Судья Лабутина Н.А. | № 33-2915-2020 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Мурманск | 16 декабря 2020 года |
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего | ФИО1 |
судей | ФИО2 |
ФИО3 | |
при секретаре | ФИО4 |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2234/2020 по иску ФИО5 к Государственному областному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения города Мурманска» о взыскании ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты и обязании ее предоставления,
по апелляционной жалобе Государственного областного казенного учреждения «Центр социальной поддержки населения города Мурманска» на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 22 июля 2020 года.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
ФИО5 обратился в суд с иском к Государственному областному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения города Мурманска» (далее - ГОКУ «ЦСПН» города Мурманска») о взыскании ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты и обязании ее предоставления.
В обоснование заявленных требований указал, что, являясь ветераном труда, получал ежемесячную жилищно-коммунальную выплату.
С декабря 2019 года выплата компенсации ответчиком приостановлена в связи с наличием задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт.
Считает, что приостановление ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты незаконным, поскольку он не является собственником квартиры, в которой проживает, и на него не может быть возложена ответственность за неуплату взносов на капитальный ремонт.
Просил суд взыскать с ответчика ежемесячную жилищно-коммунальную выплату за период с декабря 2019 по май 2020 года в размере 8389 рублей 75 копеек, обязать ответчика возобновить ежемесячную жилищно-коммунальную выплату с 01.04.2020.
Судом принято решение, которым исковые требования ФИО5 удовлетворены. Решение ГОКУ «ЦСПН» г. Мурманска о приостановлении с 01 декабря 2019 года ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты признано незаконным. С ГОКУ «ЦСПН» в пользу ФИО5 взыскана ежемесячная жилищно-коммунальная выплата за декабрь 2019 года, январь-май 2020 года в размере 8389 рублей 75 копеек.
На ГОКУ «ЦСПН» возложена обязанность предоставить ФИО5 субсидию на оплату жилого помещения и коммунальные услуги с 01 июня 2020 года.
В апелляционной жалобе представитель ГОКУ «ЦСПН» ФИО6, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда отменить.
В обоснование жалобы приводит доводы о том, что ФИО5 не является получателем субсидии и не заявлял требований о предоставлении субсидии.
Приводя положения статей 9.1, 9.3 Закона Мурманской области № 550-01-ЗМО от 23.12.2004 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан», пункта 1.4 «Правил предоставления ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан в Мурманской области» утвержденных постановлением Правительства Мурманской области от 10.02.2017 № 62-ПП/2, во взаимосвязи со статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, указывает на обязанность своевременной и полной оплаты жилья и коммунальных услуг, в связи с чем считает наличие задолженности по оплате коммунальных услуг основанием для приостановления предоставления ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты.
Обращает внимание на неправильность расчетов истца и указывает, что за спорный период сумма ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты составит 10 067,70 рублей.
В отзыве на апелляционную жалобу ФИО5, соглашаясь с указанным в апелляционной жалобе ответчика размером ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты за спорный период, просит взыскать в его пользу сумму ЕЖКВ по расчету ответчика, в остальной части в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились истец ФИО5, представитель ответчика ГОКУ «ЦСПН г.Мурманска», извещенные о времени и месте судебного разбирательства в установленном законом порядке.
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда, руководствуясь частью 3 статьи 167 и частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 3 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации).
По смыслу статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов (пункт 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности»).
Ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда» (пункт 1 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах»).
Закон Мурманской области от 23 декабря 2004 года № 550-01-ЗМО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан», в соответствии с законодательством Российской Федерации регулирует отношения, связанные с предоставлением на территории Мурманской области мер социальной поддержки отдельным категориям граждан Российской Федерации.
В соответствии со статьями 2, 9.1 названного Закона ветераны труда и лица, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, имеют право на предоставление мер социальной поддержки.
К таким мерам относится ежемесячная жилищно-коммунальная выплата по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и предоставляется ветеранам труда, проживающим в жилых помещениях, относящихся к жилищному фонду независимо от его формы собственности, осуществляется по месту жительства или месту пребывания данных граждан государственным областным учреждением, уполномоченным на предоставление мер социальной поддержки населению.
Правила предоставления и порядок определения размера ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты устанавливаются Правительством Мурманской области.
Согласно п.1.4 Правил предоставления ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан в Мурманской области, утвержденных Постановлением Правительства Мурманской области от 10.02.2017 № 62-ПП/2, граждане должны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги в срок, установленный частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации или договором управления многоквартирным домом.
Ежемесячная жилищно-коммунальная выплата предоставляется гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании распоряжения Губернатора Мурманской области от 27 апреля 2006 № 88/15-РЗ ФИО5 присвоено звание «Ветеран труда».
По сведениям ГОБУ «МФЦ» от 28 января 2020 года истец с 14.08.2012 и по настоящее время зарегистрирован и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: ... Собственником указанного жилого помещения, согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости, является ФИО7
ФИО5 до 01 декабря 2019 года как ветеран труда являлся получателем ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по указанному адресу.
С 01 декабря 2019 года предоставление ФИО5 ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты приостановлено в связи с наличием задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, а именно по уплате взноса на капитальный ремонт.
По сведениям НКО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Мурманской области» задолженность за жилым помещением, расположенным по адресу: г. ... по уплате взносов на капитальный ремонт за период с декабря 2014 года по июнь 2020 года составляет 17 723,40 рублей.
Обращение ФИО5 к ответчику с указанием на то, что он не является собственником квартиры, в связи с чем на него не может быть возложена обязанность по оплате взноса на капитальный ремонт, оставлено без удовлетворения.
Разрешая заявленные истцом требования, суд первой инстанции, установив фактические обстоятельства дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, пришел к выводу о незаконности решения ГОКУ «ЦСПН» о приостановлении предоставления ФИО5 ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, поскольку ФИО5 собственником квартиры не является и не может нести обязанность по внесению взносов на капитальный ремонт в отношении указанного жилого помещения.
Судебная коллегия находит правильным вывод суда, который не опровергается доводами апелляционной жалобы ответчика.
Как разъяснено в пункте 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по общему правилу предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 5 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации). Вместе с тем само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки.
В соответствии с частью 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе, взнос на капитальный ремонт.
В силу части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Согласно части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
На основании части 3 той же статьи дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзацах 1 и 3 пункта 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 года N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", собственник, а также дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены его семьи, в том числе бывший член семьи, сохраняющий право пользования жилым помещением, исполняют солидарную обязанность по внесению платы за коммунальные услуги, если иное не предусмотрено соглашением (часть 3 статьи 31 и статья 153 Жилищного кодекса Российской Федерации). Обязанность по внесению платы за содержание жилого помещения и взносов на капитальный ремонт несет только собственник жилого помещения (статьи 30, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации и статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах, суд пришел к обоснованному выводу о том, что наличие у собственника жилого помещения задолженности по оплате взносов за капитальный ремонт не должно препятствовать выплате ФИО5 ежемесячной денежной компенсации на оплату коммунальных услуг как проживающему совместно с собственником жилого помещения члену его семьи, который своевременно вносит плату за коммунальные услуги и не несет обязанности по оплате взносов за капитальный ремонт.
Решение суда в данной части основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Придя к правильному выводу об обоснованности исковых требований по существу, суд взыскал с ответчика ежемесячную жилищно-коммунальную выплату за период с декабря 2019 года по май 2019 года, исходя из заявленных истцом требований, в размере 8389 рублей 75 копеек, и обязал ответчика предоставить ФИО5 субсидию на оплату жилого помещения о коммунальные услуги с 01 июня 2020 года.
При этом в мотивировочной части решения суд сослался на положения статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, регулирующие порядок выплаты гражданам субсидии на оплату жилого помещения, в то время как спорные отношения между истцом и ответчиком связаны с предоставлением мер социальной поддержки, предусмотренных приведенными выше нормами материального права.
В связи с этим судебная коллегия находит заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы ответчика о несоответствии решения суда в данной части требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела.
Также судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о необходимости взыскания ЕЖКВ в твердой денежной сумме.
В силу пункта 3.3 Постановления Правительства Мурманской области от 10.02.2017 N 62-ПП/2 «О Правилах предоставления ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан в Мурманской области» (в редакции на момент приостановления выплаты ЕЖКВ) при погашении гражданами имеющейся задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению, а также при подтверждении факта уменьшения имеющегося долга по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг на сумму ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты, выплаченной в предыдущем периоде, предоставление ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты возобновляется за весь период, в течение которого ее предоставление приостанавливалось, но не более чем за три года, предшествующие месяцу возобновления.
Анализ указанных положений закона позволяет сделать вывод о том, что в случае, если основания для приостановления предоставления ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты отпали, то ее предоставление возобновляется за весь период, в течение которого ее предоставление приостанавливалось, но не более чем за три года, предшествующие месяцу возобновления.
Таким образом, взыскание ЕЖКВ в сумме, рассчитанной истцом, является необоснованным, а кроме того, в связи с неверным определением суммы задолженности повлекло нарушение права истца на получение мер социальной поддержки в полном объеме, в связи с чем решение суда в данной части не может быть признано законным и подлежит изменению.
Судебная коллегия приходит к выводу, что признание незаконным решения ГОКУ «ЦСПН» о приостановлении предоставления ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты и возложение на ответчика обязанности возобновить выплату компенсации с момента приостановления, приведет к полному восстановлению прав истца, поскольку будет являться основанием для выплаты ему ответчиком ЕЖКВ за весь спорный период.
Руководствуясь статьями 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 22 июля 2020 года изменить в части взыскания с ГОКУ «Центр социальной поддержки» в пользу ФИО5 ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты в размере 8389 рублей 75 копеек и возложении обязанности предоставить субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 01 июня 2020 года.
Изложить абзацы третий и четвертый решения суда в следующей редакции:
Обязать Государственное областное казенное учреждение «Центр социальной поддержки населения города Мурманска» возобновить предоставление ФИО5 ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты с 01 декабря 2019 года.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи: