НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Мурманского областного суда (Мурманская область) от 05.07.2017 № 33-1920/2017

судья Кис В.Е.

№ 33-1920-2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Мурманск

05 июля 2017 года

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего

ФИО1

судей

Койпиш В.В.

ФИО2

при секретаре

ФИО3

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску ФИО4 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском административном округе города Мурманска о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, включении периодов в страховой стаж, назначении досрочной пенсии, взыскании компенсации морального вреда

по апелляционной жалобе истца ФИО4на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 04 апреля 2017 года, по которому постановлено:

«Исковые требования ФИО4 к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском административном округе города Мурманска о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, включении периода в страховой стаж, назначении досрочной пенсии, взыскании компенсации морального вреда - оставить без удовлетворения».

Заслушав доклад судьи Койпиш В.В., объяснения истца ФИО5, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

установила:

ФИО5 обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском административном округе города Мурманска (далее - ГУ - УПФ РФ в Октябрьском АО г.Мурманска) о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, включении периодов в страховой стаж, назначении досрочной пенсии, взыскании компенсации морального вреда.

В обоснование требований указал, что _ _ обратился в ГУ-УПФ РФ в Октябрьском АО г.Мурманска с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с нормами Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Решением пенсионного органа от _ _ с _ _ ему назначена пенсия по старости в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Однако решением от _ _ отказано в установлении пенсии в связи с тем, что в ходе проведенной в _ _ проверки выявлено неправильное применение норм пенсионного законодательства при исчислении продолжительности его страхового стажа, выплата пенсии прекращена.

Находит решение пенсионного органа незаконным, ссылаясь на то, что законом не предусмотрен порядок прекращения выплаты пенсии, в случае выявления ошибок в применении норм права, допущенных пенсионным органом.

Кроме того, истец считает, что ответчик обязан произвести уменьшение пенсионного возраста в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и признать за ним право для досрочного выхода на пенсию в возрасте 55 лет 08 месяцев. Полагает, что право на пенсию у него возникает с _ _ .

Также указал, что действиями ответчика, прекратившим выплату пенсии, в результате чего он остался без средств к существованию, ему причинен моральный вред, который он оценивает в 50 000 рублей.

Просил признать решение от _ _ об отказе в установлении пенсии незаконным, признать за ним право на пенсию с _ _ , обязать ответчика назначить ему трудовую пенсию с _ _ , взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей, возместить расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, по составлению искового заявления в размере 5 000 рублей.

В период производства по делу истец дополнил требования и просил обязать пенсионный орган включить в стаж работы периоды с _ _ по _ _ , с _ _ по _ _ в льготном исчислении, подтверждаемый трудовыми договорами, которые он представлял при обращении за назначением пенсии.

Истец ФИО5 в судебном заседании на удовлетворении требований настаивал.

Представители ответчика ГУ - УПФ РФ в Октябрьском АО г.Мурманска ФИО6, ФИО7 в судебном заседании с заявленными требованиями не согласились, просили в иске отказать.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе истец ФИО5, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные им требования.

Выражает несогласие с выводом суда, что периоды его работы с _ _ по _ _ , с _ _ по _ _ подлежат включению в страховой стаж как стаж работы на соответствующих видах работ в календарном порядке со ссылкой на то, что льготное исчисление периодов работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях применяется только при заключении срочного трудового договора.

Обращает внимание на то, что в Законе СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях», которым руководствовался суд при принятии решения, не имеется прямого указания необходимость заключения срочного трудового договора для льготного исчисления стажа.

При этом указывает, что факт работы в указанные периоды в ..., то есть в районе Крайнего Севера, ответчиком не оспаривался.

Ссылаясь на положения статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пункт 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», отмечает, что основным документом, подтверждающим трудовой стаж до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, является трудовая книжка.

Выражает несогласие с выводом суда о том, что период прохождения военной службы по призыву с _ _ по _ _ подлежит включению в страховой стаж в календарном исчислении.

Ссылаясь на пункт 51 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года № 1015, указывает, что иные периоды, предусмотренные подпунктом «в» пункта 2 настоящих Правил, засчитываются в страховой стаж при условии, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности независимо от их продолжительности, предусмотренные подпунктами «а» и «б» пункта 2 настоящих Правил

Отмечает, что при включении указанных периодов в специальный страховой стаж в льготном исчислении, имеет право на назначение пенсии с _ _ .

Находит ошибочным вывод суда о законности действий пенсионного фонда по проведению проверки и перерасчету назначенной пенсии.

Приводит довод, что перечень оснований перерасчета пенсии предусмотрен статьей 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и является исчерпывающим, при этом сведения, поданные им в пенсионный орган, не являлись подложными либо недостоверными. Соответственно, допущенная по вине пенсионного органа при назначении ему пенсии ошибка не может являться основанием для приостановления выплаты пенсии.

В возражениях на апелляционную жалобу ответчик ГУ-УПФ РФ в Октябрьском АО г.Мурманска в лице начальника ФИО8 просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца ФИО5 - без удовлетворения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель ответчика ГУ-УПФ РФ в Октябрьском АО г.Мурманска, извещенный о времени и месте рассмотрения дела.

Руководствуясь частью 5 статьи 167, частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя пенсионного органа, поскольку его неявка не является препятствием к разбирательству дела.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия оснований к отмене или изменению постановленного по делу решения по доводам апелляционной жалобы не находит.

Разрешая спор, суд правильно определил характер правоотношений между сторонами и закон, подлежащий применению при рассмотрении дела, на основании которого определил круг обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела по существу, собранным по делу доказательствам дал оценку в их совокупности в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа, величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Условия досрочного назначения страховых пенсий по старости установлены статьями 30-32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 06 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае если мужчина проработал на перечисленных работах не менее не менее половины установленного срока и имеет требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы.

Пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 06 месяцев в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" досрочная страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они имеют страховой стаж не менее 25 лет и проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 06 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.

Согласно пункту 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1).

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (часть 2).

В соответствии с частью 8 статьи 13 Федерального закона Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу названного Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Согласно статье 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 указанного Федерального закона, засчитываются иные периоды. Периоды, предусмотренные частью 1 статьи 12, засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Согласно частям 3 и 4 статьи 30 Федерального закона Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления названного Федерального закона в силу, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", могут исчисляться с применение правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим в период осуществления работы (деятельности).

В абзаце седьмом пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 года. "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П указал, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, решением ГУ-УПФ РФ в Октябрьском округе г. Мурманска от _ _ ФИО5 назначена страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с _ _ бессрочно.

_ _ ГУ-УПФ РФ в Октябрьском АО г. Мурманска выявлена ошибка, допущенная при назначении страховой пенсии по старости ФИО5, образовавшаяся в результате неверного применения действующего законодательства в части порядка подсчета страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ, что привело к необоснованному назначению страховой пенсии по старости.

Распоряжением от _ _ выплата пенсии ФИО5 приостановлена до поступления от истца документов о периодах работы и (или) иной деятельности, которые можно засчитать в страховой стаж.

Решением комиссии ГУ-УПФ РФ в Октябрьском АО г. Мурманска от _ _ в установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 и пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" истцу отказано, ввиду отсутствия необходимой продолжительности страхового стажа и стажа работы на соответствующих видах работ.

Согласно протоколу заседания комиссии от _ _ по состоянию на _ _ документально подтвержденный стаж истца составил: страховой с учетом льготного исчисления периодов работы в районах Крайнего Севера - 21 год 06 месяцев 01 день, при требуемом не менее 25 лет; стаж на соответствующих видах работ (тяжелые условия труда) - 08 лет 05 месяцев 18 дней, при требуемом не менее 12 лет 06 месяцев; стаж на соответствующих видах работ (плавсостав) - 02 года 01 месяц 18 дней, при требуемом не менее 12 лет 06 месяцев; стаж работы в районах Крайнего Севера - 13 лет 06 месяцев 00 дней.

При имеющемся страховом стаже и стаже на соответствующих видах работ право на пенсию у истца возникает в возрасте 60 лет, то есть с _ _ .

Решением пенсионного органа от _ _ выплата пенсии истцу прекращена.

Решением ГУ-УПФ РФ в Октябрьском АО г.Мурманска от _ _ , принятым во изменение решения от _ _ по результатам рассмотрения заявления ФИО5 о перерасчете страхового стажа, стажа на соответствующих видах работ и стажа работы в районах Крайнего Севера, кроме исключенных ранее периодов исключен также период осуществления предпринимательской деятельности с _ _ по _ _ ввиду документального неподтверждения ведение деятельности в районах Крайнего Севера; периоды с _ _ по _ _ , с _ _ по _ _ учтены в страховой стаж как стаж работы на соответствующих видах работ в календарном порядке со ссылкой на то, что льготное исчисление периодов работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (год за полтора) применялось только при заключении срочного трудового договора, тогда как договоры за данный период работы отсутствуют.

По состоянию на _ _ документально подтвержденный стаж истца составил: страховой с учетом льготного исчисления периодов работы в районах Крайнего Севера - 22 года 05 месяцев 07 дней, при требуемом не менее 25 лет; стаж на соответствующих видах работ (тяжелые условия труда) - 09 лет 02 месяцев 15 дней, при требуемом не менее 12 лет 06 месяцев; стаж на соответствующих видах работ (плавсостав) - 09 лет 10 месяцев 17 дней, при требуемом не менее 12 лет 06 месяцев; стаж работы в районах Крайнего Севера - 14 лет 11 месяцев 20 дней, при требуемом не менее 15 лет.

При имеющемся страховом стаже, стаже работы в районах Крайнего Севера, стаже работы в плавсоставе, стаже работы с тяжелыми условиями труда право на пенсию у ФИО5 возникает в возрасте 60 лет, то есть с _ _ .

Решением ГУ УПФ РФ в Октябрьском АО г.Мурманска от _ _ ФИО5, в установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30, пунктом 9 части 1 статьи 30, пунктом б части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" ввиду отсутствия необходимой продолжительности страхового стажа, стажа на соответствующих видах работ и стажа работы в районах Крайнего Севера.

Разрешая спор, дав правовую оценку установленным по делу фактическим обстоятельствам в совокупности с представленными сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательствами, руководствуясь приведенными нормами права, регулирующими спорные правоотношения, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения иска, указав, что действия пенсионного органа по приостановлению истцу выплаты пенсии и принятию в последующем решения от _ _ об отказе в установлении страховой пенсии в связи с обнаружением ошибки при ее назначении _ _ , правомерны, не противоречат действующему пенсионному законодательству.

Оснований не согласиться с указанными выводами суда, которые достаточно мотивированы, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права, судебная коллегия не усматривает.

Обсуждая доводы сторон, суд правомерно указал, что решение пенсионного органа по прекращению истцу выплаты пенсии соответствует положениям пункта 4 статьи 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", предусматривающему, что в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.

В связи с чем доводы апелляционной жалобы в этой части отклоняются судебной коллегией за необоснованностью.

Установив отсутствие у ФИО5 необходимой продолжительности страхового стажа на соответствующих видах работ и стажа работы в районах Крайнего Севера, ответчик принял правомерное решение об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30, пунктом 9 части 1 статьи 30, пунктом б части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с чем у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для признания незаконным решения комиссии ГУ-УПФ РФ в Октябрьском АО г. Мурманска от _ _ .

При таком положении, учитывая, что право на пенсионное обеспечение ранее установленного возраста на дату обращения с заявлением в пенсионный орган о назначении страховой пенсии и в период рассмотрения дела судом у ФИО5, _ _ года рождения, не возникло, вывод суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истца о назначении ему досрочной трудовой пенсии с _ _ , является верным.

Оценивая правомерность включения пенсионным органом в страховой стаж истца периода прохождения им военной службы по призыву в период с _ _ по _ _ в календарном, а не в льготном исчислении, суд первой инстанции исходил из того, что при решении вопроса о включении в специальный стаж периода службы истца по призыву необходимо руководствоваться положениями законодательства, действовавшего на момент прохождения истцом службы.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П, а также ряде его определений изложил правовую позицию, согласно которой статьи 6 часть 2, 15 часть 4, 17 часть 1, 18, 19 и 55 часть 1 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Нормативным правовым актом, напрямую регулирующим права граждан на пенсионное обеспечение, действовавшим в период прохождения истцом военной службы, являлся Закон С. от _ _ "О государственных пенсиях".

Вопреки утверждению истца, Законом СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях" льготное исчисление продолжительности периодов военной службы не устанавливалось.

В период прохождения истцом военной службы в Вооруженных Силах СССР действовало Постановление Совета Министров СССР от 25 марта 1968 года N 181 "О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районных Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районным Крайнего Севера, в стаж работы, дающей право на получение льгот, установленных за работу в этих районных и местностях", согласно которому солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы (службы в военно-строительных отрядах) в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года и от 26 сентября 1967 года, если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Ссылка в апелляционной жалобе на пункт 51 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года № 1015, согласно которому иные периоды, предусмотренные подпунктом «в» пункта 2 настоящих Правил, засчитываются в страховой стаж при условии, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности независимо от их продолжительности, предусмотренные подпунктами «а» и «б» пункта 2 настоящих Правил, несостоятельна и применению в данном случае не подлежит.

Представленные в материалы дела доказательства достоверно не подтверждают период прохождения истцом военной службы по призыву в указанный период в районах Крайнего Севера, при этом доказательств, подтверждающих трудоустройство истца до истечения трехмесячного срока после увольнения со службы в районах Крайнего Севера, согласно требованиям ранее действовавшего законодательства, в материалы дела не представлено.

Как следует из записей в трудовой книжке, ФИО5 до призыва на срочную военную службу специального трудового стажа, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение, не имел, непосредственно после прохождения службы в армии на работу в районах Крайнего Севера трудоустроен не был, в период с _ _ по _ _ им осуществлялась трудовая деятельность на территории ....

Более того, суду апелляционной инстанции истец дал пояснения, что службу по призыву в районах Крайнего Севера он не проходил.

В связи с чем судебная коллегия не находит оснований для несогласия с выводами суда первой инстанции, полагая их основанными на установленных судом обстоятельствах, подтвержденных представленными доказательствами, в соответствии с нормами подлежащего применению законодательства.

Кроме того, судебная коллегия соглашается с выводом суда об отсутствии правовых оснований для льготного исчисления периодов работы ФИО5 с _ _ по _ _ , с _ _ по _ _ при включении их в страховой стаж как стаж работы на соответствующих видах работ в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.

Пунктом 1 Постановления Минтруда России от 17 октября 2003 года N 70 "Об утверждении разъяснения "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" разъясняется, что при исчислении продолжительности страхового стажа (абзац 3 статьи 2 Закона от 17 декабря 2001года.) и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (статьи 27, 28 Закона от 17 декабря 2001 года.), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).

Изложенный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет. В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правового акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой.

Ранее действующее законодательство - статья 94 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации " предусматривала льготное исчисление периодов работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в районах Крайнего Севера (год за полтора) при подсчете трудового стажа, указанного в статьях 10, 11, 12, 29 Закона.

Пенсия в связи с работой на Крайнем Севере и приравненных к ним местностях назначалась в соответствии со статьей 14 указанного Закона.

Закон СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях" предусматривал льготное исчисление за работу в указанных районах только при заключении срочного трудового договора.

Однако, данный льготный порядок исчисления стажа относится только к страховому стажу, а специальный страховой стаж (периоды работы в местностях приравненных к районам Крайнего Севера, в районах Крайнего Севера) для определения права на досрочное назначение пенсии учитывался и ранее действовавшим законодательством только в календарном порядке в соответствии со статьей 14 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации " и Законом СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях".

В соответствии с пунктом 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4521-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" Закон N 4520-1 Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", статья 28 которого предусматривала, что при подсчете трудового стажа для назначения пенсии на общих, льготных основаниях, а также в связи с особыми условиями труда период работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях исчисляется в полуторном размере независимо от факта заключения срочного трудового договора (контракта), вступил в силу с 01 июня 1993 года.

Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в соответствии со статей 130 Закона в части правил подсчета стажа введен в действие с _ _ .

С учетом изложенного, вопреки доводам апелляционной жалобы, в отсутствие доказательств заключения срочных трудовых договоров пенсионным органом правомерно включены периоды работы истца с _ _ по _ _ , с _ _ по _ _ в районах Крайнего Севера в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ в календарном исчислении.

Не установив нарушения пенсионных прав истца ответчиком, суд первой инстанции, принимая во внимание разъяснения, содержащиеся в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», правомерно не усмотрел оснований для компенсации истцу морального вреда, с чем соглашается судебная коллегия.

Выводы суда достаточно мотивированы, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права, основаны на доказательствах, исследованных и оцененных судом в соответствии с требованиями закона, оснований не соглашаться с ними у судебной коллегии не имеется.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы сводятся к изложению правовой позиции стороны истца, выраженной при рассмотрении дела в суде первой инстанции, нашедшей отражение и получившей правильную оценку в решении, по существу основаны на неправильном толковании норм материального права и направлены на переоценку установленных судом обстоятельств дела и представленных доказательств, оснований для которой судебная коллегия не усматривает.

Нарушений судом норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, не усматривается.

При таком положении оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене или изменению решения суда, в том числе и по мотивам, приведенным в апелляционной жалобе, не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 193, 199, 328, 329 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

определила:

решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 04 апреля 2017 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу истца ФИО4 – без удовлетворения.

председательствующий

судьи