НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Мурманского областного суда (Мурманская область) от 04.05.2022 № 2-383/2021

Мотивированное апелляционное определение изготовлено

4 мая 2022 г.

Судья Пак С.Б.

№ 33-1196-2022

УИД 51RS0018-01-2021-000962-11

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Мурманск

27 апреля 2022 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего

Морозовой И.Ю.

судей

Самойленко В.Г.

Исаевой Ю.А.

при секретаре

Баюрове Р.Л.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-383/2021 по иску исполняющего обязанности прокурора Ковдорского района Мурманской области в интересах муниципального образования Ковдорский муниципальный округ к главе Ковдорского муниципального округа Сомову Сергею Борисовичу о признании недействительными распоряжений главы Ковдорского района и врио главы Ковдорского района, взыскании незаконно перечисленной из бюджета муниципального образования Ковдорского района Мурманской области суммы, выплаченной в качестве материальной помощи,

по апелляционной жалобе главы Ковдорского муниципального округа Сомова Сергея Борисовича на решение Ковдорского районного суда Мурманской области от 28 декабря 2021 г.

Заслушав доклад судьи Морозовой И.Ю., выслушав возражения старшего прокурора отдела прокуратуры Мурманской области Самохваловой Н.Н. относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

установила:

исполняющий обязанности прокурора Ковдорского района Мурманской области, действуя в интересах муниципального образования Ковдорский муниципальный округ, обратился в суд с иском к главе Ковдорского муниципального округа Сомову С.Б. о признании недействительными распоряжений главы Ковдорского района и временно исполняющего обязанности главы Ковдорского района, взыскании незаконно перечисленной из бюджета муниципального образования Ковдорского района Мурманской области суммы, выплаченной в качестве материальной помощи.

В обоснование заявленных требований указал, что в ходе реализации функций по надзору за исполнением федерального законодательства, в том числе в сфере противодействия коррупции, ввиду поступившего обращения депутатов Совета депутатов Ковдорского муниципального округа проведена проверка законности выплат в виде материальной помощи главе Ковдорского муниципального округа Сомову С.Б. за период с 10 октября 2017 г. по 9 ноября 2021 г.

Главой Ковдорского района Сомовым С.Б. с 2018 года в нарушение требований части 4 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 10 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», части 1 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции», в отсутствие решения представительного органа о выплате материальной помощи и при наличии не урегулированного конфликта интересов, незаконно издавал распоряжения о выплате самому себе материальной помощи: от 10 августа 2018 г. № *, по которому 21 августа 2018 г. выплачено 116 955 рублей; от 26 апреля 2019 г. № *, по которому 29 апреля 2019 г. выплачено 116 955 рублей; от 30 марта 2020 г. № *, по которому 31 марта 2020 г. выплачено 121 633 рубля 20 копеек.

13 января 2021 г. врио главы Ковдорского района М А.Б., по служебному письму главы Ковдорского района Сомова С.Б., издано распоряжение № * «О материальной помощи Сомову С.Б.», по которому 15 января 2021 г. выплачено 125 283 рубля 30 копеек.

Всего из бюджета муниципального образования Ковдорский район Мурманской области ответчику незаконно выплачены денежные средства в сумме 480 826 рублей 50 копеек.

Возможность самостоятельного принятия должностным лицом решения о выплате себе материальной помощи влечет получение им доходов в виде денег и является проявлением личной заинтересованности, которая прямо влияет на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление этим лицом своих должностных полномочий.

Просил признать недействительными распоряжения главы Ковдорского района от 10 августа 2018 г. № * «О выплате материальной помощи», от 26 апреля 2019 г. № * «О материальной помощи Сомову С.Б.», от 30 марта 2020 г. № * «О материальной помощи Сомову С.Б.», распоряжение врио главы Ковдорского района М А.Б. от 13 января 2021 г. № * «О материальной помощи Сомову С.Б.»; взыскать с главы Ковдорского муниципального округа Мурманской области Сомова С.Б. в бюджет муниципального образования Ковдорский муниципальный округ Мурманской области незаконно перечисленную из бюджета муниципального образования Ковдорский район Мурманской области сумму в размере 480 826 рублей 50 копеек, выплаченную в качестве материальной помощи за период с августа 2018 г. по январь 2021 г.

Судом постановлено решение, которым исковые требования удовлетворены частично.

Признаны недействительными распоряжения главы Ковдорского района от 10 августа 2018 г. №* «О выплате материальной помощи», от 26 апреля 2019 г. №* «О материальной помощи Сомову С.Б.», от 30 марта 2020 г. № * «О материальной помощи Сомову С.Б.», распоряжение врио главы Ковдорского района М А.Б. от 13 января 2021г. № * «О материальной помощи Сомову С.Б.».

С главы Ковдорского муниципального округа Мурманской области Сомова С.Б. в бюджет муниципального образования Ковдорский муниципальный округ Мурманской области взыскана незаконно перечисленная из бюджета муниципального образования Ковдорский район Мурманской области сумма в размере 318 128 рублей 50 копеек, выплаченная в качестве материальной помощи, а также государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 6381 рубль.

Во взыскании с главы Ковдорского муниципального округа Мурманской области Сомова С.Б. в бюджет муниципального образования Ковдорский муниципальный округ Мурманской области незаконно перечисленной из бюджета муниципального образования Ковдорский район Мурманской области суммы в размере 102 270 рублей, выплаченной в качестве материальной помощи, отказано.

В апелляционной жалобе ответчик - глава Ковдорского муниципального округа Сомов С.Б., выражая несогласие с выводами суда, просит отменить решение суда в части удовлетворенных исковых требований и принять по делу новое решение об отказе в их удовлетворении.

Приводит довод о том, что материальная помощь за период с 2018 г. по 2021 г. выплачивалась законно, в соответствии с требованиями пункта 2.2.2, разделов 3 и 4 Положения об оплате труда лиц, замещающих выборные муниципальные должности в органах местного самоуправления муниципального образования Ковдорский район, утвержденного решением Советом депутатов Ковдорского района от 9 июня 2009 г. № 56.

Отмечает, что данное Положение является единственным правовым актом, который определяет размеры и условия оплаты труда лиц, замещающих выборные муниципальные должности в муниципальном образовании Ковдорский муниципальный округ.

Указывает, что из пункта 2.2.2 Положения следует, что лицам, замещающим выборные муниципальные должности, проработавшим в органах местного самоуправления не менее шести месяцев, один раз в течение календарного года может выплачиваться материальная помощь в размере 3-х ежемесячных денежных вознаграждений, установленных им на момент осуществления выплаты. Материальная помощь выплачивается по просьбе лица, замещающего выборную муниципальную должность.

Обращает внимание, что разделом 4 Положения регламентировано, что решение по всем выплатам, предусмотренным Положением по любым основаниям, может быть принято только в пределах утвержденного фонда оплаты труда и при наличии финансовых средств, выделенных по смете расходов на соответствующий финансовый год.

Иные вопросы, связанные с выплатой материальной помощи лицам замещающим выборные муниципальные должности, не урегулированы.

Отмечает, что спорные выплаты учтены при формировании фонда оплаты труда главы муниципального образования, расходы на выплату материальной помощи произведены в пределах бюджетных ассигнований, нормативы расходов бюджета не превышены, выплата материальной помощи осуществлялась в пределах фонда оплаты труда.

Считает, что суд не принял во внимание, что Положение об оплате труда лиц, замещающих выборные муниципальные должности в органах местного самоуправления муниципального образования Ковдорский район не содержит в себе критериев, по которым должна быть произведена оценка деятельности лица, замещающего выборную муниципальную должность.

Кроме того приводит довод, что материальная помощь не зависит от результатов оценки деятельности главы муниципального образования, данная выплата императивно гарантирована лицу, замещающему выборную муниципальную должность, при соблюдении условий, предусмотренных разделами 3 и 4 и пунктом 2.2.2 Положения.

Указывает, что практика применения данного Положения, в том числе в части выплаты материальной помощи главе муниципального образования по решению администрации Ковдорского муниципального округа, которое принимается в виде распоряжения и подписывается главой муниципального образования, сформировались еще до его избрания главой муниципального образования и вступления в должность.

Полагает, что глава муниципального образования не совершил неправомерных и недобросовестных действий, вследствие которых он должен возвратить в бюджет муниципального образования выплаченную ему сумму материальной помощи в размере 318 128 рублей 50 копеек за период 2019-2021 гг.

В возражениях на апелляционную жалобу и.о. прокурора Ковдорского района Андреев А.Н. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились ответчик глава Ковдорского муниципального округа Сомов С.Б., представитель третьего лица Совета депутатов Ковдорского муниципального округа, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Ответчиком представлено заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда, руководствуясь частью 3 статьи 167 и частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка не является препятствием к рассмотрению дела.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия оснований к отмене или изменению постановленного по делу решения по доводам жалобы не находит.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).

Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).

В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, в том числе находятся: утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения (пункты 2, 8, 9 части 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).

Представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (часть 11.1 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).

Правовой статус главы муниципального образования определен статьей 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).

Частью 4 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ определены полномочия главы муниципального образования.

Глава муниципального образования представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования; подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования; издает в пределах своих полномочий правовые акты; вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования; обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (пункты 1 - 5 части 4 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).

В силу части 4.1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены, в том числе Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Частью 5 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ установлено, что глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.

Глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (часть 5.1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).

Аналогичные положения, определяющие организацию местного самоуправления, правовой статус представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, закреплены в Уставе муниципального образования Ковдорский муниципальный округ Мурманской области, принятого решением Совета депутатов Ковдорского района 30 мая 2005 г. № 48 (далее – Устав).

Структуру органов местного самоуправления Ковдорского муниципального округа составляют: представительный орган муниципального образования – Совет депутатов Ковдорского муниципального округа, глава муниципального образования – глава Ковдорского муниципального округа (до внесения изменений в Устав решением Совета депутатов муниципального образования Ковдорский район от 27 мая 2021 г. № 40 – глава Ковдорского района), исполнительно-распорядительный орган муниципального образования – администрация Ковдорского муниципального округа, обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и исполнению отдельных переданных государственных полномочий.

В структуру органов местного самоуправления Ковдорского муниципального округа входит контрольно-счетный орган муниципального образования – контрольно-счетная палата муниципального образования Ковдорский муниципальный округ (пункт 1 статьи 21 Устава).

К исключительной компетенции Совета депутатов Ковдорского муниципального округа, в том числе отнесено: утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; утверждение стратегии социально-экономического развития муниципального образования Ковдорский муниципальный округ; определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения (подпункты 2, 4, 5, 8, 9 пункта 1 статьи 23 Устава).

К полномочиям Совета депутатов относятся, в том числе: установление порядка рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждением отчета об исполнении местного бюджета; заслушивание ежегодных отчетов главы Ковдорского муниципального округа о результатах его деятельности, деятельности администрации Ковдорского муниципального округа, в том числе о решении вопросов, поставленных Советом депутатов (подпункты 17, 24 пункта 2 статьи 23 Устава).

Глава Ковдорского муниципального округа является высшим должностным лицом муниципального образования, наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и возглавляет администрацию Ковдорского муниципального округа (пункт 1 статьи 31 Устава).

Глава муниципального округа в своей деятельности подконтролен и подотчетен населению и Совету депутатов (пункт 9 статьи 31 Устава).

Глава Ковдорского муниципального округа представляет Совету депутатов ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, о результатах деятельности администрации Ковдорского муниципального округа, в том числе о решении вопросов, поставленных Советом депутатов.

Порядок представления ежегодного отчета Совету депутатов о результатах деятельности Главы Ковдорского муниципального округа, о результатах деятельности администрации Ковдорского муниципального округа, в том числе о решении вопросов, поставленных Советом депутатов, устанавливается Советом депутатов (пункт 9.1 статьи 31 Устава).

Статьей 32 Устава закреплены полномочия главы Ковдорского муниципального округа.

Глава Ковдорского муниципального округа, в том числе представляет Ковдорский муниципальный округ в отношении в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, иностранными государствами при осуществлении внешнеэкономических связей, без доверенности действует от имени Ковдорского муниципального округа; издает в пределах своих полномочий правовые акты; организует выполнение нормативных правовых актов Совета депутатов в рамках своих полномочий; представляет на рассмотрение и утверждение Совета депутатов проект бюджета Ковдорского муниципального округа и отчет об его исполнении; обеспечивает осуществление органами местного самоуправления Ковдорского муниципального округа полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органами местного самоуправления Ковдорского муниципального округа федеральными законами и законами Мурманской области; организует исполнение бюджета Ковдорского муниципального округа, утвержденного Советом депутатов, распоряжается средствами в соответствии с утвержденным Советом депутатов бюджетом и бюджетным законодательством Российской Федерации (подпункты 1, 3, 5, 7, 15, 16 пункта 1 статьи 32 Устава).

Аналогичные положения предусматривались Уставом муниципального образования Ковдорский муниципальный округ Мурманской области и в редакциях, действовавших в спорный период.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

В силу части 1 статьи 11 Федерального закона «О противодействии коррупции» лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Согласно пунктам 3, 4 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки; денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности. Судом установлено и материалами дела подтверждается, что решением Совета депутатов Ковдорского района Мурманской области от 5 октября 2017 г. № 7 главой Ковдорского района избран Сомов С.Б. депутат Совета депутатов Ковдорского района пятого созыва по двухмандатному избирательному округу № 7.

Постановлением администрации Ковдорского района Мурманской области от 10 октября 2017 г. № * Сомов С.Б. вступил в должность главы муниципального образования Ковдорский район с 10 октября 2017 г.

Постановлением администрации Ковдорского муниципального округа Мурманской области от 23 сентября 2021 г. № * наименование должности Сомова С.Б. «глава муниципального образования Ковдорский район» изменена на наименование «глава муниципального образования Ковдорский муниципальный округ».

Решением Совета депутатов муниципального образования Ковдорский район от 9 июня 2009 г. № 56 утверждено Положение об оплате труда лиц, замещающих выборные муниципальные должности в органах местного самоуправления муниципального образования Ковдорский район (далее - Положение), которым определены условия оплаты труда, в том числе, главы Ковдорского района.

Оплата труда выборных должностных лиц производится в виде ежемесячного денежного содержания и иных выплат, предусмотренных настоящим Положением и иными муниципальными правовыми актами (пункт 2.1.1. Положения).

Согласно пункту 2.2.2. Положения лицам, замещающим выборные муниципальные должности, проработавшим в органах местного самоуправления не менее шести месяцев, один раз в течение календарного года может выплачиваться материальная помощь в размере 3-х ежемесячных денежных вознаграждений, установленных им на момент осуществления выплаты.

Материальная помощь выплачивается по просьбе лица, замещающего выборную муниципальную должность.

В соответствии с пунктом 3.1 Положения предусмотренные настоящим Положением выплаты производятся в пределах фонда оплаты труда в бюджете муниципального образования на содержание лиц, замещающих выборные муниципальные должности, на очередной финансовый год.

При наличии экономии фонда оплаты труда средства направляются на выплату материальной помощи, на компенсационные и (или) поощрительные выплаты, не предусмотренные настоящим Положением, в соответствии с действующим законодательством и правовыми актами Совета депутатов Ковдорского района или перенаправлены на содержание органов местного самоуправления муниципального образования Ковдорский район (пункт 3.2. Положения).

Принятие решения по всем выплатам, предусмотренным данным Положением по любым основаниям, может быть принято только в пределах утвержденного фонда оплаты труда и при наличии финансовых средств, выделенных по смете расходов на соответствующий финансовый год (раздела 4 Положения).

В 2018 - 2020 гг. главой Ковдорского района Сомовым С.Б. изданы распоряжения о выплате главе Ковдорского района Сомову С.Б. материальной помощи в размере трех ежемесячных денежных вознаграждений, установленных ему на момент осуществления выплаты: от 10 августа 2018 г. № *; от 26 апреля 2019 г. №*; от 30 марта 2020 г. № *.

13 января 2021 г. врио главы Ковдорского района М А.Б. издано распоряжение № * о выплате главе Ковдорского района Сомову С.Б. материальной помощи в размере трех ежемесячных денежных вознаграждений, установленных ему на момент осуществления выплаты.

Из расчетных листков главы Ковдорского района Сомова С.Б. следует, что на основании вышеуказанных распоряжений материальная помощь Сомову С.Б.: в августе 2018 г. начислена в размере 116 955 рублей, выплачена в размере 102 270 рублей; в апреле 2019 г. начислена в размере 116 955 рублей, выплачена в размере 102 271 рубль; в марте 2020 г. начислена в размере 121 633 рубля 20 копеек, выплачена в размере 105 977 рублей 20 копеек; в январе 2021 г. начислена в размере 125 283 рубля 30 копеек, выплачена в размере 109 880 рублей 30 копеек.

Всего из бюджета муниципального образования Ковдорский муниципальный округ Мурманской области на банковский счет Сомова С.Б. переведена материальная помощь за период 2018-2021 гг. в общей сумме 420 398 рублей 50 копеек.

Прокуратурой Ковдорского района Мурманской области по обращению депутатов Совета депутатов Ковдорского муниципального округа проведена проверка законности выплат материальной помощи, по результатам которой исполняющий обязанности прокурора Ковдорского района Мурманской области обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции, правильно руководствуясь нормами главы 60 Гражданского кодекса Российской Федерации регулирующими обязательства вследствие неосновательного обогащения, Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», проанализировав положения Устава муниципального образования Ковдорский муниципальный округ Мурманской области, принятого решением Совета депутатов Ковдорского района 30 мая 2005 г.
№ 48, Положения об оплате труда лиц, замещающих выборные муниципальные должности в органах местного самоуправления муниципального образования Ковдорский район, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования Ковдорский район от 9 июня 2009 г. № 56, оценив представленные по делу доказательства, как в обоснование заявленных требований, так и в возражения на них по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, применив по заявлению ответчика последствия пропуска срока исковой давности по требованиям в части взыскания необоснованно выплаченной материальной помощи в размере 102 270 рублей за 2018 год, пришел к обоснованному выводу о признании недействительными распоряжения главы Ковдорского района и распоряжения врио главы Ковдорского района о выплате материальной помощи Сомову С.Б., и взыскании с главы Ковдорского муниципального округа Мурманской области Сомова С.Б. в бюджет муниципального образования Ковдорский муниципального округа Мурманской области незаконно перечисленной из бюджета муниципального образования Ковдорский район суммы в пределах срока исковой давности в размере 318 128 рублей 50 копеек.

Решение суда в той части, в которой во взыскании незаконно перечисленной из бюджета материальной помощи в размере 102 270 рублей отказано по мотиву пропуска срока исковой давности, лицами, участвующими в деле, не обжалуется, в связи с чем в соответствии с положениями части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предметом проверки суда апелляционной инстанции не является.

Выводы суда в решении в его обжалуемой части мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела и требованиям закона, оснований считать их неправильными, вопреки доводам апелляционной жалобы, у судебной коллегии не имеется.

Судом из вышеприведенных нормативных положений в их взаимосвязи верно установлено, что вопросы, связанные с распоряжением муниципальной собственностью, принятием бюджета муниципального образования, контролем за его исполнением, материально-техническим обеспечением деятельности органов муниципального образования, в том числе определением размера расходов на денежное содержание лиц, замещающих выборные муниципальные должности в органах местного самоуправления, к которым относится и должность главы Ковдорского района, отнесены к компетенции представительного органа муниципального образования, в настоящем случае - к компетенции Совета депутатов Ковдорского района Мурманской области, которому подконтролен и подотчетен глава Ковдорского района.

Материальная помощь в размере 3-х ежемесячных денежных вознаграждений, установленных им на момент осуществления выплаты, предусмотренная Положением об оплате труда лиц, замещающих выборные муниципальные должности в органах местного самоуправления муниципального образования Ковдорский район, включена в число иных выплат и по своей правовой природе является выплатой, которая может быть осуществлена по решению представительного органа муниципального образования - Совета депутатов муниципального образования Ковдорский район, и относится к его компетенции.

Вместе с тем судом правильно учтено, что решения о выплате в период 2018-2021 гг. главе Ковдорского района Сомову С.Б. материальной помощи, предусмотренной пунктом 2.2.2. Положения об оплате труда лиц, замещающих выборные муниципальные должности в органах местного самоуправления муниципального образования Ковдорский район, представительным органом не принимались.

Глава Ковдорского района Сомов С.Б., а также врио главы Ковдорского района М А.Б. самостоятельно оценили возможность выплаты материальной помощи главе Ковдорского района Сомову С.Б., чем нарушены права представительного органа местного самоуправления Совета депутатов Ковдорского района Мурманской области на самостоятельное решение вопросов местного значения, в пределах предоставленных законом полномочий.

Учитывая, что Советом депутатов решения о выплате главе Ковдорского района Сомову С.Б. материальной помощи в 2018 - 2021 гг. не издавались, правильным является вывод суда о том, что соответствующие распоряжения главы Ковдорского района Сомова С.Б., а также врио главы Ковдорского района М А.Б. о выплате материальной помощи главе Ковдорского района Cомову С.Б. изданы неуполномоченным лицом, в связи с чем являются недействительными.

При этом суд также верно указал, что самостоятельное принятие как главой Ковдорского района, так и врио главы Ковдорского района, решений о выплате Сомову С.Б. материальной помощи, влекущих получением последним доходов, является проявлением личной заинтересованности, которая прямо влияет на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление этим лицом своих должностных полномочий.

Принимая во внимание, что главой Ковдорского района не было принято мер по недопущению возникновения конфликта интересов, тем самым допущена недобросовестность при принятии решения о выплате себе материальной помощи, суд пришел к верному выводу о том, что на стороне ответчика возникло неосновательное обогащение в виде полученных выплат, размер которых в пределах срока исковой давности, о применении которого было заявлено представителем ответчика, составил 318 128 рублей 50 копеек.

Таким образом, указанная сумма правомерно взыскана судом в бюджет муниципального образования Ковдорский муниципальный округ Мурманской области.

Выводы суда основаны на правильном толковании правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, вытекающих из порядка организации местного самоуправления и противодействия коррупции, согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 26 февраля 2021 г. № 203-О.

Глава муниципального образования как лицо, обладающее особым публично-правовым статусом, добровольно приобретая этот статус, принимает на себя не только полномочия по решению вопросов местного значения, но и обязанность отчитываться перед населением и представительным органом муниципального образования о результатах своей деятельности.

Глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, установленные федеральным законодательством о противодействии коррупции.

Вместе с тем указанные обязанности главой муниципального образования не соблюдались, что привело к изданию незаконных распоряжений о выплате себе материальной помощи и, соответственно, к возникновению конфликта интересов, что правомерно расценено судом как действия, свидетельствующие о недобросовестности ответчика.

Доводы апелляционной жалобы о том, что материальная помощь входила в фонд оплаты труда главы Ковдорского района и выплачена в пределах бюджетных ассигнований, а также о том, что она не зависит от результатов оценки деятельности главы муниципального образования, не могут быть признаны обоснованными, поскольку указанные обстоятельства сами по себе не свидетельствуют о праве главы муниципального образования принимать решения о выплате самому себе материальной помощи, учитывая, что установленная Положением об оплате труда лиц, замещающих выборные муниципальные должности в органах местного самоуправления муниципального образования Ковдорский район возможность выплаты материальной помощи не означает, что разрешение данного вопроса относится к компетенции самого главы муниципального образования, который подотчетен и подконтролен Совету депутатов.

В целом, приведенные в апелляционной жалобе доводы в целом сводятся к несогласию с выводами суда, повторяют позицию стороны ответчика, выраженную при рассмотрении дела судом первой инстанции и получившую надлежащую правовую оценку, обстоятельств и фактов, которые бы не были проверены судом при рассмотрении дела, жалоба не содержит.

Нарушений судом норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, не усматривается.

При таком положении оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене или изменению решения суда, в том числе и по мотивам, приведенным в апелляционной жалобе, не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

определила:

решение Ковдорского районного суда Мурманской области от 28 декабря 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу главы Ковдорского муниципального округа Сомова Сергея Борисовича – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи