судья Власова Л.И. | № 33-3429/2015 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Мурманск | 18 ноября 2015 года |
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего | Шанаевой И.Ю. |
судей | Захарова А.В. |
Перминовой С.В. | |
при секретаре | Штепа Л.А. |
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Мурманского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Мурманской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к ФКУ ИК-16 УФСИН России по Мурманской области возложении обязанности провести оценку условий труда рабочих мест
по апелляционному представлению Мурманского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Мурманской области на решение Кольского районного суда Мурманской области от 03 сентября 2015 года, по которому постановлено:
«Исковое заявление Мурманского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Мурманской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 16 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области» о возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворить.
Обязать федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 16 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области» в срок до 31.12.2015 провести специальную оценку условий труда в отношении рабочих мест столовой для спецконтингента - повара, кухонного рабочего, резчика пищевых продуктов, хозяйственной обслуги - рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования, слесаря-сантехника, чистильщика канализационных каналов, электросварщика ручной сварки, банно-прачечного комбината - рабочего по стирке и ремонту спецодежды, котельной - машиниста-кочегара котельной, медчасти - подсобного рабочего.
Взыскать с федерального казенного учреждения «Исправительная колония №16 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области» в доход бюджета Кольского района Мурманской области государственную пошлину в размере 300 (триста) руб. 00 коп.».
Заслушав доклад судьи Захарова А.В., объяснения прокурора прокуратуры Мурманской области Самохваловой Н.Н., поддержавшей доводы представления, представителя ФКУ ИК-16 УФСИН России по Мурманской области Файзулиной Е.С., не возражавшего против удовлетворения представления, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Мурманский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Мурманской области обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц к ФКУ ИК-16 УФСИН России по Мурманской области о возложении обязанности по проведению специальной оценки условий труда.
В обоснование иска указано, что в ходе проведенной прокуратурой проверки исполнения администрацией ФКУ ИК-16 УФСИН России по Мурманской области требований уголовно-исполнительного производства, регламентирующего охрану труда осужденных к лишению свободы, выявлены нарушения требований уголовно - исполнительного и трудового законодательства Российской Федерации.
Установлено, что в исправительном учреждении сроки аттестации рабочих мест по условиям труда осужденных, привлеченных к труду в порядке статьи 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, истекли и по состоянию на *** года не проведена специальная оценка условий труда 20 рабочих мест, а именно: повара, кухонного рабочего, резчика пищевых продуктов, рабочего по комплексному обслуживаю и ремонту зданий, электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования, слесаря-сантехника, чистильщика канализационных каналов, электросварщика ручной сварки, рабочего по стирке и ремонту специальной одежды, машиниста-кочегара котельной, подсобного рабочего.
По итогам проверки в адрес начальника ФКУ ИК-16 УФСИН России по Мурманской области _ _ года вынесено представление об устранении выявленных нарушений требований законодательства, которые до настоящего времени не устранены.
Поскольку в результате бездействий ответчика, выражающегося в непроведении специальной оценки условий труда, нарушаются права неопределенного круга лиц на безопасные условия труда, просит обязать ответчика в срок до 31 декабря 2015 года провести специальную оценку условий труда вышеперечисленных рабочих мест.
В судебном заседании помощник прокурора уточнил исковые требования, просил провести специальную оценку условий труда в отношении рабочих мест столовой для спецконтингента - повара, кухонного рабочего, резчика пищевых продуктов, хозяйственной обслуги - рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования, слесаря-сантехника, чистильщика канализационных каналов, электросварщика ручной сварки, банно-прачечного комбината - рабочего по стирке и ремонту спецодежды, котельной - машиниста-кочегара котельной, медчасти - подсобного рабочего.
Представитель ответчика ФКУ ИК-16 УФСИН России по Мурманской области Файзулина Е.С. в судебном заседании с заявленными требованиями согласилась частично, полагала необходимым предоставить для устранения выявленных нарушений более длительный срок - до 31 декабря 2016 года.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, - УФСИН по Мурманской области по доверенности Мушенкова Е.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась по доводам и основаниям, изложенным представителем ответчика.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционном представлении Мурманский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Мурманской области Ашурков А.С., ссылаясь на неправильное толкование норм материального права, просит решении суда изменить в части, исключив из резолютивной части решение указание суда о взыскании с ответчика государственной пошлины, поскольку Федеральная служба исполнения наказания, а также ее органы подлежат освобождению от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель третьего лица УФСИН России по Мурманской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка в силу статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционном представлении.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спор, суд первой инстанции, установив, что в нарушение требований трудового законодательства и законодательства об охране труда, в исправительном учреждении не проведена специальная оценка условий труда в отношении определенных рабочих мест, удовлетворил требования прокурора, возложив на ФКУ ИК-16 УФСИН России по Мурманской области обязанность провести специальную оценку условий труда в срок до 31 декабря 2015 года.
Решение суда в указанной части никем не обжаловано (апелляционная жалоба ИК-16 отозвана) и поэтому предметом проверки в суде апелляционной инстанции не является.
Разрешая вопрос о возмещении судебных расходов, понесенных судом в связи с рассмотрением дела, суд первой инстанции взыскал с ФКУ ИК-16 УФСИН России по Мурманской области государственную пошлину в доход соответствующего бюджета в размере 300 рублей, как с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда, поскольку он основан на неправильном толковании норм материального права, в связи с чем находит заслуживающим внимания довод апелляционного представления в указанной части.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 года № 636 (в редакции от 01 ноября 2013 года) «О структуре федеральных органов исполнительной власти» к федеральным органам исполнительной власти отнесена, в том числе, Федеральная служба исполнения наказания.
Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года №1314 (в редакции от 21 декабря 2013 года) утверждено Положение о Федеральной службе исполнения наказаний, пунктом 1 которого установлено, что Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений.
Пунктом 1 названного Приказа Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации от 19 мая 2006 года № 245 (в редакции от 13 октября 2009 года) утвержден Регламент Федеральной службы исполнения наказаний.
Пунктом 1.3 данного Регламента установлено, что Федеральная служба исполнения наказаний является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.
Согласно пункту 1.11 Регламента ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы - управления Федеральной службы исполнения наказаний (УФСИН России) по федеральным округам, управления (главные управления) Федеральной службы исполнения наказаний (УФСИН России, ГУФСИН России) по субъектам Российской Федерации (далее - территориальные органы), учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия и учреждения (в том числе научно-исследовательские и образовательные), специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.
В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Согласно пунктам 1 и 5 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний России, утвержденного Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года № 1314, ФСИН России является органом исполнительной власти и осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия и учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.
Поскольку ФКУ ИК-16 УФСИН России по Мурманской области является учреждением уголовно-исполнительной системы и входит в многоуровневую структуру подразделений федерального органа исполнительной власти ФСИН России, а исковые требования прокурора основывались на соблюдении требований законодательства в деятельности исправительного учреждения, то ответчик по настоящему делу подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины.
Следовательно, из решения суда подлежит исключению указание на взыскание с ответчика в бюджет государственной пошлины в размере 300 рублей, что не влечет изменение решение суда по существу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Кольского районного суда Мурманской области от 03 сентября 2015 года оставить без изменения.
Исключить из резолютивной части решения абзац третий о взыскании с федерального казенного учреждения «Исправительная колония №16 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области» в доход бюджета Кольского района Мурманской области государственную пошлину в размере 300 (триста) руб. 00 коп.
председательствующий | |
судьи |