НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Мурманского областного суда (Мурманская область) от 20.12.2023 № 2-2337/2023

Судья Григорьева Е.Н.

№ 33-4522-2023

УИД 51RS0002-01-2023-002260-04

Мотивированное апелляционное определение

изготовлено 20 декабря 2023 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Мурманск

13 декабря 2023 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего

ФИО1

судей

Старцевой С.А.

ФИО2

при секретаре

ФИО3

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2337/2023 по иску ФИО4 к Мурманскому муниципальному бюджетному учреждению «Управление дорожного хозяйства» о взыскании невыплаченной заработной платы,

по апелляционной жалобе представителя ФИО4ФИО5 на решение Первомайского районного суда города Мурманска от 1 сентября 2023 г.

Заслушав доклад судьи Старцевой С.А., выслушав объяснения ФИО4 и его представителя ФИО5, поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения относительно доводов апелляционной жалобы представителя ответчика ММБУ «УДХ», судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

установила:

ФИО4 обратился в суд с иском к Мурманскому муниципальному бюджетному учреждению «Управление дорожного хозяйства» (по тексту также ММБУ «УДХ») о взыскании невыплаченной заработной платы.

В обоснование заявленных требований указал, что 15 декабря 2020 г. между истцом и ММБУ «УДХ» заключен трудовой договор, в соответствии с которым истец принят на работу на должность водителя 5 разряда.

В силу пункта 5.2.2 трудового договора дополнительный размер надбавки за сложность, напряжённость (интенсивность), высокие результаты не начисляется на время ожидания ухудшения погодных условий (дежурство).

В соответствии с пунктом 9 Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей, утверждённых приказом Минтранса России от 16 октября 2020 г. № 424, рабочее время водителя включает: время управления автомобилем; время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем (далее - специальный перерыв); время работы, не связанной с управлением автомобилем.

В нарушение пункта 9 Особенностей рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей, помимо времени управления автомобилем включает в рабочее время истца «дежурство», а время фактического управления автомобиля водителем определяется по системе «ГЛОНАС».

В период с 1 января 2022 г. по 30 апреля 2023 г., ММБУ «УДХ» не начисляло и не выплачивало истцу дополнительный размер надбавки за сложность, напряженность (интенсивность), высокие результаты работы за время (часы) дежурства (время ожидания ухудшения погодных условий), при этом начисляло и выплачивало данную надбавку за время (часы) фактического управления автомобилем в указанный период времени.

Уточнив исковые требования, истец просил суд признать недопустимым доказательством, исключить из материалов гражданского дела Положение об установлении размера надбавки за сложность, напряженность (интенсивность), высокие результаты работы и иные документы, составленные на его основе; взыскать с ММБУ «УДХ» задолженность по заработной плате в размере 86 765 рублей 82 копейки (сумму невыплаченной надбавки за сложность, напряженность (интенсивность), высокие результаты работы за период с 1 марта 2022 г. по 30 апреля 2023 г.), компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей; вынести частное определение в адрес комитета по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска по факту нарушения ответчиком трудового законодательства и ненадлежащего ведомственного контроля за деятельностью ММБУ «УДХ» (т.2 л.д. 239-242).

Судом постановлено решение, которым исковые требования ФИО4 оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе представитель истца ФИО4 – ФИО5, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, а также неправильное установления обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В обоснование жалобы указывает, что ответчик в нарушение статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации, приказа Минтранса России от 16 октября 2020 г. № 424, пункта 5 Положения об оплате труда работников ММБУ «УДХ» от 31 мая 2018 г. изменил условия начисления и выплаты надбавки, которая в соответствии с Положением об оплате труда работников ММБУ «УДХ» подлежит начислению за фактически отработанное время, и не выплачивает в части превышающей 254 % за время ожидания ухудшения погодных условий (дежурство), что ухудшило положение истца и повлекло за собой образование задолженности по заработной плате.

Обращает внимание, что ответчик неправомерно не начислял и не выплачивал истцу надбавку за сложность, напряженность, высокие результаты работы за время дежурства (на время ожидания ухудшения природных условий), при этом начислял и выплачивал данную надбавку за время фактического управления автомобилем. Тем самым, факт выплаты в полном объеме истцу спорной надбавки работодателем не доказан.

Ссылаясь на судебную практику, считает, что поскольку ответчик в нарушение приказа Минтранса России от 16 октября 2020 г. № 424 неправильно определяет рабочее время водителя, суд первой инстанции в нарушение требований статьи 226 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оставил без реагирования указанные нарушения.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель ММБУ «УДХ» просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель третьего лица комитета по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося в судебное заседание лица, поскольку его неявка в силу части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к разбирательству дела.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного по делу решения.

В соответствии со статьей 21 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту также ТК РФ) работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

Согласно абзацу пятому части второй статьи 57 ТК РФ условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты) являются обязательными для включения в трудовой договор условиями.

Статьей 129 ТК РФ установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно части 1 статьи 135 ТК РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 ТК РФ).

Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (часть 5 статьи 135 ТК РФ).

В соответствии с пунктом 7 Положения об установлении системы оплаты труда работников муниципальных казенных и бюджетных учреждений города Мурманска (утверждено постановлением администрации города Мурманска от 3 апреля 2013 г. № 690), размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются: коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с перечнем видов выплат стимулирующего характера.

Органы, осуществляющие функции и полномочия учредителей, согласовывают Положения об оплате труда работников подведомственных муниципальных учреждений (пункт 11 Положения об установлении системы оплаты труда).

Постановлением администрации города Мурманска от 10 июня 2013 г. № 1441 утверждено Примерное положение об оплате труда работников муниципальных учреждений, подведомственных комитету по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска (далее - Примерное положение).

В соответствии с пунктом 5.4 Примерного положения конкретный размер надбавки к должностному окладу за сложность, напряженность (интенсивность) и высокие результаты работы устанавливается в процентном отношении к окладу (должностному окладу) в соответствии с локальными нормативными актами учреждения.

В силу пункта 8.4 Примерного положения конкретные размеры и условия выплаты устанавливаются учреждением самостоятельно на основании настоящего Примерного положения в соответствии с локальными нормативными актами, перечень которых не определен и не ограничен.

Пунктом 5.3 Примерного положения (в редакции от 13 октября 2021 г. и от 1 ноября 2022 г., действовавшей до 6 марта 2022 г.) предусмотрено, что размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера (за исключением надбавки за стаж непрерывной работы) устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в учреждениях самостоятельно в соответствии с перечнем видов выплат стимулирующего характера.

В действующей редакции Примерного положения (пункт 5.2) указано, что размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера (за исключением надбавки за стаж непрерывной работы) закрепляются в коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах на основе критериев и показателей эффективности работы различных категорий работников.

В соответствии с пунктом 1.3 Устава ММБУ «УДХ» комитет по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении ММБУ «УДХ», которое создано в целях решения вопроса местного значения по осуществлению дорожной деятельности в отношении муниципальных дорог и ответственно за содержание автомобильных дорог. Все полномочия учреждения, его функции определены уставом (утвержден приказом комитета по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска), согласно пункту 1 которого ММБУ «УДХ» является муниципальной некоммерческой организацией, имеет самостоятельный баланс, печать со своим наименованием, бланки, штамп с полным наименованием учреждения, а также другие необходимые для осуществления своей деятельности печати, бланки и штампы (т.2 л.д. 105-121).

Учреждение от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанность, выступает истцом и ответчиком в суде (пункт 1.10 Устава).

Согласно пункту 8.3 Устава, форма, система и размер оплаты труда работников устанавливается учреждением в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и нормативными актами муниципального образования город Мурманск.

В силу пунктов 2.2, 2.4 Положения об оплате труда работников ММБУ «УДХ», которое согласовано с комитетом по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска 31 мая 2023 г., заработная плата работников состоит из должностного оклада, выплат компенсационного характера, стимулирующих выплат (т.2 л.д. 111-121).

Пунктом 5.1 Положения надбавка за сложность, напряжённость (интенсивность) высокие результаты отнесена к стимулирующим выплатам, которые устанавливаются в целях повышения материальной заинтересованности работников в результатах труда, повышения эффективности труда и качества работы в учреждении.

Надбавка к должностному окладу за сложность, напряженность (интенсивность), высокие результаты работы устанавливается работникам с учетом следующих критериев (пункт 5.5 Положения): качественное выполнение работ высокой напряженности и интенсивности (большой объём работ, сложность работ, повышенное требование к качеству работ, систематическое выполнение срочных и неотложных работ, требующих повышенного внимания); специальный режим работы (работа, связанная с передвижением по городу, выполнение отдельных заданий вне постоянного рабочего места); компетентность работников при выполнении приоритетных для учреждения работ и принятия соответствующих решений, ответственность в работе по поддержанию высокого уровня учреждения; организация и проведение мероприятий, направленных на повышение авторитета и имиджа учреждения среди населения; участие в наставничестве; руководство временными рабочими группами; особый режим работы (интенсивность и напряженность работы, связанной со спецификой деятельности учреждения); высокие результаты работы.

В силу пунктов 5.7 - 5.9 Положения надбавка устанавливается приказом руководителя Учреждения на один месяц на основании представлений начальников отделов или подразделений в пределах предоставленной субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципальных услуг (выполнения работ), в части оплаты труда работников Учреждения на текущий финансовый год. Надбавка начисляется за фактически отработанное время. По решению руководителя Учреждения работнику за конкретные производственные упущения, а также в случае ухудшения финансового положения Учреждения, размер надбавки за сложность, напряженность (интенсивность), высокие результаты работы может быть снижен, либо выплата надбавки может не производиться.

При этом размер и условия осуществления выплат стимулирующего характера (за исключением надбавки за стаж непрерывной работы) устанавливаются локальными нормативными актами в Учреждении самостоятельно в соответствии с перечнем видов стимулирующего характера (пункт 34 Положения).

Ранее условия установления выплат стимулирующего характера были предусмотрены Положением об оплате труда работников ММБУ «УДХ», согласованным с комитетом по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска от 31 мая 2018 г. (т.3 л.д. 14-20).

Так, в частности, пунктами 5.3 – 5.8 Положения об оплате труда работников (2018 год) предусмотрено, что надбавка за сложность, напряженность (интенсивность), высокие результаты работы производится работникам Учреждения за: самостоятельное и качественное выполнение работ, проявление инициативы, творчества, применение в работе современных форм и методов организации труда; интенсивность и напряженность работы, связанной со спецификой учреждения; организацию и проведение мероприятий, направленных на повышение авторитета и имиджа учреждения среди населения.

При установлении надбавки учитываются сложность и напряженность выполняемых работ, квалификация, профессиональный уровень исполнения должностных обязанностей, особый режим работы.

Размер надбавки устанавливается в соответствии с Приложением № 4 к настоящему Положению.

Надбавка устанавливается приказом руководителя Учреждения на один месяц на основании представлений начальников отделов или подразделений в пределах предоставленной субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципальных услуг (выполнения работ), в части оплаты труда работников Учреждения на текущий финансовый год. Надбавка начисляется за фактически отработанное время. По решению руководителя Учреждения работнику за конкретные производственные упущения, а также в случае ухудшения финансового положения Учреждения, размер надбавки за сложность, напряженность (интенсивность), высокие результаты работы может быть снижен, либо выплата надбавки может не производиться.

Размер и условия осуществления выплат стимулирующего характера (за исключением надбавки за стаж непрерывной работы) устанавливаются локальными нормативными актами в Учреждении самостоятельно в соответствии с перечнем видов стимулирующего характера (пункт 32 Положения 2018 года).

Положением об установлении размера надбавки за сложность, напряженность (интенсивность), высокие результаты работы работникам ММБУ «УДХ», которое утверждено и.о. директора ММБУ «УДХ» в 2018 году (т.2 л.д. 69-71), определено, что базовый размер надбавки за сложность, напряженность (интенсивность), высокие результаты работы к должностному окладу устанавливается работникам Учреждения по минимальному значению с учетом уровня его профессиональной подготовленности, сложности, важности выполняемой работы, степени самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач, опыта, стажа работы и других факторов в соответствии с разделом 5 «Перечень, порядок и условия установления выплат стимулирующего характера» Положения об оплате труда работников Учреждения (пункт 2.1).

В целях повышения заинтересованности работников в результатах труда, повышения эффективности труда и качества работы в Учреждении может устанавливаться дополнительный размер надбавки за сложность, напряженность (интенсивность), высокие результаты работы к должностному окладу работникам основного персонала Учреждения (по рабочим профессиям) по следующим показателям: за высокую интенсивность и производительность труда, высокие результаты работы; за работу тяжелой техники в стесненных условиях, работа в которых ведет к существенному затруднению эксплуатации машин и механизмов; за высокую интенсивность подготовки техники, оборудования, машин и механизмов к работам в переходные периоды; за высокую организацию бесперебойной и безаварийной работы инженерных систем с подтверждением выполнения работ актами, служебными заданиями, наряд-заданиями) за выполнение работ по подготовке города к проведению особо важных мероприятий регионального, муниципального уровня (с подтверждением выполнения работ актами, служебными заданиями, наряд-заданиями); за выполнение работ, не входящих в функциональные обязанности аботника с подтверждением выполнения работ актами, служебными заданиями, наряд-заданиями) (пункт 2.2 Положения).

Базовый и дополнительный размеры надбавки за сложность, напряженность (интенсивность), высокие результаты работы устанавливается приказом руководителя Учреждения сроком на один месяц на основании представлений начальников отделов или подразделений в пределах предоставленной субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципальных услуг (выполнения работ), в части оплаты труда работников Учреждения на текущий финансовый год (пункт 2.3 Положения).

В силу пункта 2.5 Положения об установлении размера надбавки за сложность, напряженность (интенсивность), высокие результаты работы начисление дополнительного размера надбавки водителям автомобиля, машинистам дорожно-транспортных машин и машинистам крана автомобильного производится за фактическое время выполнения работ на линии.

Пунктом 2.6 Положения об установлении размера надбавки за сложность, напряженность (интенсивность), высокие результаты работы предусмотрено, что дополнительный размер надбавки за сложность, напряженность (интенсивность), высокие результаты работы не начисляется на время ожидания ухудшения погодных условий (дежурство).

Как следует из Перечня и размеров надбавок за сложность, напряженность (интенсивность), высокие результаты работы (Приложение № 4 к Положению об оплате труда работников ММБУ «УДХ» от 31 мая 2018 г.), водителю автомобиля 5 разряда эксплуатационного отдела установлена надбавка 182 - 353%.

Из Перечня и размеров надбавок за сложность, напряженность (интенсивность), высокие результаты работы (Приложение № 4 к Положению об оплате труда работников ММБУ «УДХ» от 6 апреля 2021 г. и 28 октября 2021 г.) следует, что водителю автомобиля 5 разряда эксплуатационного отдела установлена надбавка 254 - 429%.

Согласно Перечню и размерам надбавок за сложность, напряженность (интенсивность), высокие результаты работы (Приложение № 4 к Положению об оплате труда работников ММБУ «УДХ» от 6 сентября 2022 г., утвержденному директором ММБУ «УДХ» и согласованному и.о. председателя комитета по развитию городского хозяйства администрации г. Мурманска), водителю автомобиля 5 разряда механизированной колонны автомобильной техники установлена надбавка 254 - 429%.

Вышеприведенными Перечнями и размерами надбавок за сложность, напряженность (интенсивность), высокие результаты работы, утвержденными директором ММБУ «УДХ» и согласованными председателем комитета по развитию городского хозяйства администрации г. Мурманска, и являющимися Приложением № 4 к Положению об оплате труда работников ММБУ «УДХ», подтверждается, что размеры надбавок установлены в отношении всех категорий работников по подразделениям:

- по ряду категорий – надбавка установлена в фиксированном базовом размере (общий отдел: начальник отдела – 100%, главный специалист – 145%, инженер-программист 118%, специалист по связям с общественностью – 90%, делопроизводитель – 186%; отдел по работе с персоналом: начальник отдела – 100%, менеджер по персоналу – 118%; бухгалтерия: главный бухгалтер – 252%, заместитель главного бухгалтера – 82%, бухгалтер 2 категории – 90%, бухгалтер – 112%; и др.);

- по ряду категорий – надбавка установлена с учетом возможности повышения ее базового размера (контрактная служба: начальник службы – 131-239%, заместитель начальника службы – 111-177%, ведущий инженер – 90-112%, инженер – 116-147%; отдел МТО: начальник – 165-213%, инженер по закупкам – 116-207%; механизированная колонна специальной техники: начальник – 161%; водитель автомобиля 4 разряда – 203-405%, водитель автомобиля 5 разряда – 254-429%; механизированная колонная специальной техники: начальник – 161%, машинист дорожно-транспортных машин 5 разряда – 254-436%, машинист дорожно-транспортных машин 6 разряда – 244-451%, машинист крана автомобильного 6 разряда – 244-451%; и др.).

Таким образом, из приведенных норм следует, что надбавка за сложность, напряженность (интенсивность), высокие результаты работы в ММБУ «УДХ» носит стимулирующий характер, относится к дополнительным выплатам, которые осуществляются в целях повышения материальной заинтересованности работников в результатах труда, повышения эффективности труда и качества работы в учреждении.

Решение об установлении работнику дополнительного размера надбавки за сложность, напряженность (интенсивность), высокие результаты работы, принимается работодателем исходя из совокупности обстоятельств, предусматривающих самостоятельную оценку работодателем выполненных работником трудовых обязанностей в соответствии с Положением об установлении размера надбавки за сложность, напряженность (интенсивность), высокие результаты работы работникам ММБУ «УДХ», разработанным в соответствии с Положением об оплате труда работников ММБУ «УДХ».

Как установлено судом и следует из материалов дела, 15 декабря 2020 г. между ФИО4 и ММБУ «УДХ» заключен трудовой договор *, в соответствии с которым истец принят на работу на должность водителя 5 разряда в ММБУ «УДХ», местом работы является Эксплуатационный отдел.

Согласно приказу о приеме работника на работу *-л от 15 декабря 2020 г., ФИО4 принят на работу в эксплуатационный отдел постоянно, с установлением должностного оклада 4 349 рублей 48 копеек, надбавки за работу в районах Крайнего Севера - 80%, районного коэффициента - 50%, оплата за работу во вредных условиях - 4%.

Пунктом 5.2.2 трудового договора * от 15 декабря 2020 г., предусмотрены выплаты стимулирующего характера, в том числе надбавка за сложность, напряженность (интенсивность), высокие результаты работы, базовый размер которой (182%) устанавливается приказом руководителя учреждения сроком на 1 месяц на основании представления начальника подразделения.

За выполнение показателей, установленных в пункте 2.2 Положения об установлении размера надбавки за сложность, напряженность (интенсивность), высокие результаты работы базовый размер надбавки может быть повышен до 353%. В качестве критериев дополнительной надбавки установлены показатели: за высокую интенсивность и производительность труда, высокие результаты работы; за работы тяжелой техники в стесненных условиях, работа в которых ведет к существенному затруднению эксплуатации машин и механизмов; за высокую интенсивность подготовки техники, оборудования, машин и механизмов к работам в переходные периоды; за выполнение работ, не входящих в функциональные обязанности работника (с подтверждением выполнения работ актами, служебными заданиями, наряд - заданиями).

Начисление дополнительной надбавки производится за фактическое время работы на линии. За время ухудшения погодных условий (дежурство) начисление дополнительной надбавки не производится. По решению руководителя учреждения за конкретные производственные упущения базовый размер надбавки за сложность, напряженность, высокие результаты работы может быть снижен до 100%, а также в случае ухудшения финансового положения учреждения выплата надбавки может не производиться (т.1 л.д. 9-12).

Дополнительным соглашением от 6 апреля 2021 г. к трудовому договору * от 15 декабря 2020 г., ФИО4 установлена надбавка за сложность, напряженность (интенсивность), высокие результаты работы в размере 254%.

За выполнение показателей, установленных в пункте 2.2 Положения об установлении размера надбавки за сложность, напряженность (интенсивность), высокие результаты работы базовый размер надбавки может быть повышен до 429%. (т.1 л.д. 13).

Дополнительным соглашением от 5 сентября 2022 г. к трудовому договору * от 15 декабря 2020 г. определено, что работник оформлен на работу в ММБУ «УДХ» г. Мурманск, местом работы работника является Механизированная колонна автомобильной техники (пункт 1.3). Условия трудового договора, не затронутые настоящим соглашением, остаются неизменными (пункт 2).

Согласно представленному истцом расчету, за период с 1 марта 2022 г. по 30 апреля 2023 г. невыплаченная заработная плата в виде надбавки за сложность, напряженность (интенсивность), высокие результаты работы за время (часы) дежурства (время ожидания ухудшения погодных условий) составила 86765,82 рубля: март 2022 г. – 12288, 73 рублей; апрель 2022 г. – 15317,14 рублей; май 2022 г. – 3722, 79 рублей; июнь 2022 г. – 3843,65 рублей; июль 2022 г. – 6959,62 рублей; август 2022 г. – 345,34 рублей; за сентябрь, октябрь недоплата отсутствует (отпуск); ноябрь 2022 г. – 9963,59 рублей; декабрь 2022 г. – 7428, 22 рублей; январь 2023 г. – 10486,90 рублей; февраль 2023 г. – 5506,22 рублей; март 2023 г. – 2516, 86 рублей; апрель 2023 г. – 8386,77 рублей (т.2 л.д.125).

Из материалов дела следует, что по выписке из приказов «О текущем премировании работников ММБУ «УДХ», «Об установлении надбавки за сложность и напряженность работникам ММБУ «УДХ», «О премировании за выполнение особо важных или срочных работ», за спорный период истцу установлена надбавка за сложность, напряженность (интенсивность), высокие результаты работы в следующих размерах (т.2 л.д. 146): март 2022 г. – 254% (базовый размер) + 175% (дополнительно); апрель 2022 г. – 254% (базовый размер) + 175% (дополнительно); май 2022 г. – 254% (базовый размер) + 116% (дополнительно); июнь 2022 г. – 254% (базовый размер) + 116% (дополнительно); июль 2022 г. – 254% (базовый размер) + 121% (дополнительно); август 2022 г. – 254% (базовый размер) + 121% (дополнительно); ноябрь 2022 г. – 254% (базовый размер) + 136% (дополнительно); декабрь 2022 г. - 254% (базовый размер) + 136% (дополнительно); январь 2023 г. – 254% (базовый размер) + 136% (дополнительно); февраль 2023 г. – 254% (базовый размер) + 136% (дополнительно); март 2023 г. – 254% (базовый размер) + 96% (дополнительно); апрель 2023 г. – 254% (базовый размер) + 166% (дополнительно).

Вышеприведенные сведения об установлении истцу дополнительного размера надбавки за сложность, напряженность (интенсивность), высокие результаты работы, которая согласно вышеприведенным Положениям и трудовому договору устанавливается за фактическое время работы на линии, подтверждаются приказами директора ММБУ «УДХ», а также представлениями начальника автоколонны, согласованными с ведущими инженерами и заместителем директора, об установлении таких надбавок истцу (т.2 л.д. 191-215).

Так, из вышеприведенных представлений и изданных на их основании приказов следует, что дополнительный размер надбавки за сложность, напряженность (интенсивность), высокие достижения в работе определялся с учетом критериев, предусмотренных Положением об оплате труда и разделом 2 Положения об установлении размера надбавки за сложность, высокие результаты в работе: за высокую интенсивность и производительность труда, высокие результаты работы; за работу тяжелой техники в стесненных условиях, работа в которых ведет к существенному затруднению эксплуатации машин и механизмов; за высокую интенсивность подготовки техники, оборудования, машин и механизмов к работам в переходные периоды (за участие в ремонте и обслуживании техники); за выполнение работ, не входящих в функциональные обязанности работника.

Изложенные обстоятельства подтверждаются также расчетными листками, табелями учета рабочего времени и расчета оплаты труда за спорный период и не оспаривались стороной ответчика.

При этом как следует из уточнений исковых требований, расчета истца, а также его объяснений в судебном заседании, установленный размер надбавки за сложность, напряженность (интенсивность), высокие результаты работы в процентном соотношении за предъявленный ко взысканию период истец не оспаривал, выражая несогласие с тем, что такая надбавка применяется только за фактическое время работы на линии (т.2 л.д. 123-125).

При таких обстоятельствах, руководствуясь положениями статей 22, 56, 57, 129, 135 ТК РФ, проанализировав вышеприведенные Положение об установлении системы оплаты труда работников муниципальных казенных и бюджетных учреждений города Мурманска, Положения об оплате труда работников ММБУ «УДХ», Положение об установлении размера надбавки за сложность, напряженность (интенсивность), высокие результаты работы работникам ММБУ «УДХ», Примерные положения об оплате труда работников муниципальных учреждений, подведомственных комитету по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска, Положение о комитете по развитию городского хозяйства администрации г. Мурманска, суд обоснованно пришел к выводу о том, что на комитет по развитию городского хозяйства администрации г. Мурманска возложена обязанность по согласованию Положения об оплате труда работников подведомственных муниципальных учреждений в отсутствие таковой по согласованию приказов руководителя ММБУ «УДХ» о выплате, изменении и прекращении выплаты спорной надбавки.

Принимая во внимание, что в Положении об установлении системы оплаты труда работников муниципальных казенных и бюджетных учреждений г. Мурманска (утверждено постановлением администрации г. Мурманска от 3 апреля 2013 г. № 690) не установлен строго определенный и исчерпывающий перечень локальных нормативных актов, которыми могут определяться размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера, в силу Примерного положения об оплате труда работников муниципальных учреждений, подведомственных комитету по развитию городского хозяйства администрации г. Мурманска (утверждено постановлением администрации г. Мурманска от 10 июня 2013 г. № 1441) работодатель вправе определять локальными нормативными актами размер и условия выплаты спорной надбавки в отсутствие требования о согласовании таковых с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителей, суд пришел и к правильному выводу об отсутствии оснований для признания недопустимым доказательством Положения об установлении размера надбавки за сложность, напряженность (интенсивность), высокие результаты работы работникам ММБУ «УДХ», а также иных документов, составленных на его основе.

Поэтому оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ и исходя из того, что в силу приведенных выше норм и положений законодательства о труде, локальных нормативных актов работодателя и заключенного с истцом трудового договора установление спорной надбавки дополнительно к базовому размеру является мерой стимулирования работника и начисляется за фактическое время работы на линии, осуществляется в зависимости от сложности, напряженности (интенсивности), высоких результатов работы на основании показателей критериев оценки эффективности деятельности, которые учитывались работодателем при установлении истцу указанной стимулирующей выплаты, суд правомерно пришел к выводу о том, что заработная плата истцу в оспариваемой части выплачивалась в полном объеме в соответствии с условиями трудового договора и локальными актами, а, соответственно, об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО6 в полном объеме.

При этом судом проверены также доводы истца о том, что работодатель не обеспечил его работой на линии в связи с отсутствием топлива, которые опровергнуты показаниями допрошенных в качестве свидетелей мастеров ММБУ «УДХ» Ч.., О. и начальника участка Д.., пояснивших, что решение о выходе на линию транспортных средств принимается мастерами в зависимости от состояния уличной дорожной обстановки с учетом целесообразности использования техники и требований ГОСТ Р 50597-2017. В связи со спецификой коммунальной машины КДМ, на которой работает истец, когда нет необходимости использования таковой, водители находятся на базе, что не связано с отсутствием топлива. Кроме того, из их показаний, а также показаний свидетелей М.. и Ф.., работающих на аналогичных с истцом должностях водителей КДМ, следует, что все водители КДМ в периоды ожиданий находятся на базе, т.е. не осуществляют работу на линии, за которые спорная надбавка не начисляется.

Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО4 основанными на правильном применении норм материального права и соответствующими фактическим обстоятельствам дела.

Ввиду изложенного несостоятельны, как основанные на ошибочном толковании норм трудового законодательства и опровергающиеся материалами дела доводы апеллянта о том, что ответчик в нарушение статьи 135 ТК РФ, приказа Минтранса России от 16 октября 2020 г. № 424, пункта 5 Положения об оплате труда работников ММБУ «УДХ» от 31 мая 2018 г. изменил условия начисления и выплаты надбавки за сложность, напряженность (интенсивность), высокие результаты работы и не выплачивает в части превышающей 254 % за время ожидания ухудшения погодных условий (дежурство), что ухудшило положение истца и повлекло за собой образование задолженности по заработной плате.

Как верно указал суд первой инстанции, согласно действующей и ранее действовавшей редакции Положения об оплате труда работников ММБУ «УДХ», работодатель вправе определять локальными нормативными актами размер и условия выплаты надбавки за сложность, напряженность (интенсивность), высокие результаты работы.

В соответствии с Положением об установлении размера надбавки за сложность, напряженность (интенсивность), высокие результаты работы, утвержденным руководителем ММБУ «УДХ» и разработанным в соответствии с Положением об оплате труда работников ММБУ «УДХ», работодателем установлена дополнительно к базовому размеру надбавка в качестве меры стимулирования работника в период выполнения им работы на линии, когда работа связана с управлением автомобилем от момента выезда до момента возвращения к месту базирования автопарка работодателя, что направлено на улучшение положения работников в части оплаты труда при установленном базовом размере такой надбавки и не свидетельствует об изменении условий начисления и выплаты таковой, императивно не установленных вышеприведенными нормами трудового законодательства, приказом Минтранса России от 16 октября 2020 г. № 424 и локальными актами работодателя.

При этом то обстоятельство, что Приказом Минтранса России от 16 октября 2020 г. № 424 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей» рабочее время водителя включает время управления автомобилем, время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем, время работы не связанной с управлением (пункты 9, 15) не свидетельствует о незаконности установления дополнительного к базовому размера спорной надбавки только за фактическое время работы на линии, когда работа имеет более сложный и напряженный характер, поскольку вышеприведенным Приказом Минтранса России не регламентированы вопросы, касающиеся установления (неустановления) работодателем стимулирующих выплат работникам.

Таким образом, вопреки доводам апеллянта, установление ответчиком дополнительно к базовому размеру спорной надбавки водителям только за период работы на линии и неустановление таковой за период работы не на линии, поименованной ответчиком «дежурством», т.е. разделение видов занятости в течение рабочего времени исключительно для целей установления дополнительного размера надбавки, не свидетельствует о нарушении работодателем законодательства о труде, локальных нормативных актов, Приказа Минтранса России от 16 октября 2020 г. № 424, а соответственно, и о недоказанности работодателем факта выплаты в полном объеме истцу спорной надбавки. Факт выплаты истцу надбавки за сложность, напряженность (интенсивность), высокие результаты работы в базовом размере за фактическое время работы, в том числе за время работы не на линии (поименовано «дежурством»), и дополнительно за время работы на линии в соответствии с вышеприведенными приказами руководителя не оспаривался сторонами.

В связи с чем доводы апеллянта об ухудшении положения истца установлением спорной надбавки за время выполнения работ на линии являются несостоятельными и опровергаются представленными в материалы дела письменными доказательствами.

Соответственно, несостоятельны и доводы апеллянта о неправильном определении ответчиком, в нарушение приказа Минтранса России от 16 октября 2020 г. № 424, рабочего времени водителя, поскольку по материалам дела установлено, что разделение видов занятости в течение рабочего времени водителя (работа на линии и работа не на линии, поименованная «дежурством») имеет место исключительно для целей установления дополнительного размера надбавки за сложность, напряженность (интенсивность), высокие результаты работы, имеющей стимулирующей характер, за фактическое время работы на линии.

Таким образом, несостоятельны и доводы апелляционной жалобы о нарушении судом требований статьи 226 ГПК РФ, поскольку оснований для вынесения судом частного определения не имеется.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы не являются основанием для отмены решения суда, поскольку не содержат указания на обстоятельства и факты, которые не были проверены или учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения решения по существу спора, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, основаны на ошибочном толковании норм материального права.

Поскольку нарушений норм материального права, которые бы привели к неправильному разрешению спора по существу, а также нарушений положений процессуального закона, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта в силу части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией не установлено, основания для отмены обжалуемого судебного постановления и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328, 329 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

определила:

решение Первомайского районного суда города Мурманска от 1 сентября 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФИО4ФИО5 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи