судья Самойлова О.В. | № 33-2351-2017 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Мурманск | 16 августа 2017 года |
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего | Самойленко В.Г. |
судей | Брандиной Н.В. |
Игнатенко Т.А. | |
при секретаре | Дешкович К.И. |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Воронцовой Светланы Геннадьевны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Печенгском районе Мурманской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, обязании включить периоды работы в льготном исчислении и назначить страховую пенсию,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Печенгском районе Мурманской области на решение Печенгского районного суда Мурманской области от 06 июня 2017 года, которым постановлено:
«Исковые требования Воронцовой Светланы Геннадьевны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Печенгском районе Мурманской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, обязании включить периоды работы в льготный стаж и назначить досрочную страховую пенсию - удовлетворить частично.
Признать незаконным Решение комиссии Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Печенгском районе Мурманской области от 09 января 2017 года № з 05 отказе Воронцовой С.Г. в досрочном назначении страховой пенсии на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по причине отсутствия требуемого страхового стажа.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Печенгском районе Мурманской области учесть в страховом стаже Воронцовой С.Г. для назначения досрочной страховой пенсии по старости на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды: с 25 июня 1985 года по 09 января 1986 года, с 13 января 1986 года по 22 июня 1986 года, с 23 июня 1986 года по 13 октября 1986 года, с 14 октября 1986 года по 09 января 1987 года (нахождение в отпуске по уходу за ребенком), с 01 февраля 1988 по 31 декабря 1991 года в льготном исчислении как один год за один год и шесть месяцев.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Печенгском районе Мурманской области включить Воронцовой С.Г. в страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период осуществления ею предпринимательской деятельности с 19 января 1994 года по 31 августа 1995 года в льготном исчислении как один год за один год и шесть месяцев.
В остальной части иска отказать».
Заслушав доклад судьи Брандиной Н.В., выслушав объяснения представителя ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Печенгском районе Мурманской области – Кондратюк Т.П., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, возражения истицы Воронцовой С.Г.относительно жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Воронцова С.Г. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Печенгском районе Мурманской области (далее – ГУ – УПФ РФ в Печенгском районе) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, обязании включить периоды работы в льготный стаж и назначить досрочную страховую пенсию.
В обоснование исковых требований истица указала, что с 03 июня 2014 года является получателем пенсии за выслугу лет.
06 сентября 2016 года Воронцова С.Г. обратилась в ГУ - УПФ РФ в Печенгском районе с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии на основании пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и пункта 6 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Решением комиссии ГУ - УПФ РФ в Печенгском районе от 09 января 2017 года № 3 истице отказано в досрочном назначении страховой пенсии по причине отсутствия требуемого страхового стажа.
Воронцова С.Г. полагала, что при расчете страхового стажа ответчик неправомерно исключил период осуществления ею предпринимательской деятельности с 19 января 1994 года по 31 августа 1995 года и период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 14 октября 1986 года по 09 ноября 1987 года.
Кроме того, ее страховой стаж до 1992 года исчислен не в льготном исчислении, а в календарном, в то время как с 25 июня 1985 года и по настоящее время она осуществляет свою трудовую деятельность в районах Крайнего Севера.
Уточнив исковые требования, просила признать решение ГУ –УПФ РФ в Печенгском районе об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, обязать ГУ –УПФ РФ в Печенгском районе включить в ее страховой стаж отпуск по уходу за ребенком с 14 октября 1986 года по 09 ноября 1987 года в льготном исчислении, а также период осуществления ею предпринимательской деятельности с 17 января 1994 года по 31 августа 1995 года в льготном исчислении, применить при исчислении страхового стажа за период с 25 июня 1985 года по 31 декабря 1991 года льготный порядок с учетом ее работы в районах Крайнего Севера и обязать ответчика назначить ей досрочную страховую пенсию с 06 сентября 2016 года.
В судебном заседании истица Воронцова С.Г. просила иск удовлетворить. Пояснив, что в спорный период работы с 25 июня 1985 года по 31 декабря 1991 года она имела отвлечения от работы, в частности с 10 ноября 1987 года по 31 января 1988 года и с 10 января 1986 года по 12 января 1986 года (дни без сохранения заработной платы), не настаивала на включении указанных периодов в страховой стаж в льготном исчислении и в стаж работы в районах Крайнего Севера. Просила включить в страховой стаж в льготном исчислении и в стаж работы в районах Крайнего Севера период осуществления ею деятельности в качестве индивидуального предпринимателя с 19 января 1994 года по 31 августа 1995 года, указав на то, что своевременно и в полном объеме вносила все предусмотренные законом платежи в Пенсионный Фонд РФ, о чем представила оригиналы квитанций об оплате страховых взносов.
Представитель ответчика ГУ - УПФ РФ в Печенгском районе - Кондратюк Т.П. иск не признала, указала на отсутствие у истицы на дату обращения в ГУ - УПФ РФ в Печенгском районе требуемого страхового стажа.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе начальник ГУ-УПФ РФ в Печенгском районе Любин П.Н., ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит решение отменить.
В обоснование жалобы приводит доводы о несогласии с выводом суда об исчисленииспорных периодов работы истицы до 01 января 2002 года, осуществляемой в районах Крайнего Севера, в льготном исчислении (полуторном размере), основанного в том числе на неверном толковании правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П. Указывает, что основным принципом данного Постановления, согласно которому периоды осуществляемой в районах Крайнего Севера работы до 01 января 2002 года включаются в страховой стаж в льготном исчислении (полуторном размере), является учет правовой позиции только в отношении условий пенсионного обеспечения, которые существовали по состоянию на 31 декабря 2001 года.
Поскольку право на одновременное получение пенсии за выслугу лет, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», и страховой пенсии по старости без фиксированной выплаты было предоставлено военным пенсионерам на основании Федерального закона от 22 июля 2008 года № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения», действие которого в этой части распространилось на правоотношения, возникшие с 01 января 2007 года, оснований для исчисления стажа работы истицы, имевшего место до 01 января 2002 года, не имелось.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Воронцова С.Г., _ _ года рождения, проходила службу в Следственном отделе по городу Заполярный следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Мурманской области, имеет специальное звание майора юстиции.
02 июня 2014 года уволена по собственной инициативе в связи с выходом на пенсию за выслугу лет на основании пункта 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 403-ФЗ «О следственном комитете Российской Федерации».
С 03 июня 2014 года Воронцовой С.Г., назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
06 сентября 2016 года Воронцова С.Г. обратилась в ГУ – УПФ РФ в Печенгском районе с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - УПФ РФ в Печенгском районе от 09 января 2017 года № 3 Воронцовой С.Г. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости со ссылкой на пункт 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемого страхового стажа и стажа работы в районах Крайнего Севера.
На дату обращения к ответчику (06 сентября 2016года) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости возраст истицы составлял 51 год 7 месяцев (при требуемом 50 лет), страховой стаж - 16 лет 00 месяцев 22 дня (при требуемом 20 лет), стаж работы в районах Крайнего Севера - 10 лет 02 месяца 27 дней (при требуемом 10 лет).
Проверяя доводы сторон с учетом уточненных истицей исковых требований, суд исходил из того, что рассмотрению на предмет включения в страховой стаж в льготном порядке и в стаж работы в районах Крайнего Севера подлежит период осуществления истицей деятельности в качестве индивидуального предпринимателя с 17 января 1994 года по 31 августа 1995 года, а также периоды работы: с 25 июня 1985 года по 09 января 1986 года, с 13 января 1986 года по 22 июня 1986 года, с 23 июня 1986 года по 13 октября 1986 года, с 14 октября 1986 года по 09 ноября 1987 года (нахождение в отпуске по уходу за ребенком) и с 01 февраля 1988 года по 31 декабря 1991 года, которые согласно данным о стаже, имеющимся в материалах пенсионного (отказного) дела № 173 включены ответчиком в страховой стаж Воронцовой С.Г. в календарном порядке и в стаж работы в районах Крайнего Севера.
При рассмотрении дела ответчик не возражал относительно правильности определения спорных периодов, однако полагал требования истицы об исчислении их в льготном порядке (полуторном размере) не основанными на законе.
Разрешая спор по существу и частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался положениями Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и исходил из того, что препятствий для включения спорных периодов в страховой стаж истицы в льготном исчислении (полуторном размере) не имеется. Свой вывод суд обосновал необходимостью соблюдения пенсионных прав истицы на одновременное получение пенсионного обеспечения по старости и за выслугу лет, а также отсутствием в пенсионном законодательстве запрета на льготный порядок исчисления стажа для назначения страховой пенсии военным пенсионерам.
Суд указал, что поскольку спорный период учтен ответчиком в страховой стаж Воронцовой С.Г. в календарном исчислении и составляет 06 лет 03 месяца 13 дней, то с учетом его льготного исчисления в полуторном размере (09 лет 05 месяцев 05 дней), незачтенный стаж составил 03 года 01 месяц 22 дня.
Таким образом, исходя из имеющегося у истицы на дату обращения к ответчику страхового стажа в размере 16 лет 00 месяцев 22 дня и подлежащего включению с учетом льготного исчисления в связи с работой в районах Крайнего Севера 02 года 05 месяцев 08 дней (деятельность истицы в качестве индивидуального предпринимателя) и незачтенного стажа 03 года 01 месяц 22 дня, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что страховой стаж Воронцовой С.Г. составляет 21 год 07 месяцев 22 дня, при требуемом стаже 20 лет, следовательно, условия, необходимые для назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях», истицей при обращении в ГУ – УПФ РФ в Печенгском районе были соблюдены.
Сделав указанные выводы, суд посчитал незаконным решение ответчика от 09 января 2017 года № 3 об отказе Воронцовой С.Г. в досрочном назначении страховой пенсии и обязал ГУ – УПФ РФ в Печенгском районе включить спорные периоды в льготном исчислении в полуторном размере с учетом работы в районах Крайнего Севера и назначить истице досрочную страховую пенсию по старости со дня обращения за указанной пенсией – с 07 сентября 2016 года.
Судебная коллегия не соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции, считает их основанными на неправильном толковании норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям.
Пенсионное обеспечение категорий лиц, указанных в статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I), регулируется нормами названного Закона.
Право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, и трудовой пенсии по старости (за исключением ее базовой части), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для лиц, указанных в статье 1 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, было впервые введено Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения" (далее - Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ).
Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ статья 7 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I была дополнена частью 4, устанавливающей, что лица, указанные в статье 1 этого закона, при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренных статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных данным законом, и трудовой пенсии по старости (за исключением ее базовой части), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ, как следует из части 1 статьи 4 данного закона, вступил в силу со дня его официального опубликования, то есть с 25 июля 2008 г. При этом частью 2 этой же нормы предусмотрено распространение положения статьи 7 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I в части установления страховой части трудовой пенсии по старости гражданам, получающим пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О страховых пенсиях".
В силу пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеют страховой стаж не менее 20 лет. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.
На основании пункта 1 статьи 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 13 Федерального закона «О страховых пенсиях» при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом. При этом учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности, в соответствии с указанным Законом.
Таким образом, право на одновременное получение пенсии за выслугу лет и страховой пенсии по старости возникает на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О страховых пенсиях».
С 01 января 2002 года введен в действие Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.
До вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» виды трудовой деятельности и иной общественно полезной деятельности, включаемые в общий трудовой стаж, определялись Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», статья 94 которого предусматривала правило о льготном (кратном) исчислении некоторых засчитываемых в стаж периодов в отношении лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера.
Аналогичная норма об исчислении в полуторном размере трудового стажа для назначения трудовой пенсии была закреплена и в статье 28 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
Поскольку с 01 января 2002 года предусмотрен новый порядок регулирования в области пенсионных правоотношений, при котором одним из основных условий приобретения права на трудовую пенсию является страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, правило об исчислении в полуторном размере трудового стажа для назначении трудовой пенсии с указанного периода действующим законодательством не предусмотрено.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что право на одновременное получение пенсии за выслугу лет и страховой пенсии по старости возникает на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О страховых пенсиях», указанное право предоставлено названной выше категории лиц Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 156-ФЗ, дополнившим статью 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пунктом 6, который вступил в силу лишь 25 июля 2008 года, оснований для исчисления спорного трудового стажа истицы согласно действовавшему на 31 декабря 2001 года правовому регулированию, то есть в полуторном исчислении, не имеется.
Таким образом, суд первой инстанции неправильно истолковал нормы материального права, регулирующие вопросы пенсионного обеспечения, и в отсутствие предусмотренных законом оснований принял решение о частичном удовлетворении заявленных Воронцовой С.Г. требований, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в иске Воронцовой С.Г. к ГУ – УПФ РФ в Печенгском районе о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, обязании включить периоды работы в льготном исчислении и назначить страховую пенсию, поскольку судом допущена ошибка в применении норм права (п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ).
Руководствуясь статьями 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Печенгского районного суда Мурманской области от 06 июня 2017 года отменить.
Вынести по делу новое решение, которым в иске Воронцовой Светланы Геннадьевны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Печенгском районе Мурманской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, обязании включить периоды работы в льготном исчислении и назначить страховую пенсию – отказать.
Председательствующий:
Судьи: