу лет при переезде.
Истец ФИО4 и его представитель ФИО5 в судебном заседании исковые требования поддержали.
Представитель ответчика Военного комиссариата Мурманской области ФИО6 в судебном заседании исковые требования не признал.
Третье лицо Департамент социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представитель в судебное заседание не явился.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель истца ФИО4 - ФИО5 просит решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
По мнению заявителя, выводы суда противоречат установленным судом обстоятельствам.
Указывает, что судом установлено, что выслуга лет периода службы истца с 29 декабря 1984 года по 01 января 1988 года в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (Плесецкий район Архангельской области), в соответствии с требованиями абзаца 5 пункта 16.1 Постановления Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 включена исходя из расчета – один год службы в этих местностях за девять месяцев службы в районах Крайнего Севера. Период службы ФИО4 в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (Плесецкий район Архангельской области), начиная с 01 января 1988 года по 11 сентября 1988 года, зачтен в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях – один месяц службы за полтора.
Полагает, что суд, установив данные факты, сделал неправильный вывод о том, что ФИО4 не имеет права на сохранение районного коэффициента.
Обращает внимание, что период службы с 29 декабря 1984 года по 31 декабря 1987 года должен быть учтен год за 9 месяцев, а период службы с 01 января 1988 года по 11 сентября 1988 года - как один месяц за полтора, а в последствии - год за 9 месяцев, итого выслуга в районах Крайнего Севера за период с 29 декабря 1984 года по 11 сентября 1988 года составит 3 года 1 месяц 12 дней.
Таким образом, ссылаясь на фактическую выслугу истца в районах Крайнего Севера 12 лет 2 месяца 10 дней и вышеприведенный расчет, настаивает на том, что общая выслуга на Крайнем Севере у ФИО4 составляет 15 лет 3 месяца 25 дней, что достаточно для сохранения коэффициента при переезде в местности, где районный коэффициент не предусмотрен.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель третьего лица Департамента социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося в судебное заседание лица, поскольку в силу статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации его неявка не является препятствием к рассмотрению дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к отмене постановленного по делу решения по доводам апелляционной жалобы не находит.
Разрешая спор, суд правильно определил характер правоотношений между сторонами и нормы права, подлежащие применению при рассмотрении дела, определил круг обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения заявленных требований.
Порядок назначения и выплаты пенсий гражданам Российской Федерации, в том числе проходившим военную службу в Вооруженных Силах бывшего Союза ССР, регулируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», который устанавливает виды и размеры пенсий, условия, определяющие право на их получение, исчисление выслуги лет, необходимой для приобретения права на пенсию.
Статья 1 названного Закона конкретизирует категории лиц, на которых распространяется действие Закона и которые в соответствии со статьей 5 Закона приобретают право на пенсию за выслугу лет, если они имеют предусмотренную настоящим Законом выслугу, в частности, на военной службе.
В соответствии с пунктом «а» статьи 13Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 (в редакции, действовавшей на момент назначения пенсии истцу) право на пенсию за выслугу лет имели лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе 20 лет и более.
Статьей 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года
№ 4468-1 время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, в льготном исчислении.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 названного Закона, определяется Правительством Российской Федерации, в частности Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации».
Подпунктом «г» пункта 3 указанного Порядка предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим на льготных условиях служба в отдаленных местностях Российской Федерации засчитывается как один месяц службы за полтора месяца согласно Приложению * (раздел II, с указанных в этом разделе сроков).
Приложением № 1 к Порядку утвержден перечень отдаленных местностей Российской Федерации, в которых служба военнослужащих…засчитывается на льготных условиях в выслугу лет для назначения пенсии.
Разделом II Перечня отдаленных местностей предусмотрены Мурманская область, а также с 01 января 1988 года Плесецкий район Архангельской области.
Из материалов дела следует, что истец ФИО4 в период с 01 августа 1971 года по 18 июня 1999 года проходил военную службу, в том числе, в период:
с 26 июля 1983 года по 29 декабря 1984 года (1 год 5 месяцев 3 дня) в Мурманской области),
с 29 декабря 1984 года по 11 сентября 1988 года (3 года 8 месяцев 13 дней) в п. ... Плесецкого района Архангельской области (местность, приравненная к району Крайнего Севера),
с 11 сентября 1988 года по 30 ноября 1994 года (6 лет 2 месяца 19 дней) в п/о ... Мурманской области,
с 30 ноября 1994 года по 18 июня 1999 года (4 года 6 месяцев 19 дней) в Мурманской области.
Согласно выписки из приказа командира войсковой части * (г.... Мурманской области) от 18 июня 1999 года ФИО4 уволен в запас приказом командующего 6 Армией ВВС и ПВО от 30 апреля 1999 года * по подпункту «а» пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. Из списков личного состава части и всех видов довольствия исключен с 18 июня 1999 года.
Истцом ФИО4 и его представителем ФИО7 не оспаривается, что выслуга лет истца в календарном исчислении составила 27 лет 10 месяцев 18 дней, в льготном исчислении – 34 года 03 месяца 28 дней, о чем указано в вышеназванном приказе. При этом исчисление льготной выслуги лет за службу в отдаленных местностях начато с 26 июля 1983 года и прекращено с 18 июня 1999 года.
С 19 июня 1999 года ФИО4 является получателем пенсии по линии Министерства обороны Российской Федерации с применением районного коэффициента, установленного в Мурманской области, на период его проживания в данной местности, но без сохранения районного коэффициента при выезде из этого района на новое постоянное место жительства, поскольку срок службы истца в районах Крайнего Севера, в том числе службы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, составляет менее 15 календарных лет, а именно 14 лет 11 месяцев 20 дней.
Отказывая в удовлетворении заявленных ФИО4 требований к Военному комиссариату Мурманской области о перерасчете пенсии за выслугу лет и признании права на сохранение районного коэффициента к пенсии при переезде, суд первой инстанции верно исходил из того, что применение коэффициентов к размерам пенсий регламентировано статьей 48 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1, а также пунктом 16.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий…», согласно которым обязательным условием для сохранения пенсии с применением районного коэффициента за службу в районе Крайнего Севера при выезде пенсионера на новое место жительства является наличие у пенсионера необходимой выслуги лет в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет.
Судебная коллегия с данным выводом суда соглашается, поскольку он соответствует нормам материального права и установленным по делу обстоятельствам.
Так, частью второй статьи 48 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу… и их семей», предусмотрено, что за пенсионерами из числа лиц, указанных в статье 1 названного Закона, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, которым пенсия (включая надбавки к пенсиям, предусмотренные статьями 17 и 24 названного Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 названного Закона) была исчислена с применением части первой настоящей статьи, при выезде из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства сохраняется размер пенсии, исчисленной с учетом соответствующего коэффициента в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В свою очередь, Совет Министров - Правительство Российской Федерации также, в пункте 16.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941, постановил сохранять размер пенсии с учетом соответствующего районного коэффициента за пенсионерами из числа военнослужащих, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет и непосредственно перед увольнением проходивших военную службу (службу) в этих районах и местностях, где им была исчислена пенсия за выслугу лет или по инвалидности с применением районного коэффициента, установленного в этих районах и местностях для военнослужащих и сотрудников, в случае их последующего выезда на новое постоянное место жительства в местности, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников районный коэффициент не установлен или установлен в меньшем размере.
При этом в календарную выслугу лет в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающую право на исчисление (сохранение) пенсии в порядке, установленном настоящим пунктом, включаются периоды военной службы (службы) в этих районах и местностях, в том числе по призыву (срочная военная служба) в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин.
При исчислении указанной календарной выслуги лет применяется перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный в установленном порядке.
Пенсионерам из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации, проходивших военную службу (службу) как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, в календарную выслугу лет в районах Крайнего Севера включается время военной службы (службы) в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, исходя из расчета - один год службы в этих местностях за девять месяцев службы в районах Крайнего Севера.
Территории, относящиеся к районам Крайнего Севера и местностям, приравненным к ним, определяются в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 03 января 1983 года № 12 «О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029» (с последующими изменениями и дополнениями). Указанное постановление содержит Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера.
В соответствии с Перечнем, утвержденным вышеназванным Постановлением Совета Министров СССР, Мурманская область отнесена к районам Крайнего Севера, Плесецкий район Архангельской области отнесен к местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Как следует из материалов дела, материалов личного дела военнослужащего ФИО4, фактическая (календарная) выслуга лет в районах Крайнего Севера и в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, исчислена в количестве 12 лет 2 месяцев 10 дней и 3 лет 8 месяцев 13 дней соответственно, что не оспаривается истцом.
Общая календарная выслуга лет ФИО4 в районах Крайнего Севера при включении времени службы в Плесецком районе Архангельской области исходя из расчета - один год службы в этой местности за девять месяцев службы в районах Крайнего Севера составила 14 лет 11 месяцев 20 дней (12 лет 2 месяца 10 дней + 2 года 9 месяцев 10 дней (3 года 8 месяцев = 44 месяца х 0,75 = 33 месяца – 24 месяца (2 года) = 9 месяцев + 13 дней х 0,75 = 9,75 дней).
Доводы истца ФИО4 и его представителя ФИО5 со ссылкой на Постановления Совмина СССР от 06 апреля 1988 года № 445, от 15 декабря 1990 года № 1290 о необходимости применения при исчислении выслуги лет в районах Крайнего Севера норм законодательства, предусматривающих льготный порядок исчисления выслуги в отдаленных местностях для назначения пенсии военнослужащим, повторяемые в апелляционной жалобе, судом первой инстанции обоснованно отклонены как ошибочные, не основанные на законе.
Из вышеприведенных норм законодательства прямо следует, что исчисление выслуги лет в районах Крайнего Севера для целей сохранения размера пенсии с учетом районного коэффициента производится в календарном порядке.
Льготное исчисление выслуги лет в отдаленных местностях, применяемое для назначения пенсии военнослужащему, не влияет на исчисление календарной выслуги в районах Крайнего Севера и не влечет право на сохранение районного коэффициента при переезде пенсионера в другую местность.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для перерасчета пенсии и признания за ФИО4 права на сохранение районного коэффициента к пенсии за выслугу лет в районах Крайнего Севера при переезде на новое место жительства.
Выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют установленным обстоятельствам дела и исследованным судом доказательствам, оценка которым дана по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Приводимые в апелляционной жалобе доводы повторяют позицию стороны истца, получившую надлежащую правовую оценку в решении суда, не опровергают выводов суда и не содержат указаний на новые, имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, основаны на ошибочном толковании норм материального права, а потому не могут повлечь отмену постановленного решения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу решения, судом не допущено.
При таком положении судебная коллегия находит постановленное решение суда законным и обоснованным, оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 193, 199, 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решениеОктябрьского районного суда города Мурманска от 09 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФИО4 – ФИО5 – без удовлетворения.
Председательствующий | |
Судьи |