НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Мурманского областного суда (Мурманская область) от 05.03.2022 № 2-3962/2021

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 05 марта 2022 года.

Судья Лабутина Н.А.

№33-652-2022

УИД 51RS0001-01-2021-006474-90

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Мурманск

02 марта 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего

Булыгиной Е.В.

судей

Самойленко В.Г.

Свиридовой Ж.А.

при секретаре

Таушанковой Н.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3962/2021 по иску Булдаковой Юлии Вячеславовны к Комитету по экономическому развитию администрации г. Мурманска о признании решения об отказе в выдаче свидетельства на приобретение (строительство) жилья незаконным

по апелляционной жалобе Булдаковой Юлии Вячеславовны на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 07 декабря 2021 года.

Заслушав доклад судьи Самойленко В.Г., объяснения представителя Булдаковой Ю.В. – Лукичевой С.Н., поддержавшей доводы, изложенные в апелляционной жалобе, возражения против доводов апелляционной жалобы представителя Комитета по экономическому развитию администрации города Мурманска Сергеевой А.А., судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

установила:

Булдакова Ю.В. обратилась в суд с иском к Комитету по экономическому развитию администрации г. Мурманска о признании решения об отказе в выдаче свидетельства на приобретение (строительство) жилья незаконным.

В обоснование иска указала, что постановлением администрации города Мурманска от 23 августа 2016 года № * семья Булдаковой Ю.В. признана многодетной, в составе четырех человек (мать и трое детей) была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с 09 августа 2016 года.

Постановлением администрации города Мурманска от 20 августа 2020 года № * семья Булдаковой Ю.В. признана участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых и многодетных семей города Мурманска» на 2021 год в рамках муниципальной программы города Мурманска «Управление имуществом и жилищная политика» на 2018-2024 годы, о чем она была извещена уведомлением Комитета по экономическому развитию администрации города Мурманска от 25 июня 2020 года № * и соответственно имела право на получение Свидетельства.

Вместе с тем, уведомлением Комитета по экономическому развитию администрации города Мурманска от 22 марта 2021 года № * на основании протокола заседания комиссии по рассмотрению заявлений и принятию решений о включении молодых и многодетных семей в списки получателей социальной выплаты от 19 марта 2021 года № * Булдаковой Ю.В. отказано в выдаче свидетельства на приобретение (строительство) жилья в связи с тем, что ее семья утратила статус многодетной семьи.

В ответе администрации от 18 июня 2021 года № * истцу разъяснялось, что поскольку в январе 2021 года ее сыновьям исполнится 24 года, семья утратит статус многодетной и не будет соответствовать требованиям пункта 1.2 Административного регламента, предъявляемым к многодетным семьям для получения свидетельства.

Полагая отказ в выдаче свидетельства на приобретение жилья неправомерным, в связи с адресностью и целевым назначением денежных средств, выделяемых в рамках Подпрограммы, просила признать незаконным решение Комитета по экономическому развитию администрации города Мурманска от 22 марта 2021 года №* (на основании протокола заседания комиссии по рассмотрению заявлений и принятию решений о включении молодых и многодетных семей в списки получателей социальной выплаты от 19 марта 2021 года № *) об отказе Булдаковой Ю. В. в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в рамках реализации в 2021 году Подпрограммы «Обеспечение жильем молодых и многодетных семей города Мурманска» муниципальной Программы города Мурманска «Управление имуществом и жилищная политика» на 2018-2024 годы и обязать Комитет по экономическому развитию администрации города Мурманска выдать Булдаковой Ю.В. вышеназванное свидетельство.

Протокольным определением суда от 17 ноября 2021 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: администрация города Мурманска, Комиссия по рассмотрению заявлений и принятию решений о включении молодых и многодетных семей в списки получателей социальной выплаты.

Судом принято решение, которым в удовлетворении исковых требований Булдаковой Ю.В. к Комитету по экономическому развитию администрации города Мурманска отказано.

В апелляционной жалобе Булдакова Ю.В. просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об удовлетворении иска.

Подробно описывая в жалобе обстоятельства, предшествующие обращению в суд с настоящим иском, настаивает на том, что поскольку бюджетные средства для участия в Подпрограмме на 2021 год были выделены на ее семью и не могут быть переданы другим семьям, учитывая адресность и целевое назначение социальной выплаты, отказ ответчика в выдаче свидетельства является неправомерным.

В письменных возражениях председатель Комитета по экономическому развитию администрации города Мурманска Канаш И.С. просит решение суда оставить без изменения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились истец Булдакова Ю.В., представители третьих лиц: администрации города Мурманска, Комиссии по рассмотрению заявлений и принятию решений о включении молодых и многодетных семей в списки получателей социальной выплаты, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела.

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда, руководствуясь частью 3 статьи 167 и частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка не является препятствием к рассмотрению дела.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.

Из содержания статей 72, 76 Конституции Российской Федерации и части 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что жилищное законодательство отнесено к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Согласно пункту 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления уполномочены обеспечивать условия для осуществления гражданами права на жилище путем использования бюджетных средств на улучшение жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Постановлением администрации города Мурманска от 13 ноября 2017 года № 3610 утверждена муниципальная Программа города Мурманска «Управление имуществом и жилищная политика» на 2018 – 2024 годы. Координатором Программы является Комитет по экономическому развитию администрации города Мурманска.

В разделе 3 Программы утверждена Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых и многодетных семей города Мурманска на 2018 – 2024 годы», направленная на поддержку молодых и многодетных семей в улучшении жилищных условий. Основными принципами реализации Подпрограммы являются, в том числе: добровольность участия семей в Подпрограмме; признание семьи нуждающейся в жилом помещении в соответствии с ее требованиями.

Финансирование Программы в части предоставления социальных выплат молодым семьям – участникам муниципальной Подпрограммы «Обеспечение жильем молодых и многодетных семей города Мурманска на 2018 – 2024 годы» осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования город Мурманск.

Критерии отнесения семей к числу многодетных, а также вопросы предоставления многодетным семьям мер социальной поддержки установлены Законом Мурманской области от 07 декабря 2011 года № 1438-01-ЗМС «О социальной поддержке многодетных семей в Мурманской области».

В соответствии со статьей 1 Закона Мурманской области от 07 декабря 2011 года № 1438-01-ЗМС «О социальной поддержке многодетных семей в Мурманской области» многодетной признается семья, имеющая в своем составе трех и более детей, в том числе усыновленных, приемных детей, в возрасте до 18 лет и (или) до 23 лет (за исключением приемных детей), при условии обучения детей, достигших 18 лет, в образовательных организациях по очной форме обучения.

Понятие «многодетная семья» определено также в пункте 2 Порядка предоставления социальных выплат молодым и многодетным семьям – участникам Подпрограммы «Обеспечение жильем молодых и многодетных семей города Мурманска» на 2018 – 2024 годы, утвержденным постановлением администрации города Мурманска от 15 января 2014 года №77, в соответствии с которым многодетная семья – семья, брак которой официально зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния, либо неполная семья, состоящая из одного родителя, имеющая в своем составе трех и более детей, в том числе усыновленных, в возрасте до 18 лет и (или) до 23 лет, при условии обучения детей, достигших 18 лет, в образовательных учреждениях по очной форме обучения.

Предоставление социальных выплат молодым и многодетным семьям участникам Подпрограммы «Обеспечение жильем молодых и многодетных семей города Мурманска» на 2018 – 2024 годы, в пределах средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования город Мурманск в рамках реализации Программы, осуществляется в соответствии с Порядком предоставления социальных выплат молодым и многодетным семьям – участникам подпрограммы «Обеспечение жильем молодых и многодетных семей города Мурманска» на 2018 – 2024 годы (далее Порядок), утвержденным постановлением администрации города Мурманска от 15 января 2014 года №77.

Данным нормативным актом предусмотрены порядок формирования списков семей – участников Подпрограммы, в том числе основания для отказа в признании семьи участником Подпрограммы, для исключения семьи из списков участников Подпрограммы, основания для отказа в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты (далее Свидетельство).

Понятие многодетной семьи раскрыто в пункте 2 Порядка, условия для участия многодетной семьи в Подпрограмме и условия для отказа в выдаче Свидетельства сформулированы в пункте 4 Порядка. Участник Подпрограммы или региональной Программы - молодая или многодетная семья, включенная на основании решения комиссии по рассмотрению заявлений и принятию решений о включении молодых и многодетных семей в списки получателей социальной выплаты в список участников Подпрограммы или региональной Программы, утверждаемый постановлением администрации города Мурманска. сСидетельство о праве на получение социальной выплаты (далее - Свидетельство) - именной документ, не являющийся ценной бумагой, выдаваемый семье и удостоверяющий ее право на получение социальной выплаты;

Основаниями для отказа в выдаче Свидетельства, в частности является: несоответствие семьи требованиям, предъявляемым к заявителю, указанным в пунктах 4.1, 4.2 или 4.3 настоящего Порядка.

Для рассмотрения заявлений и принятия решений о включении молодых и многодетных семей в списки получателей социальной выплаты создается постоянно действующий совещательный орган при администрации города Мурманска - Комиссия по рассмотрению заявлений и принятию решений о включении молодых и многодетных семей в списки получателей социальной выплаты (далее - Комиссия).

Постановлением администрации города Мурманска от 30 сентября 2014 года № 3181 утверждено Положение о Комиссии по рассмотрению заявлений и принятию решений о включении молодых и многодетных семей в списки получателей социальной выплаты, к полномочиям которой, в том числе, относится вынесение решения по результатам рассмотрения представленных заявлений на участие в Подпрограмме, об отказе в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты.

Постановлением администрации г.Мурманска от 22.06.2012 г. № 1369 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Предоставление социальных выплат молодым и многодетным семьям на приобретение жилья", который регулирует порядок, определяет сроки и последовательность административных действий и административных процедур при предоставлении муниципальной услуги.

Муниципальная услуга предоставляется в форме социальной выплаты для возмещения части стоимости жилья, приобретаемого семьями, в пределах средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования город Мурманск в рамках реализации Подпрограммы "Обеспечение жильем молодых и многодетных семей города Мурманска" муниципальной Программы города Мурманска "Управление имуществом и жилищная политика" на 2018 - 2024 годы и государственной Программы Мурманской области "Обеспечение комфортной среды проживания населения региона".

Получателем муниципальной услуги является молодая или многодетная семья, брак которой официально зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния, а также неполная семья, состоящая из одного родителя и одного и более детей, соответствующая установленным требованиям (пункт 1.2 Административного регламента). Предоставление муниципальной услуги осуществляется, в том числе, в соответствии с постановлением администрации города Мурманска от 15.01.2014 N 77 "Об утверждении порядка предоставления социальных выплат молодым и многодетным семьям - участникам Подпрограммы "Обеспечение жильем молодых и многодетных семей города Мурманска" на 2018 - 2024 годы (пункт 2.5.1 Административного регламента).

В пункте 2.6.5. Административного регламента приведен перечень документов, которые многодетная семья, являющаяся претендентом на получение социальной выплаты в текущем году, должна представить для получения Свидетельства: заявление о выдаче Свидетельства по форме согласно приложению N 5 к настоящему Административному регламенту и документы согласно пункту 2.6.2 подраздела 2.6 раздела 2 настоящего Административного регламента (в т.ч., копии свидетельств о рождении, документы, подтверждающие обучение членов молодой (многодетной) семьи в возрасте от 18 до 23 лет в образовательных учреждениях по очной форме обучения (при наличии), обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя.

В соответствии с пунктом 3.7.6 Административного регламента по представленным документам проводится проверка и если в ходе проверки документов будут выявлены основания для отказа в выдаче Свидетельства, указанные в пункте 2.7.5 подраздела 2.7 раздела 2 настоящего Административного регламента, Комитет готовит заключение об отказе в выдаче Свидетельства для рассмотрения на очередном заседании Комиссии.

Комиссия определяет заявителей, имеющих основания для отказа в выдаче Свидетельства, предусмотренные пунктом 2.7.5 подраздела 2.7 раздела 2 настоящего Административного регламента, и выносит решение об отказе в выдаче Свидетельств. Решение Комиссии оформляется протоколом, подписывается председателем и секретарем Комиссии

В силу пункта 2.7.5 Административного регламента основанием для отказа в выдаче Свидетельства являются, в том числе: несоответствие заявителя, членов его семьи предъявляемым требованиям, указанным в подразделе 1.2 раздела 1 настоящего Административного регламента.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, постановлением администрации города Мурманска от 23 августа 2016 года № * семья Булдаковой Ю.В. признана многодетной семьей в составе четырех человек и была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Согласно материалам дела, постановлением администрации города Мурманска от 20 августа 2020 года № * семья Булдаковой Ю.В. в составе четырех человек (мать и трое детей) признана участником Программы на 2021 год города Мурманска «Управление имуществом и жилищная политика» на 2018 – 2024 годы, включающей в себя Подпрограмму «Обеспечение жильем молодых и многодетных семей города Мурманска» на 2018 – 2024 годы.

На момент включения семьи Булдаковых в список участников Программы (18 июня 2020 года) сыновьям истца: БАА и БСА исполнилось 23 года, при этом оба сына подтвердили статус обучающихся по очной форме обучения в образовательных организациях высшего образования.

В связи с указанным семья Булдаковых была признана соответствующей требованиям, установленным подразделом 1.2 раздела 1 Административного регламента для участия в Программе, и включена в список многодетных семей – участников Программы на 2021 год.

16 марта 2021 года Булдаковой Ю.В. для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты в подтверждение статуса многодетной семьи были предоставлены заявление и документы на выдачу свидетельства.

Комитетом в соответствии с Административным регламентом организована работа по проверке содержащихся в документах семьи сведений, по результатам которой установлено, что старшие сыновья Булдаковой Ю.В.: БАА и БСА 26 января 2021 года достигли возраста 24 года, а также закончили очное обучение в образовательных организациях высшего образования в 2020 году.

В ходе проверки документов семьи Булдаковых ответчиком были выявлены основания для отказа в выдаче Свидетельства, предусмотренные пунктом 2.7.5 подраздела 2.7 раздела 2 Административного регламента, вопрос об отказе в выдаче Свидетельства семье Булдаковых вынесен на заседание Комиссии. Комиссией принято решение об отказе Булдаковой Ю.В. в выдаче Свидетельства (протокол Комиссии от 19 марта 2021 года № 07/21).

Давая правовую оценку заявленным требованиям и отказывая истцу в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что право многодетной семьи на получение социальной выплаты в рамках жилищной программы возникает и может быть реализовано исключительно по основаниям и на условиях, определенных положениями Порядка предоставления социальных выплат молодым и многодетным семьям – участникам Подпрограммы «Обеспечение жильем молодых и многодетных семей города Мурманска» на 2018-2024 годы, утвержденного постановлением администрации города Мурманска от 15 января 2014 года №77.

При этом суд указал в решении, что, несмотря на признание семьи истца участником Программы на 2021 год, достижение детьми Булдаковой Ю.В.: БАА и БСА возраста 24 лет, а также окончание ими очного обучения в образовательных организациях высшего образования в 2020 году свидетельствует об утрате статуса семьи истца как многодетной, в связи, с чем Комитет по экономическому развитию администрации города Мурманска в силу предоставленных ему полномочий, организовал работу Комиссии по проверке содержащихся в документах семьи сведений, которой было принято решение об отказе в выдаче Свидетельства о праве на получение социальной выплаты.

Проанализировав приведенные выше нормы материального права, регулирующие рассматриваемые в данном деле правоотношения, суд, вопреки доводам апелляционной жалобы, верно указал, что решение Комиссии об отказе в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилья в связи с утратой семьей заявителя статуса многодетной, принято в соответствии с Порядком предоставления социальных выплат молодым и многодетным семьям – участникам Подпрограммы «Обеспечение жильем молодых и многодетных семей города Мурманска» на 2018-2024 годы, утвержденным постановлением администрации города Мурманска от 15 января 2014 года №77, в целях недопущения нецелевого использования бюджетных средств, компетентным органом, в связи с чем суд обоснованно не усмотрел оснований для удовлетворения исковых требований.

Судебная коллегия находит выводы суда правильными, основанными на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся отношениям сторон и соответствующими установленным судом обстоятельствам дела.

Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, основаны на субъективном, ошибочном толковании норм материального права, аналогичны доводам, изложенным при рассмотрении дела в суде первой инстанции, которым дана надлежащая оценка в решении суда.

Не является основанием для отмены решения и ссылка Булдаковой Ю.В. на адресность и целевое назначение социальной выплаты для ее семьи, поскольку порядок финансирования и выделения денежных средств определен вышеуказанными нормативными правовыми актами, в частности разделом 3.7 Административного регламента, который позволяет судить об обезличенности выделения денежных средств из бюджета - лимитах бюджетных обязательств, предназначенных для предоставления социальных выплат для реализации целей Подпрограммы. После доведения до Комитета лимитов бюджетных обязательств в соответствии с приказом управления финансов администрации города Мурманска, но не позднее трех месяцев с начала календарного года, Комитет готовит проекты постановлений администрации города Мурманска об утверждении списков семей - претендентов на получение социальных выплат с указанием размеров таких выплат в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете муниципального образования город Мурманск на текущий финансовый год. Как указано выше, в отношении каждой семьи, включенной в список претендентов, впоследствии проводится проверка и принимается окончательное решение о выдаче Свидетельства

Как следует из объяснений представителя ответчика в суде апелляционной инстанции, не опровергнутого представителем истца, в связи с наличием оснований для отказа в выдаче Свидетельства истцу, в список претендентов включается иная семья, состоящая на учете и имеющая право на включение в Подпрограмму. При этом обратила на то, что получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения – это мера социальной поддержки, а не государственная гарантия; при принятии решения об участии в муниципальной Программе истец была ознакомлена с ее положениями и условиями.

В суде апелляционной инстанции представитель истца не оспаривала то обстоятельство, что в настоящее время сыновья истца, _ _ г.р., проживают в г...., жилым помещением в г.Мурманске по адресу: ... не пользуются, за ними сохраняется лишь регистрация.

Поскольку нарушений норм материального права, которые бы привели к неправильному разрешению спора по существу, а также нарушений положений процессуального закона, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией не установлено, основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

определила:

решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 07 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Булдаковой Юлии Вячеславовны – без удовлетворения.

председательствующий:

судьи: