судья Бойко Л.Н. | № 33-3089-2017 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Мурманск | 18 октября 2017 года |
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего | Устинович С.Е. |
судей | Хмель М.В. |
Булыгиной Е.В. | |
при секретаре | Шелия О.Г. |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Усягина Кирилла Юрьевича к Управлению Министерства внутренних дел по Мурманской области о признании незаконными действий по приостановлению выплаты пенсии,
по апелляционной жалобе Усягина Кирилла Юрьевича на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 17 августа 2017 года, которым постановлено:
«Исковые требования Усягина Кирилла Юрьевича к Управлению Министерства внутренних дел по Мурманской области о признании незаконными действий по приостановлению выплаты пенсии - оставить без удовлетворения».
Заслушав доклад председательствующего, объяснения истца Усягина К.Ю. и его представителя Комягина А.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения против доводов жалобы представителя ответчика Управления Министерства внутренних дел по Мурманской области Когут О.И., действующей также от имени Министерства внутренних дел Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Усягин К.Ю. обратился в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел по Мурманской области (далее УМВД Росси по Мурманской области) о признании незаконными действий по приостановлению выплаты пенсии.
В обоснование заявленных требований указал, что 18.04.2016 года приказом по личному составу УМВД по Мурманской области № * он уволен из органов внутренних дел в связи с расторжением контракта по выслуге лет, дающей право на получение пенсии с должности *** УМВД по Мурманской области в звании *** полиции.
На момент увольнения его выслуга лет составила 21 год 07 месяцев.
С 12.05.2016 года он принят на службу в таможенные органы РФ с назначением на должность *** Мурманской таможни с присвоением специального звания - *** таможенной службы.
С указанной даты выплата пенсии ему прекращена в связи с прохождением службы в Федеральной таможенной службе.
Действия ответчика по приостановлению выплаты пенсии считает незаконными, поскольку служба в таможенных органах относится к другому виду государственной службы, отличному от службы в правоохранительных органах. Служба в таможенных органах не учитывается при исчислении выслуги лет, необходимой для выплаты пенсии по линии Министерства внутренних дел Российской Федерации в соответствии с Законом № 4468-1.
Полагает, что отказ в назначении пенсии или приостановление выплаты пенсии за выслугу лет уволенным из органов внутренних дел, поступившим на должности в таможенные органы без возобновления правоохранительной службы, не основаны на законе, а выплата пенсии за выслугу лет в соответствии со ст. 6 Закона № 4468-1 могла быть приостановлена лишь в случае его возвращения на службу в правоохранительные органы и приобретения вновь статуса сотрудника органа внутренних дел, соответственно при его поступлении на службу в таможенные органы выплата назначенной ему пенсии по выслуге лет приостановлению не подлежала.
Просил суд признать действия УМВД России по Мурманской области по приостановлению выплаты пенсии незаконными; обязать ответчика восстановить его в правах на получение назначенной пенсии за выслугу лет и возобновить выплату пенсии за выслугу лет с учетом установленной индексации пенсионных выплат; обязать ответчика выплатить задолженность по пенсии, начиная с момента приостановления до настоящего времени.
Истец Усягин К.Ю. в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела судом извещался надлежащим образом, его представитель Комягин А.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика УМВД по Мурманской области, действующая также от имени МВД России на основании доверенности, Когут О.И. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе истец Усягин К.Ю., ссылаясь на нарушение норм материального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение отменить, принять по делу новое решение, которым заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
В обоснование жалобы указывает, что в соответствии с правовой позицией, изложенной в Законе РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (далее - Закон № 4468-1), в случае продолжения трудовой деятельности бывших сотрудников органов внутренних дел, приобретших и реализовавших свое право на пенсию за выслугу лет, выплата пенсии за выслугу лет им приостанавливается лишь при поступлении на службу в определенные организации, и, напротив, не приостанавливается в случае их работы в организациях, не включенных законодательством в этот перечень, как таможенные органы РФ.
Отмечает, что частью 2 статьи 6 Закона № 4468-1 не предусмотрено такое основание для приостановления выплаты пенсии, как поступление на службу в таможенные органы РФ.
Находит несостоятельной ссылку ответчика на Постановление Конституционного Суда РФ № 6-П от 18.03.2004, так как юридически значимых решений об отмене пенсионных выплат в отношении таможенных органов РФ им не принято, высказанное в описательной части Постановления мнение судей Конституционного Суда о том, что приостановление выплаты пенсии за выслугу лет в равной степени распространяется на всех граждан, в том числе и лиц проходивших службу в таможенных органах РФ, не облачено в форму решения, а поэтому не влечет каких-либо правовых последствий для данных лиц вновь поступивших в таможенные органы РФ.
Также указывает, что судом первой инстанции не принято во внимание то, что нормы Закона № 4468-1 распространяются на военнослужащих и лиц, проходящих службу в правоохранительных органах, за выслугу лет в которых начисляется специальный стаж, и лица, служащие в которых имеют специальные звания, тогда как он с действительной службы органов внутренних дел уволен по выслуге лет, дающей право на получение пенсии с 18.04.2016 и с 12.05.2016 назначен на должность в таможенные органы РФ.
Приводит доводы, что трудовой стаж работы в таможенных органах РФ не сопоставим по правовым признакам с правоохранительной выслугой лет и не суммируется с ней для определения итоговой выслуги лет на пенсию от Министерства внутренних дел, в связи с чем считает, что приостановка выплаты правоохранительной пенсии в связи с прохождением службы в таможне ограничивает права пенсионеров внутренних дел, к числу которых он относится.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения относительно нее, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, Усягин К.Ю. с 19 апреля 2016 года являлся получателем пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
С 12 мая 2016 года УМВД РФ по Мурманской области выплата Усягину К.Ю. пенсии за выслугу лет приостановлена, в связи с прохождением им службы в таможенных органах в качестве сотрудника, имеющего специальное звание.
Обращаясь с настоящим иском в суд, истец указал, что служба в таможенных органах относится к другому виду государственной службы, отличному от службы в правоохранительных органах. Служба в таможенных органах не учитывается при исчислении выслуги лет, необходимой для выплаты пенсии по линии МВД Российской Федерации в соответствии с Законом № 4468-1, трудовой стаж работы в таможенных органах не сопоставим по правовым признакам с выслугой лет в органах внутренних дел и не суммируется с ней при определении итоговой выслуги для назначения пенсии.
Разрешая спор, суд, проанализировав положения Федерального закона от 21 июля 1997 года №114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (далее - Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1), обоснованно указал, что положения части 2 статьи 6 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 о приостановлении выплаты пенсии за выслугу лет в равной мере распространяется на граждан, проходивших службу в правоохранительных органах, включая органы таможенной службы России, поскольку подобная регламентация отвечает подходу федерального законодателя, который ввиду объективной схожести условий, в которых находятся лица, выполняющие задачи обеспечения охраны правопорядка и обороны страны, установил единый порядок и общие правила (условия) пенсионного обеспечения соответствующих категорий государственных служащих.
Отказывая в удовлетворении заявленных Усягиным К.Ю. требований, суд, пришел к обоснованному выводу о том, что поступление истца как лица, получающего пенсионное обеспечение на основании Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1, на службу в таможенные органы, влечет приостановление выплаты пенсии за выслугу лет, назначенной по указанному Закону.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что приостановление пенсионных выплат пенсионерам внутренних дел при назначении их на должности работников таможенных органов может стать правомерным в случае внесения соответствующих изменений в действующее в России пенсионное законодательство, в том числе, в часть 2 статьи 6 Закона № 4468-1, основаны на неверном толковании норм материального права, поскольку положения статьи 50 Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации», касающиеся пенсионного обеспечения сотрудников таможенных органов отсылают не к отдельным положениям рассматриваемого Закона, а к установленным им нормам и условиям в совокупности, т.е. к Закону в целом, причем какие-либо изъятия из закрепленного его статьей 6 общего правила назначения и выплаты пенсий для указанных лиц не предусматриваются. То обстоятельство, что после принятия указанного Федерального закона в рассматриваемый Закон не были внесены соответствующие изменения и дополнения и что в его статье 6 (как и в других статьях) отсутствует упоминание о лицах, проходивших службу в иных правоохранительных органах, пенсионное обеспечение которых также осуществляется по нормам данного Закона, не означает, что в отношении пенсионеров из числа лиц, которые проходили службу таможенных органах, либо в отношении пенсионеров, поступивших на службу в эти правоохранительные органы, правило о приостановлении выплаты назначенной пенсии за выслугу лет не действует, - оно в равной мере распространяется на всех граждан, проходивших службу в правоохранительных органах, включая таможенные органы.
Ссылка в апелляционной жалобе о том, что приостановка выплаты правоохранительной пенсии в связи с прохождением службы в таможне ограничивает права пенсионеров внутренних дел, к числу которых он относится, является несостоятельной, поскольку у граждан, имеющих необходимую для назначения пенсии выслугу на военной и (или) правоохранительной службе, сохраняется равенство возможностей в выборе (продолжить службу или оставить ее и получать полагающуюся им пенсию), связанные с таким свободным выбором различные правовые последствия, обусловленные дифференциацией в правилах выплаты пенсии за выслугу лет лицам, уволившимся с военной службы или службы в правоохранительных органах и вновь поступившим (вернувшимся) на службу после увольнения, в части, касающейся права на получение назначенной пенсии за выслугу лет, не могут рассматриваться как нарушающие равноправие, гарантированное статьей 19 Конституции Российской Федерации, и ограничивающие право на свободу труда, закрепленное статьей 37 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом не допущено. Апелляционная жалоба истца не содержит правовых оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене постановленного судом решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 328, 329 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 17 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Усягина Кирилла Юрьевича – без удовлетворения.
председательствующий | |
судьи |