НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Мурманского областного суда (Мурманская область) от 19.02.2020 № 2А-118-2019

судья Курчак А.Н.

№ 33а-247-2020

№ 2а-118-2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Мурманск

19 февраля 2020 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего

Тихоновой Ж.В.

судей

Федоровой И.А.

Науменко Н.А.

при секретаре

Егошиной Н.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Муниципального казенного учреждения «Городской центр жилищно-коммунального хозяйства ЗАТО г. Североморск» об оспаривании пункта 8 представления Контрольно-счетной палаты ЗАТО г. Североморск от 15 апреля 2019 г. № 02

по апелляционной жалобе Муниципального казенного учреждения «Городской центр жилищно-коммунального хозяйства ЗАТО г. Североморск» на решение Североморского районного суда Мурманской области от 27 августа 2019 г., которым постановлено:

«Административное исковое заявление Муниципального казенного учреждения «Городской центр жилищно-коммунального хозяйства ЗАТО г. Североморск» к Контрольно-счетной палате ЗАТО г. Североморск об оспаривании представления Контрольно-счетной палаты ЗАТО г. Североморск о неправомерном расходовании бюджетных средств - оставить без удовлетворения».

Заслушав доклад судьи Науменко Н.А., объяснения представителя Муниципального казенного учреждения «Городской центр жилищно-коммунального хозяйства ЗАТО г. Североморск» Исаевой Ю.С., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения относительно доводов апелляционной жалобы представителя контрольно-счетной палаты ЗАТО г. Североморск Шкода Е.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

у с т а н о в и л а:

муниципальное казенное учреждение «Городской центр жилищно-коммунального хозяйства ЗАТО г. Североморск» (далее - МКУ «ГЦ ЖКХ ЗАТО г. Североморск», Учреждение) обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании пункта 8 представления контрольно-счетной палаты ЗАТО г. Североморск (далее - КСП ЗАТО г. Североморск) от 15 апреля 2019 г. № 02.

В обоснование требований административный истец указал, что по результатам проведенной КСП ЗАТО г. Североморск проверки использования средств бюджета ЗАТО г. Североморск, выделенных в 2018 году МКУ «ГЦ ЖКХ ЗАТО г. Североморск», выявлены нарушения действующего законодательства Российской Федерации и нормативно-правовых актов ЗАТО г. Североморск.

Так, КСП ЗАТО г. Североморск, в том числе установлено неправомерное расходование средств бюджета ЗАТО г. Североморск в сумме 236 841 рубль 59 копеек в связи с выплатами директору МКУ «ГЦ ЖКХ ЗАТО г. Североморск» Козинскому И.В. единовременных премий за выполнение особо важных и сложных заданий, не предусмотренных Положением о стимулировании руководителей учреждений, подведомственных Комитету по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г. Североморск от 19 августа 2016 г. № 47, что повлекло излишнее начисление компенсации за неиспользованный отпуск и компенсации в связи с прекращением трудового договора на общую сумму 211 086 рублей 16 копеек и излишнее перечисление страховых взносов во внебюджетные фонды в сумме 25 755 рублей 43 копейки.

15 апреля 2019 г. КСП ЗАТО г. Североморск в адрес МКУ «ГЦ ЖКХ ЗАТО г. Североморск» внесено представление, пунктом 8 которого Учреждению предписано принять меры по возмещению в бюджет муниципального образования ЗАТО г. Североморск причиненного вреда в связи с неправомерным расходованием средств бюджета ЗАТО г. Североморск в сумме 236 841 рубль 59 копеек.

Административный истец полагает пункт 8 представления КСП ЗАТО г. Североморск от 15 апреля 2019 г. № 02 незаконным, ссылаясь на то, что выплата директору МКУ «ГЦ ЖКХ ЗАТО г. Североморск» Козинскому И.В. в 2018 году единовременных премий производилась на основании приказов председателя Комитета по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г. Североморск, не противоречит требованиям трудового законодательства и муниципальным правовым актам - Положению об установлении систем оплаты труда работников муниципальных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденному постановлением администрации ЗАТО г. Североморск от 15 июня 2016 г. № 718, Положению о стимулировании руководителей учреждений, подведомственных Комитету по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г. Североморск, утвержденному приказом КРГХ администрации ЗАТО г. Североморск от 19 августа 2016 г. № 47, которые предусматривают выплаты работникам муниципальных учреждений, в том числе муниципальных казенных учреждений, как единовременных премий, так и иных выплат, к которым относятся премии за выполнение особо важных и срочных работ.

Указывает на отсутствие нарушения принципа целевого расходования бюджетных средств, поскольку данные денежные выплаты произведены из фонда стимулирования руководителей в размере 5% средств фонда оплаты труда учреждения.

Административный истец просил суд признать незаконным и отменить пункт 8 представления контрольно-счетной палаты ЗАТО г. Североморск от 15 апреля 2019 г. № 02, которым МКУ «ГЦ ЖКХ ЗАТО г. Североморск» предписано принять меры по возмещению в бюджет муниципального образования ЗАТО г. Североморск причиненного вреда в связи с неправомерным расходованием средств бюджета ЗАТО г. Североморск в сумме 236 841 рубль 59 копеек.

Определениями суда от 3 июля 2019 г. и от 13 августа 2019 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечены Комитет по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г. Североморск и Козинский И.В.

В судебном заседании представитель административного истца МКУ «ГЦ ЖКХ ЗАТО г. Североморск» Бевзюк Е.П. на удовлетворении административных исковых требований настаивала.

Представитель административного ответчика Контрольно-счетной палаты ЗАТО г. Североморск Алексеева И.В. в судебном заседании с иском не согласилась.

Представитель заинтересованного лица Комитета по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г. Североморск Самойлик В.Н. требования административного истца полагал обоснованными.

Дело рассмотрено судом в отсутствие заинтересованного лица Козинского И.В., извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе директор Муниципального казенного учреждения «Городской центр жилищно-коммунального хозяйства ЗАТО г. Североморск» Ухарев К.Н., приводя доводы, послужившие основанием для обращения с настоящим иском в суд, просит отменить решение суда и принять по делу новое решение, которым требования административного истца удовлетворить.

Ссылаясь на положения бюджетного законодательства и Устава муниципальное образования «Закрытое административно-территориальное образование город Североморск», указывает, что контрольно-счетная палата ЗАТО г. Североморск уполномочена на выдачу по итогам проверки (ревизии) обязательного для исполнения предписания о выявленных нарушениях только бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений. Выдача представления по устранению иных выявленных нарушений, в том числе трудового законодательства, не относится к полномочиям счетной палаты.

Обращает внимание, что в акте проверки и оспариваемом предписании также не указано, какие именно нормы бюджетного законодательства нарушены МКУ «ГЦ ЖКХ ЗАТО г. Североморск» при осуществлении выплат за счет фонда оплаты заработной платы учреждения, в оспариваемом пункте представления указано исключительно на нарушение норм Трудового кодекса Российской Федерации, Положения об оплате труда работников муниципальных бюджетных, автономных и казенных учреждений ЗАТО г. Североморск, утвержденного постановлением главы администрации ЗАТО г. Североморск от 15 июня 2016 г. № 718, которые не регулируют бюджетные отношения в смысле, придаваемом им статьей 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Полагает, что контрольно-счетная палата ЗАТО г. Североморск, делая вывод о неправомерном расходовании средств бюджета ЗАТО г. Североморск в связи с выплатами директору МКУ «ГЦ ЖКХ ЗАТО г. Североморск» единовременных премий за выполнение особо важных и сложных заданий, не доказала, что произведенные выплаты осуществлены с нарушением принципа адресности и целевого характера бюджетных средств, установленного статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации, эффективности использования бюджетных средств, иных принципов либо с нарушением иных норм бюджетного законодательства.

В письменных возражениях относительно апелляционной жалобы представитель административного ответчика контрольно-счетной палаты ЗАТО г. Североморск Алексеева И.В. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представитель заинтересованного лица Комитета по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г. Североморск, заинтересованное лицо Козинский И.В., извещенные о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.

В силу части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.

Суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.

Положениями статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации в качестве одного из принципов бюджетной системы Российской Федерации предусмотрен принцип эффективности использования бюджетных средств.

В силу статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Казенным учреждением согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации является государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в соответствии с Планом работы контрольно-счетной палаты закрытого административно-территориального образования г. Североморск на 2019 год административным ответчиком проведена проверка использования средств бюджета ЗАТО г. Североморск, выделенных в 2018 году Муниципальному казенному учреждению «Городской центр жилищно-коммунального хозяйства ЗАТО г. Североморск».

В соответствии с пунктами 1.1, 5.4 Устава Муниципального казенного учреждения «Городской центр жилищно-коммунального хозяйства ЗАТО г. Североморск» учреждение создано для оказания муниципальных услуг, выполнения работ и (или) исполнения муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств местного бюджета. Источником формирования имущества Учреждения являются в том числе бюджетные ассигнования.

В ходе проведенной контрольно-счетной палатой ЗАТО г. Североморск проверки выявлены нарушения, отраженные в акте от 20 марта 2019 г., в числе которых неправомерное расходование средств бюджета ЗАТО г. Североморск в сумме 236 841 рубль 59 копеек в связи с выплатами директору МКУ «ГЦ ЖКХ ЗАТО г. Североморск» Козинскому И.В. единовременных премий за выполнение особо важных и сложных заданий, не предусмотренных Положением о стимулировании руководителей учреждений, подведомственных Комитету по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г. Североморск, от 19 августа 2016 г. № 47, что повлекло также излишнее начисление компенсации за неиспользованный отпуск в сумме 18 336,16 рублей и компенсации в связи с прекращением трудового договора на сумму 42 750 рублей и излишним перечислением страховых взносов во внебюджетные фонды в сумме 25 755,43 рублей (т.1, л.д. 243).

В связи с выявленными нарушениями бюджетного законодательства и.о. председателя контрольно-счетной палаты ЗАТО г. Североморск Алексеевой И.В. выдано представление от 15 апреля 2019 г. № 02, пунктом 8 которого Учреждению предписано принять меры по возмещению в бюджет муниципального образования ЗАТО г. Североморск причиненного вреда в связи с неправомерным расходованием средств бюджета ЗАТО г. Североморск в сумме 236841,59 рублей (том 1 л.д. 15-19).

Как установлено судом и следует из материалов дела, оспариваемое в части представление от 15 апреля 2019 г. № 02 выдано уполномоченным органом в пределах его компетенции, в установленной форме, и по этим основаниям не оспаривается.

Судом первой инстанции представление контрольно-счетной палаты ЗАТО г. Североморск в его оспариваемой части (пункт 8) проверено на соответствие требованиям действующего законодательства.

Статьей 144 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в муниципальных учреждениях системы оплаты труда работников устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно положениям статьи 145 Трудового кодекса Российской Федерации условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий, а также руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и заключающих трудовой договор членов коллегиальных исполнительных органов государственных корпораций, государственных компаний и хозяйственных обществ, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности, определяются трудовыми договорами в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации).

В соответствии с пунктом 4 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников муниципальных учреждений.

Постановлением администрации ЗАТО г. Североморск от 15 июня 2016 г. № 718 утверждены Положение об установлении систем оплаты труда работников муниципальных бюджетных, автономных и казенных учреждений, Перечень видов выплат компенсационного характера в муниципальных бюджетных, автономных и казенных учреждениях и Перечень видов выплат стимулирующего характера в муниципальных бюджетных, автономных и казенных учреждениях.

Пунктом 12 Положения (в редакции постановления администрации ЗАТО город Североморск от 11 апреля 2017 г. № 566) предусмотрено, что руководителям учреждений устанавливаются выплаты стимулирующего характера на основании положений о стимулировании руководителей подведомственных учреждений, утвержденных органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений, с учетом критериев оценки эффективности деятельности учреждений (том 1 л.д. 98-100).

Во исполнение данного нормативного требования Комитетом по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г. Североморск приказом от 19 августа 2016 г. № 47 утверждено Положение о стимулировании руководителей учреждений, подведомственных Комитету по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г. Североморск (т. 1, л.д. 108-110).

В соответствии с пунктом 2.2 Положения о стимулировании руководителей учреждений, подведомственных Комитету по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г. Североморск, для руководителей учреждений установлены следующие выплаты стимулирующего характера: надбавка за сложность, напряженность (интенсивность), высокие достижения в работе; премия за основные результаты работы за месяц; премия за основные результаты работы за год и иные выплаты.

Судом также установлено, что Козинский И.В. в 2018 году являлся директором МКУ «ГЦ ЖКХ ЗАТО г. Североморск» на основании трудового договора от 11 мая 2017 г. № 49, заключенного с Комитетом по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г. Североморск (т. 1 л.д. 111-114).

Комитетом по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г. Североморск изданы приказы от 28 апреля 2018 г. № 24, от 12 июля 2018 г. № 113, от 1 октября 2018 г. № 170 о выплате директору МКУ «ГЦ ЖКХ ЗАТО г. Североморск» Козинскому И.В. единовременной премии за выполнение особо важных и сложных заданий при организации работы по подготовке и проведению мероприятий местного масштаба, имеющих большое социальное и экономическое значение, в размере 50000 рублей каждая (том 1 л.д. 116-118).

На основании приведенных приказов директором МКУ «ГЦ ЖКХ ЗАТО г. Североморск» Козинским И.В. изданы соответственно приказы от 28 апреля 2018 г. № 65-л, от 12 июля 2018 г. № 134-л и от 1 октября 2018 г. № 187-л о выплате ему единовременной премии за выполнение особо важных и сложных заданий при организации работы по подготовке и проведению мероприятий местного масштаба, имеющих большое социальное и экономическое значение, в размере 50 000 рублей каждая, всего на общую сумму 150 000 рублей (т. 2 л.д. 61-66).

Как следует из акта проверки использования бюджетных средств, указанные выплаты повлекли за собой начисление в большем размере компенсации за неиспользованный отпуск и компенсации в связи с прекращением трудового договора на общую сумму 211 086 рублей 16 копеек и перечисление страховых взносов во внебюджетные фонды в сумме 25 755 рублей 43 копейки.

Проверив обстоятельства, послужившие основаниями к вынесению контрольно-счетной палатой ЗАТО г. Североморск представления в оспариваемой части, суд установил, что такой вид стимулирующих выплат как премии за выполнение особо важных и сложных заданий в отношении руководителей муниципальных учреждений из бюджетных средств (фонда оплаты труда) не предусмотрены нормативно-правовыми актами органа местного самоуправления, локальными актами учредителя бюджетного учреждения либо условиями трудового договора, заключенного с руководителем Учреждения.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд дал оценку доводам представителей административного истца об отнесении премии за выполнение особо важных и сложных заданий к категории иных выплат, предусмотренных Положением о стимулировании руководителей учреждений, подведомственных Комитету по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г. Североморск, указав, что таковое толкование позволило бы работодателю самостоятельно определять размер и выплачивать премии работникам бюджетных учреждений, что повлекло бы произвольное расходование средств бюджета муниципального образования.

При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что вынесенное в отношении административного истца представление являлось законным и обоснованным, и отказал в удовлетворении административного иска.

Доводы, указанные в апелляционной жалобе, аналогичны доводам, заявлявшимся в суде первой инстанции, которым в решении суда дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой судебная коллегия не усматривает.

Указание в жалобе о том, что выплаты руководителю Учреждения премии за выполнение особо важных и сложных заданий произведены в пределах фонда стимулирования руководителей учреждений, составляющего 5% средств фонда оплаты труда Учреждения, не опровергает вывода суда об отсутствии оснований для ракового рода выплат, поскольку фонд стимулирования руководителя МКУ «ГЦ ЖКХ ЗАТО г. Североморск» в установленном порядке не определен, его размер не установлен.

Ссылку в жалобе на то, что контрольно-счетная палата при проведении проверки деятельности Учреждения на предмет соответствия трудовому законодательству вышла за пределы предоставленных полномочий, судебная коллегия находит несостоятельной, поскольку формирование фонда оплаты труда Учреждения, из которого были произведены выплаты премий руководителю, осуществляется за счет средств бюджета ЗАТО г. Североморск.

При рассмотрении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено, утверждения административного истца об обратном не свидетельствуют о незаконности судебного решения.

С учетом изложенного принятое по делу решение следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 307, 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

определила:

решение Североморского районного суда Мурманской области от 27 августа 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального казенного учреждения «Городской центр жилищно-коммунального хозяйства ЗАТО г. Североморск» - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи