НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Мурманского областного суда (Мурманская область) от 02.08.2017 № 33-2184/17

судья Молчанова Е.В.

№ 33-2184/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Мурманск

02 августа 2017 года

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего

ФИО1

судей

Серовой М.Г.

ФИО2

при секретаре

ФИО3

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску ФИО4 к Управлению Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Мурманской области, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области о признании недействительными пунктов гражданско-правовых договоров, признании незаконными действий по удержанию страховых взносов в Пенсионный фонд России и Фонд обязательного медицинского страхования, взыскании денежных средств

по апелляционной жалобе истца ФИО4 на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 14 апреля 2017 года, которым исковые требования ФИО4 оставлены без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Серовой М.Г., выслушав объяснения ФИО4, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения относительно доводов жалобы представителя УМВД России по Мурманской области ФИО5, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

установила:

ФИО4 обратилась в суд с иском к УФМС России по Мурманской области о признании недействительными пунктов гражданско-правовых договоров, признании незаконными действий по удержанию страховых взносов в Пенсионный фонд России и Фонд обязательного медицинского страхования, взыскании денежных средств.

В обоснование заявленных требований истица указала, что между ней и УФМС России по Мурманской области были заключены договоры гражданско-правового характера №2 от 11 августа 2016 года, №2/2 от 31 августа 2016 года, №2/3 от 03 ноября 2016 года об оплате работ, связанных с ликвидацией УФМС России. В подпунктах 3.2 пунктов 3 договоров содержатся условия об удержании с нее сумм страховых взносов в Пенсионный фонд России и Фонд обязательного медицинского страхования.

В связи с тем, что она не является плательщиком страховых взносов, а плательщиком является страхователь, с её вознаграждения ответчиком неправомерно удержаны страховые взносы в размере 35797 рублей 41 копейки, вследствие чего она понесла убытки.

Уточнив в ходе рассмотрения дела исковые требования, в окончательной их формулировке истица просила суд взыскать с ответчика убытки в размере 41146 рублей 83 копейки, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 2346 рублей 76 копеек, убытки, в части, превышающей сумму процентов, в размере 38 800 рублей 07 копеек.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено УМВД России по Мурманской области, в качестве третьих лиц - ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском округе города Мурманска, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Мурманской области и Инспекция Федеральной налоговой службы России по городу Мурманску.

В судебном заседании ФИО4 уточненные исковые требования поддержала к УМВД России по Мурманской области, в связи с тем, что оно является правопреемником ликвидированного УФМС России по Мурманской области.

Представитель УМВД России по Мурманской области в судебном заседании иск не признала.

Представитель третьего лица ГУ - УПФ России в Октябрьском округе города Мурманска в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором указал, что в соответствии с действующим законодательством все отчисления страховых взносов за работников и физических лиц в рамках гражданско-правовых договоров производятся за счет средств Страхователя (организации).

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Мурманской области, ИФНС России по городу Мурманску в судебное заседание своих представителей не направили, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие представителей.

Судом принято приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ФИО4, просит решение отменить.

В обоснование жалобы ссылается на то, что судом не принято во внимание письмо ГУ-ОПФ Российской Федерации от 11 января 2017 года № 4-1269-1271-14/3, в котором разъясняется, кто является плательщиком страховых взносов в Пенсионный фонд России и за счёт чьих средств уплачиваются такие взносы.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представители третьих лиц ГУ - УПФ России в Октябрьском округе города Мурманска, Территориального фонда обязательного медицинского страхования Мурманской области, ИФНС России по городу Мурманску, извещенные о времени и месте рассмотрения дела.

Руководствуясь частью 3 статьи 167 и частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, между УФМС России по Мурманской области в лице Председателя ликвидационной комиссии ФИО6 и ФИО4, именуемой исполнителем, заключены гражданско-правовые договоры № 2 от 11 августа 2016 года, № 2/2 от 31 августа 2016 года, № 2/3 от 03 ноября 2016 года, предметом которых является выполнение исполнителем для заказчика работ, связанных с ликвидацией УФМС России по Мурманской области.

Согласно пунктам 2.1 всех договоров, заказчик принял на себя обязательства оплатить выполненные работы в размере, в сроки и порядке предусмотренном настоящим договором.

Как предусмотрено подпунктами 3.2 пунктов 3 договоров, ценой единицы выполняемых работ является стоимость ежемесячных работ, исполняемых исполнителем в течение полного календарного месяца и принятых заказчиком, которая составляет сумму 31139 рублей 50 копеек, а по договору № 2/3 - 43849 рублей 50 копеек, из которой удерживаются НДФЛ (13%), а также взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и в Фонд обязательного медицинского страхования, и которая оплачивается заказчиком исполнителю ежемесячно.

Срок действия последнего договора № 2/3 от 03 ноября 2016 года, согласно пункту 6, истекал 30 ноября 2016 года.

ФИО4 в ходе рассмотрения дела не оспаривалось, что обязанность в части оплаты стоимости ежемесячных работ по указанным договорам в обусловленных суммах, с учетом удержания из сумм вознаграждения НДФЛ, взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и в Фонд обязательного медицинского страхования, УФМС России по Мурманской области в лице ликвидационной комиссии исполнена.

В период действия заключенных с истицей гражданско-правовых договоров отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов регулировались Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», который утратил силу с 01 января 2017 года.

Отказывая истице в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, проанализировав положения вышеприведенного Федерального закона, пришел к выводу о том, что, если организация производит выплаты физическим лицам, которые заключили с ней гражданско-правовые договоры на выполнение работ, оказание услуг, то суммы выплат (за исключением поименованных в статье 9 Федерального закона № 212-ФЗ), независимо от источника их финансирования, подлежат обложению страховыми взносами. Следовательно, вознаграждения, производимые истице, являются объектами страховых взносов, а ответчик является плательщиков страховых взносов с сумм начисляемого истице вознаграждения.

Учитывая изложенное, доводы истицы о том, что страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации организация должна уплачивать за счет собственных средств, отклонены судом первой инстанции, как необоснованные.

С приведенным выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, поскольку находит его основанным на ошибочном толковании норм материального права.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В силу пункта 1 части 1 статьи 5 названного Федерального закона, к плательщикам страховых взносов относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: а) организации; б) индивидуальные предприниматели; в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями.

Пунктом 2 части 1 статьи 5 названного Федерального закона к плательщикам страховых взносов (страхователям) отнесены также индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.

Частью 1 статьи 7 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» установлено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте «а» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В соответствии с частями 1, 3 статьи 8 названного Федерального закона база для начисления страховых взносов для указанных плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.

Плательщики страховых взносов, указанные в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяют базу для начисления страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона № 212-ФЗ в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.

Анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что обязанность по уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, включая Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования, возлагается на организации и иных лиц, выплачивающих вознаграждения в пользу физических лиц.

Все отчисления страховых взносов за работников и лиц, выполняющих работы по договорам гражданско-правового характера производятся за счет собственных средств страхователя и не должны уменьшать размер заработной платы работника или вознаграждения по гражданско-правовому договору.

Истица, выполнявшая работы по договорам гражданско-правового характера и получавшая вознаграждение, не относилась к лицам, предусмотренным как плательщики страховых взносов (страхователи) частями 1 и 2 статьи 5 Федерального закона № 212-ФЗ.

При таких обстоятельствах с вознаграждения, производимого истице, не подлежали удержанию страховые взносы.

Вместе с тем, ошибочное толкование судом первой инстанции вышеприведенных норм материального права не влияет на правильность вывода суда об отказе в удовлетворении иска ФИО4 и отмену решения не влечет, ввиду следующего.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 05 апреля 2016 года № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» упразднена Федеральная миграционная служба. При этом Министерству внутренних дел Российской Федерации переданы функции и полномочия упраздненной службы, её штатная численность (пункты 1, 2 Указа).

Согласно пункту 3 Указа Президента Российской Федерации от 05 апреля 2016 года № 156, Министерство внутренних дел Российской Федерации является правопреемником Федеральной миграционной службы, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.

Правительству Российской Федерации поручено обеспечить в установленном порядке передачу Министерству внутренних дел Российской Федерации имущества, в том числе недвижимого, закрепленного за упраздняемой службой, проведение ликвидационных процедур в установленные сроки (пункт 6 Указа).

Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1025-р от 26 мая 2016 года предусмотрено завершить ликвидационные мероприятия по упразднению ФМС России, включая её территориальные органы, по 31 декабря 2016 года.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, 09 февраля 2017 года в ЕГРЮЛ внесена запись о ликвидации УФМС России по Мурманской области как юридического лица.

Согласно справке № 14/1308 от 14 апреля 2017 года Центра финансового обеспечения УМВД России по Мурманской области, ликвидационная комиссия УФМС России по Мурманской области обязательства по гражданско-правовому договору с ФИО4 УМВД России по Мурманской области не передавала.

Установив, таким образом, что ответчик УМВД России по Мурманской области не является правопреемником упраздненного УФМС России по Мурманской области по обязательствам, возникшим из правоотношений по договорам гражданско-правового характера, заключенным с истицей и ликвидационная комиссия УФМС России по Мурманской области соответствующие обязательства ответчику не передавала, учитывая, что такие обязательства не установлены вступившим в законную силу судебным решением в период передачи полномочий и не возникли в результате исполнения судебного решения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований ФИО4

При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы отмену решения суда повлечь не могут.

Нарушений норм процессуального права, влекущих в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловную отмену решения, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь статьями 193, 199, 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

определила:

решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 14 апреля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО4 - без удовлетворения.

председательствующий

судьи