НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Мурманского областного суда (Мурманская область) от 02.06.2020 № 2-2290/19

Судья Засыпкина В.А.

№ 33-955-2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Мурманск

02 июня 2020 года.

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего

Устинович С.Е.

судей

Самойленко В.Г.

Исаевой Ю.А.

при секретаре

Грошенко Е.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
№ 2-2290/2019 по иску Ефремова Сергея Дмитриевича к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда России в городе Мурманске о защите пенсионных прав,

по апелляционной жалобе и дополнениям к апелляционной жалобе представителя Ефремова Сергея Дмитриевича – Черновой Ирины Олеговны на решение Ленинского районного суда города Мурманска от 19 декабря 2019 года (с учетом определения об исправлении описки от 17 февраля 2020 года), которым постановлено:

«Исковые требования Ефремова Сергея Дмитриевича к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда России в городе Мурманске о признании решения пенсионного органа об отказе в назначении трудовой пенсии по старости незаконным, возложении обязанности включить периоды в стаж и назначить страховую пенсию досрочно – удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда России в городе Мурманске включить в страховой стаж Ефремова Сергея Дмитриевича, _ _ периоды работы в СПК «П» Белозерского района Херсонской области с 27.05.1983 по 26.09.1983 и с 22.06.1984 по 29.10.1984.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда России в городе Мурманске включить в страховой стаж, стаж работы в районах Крайнего Севера, стаж работы в плавсоставе Ефремова Сергея Дмитриевича период работы в АОЗТ «В» с 01.01.1994 по 10.06.1994.

Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда России в городе Мурманске в пользу Ефремова Сергея Дмитриевича расходы по оплате услуг представителя в размере 16000 рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, а всего 16300 рублей.

В удовлетворении исковых требований Ефремова Сергея Дмитриевича к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда России в городе Мурманске в остальной части - отказать.

Возвратить Ефремову Сергею Дмитриевичу излишне уплаченную государственную пошлину в размере 600 рублей».

Заслушав доклад председательствующего, выслушав возражения относительно доводов апелляционной жалобы представителя ГУ –Управление Пенсионного фонда России в г.Мурманске Обрядина В.И., судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

установила:

Ефремов С.Д. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда России в городе Мурманске (далее – ГУ-УПФ в г. Мурманске) о защите пенсионных прав.

В обоснование иска указал, что 25.12.2017 обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости на основании пункта 9 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», приложив к заявлению необходимые документы.

Решением пенсионного органа от 28.04.2018 ему отказано в назначении пенсии в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», в связи с отсутствием требуемого страхового стажа и стажа работы в районах Крайнего Севера.

17.04.2019 он повторно обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.

Решением пенсионного органа от 29.07.2019 ему повторно отказано в назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием необходимой продолжительности страхового стажа работы и стажа работы в районах Крайнего Севера.

В страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера пенсионным органом не включены: периоды нахождения в резерве без оплаты с 16.07.1990 по 21.07.1990, с 11.12.1991 по 14.12.1991, с 06.11.1992 по 05.12.1992, с 07.12.1992 по 18.12.1992, с 19.12.1992 по 15.01.1993, с 17.10.1993 по 10.11.1993, с 19.11.1993 по 27.11.1993, с 29.11.1993 по 09.12.1993, с 10.12.1993 по 03.02.1994, с 01.02.1994 по 14.02.1994; периоды отпусков без сохранения заработной платы с 11.10.1998 по 12.11.1998, с 09.03.1999 по 31.08.1999, с 28.01.2003 по 01.10.2003, с 28.04.2004 по 16.09.2004. Период работы в ООО «Д» с 03.05.2001 по 08.04.2002 - 340 календарных дней исключен из подсчета страхового стажа, т.к. не подтвержден сведениями индивидуального (персонифицированного) учета.

В стаж работы в районах Крайнего Севера не включены: периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с 28.11.1989 по 02.12.1989, с 02.04.1990 по 10.04.1990, с 14.02.1991 по 19.02.1991, с 30.09.1993 по 04.10.1993, с 10.10.1993 по 16.10.1993, с 11.11.1993 по 18.11.1993.

Кроме того, пенсионный орган не включил в страховой стаж, стаж работы в районах Крайнего Севера и стаж работы в плавсоставе периоды работы в АОЗТ «В» ИНН * с 01.01.1994 по 10.06.1994; в ООО Н ИНН * с 02.07.1999 по 29.11.1999.

Также указал, что предположительно не включены в стаж периоды работы в ООО «С» с 25.05.2018 по 27.08.2018 и с 26.12.2018 по 09.04.2019. Кроме того, не включены в страховой стаж периоды работы в сельскохозяйственном производственном кооперативе (СПК) «П» Белозерского района Херсонской области с 27.05.1983 по 26.09.1983, с 22.06.1984 года по 29.10.1984.

С решением пенсионного органа истец не согласен, полагая его незаконным и нарушающим его права.

Просил признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда РФ Октябрьского административного округа г. Мурманска от 29.07.2019 № * об отказе в назначении пенсии; обязать ответчика УПФР в г. Мурманске назначить ему досрочно пенсию, включив следующие периоды работы:

в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера в НПО «С» периоды нахождения в резерве без оплаты с 16.07.1990 по 21.07.1990 - 6 дней, с 11.12.1991 по 14.12.1991- 4 дня, с 06.11.1992 по 05.12.1992 - 30 дней, с 07.12.1992 по 15.01.1993 - 40 дней, с 17.10.1993 по 10.11.1993 – 25 дней, с 19.11.1993 по 27.11.1993 – 9 дней, с 29.11.1993 по 31.12.1993 – 32 дня;

включить в страховой стаж периоды работы в РКС нахождение в отпуске без сохранения заработной платы: с 28.11.1989 по 02.12.1989 - 4 дня, с 02.04.1990 по 10.04.1990 - 9 дней, с 14.02.1991 по 19.02.1991 - 6 дней, с 30.09.1993 по 04.10.1993 - 5 дней, с 10.10.1993 по 16.10.1993 - 7 дней, с 11.11.1993 по 18.11.1993 - 8 дней;

в страховой стаж, стаж работы в РКС и стаж работы в плавсоставе: АОЗТ «В» с 01.01.1994 по 10.06.1994 - 160 календарных дня; ООО «Н» с 02.07.1999 по 29.11.1999 - 150 календарных дня; ООО «К» с 11.10.1998 по 12.11.1998 и с 09.03.1999 по 31.08.1999 - 207 календарных дня;

в страховой стаж и стаж работы в РКС: период работы в ООО «Д» с 03.03.2001 по 08.04.2002 - 340 календарных дня;

в страховой стаж период работы в СПК «П» Белозерского района Херсонской области с 27.05.1983 по 26.09.1983, с 22.06.1984 по 29.10.1984 - 251 календарных дня;

Обязать ответчика назначить Ефремову С.Д. пенсию с момента повторного обращения с 17.04.2019, выплатить недополученную за время с 17.04.2019 сумму пенсии.

Взыскать с УПФР в г. Мурманске в пользу Ефремова С.Д. судебные расходы в общей сумме 25900 рублей.

В ходе рассмотрения дела истец неоднократно уточнял исковые требования, в итоге просил признать решение Управления Пенсионного фонда РФ Октябрьского административного округа г. Мурманска от 29.07.2019 № * об отказе в назначении пенсии Ефремову С.Д. незаконным; обязать ответчика УПФР в г. Мурманске назначить ему пенсию, включив следующие периоды работы:

в страховой стаж период работы в СПК «П» Белозерского района Херсонской области с 27.05.1983 по 26.09.1983, с 22.06.1984 по 29.10.1984 - 251 календарных дня или 08 месяцев 11 дней;

период службы в Советской Армии с 12.05.1986 по 23.06.1989: включить в страховой стаж (согласно статье 94 Закона РФ от 20.11.1990 года № 340) - 1707 дней или 4 года 08 месяцев 27 дней, в стаж работы в РКС (календарный год засчитывается как специальный стаж) - 1138 дней или 3 года 1 месяц 28 дней, в стаж в плавсоставе (календарный год засчитывается как специальный стаж) - 1138 дней или 3 года 1 месяц 28 дней (согласно постановлению СМ СССР от 25.03.1968 № 181 период действительной срочной службы (период службы и в РКС, и в плавсоставе) засчитывался в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в календарном порядке);

включить в страховой стаж и стаж работы в РКС периоды работы в НПО «С»: в страховой стаж работы периоды нахождения в резерве без оплаты с 16.07.1990 по 21.07.1990 - 6 дней, с 11.12.1991 по 14.12.1991 - 4 дня, с 06.11.1992 по 05.12.1992 - 30 дней, с 07.12.1992 по 15.01.1993 - 40 дней, с 17.10.1993 по 10.11.1993 - 25 дней, с 19.11.1993 по 27.11.1993 - 9 дней, с 29.11.1993 по 31.12.1993 - 32 дня, а всего 146 дней (с учетом льготного исчисления периодов работы в РКС до 01.01.2002 - 219 дней) или 07 месяцев 09 дней;

включить в стаж работы в РКС периоды нахождения в резерве без оплаты с 16.07.1990 по 21.07.1990 - 6 дней, с 11.12.1991 по 14.12.1991 - 4 дня, с 06.11.1992 по 05.12.1992 - 30 дней, с 07.12.1992 по 15.01.1993 - 40 дней, с 17.10.1993 по 10.11.1993 - 25 дней, с 19.11.1993 по 27.11.1993 - 9 дней, с 29.11.1993 по 31.12.1993 - 32 дня, а всего 146 календарных дней или 04 месяца 26 дней;

включить в страховой стаж работы периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы, с 28.11.1989 по 02.12.1989 - 4 дня, с 02.04.1990 по 10.04.1990 - 9 дней, с 14.02.1991 по 19.02.1991 - 6 дней, с 30.09.1993 по 04.10.1993 - 5 дней, с 10.10.1993 по 16.10.1993 - 7 дней, с 11.11.1993 по 18.11.1993 - 8 дней, а всего 39 календарных дней (с учетом льготного исчисления периодов работы в РКС до 01.01.2002 58 календарных дней) или 01 месяц 28 дней;

включить в стаж работы в РКС периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с 28.11.1989 по 02.12.1989 - 4 дня, с 02.04.1990 по 10.04.1990 - 9 дней, с 14.02.1991 по 19.02.1991 - 6 дней, с 30.09.1993 по 04.10.1993 - 5 дней, с 10.10.1993 по 16.10.1993 - 7 дней, с 11.11.1993 по 18.11.1993 - 8 дней, а всего 39 календарных дней или 01 месяц 09 дней.

Включить в страховой стаж, стаж работы в РКС и стаж работы в плавсоставе в АОЗТ «В»: в страховой стаж период работы с 01.01.1994 по 10.06.1994 - 160 календарных дней (с учетом льготного исчисления периодов работы в РКС до 01.01.2002 года 240 календарных дней) или 08 месяцев; в стаж работы в РКС период с 01.01.1994 по 10.06.1994 – 160 календарных дней или 05 месяцев 10 дней; в стаж работы в плавсоставе с 01.01.1994 по 10.06.1994 (с учетом льготного исчисления периодов работы в РКС до 01.01.2002 240 дней) - 08 месяцев.

Включить в страховой стаж, стаж работы в РКС и стаж работы в плавсоставе ООО «К»: в страховой стаж периоды работы с 11.10.1998 по 12.11.1998 и с 09.03.1999 по 01.07.1999 - 178 календарных дней (с учетом льготного исчисления периодов работы в РКС до 01.01.2002 года 267 календарных дней) или 8 месяцев 27 дней, в стаж работы в РКС периоды с 11.10.1998 по 12.11.1998 и с 09.03.1999 по 01.07.1999 - 178 календарных дней или 5 месяцев 28 дней; в стаж работы в плавсоставе с 11.10.1998 по 12.11.1998 - 32 календарных дня (с учетом льготного исчисления периодов работы в РКС до 01.01.2002 48 календарных дней) или 01 месяц 18 дней.

Включить в страховой стаж, стаж работы в РКС и стаж работы в плавсоставе ООО «Н»: в страховой стаж периоды работы с 02.07.1999 по 29.11.1999 - 150 календарных дней (с учетом льготного исчисления периодов работы в РКС до 01.01.2002 года 225 календарных дней) или 07 месяцев 15 дней; в стаж работы в РКС периоды с 02.07.1999 по 29.11.1999 - 150 календарных дня или 05 месяцев; в стаж работы в плавсоставе с 02.07.1999 по 29.11.1999 - 150 календарных дней (с учетом льготного исчисления периодов работы в РКС до 01.01.2002 225 дней) или 07 месяцев 15 дней.

Включить в страховой стаж, стаж работы в РКС период работы в ООО «Д» с 03.05.2001 по 08.04.2002 - 340 календарных дней, в т.ч. работа в РКС до 01.01.2002 года) и 98 дней работа в РКС после 01.01.2002 года: в страховой стаж периоды работы с 03.05.2001 по 31.12.2001 - 242 дня (с учетом льготного исчисления периодов работы в РКС до 01.01.2002 363 календарных дня) или 1 год 03 дня; в страховой стаж периоды работы с 01.01.2002 по 08.04.2002 - 98 календарных дней после 01.01.2002 года или 03 месяца 08 дней; в стаж работы в РКС периоды с 03.05.2001 по 08.04.2002 – 340 календарных дня или 11 месяцев 10 дней.

А всего обязать ответчика включить в стаж работы истца периоды работы, исключенные УПФР в г. Мурманске из стажа работы истца решением об отказе в установлении пенсии от 29.07.19 № * в страховой стаж всего - 9 лет 6 месяцев 8 дней; в стаж работы в РКС всего - 5 лет 11 месяцев 21 дней; в стаж работы в плавсоставе всего - 4 года 7 месяцев 1 день.

Обязать ответчика УПФР в г. Мурманске назначить Ефремову С.Д. пенсию с момента повторного обращения с 17.04.2019, выплатить недополученную за время с 17.04.2019 сумму пенсии; взыскать с УПФР в г. Мурманске в пользу Ефремова С.Д. судебные расходы в общей сумме 25900 рублей, состоящие из: расходов по оплате государственной пошлины размере 900 рублей и расходов на оплату юридических услуг в размере 25000 рублей.

Истец Ефремов С.Д. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, воспользовавшись правом на ведение дела через представителя.

Представитель истца Чернов О.Е. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении и дополнениям к нему.

Представитель ответчика ГУ-УПФ в г. Мурманске Обрядин В.И. иск не признал, поддержал доводы, изложенные в письменных отзывах на иск. Обратил внимание, что включение периода прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы в стаж работы в районах Крайнего Севера Федеральным законом «О страховых пенсиях» не предусмотрено. Периоды военной службы относились к иным периодам, и даже если местом военной службы являлся район Крайнего Севера, в специальный стаж такой период включению не подлежал, так как он не относился к трудовой деятельности. Периоды службы в армии истца включены в страховой стаж в двойном размере, что отражено в данных о расчете стажа. Просил в удовлетворении уточненных исковых требований отказать.

Судом принято приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель истца Ефремова С.Д. – Чернова И.О., ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение материального закона, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, просит его отменить, принять по делу новое решение о полном удовлетворении иска.

Не соглашаясь с решением суда в части отказа во включении в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера периодов отпуска без сохранения заработной платы с 28.11.1989 по 02.12.1989, с 02.04.1990 по 10.04.1990, с 14.02.1991 по 19.02.1991.1 30.09.1993 по 04.10.1993, с 10.10.1993 по 16.10.1993, с 11.11.1993 по 18.11.1993 в НПО «С», ссылаясь на положения пункта 9 Указания Минсоцзащиты РСФСР от 20.04.1992 N 1-28-У «О порядке применения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", указывает, что по окончании рейса истец находился в отпуске, при этом в пункте 9 Указаний Минсоцзащиты предусмотрено, что в стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, засчитываются периоды нахождения членов экипажей по окончании рейса в основных и дополнительных отпусках. При этом указаний по поводу оплаты отпуска данный пункт не содержит, в связи с чем находит, что отпуск, независимо от того, оплачиваемый он или не оплачиваемый, должен включаться в стаж, дающий право на пенсию.

Отмечает, что по смыслу статей 14, 88, 89 Закона Российской Федерации от 20.111990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», пенсия по старости устанавливалась исходя из суммарной продолжительности трудовой и иной общественно - полезной деятельности, с учетом специального трудового стажа, в том числе в связи с работой в РКС.

Оспаривая решение суда в части отказа во включении в страховой стаж, стаж работы в РКС и стаж работы в плавсоставе периодов работы истца в ООО «К» с 11.10.1998 по 12.11.1998, указывает, что капитан морского порта Мурманск ФГБУ «Администрация морских портов Западной Арктики» на адвокатский запрос представил заключение о стаже работы истца на судне М с 18.05.1998 по 02.02.1999, из чего следует, Ефремов С.Д. работал на судне М в период с 18.05.1998 по 02.02.1999 года, в том числе работал на судне с 11.10.1998 по 12.11.1998 - 33 календарных дня.

Ссылаясь на положение пункта 9 Указания Минсоцзащиты РСФСР от 20.04.1992 N 1-28-У (с изм. с 09.06.2016) «О порядке применения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», постановление Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 № 2-П, определение Конституционного Суда РФ от 12.07.2006 № 261-0, указывает, что в трудовой стаж работников, имеющих особый характер работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включается как период работы, так и период отдыха. Если в учетном периоде фактически отработанное количество часов плавсоставом указанных судов составило не менее нормального числа рабочих часов, то время межрейсового отдыха не должно исключаться из общего календарного периода, образующего стаж работы, дающей плавсоставу судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности право на досрочное пенсионное обеспечение.

Исходя из указанного, настаивает на том, что периоды работы истца в ЗАО «К с 11.10.1998 по 12.11.1998 и с 09.03.1999 по 31.08.1999 в составе экипажа судна М подлежали включению в полном объеме в стаж работы истца в плавсоставе, в страховой стаж и в стаж работы в РКС.

Приводит доводы о том, что судно М работало в составе Российского предприятия ООО «Н» и иностранной компании не передавалось.

Обращает внимание, что капитан морского порта Мурманск ФГБУ «Администрация морских портов видной Арктики» на адвокатский запрос представил заключение о стаже работы истца на судне М» в период с 02.07.1999 по 29.11.1999, в связи с чем период работы Ефремова С.Д. в ООО Н» с 02.07.1999 по 29.11.1999 в составе экипажа судна М» подлежал включению в полном объеме в стаж работы в плавсоставе, в страховой стаж и стаж работы в РКС.

Не соглашаясь с выводом суда об отсутствии доказательств, что в периоды работы истца в ООО «Д» ему не начислялась и не выплачивалась заработная плата, равно как и ведение последним финансово-хозяйственной деятельности, отмечает, что у Ефремова С.Д. имеется трудовая книжка, являющаяся основным документом, подтверждающим стаж работы истца, в которой имеются записи, подтверждающие периоды работы Ефремова С.Д. с 03.05.2001 по 08.04.2002 в должности заместителя директора производственной лесной промышленности в ООО «Д» в Хабаровском крае - 340 календарных дня, в связи с чем указанный период работы также подлежал включению в полном объеме в страховой стаж и стаж работы в РКС.

В дополнении к апелляционной жалобе указывает, что согласно трудовой книжки и письма войсковой части № * от 23.01.2020 № 128, с 12.05.1986 по 23.06.1989 Ефремов С.Д. служил в Советской Армии в РКС, согласно приказа по НПО «С» от 08.09.1989 г. № * Ефремов С.Д., прибыл после службы в Советской Армии и принят на должность матроса с 08.09.1989 по 31.12.1993 с сохранением непрерывного трудового стажа на льготы в РКС в размере 60%.

Отмечает, что в силу статьи 94 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 г. N 340-1 при подсчете трудового стажа следует засчитывать период прохождения военной службы в РКС в стаж работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в полуторном размере, так как после окончания прохождения службы в армии истец устроился на работу 08.09.1989 в РКС в НПО «Севрыбпоиск».

Ссылаясь на положения статьи 88 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», постановление Совета Министров СССР от 25.03.1968 N 181 "О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в РКС и местностях, приравненных к РКС, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях", Указы Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и 26.09.1967, настаивает на том, что лицам, перечисленным в постановлении Совета Министров СССР от 25.03.1968 N 181, период их действительной срочной военной службы засчитывался в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

Исходя из указанного, считает, что период службы в Советской Армии с 12.05.1986 по 23.06.1989 в районах Крайнего Севера следует включить в страховой стаж (согласно ст. 94 Закона РФ от 20.11.1990 № 340, год службы засчитывается за полтора года) - 569 дней или 1 года 06 месяцев 29 дней; в РКС с 12.05.1986 по 23.06.1989 (календарный год засчитывается как специальный стаж) - 1138 дней или 3 года 1 месяц 28 дней; стаж работы в плавсоставе с 12.05.1986 по 23.06.1989 (календарный год засчитывается как специальный стаж) - 1138 дней или 3 года 1 месяц 28 дней (согласно Постановлению СМ СССР от 25.03.1968 N 181 период действительной срочной военной службы (период службы и в РКС, и в плавсоставе) засчитывался в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в календарном порядке).

В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика
ГУ-УПФ в г.Мурманск Обрядин В.И. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились: Ефремов С.Д., представители истца Черновы, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, поскольку в силу статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации их неявка не является препятствием к рассмотрению дела.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции РФ, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.

Основания возникновения и порядок реализации прав граждан Российской Федерации на страховые пенсии регламентирован вступившим в законную силу с 01 января 2015 г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400–ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400–ФЗ).

До 01 января 2015 г. основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии устанавливались Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии со статьей 4 частью 1 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (здесь и далее - в редакции, действовавшей на момент обращения истца в пенсионный орган) право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Право на страховую пенсию по старости, по общему правилу, установленному статьей 8 указанного Федерального закона, имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет имеющие не менее 15 лет страхового стажа, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 1 статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ).

Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет (часть 2 статьи 33 названного Федерального закона).

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет.

Аналогичные положения содержались в подпункте 9 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшего до 1 января 2015 года.

Из приведенных норм следует, что плавсостав судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности пользуется правом на досрочную пенсию независимо от вида выполняемых работ (перевозка грузов, пассажиров или добыча рыбы, морепродуктов, прием готовой продукции на промысле или другие работы), от наименования их профессий и должностей.

При этом не имеет значения ведомственная принадлежность соответствующих судов, а также организационно-правовая форма и форма собственности судовладельца. Необходимым условием для назначения досрочной пенсии по указанному основанию необходимо документальное подтверждение, что должность работника относится к плавсоставу, а суда, на которых он работал, не относятся к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения.

Аналогичные положения содержало и ранее действовавшее пенсионное законодательство, что прямо вытекает из смысла подпункта "и" пункта 1 статьи 12 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 года.

Правила подсчёта и подтверждения страхового стажа устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 14 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Частью 3 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 № 1015 утверждены Правила подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

Документы, необходимые для установления страховых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, определены Перечнем документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года № 958н.

Пунктом 12 указанного Перечня предусмотрено, что для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 настоящего перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», применяемые при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях» в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665.

В силу пункта 4 названных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 14 указанного Федерального закона, при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 17 апреля 2019 г. Ефремов С.Д_ _ года рождения, застрахованный в системе государственного пенсионного страхования 29 сентября 2000 г., обратился в ГУ - УПФ РФ в Октябрьском округе г. Мурманска с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ.

Решением пенсионного органа от 29 июля 2019 г. № * истцу отказано в установлении досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» ввиду отсутствия у него необходимого страхового стажа и стажа работы в районах Крайнего Севера.

При подсчете стажа истца в целях определения права на досрочную страховую пенсию, пенсионный орган установил, что документально подтвержденный стаж Ефремова С.Д. составил: страховой стаж с учетом льготного исчисления – 23 года 05 месяцев 05 дней (при требуемом не менее 25 лет); стаж работы в районах Крайнего Севера – 13 лет 10 месяцев 07 дней (при требуемом не менее 15 лет); стаж работы в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности с учетом льготного исчисления периодов работы в районах Крайнего Севера – 14 лет 10 месяцев 24 дня.

Во изменение решения об отказе в установлении пенсии от 29 июля 2019 г. № 94831/19, 13 августа 2019 г. Управлением пенсионного фонда вынесено решение, согласно которому документами подтверждено: страховой стаж с учетом льготного исчисления периодов работы в районах Крайнего Севера составил 23 года 06 месяцев 25 дней (необходимых 25 лет не выработано); стаж работы в районах Крайнего Севера - 13 лет 11 месяцев 06 дней (необходимых 15 лет не выработано); стаж работы в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности с учетом льготного исчисления периодов работы в районах Крайнего Севера - 14 лет 10 месяцев 24 дня.

При принятии указанных решений из подсчета страхового стажа и стажа работы в районах Крайнего Севера пенсионным органом исключены: периоды нахождения истца в резерве без оплаты с 16.07.1990 по 21.07.1990, с 11.12.1991 по 14.12.1991, с 06.11.1992 по 05.12.1992, с 07.12.1992 по 18.12.1992, с 19.12.1992 по 15.01.1993, с 17.10.1993 по 10.11.1993, с 19.11.1993 по 27.11.1993, с 29.11.1993 по 09.12.1993, с 10.12.1993 по 03.02.1994, с 04.02.1994 по 14.02.1994;

периоды отпусков без сохранения заработной платы с 11.10.1998 по 12.11.1998, с 09.03.1999 по 31.08.1999, с 28.01.2003 по 01.10.2003, с 28.04.2004 по 16.09.2004;

период работы в ООО «Д» с 03.05.2001 по 08.04.2002;

кроме того, в стаж работы в районах Крайнего Севера не включены: периоды нахождения истца в отпуске без сохранения заработной платы с 28.11.1989 по 02.12.1989, с 02.04.1990 по 10.04.1990, с 14.02.1991 по 19.02.1991, с 30.09.1993 по 04.10.1993, с 10.10.1993 по 16.10.1993, с 11.11.1993 по 18.11.1993, которые, согласно уточненным исковым требованиям истец просил включить в страховой стаж, в стаж работы в районах Крайнего Севера и в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости по пункту 9 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными положениями законодательства, пришел к выводу о наличии оснований для включения в страховой стаж Ефремова С.Д. периода работы в СПК П» Белозерского района Херсонской области с 27.05.1983 по 26.09.1983 и с 22.06.1984 по 29.10.1984; в страховой стаж, стаж работы в районах Крайнего Севера, стаж работы в плавсоставе период работы в АОЗТ «В» с 01.01.1994 по 10.06.1994.

Поскольку законность и обоснованность указанных выводов суда первой инстанции истец не оспаривает, у судебной коллегии отсутствуют основания для выхода за пределы доводов апелляционной жалобы и проверки судебного постановления в этой части (часть 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Проверяя решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска в части требований Ефремова С.Д. о включении в страховой стаж, стаж работы в районах Крайнего Севера периодов нахождения в НПО «С» в резерве без оплаты: с 16.07.1990 по 21.07.1990, с 11.12.1991 по 14.12.1991, с 06.11.1992 по 05.12.1992, с 07.12.1992 по 15.01.1993, с 17.10.1993 по 10.11.1993, с 19.11.1993 по 27.11.1993, с 29.11.1993 по 31.12.1993, периодов нахождения в отпуске без сохранения заработной платы: с 28.11.1989 по 02.12.1989, с 02.04.1990 по 10.04.1990, с 14.02.1991 по 19.02.1991, с 30.09.1993 по 04.10.1993, с 10.10.1993 по 16.10.1993, с 11.11.1993 по 18.11.1993, (с учетом льготного исчисления периодов работы в РКС до 01.01.2002); в страховой стаж, стаж работы в РКС и стаж работы в плавсоставе периодов работы истца в ООО «С» с 11.10.1998 по 12.11.1998 и с 09.03.1999 по 01.07.1999, суд первой инстанции исходил из того, что в указанные периоды истец трудовую деятельность в НПО «С и в ООО «К фактически не осуществлял, заработную плату не получал, начисление и перечисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в данные периоды не производилось. При этом запись в трудовой книжке о периоде работы в НПО «С» не подтверждает непосредственно сам факт осуществления истцом трудовой деятельности в отыскиваемые истцом периоды, ее оплату и уплату страховых взносов. Запись о трудовой деятельности истца в ООО «С в трудовой книжке отсутствует, представленные суду копии приказов позволяют судить лишь о зачислении истца матросом в резерв без оплаты.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции в указанной части соглашается, поскольку они мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным доказательствам и требованиям закона. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в данной части не имеется.

Так, согласно пункту 9 указаний Минсоцзащиты Российской Федерации от 20 апреля 1992 года № 1-28-У «О порядке применения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет» в специальный стаж наряду с периодами работы в плавсоставе судов морского и речного флота по перевозке пассажиров и грузов либо в составе флота рыбной промышленности по добыче и переработке рыбы и морепродуктов, а также на других работах во время рейса включаются некоторые периоды, непосредственно предшествовавшие или непосредственно следовавшие за такой работой. К предшествующим направлению экипажа судна для выполнения рейсового задания относятся оплачиваемый резерв и периоды, когда член экипажа используется по своей специальности на ремонтных и других работах, необходимых для отправки судна в рейс. К следующим за окончанием рейса относятся периоды: стоянки судна в порту под погрузочно-разгрузочными операциями, межрейсового технического обслуживания судна или его ремонта, нахождения членов экипажа по окончании рейса в основных и дополнительных отпусках оплачиваемых резерве и отгулах, временной нетрудоспособности, нахождения в командировках, а также иные периоды, когда не требуется перевода на другую работу.

Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утв. Постановлением Правительства Российской Федерации N * от 11.07.2002, не предусмотрено включение в подсчет специального стажа периодов отпусков без сохранения заработной платы (пункт 5).

Из содержания приведенных актов следует, а также положений статьи 11 части 1 Федерального закона «О страховых пенсиях» следует, что в стаж, дающий право на пенсию, не включаются периоды нахождения работника в резерве без оплаты и отпусков без сохранения заработной платы.

Согласно записям в трудовой книжке истца, 08.09.1989 истец был принят на работу в научно-производственном объединении «С» в должности матроса, уволен 14.02.1994 по собственному желанию (ст. 31 КЗоТ РФ). В соответствии с приказом о приеме на работу, Ефремов С.Д. 18.05.1998 принят на работы в ООО «К на должность матроса М», уволен 31.08.1999 по окончании срока контракта как матрос резерва. Сведения о данном периоде работы в трудовой книжке истца отсутствуют.

Тот факт, что в спорных периодах истец находился в резерве без оплаты, а также в отпусках без сохранения заработной платы и заработная плата ему не начислялась и не выплачивалась, подтверждается имеющимися в деле архивными справками ГОКУ «Государственный архив Мурманской области» от 04.06.2019 г. № *, личной карточкой Ефремова С.Д., а также приказами от 12.10.1998 №33/д, от 06.03.1999 №63/д, согласно которым на основании приказов работодателя и личного заявления работника в периоды с 16.07.1990 по 21.07.1990, с 11.12.1991 по 14.12.1991, с 06.11.1992 по 05.12.1992, с 07.12.1992 по 15.01.1993, с 17.10.1993 по 10.11.1993, с 19.11.1993 по 27.11.1993, с 29.11.1993 по 31.12.1993 (в НПО «С»), с 11.10.1998 по 12.11.1998 и с 09.03.1999 по 01.07.1999 (в ООО «К Ефремов С.Д. был зачислен в резерв без оплаты; в периоды с 28.11.1989 по 02.12.1989, с 02.04.1990 по 10.04.1990, с 14.02.1991 по 19.02.1991, с 30.09.1993 по 04.10.1993, с 10.10.1993 по 16.10.1993, с 11.11.1993 по 18.11.1993 истцу предоставлялись отпуска без сохранения заработной платы.

Доказательств, свидетельствующих о том, что в указанные периоды истец осуществлял трудовую деятельность, и ему начислялась и выплачивалась заработная плата, соответственно, у работодателя существовала обязанность по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в деле не имеется. В соответствии с требованиями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сторона истца таких доказательств не представила ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции.

Довод апелляционной жалобы о том, что пункт 9 Указаний Минсоцзащиты Российской Федерации от 20 апреля 1992 года № 1-28-У "О порядке применения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет" не содержит условие по поводу оплаты отпуска, в связи с чем отпуск, независимо от его оплаты, должен включаться в стаж, дающий право на пенсию, а также то, что в трудовой стаж работников, имеющих особый характер работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, включаются как период работы, так и период отдыха, основан на неверном толковании вышеуказанных правовых норм, регулирующих спорное правоотношение.

Соглашается судебная коллегия и с выводом суда первой инстанции в решении о том, что пенсионным органом правомерно не включен в страховой стаж, стаж работы в районах Крайнего Севера и стаж работы в плавсоставе период работы Ефремова С.Д. в ООО «Н» с 02.07.1999 по 29.11.1999, поскольку истцом в нарушение положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлены доказательства тому, что он состоял в трудовых отношениях с ООО Н», самостоятельно уплачивал страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, либо за него уплату страховых взносов производила какая-либо иностранная компания.

Довод жалобы апелляционной жалобы о том, что капитан морского порта Мурманск ФГБУ «Администрация морских портов видной Арктики» на адвокатский запрос представил заключение о стаже работы Ефремова С.Д. на судне М период с 02.07.1999 по 29.11.1999, в связи с чем указанный период работы подлежал включению в стаж, направлен на переоценку выводов суда, оснований для которой не имеется.

Как установил суд, из трудовой книжки Ефремова С.Д. следует, что в период с 02.07.1999 по 29.11.1999 он не состоял в трудовых отношениях с какой-либо организацией либо индивидуальным предпринимателем.

Также судом принято во внимание, что согласно выписке из ЕГРЮЛ ООО «Н» 01.06.2009 прекратило деятельность путем реорганизации в форме присоединения, правопреемником является ООО «Н Согласно сообщению ООО Н» от 29.05.2019 №138, судно М принадлежащее в 1999 г. ООО Н было продано третьему лицу с целью утилизации, в связи с чем при присоединении Н к ООО «Н» данное судно не перешло на баланс к последнему. Ефремов С.Д. в штат ООО «Н не принимался, трудовой договор между ООО «Н» и Ефремовым С.Д. не заключался. В 1999 г. функции по набору экипажа, а также заключению трудовых договоров и, соответственно, выплате заработной платы были переданы судовладельцем (ООО «Н») иностранной компании. При этом, в трудовых договорах с иностранной компанией было установлено условие о том, что работник самостоятельно уплачивает страховые взносы за себя в Пенсионный фонд.

С учетом изложенного, поскольку доказательств работы истца в ООО «Н» с 02.07.1999 по 29.11.1999 и уплаты за указанный период страховых взносов в Пенсионный фонд истцом не представлено, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что правовых оснований для включения указанного периода в страховой стаж истца, стаж работы в районах крайнего Севера и стаж работы в плавсоставе, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, не имеется.

Разрешая требования Ефремова С.Д. о включении в страховой стаж и в стаж работы в районах Крайнего Севера периода работы в ООО «Д» с 03.05.2001 по 08.04.2002, суд исходил из того, что в материалах дела отсутствуют объективные данные о том, что в спорный период истцу начислялась и выплачивалась заработная плата, равно как и доказательств ведение ООО «Д» финансово-хозяйственной деятельности.

В данной связи судом обоснованно принята во внимание копия наблюдательного дела ООО «Д», из которой следует, что Общество в 2000 г. заработную плату работникам не выплачивало, сведения о ведении ООО «Д» финансово-хозяйственной деятельности в 2001-2002 г.г. материалы наблюдательного дела не содержат, равно как и отсутствуют документы, подтверждающие выплату заработной платы истцу, а также начисление и уплату страховых взносов на пенсионное обеспечение.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что отсутствуют сведения о начислении истцу заработка в спорный период и сведения об отчислении из заработка обязательных платежей во внебюджетные фонды Российской Федерации, в том числе, об отчислении страховых взносов на пенсионное страхование, верным и основанным на исследованных в ходе рассмотрения дела доказательствах является вывод суда первой инстанции о правомерности отказа пенсионного органа в учете указанного периода работы в ООО «Д» в страховой стаж и в стаж работы в районах Крайнего Севера на основании статей 14 и 11 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Ссылка в жалобе на то, что факт работы истца в ООО «Д» подтверждается записями в трудовой книжке, основан на ошибочном толковании норм материального права и сделан без учета положений нормативных правовых актов, определяющих порядок подтверждения страхового стажа и стажа работы в районах Крайнего Севера, в том числе, при досрочном назначении страховой пенсии по старости, учитывая, что запись в трудовой книжке сама по себе без предоставления соответствующих документов, подтверждающих отчисление страховых взносов на пенсионное

страхование, а также документов, выданных работодателем о начислении истцу заработка в спорный период, не является безусловным основанием для назначения досрочной страховой пенсии по старости.

Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с решением суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований Ефремова С.Д. о включении в стаж работы в районах Крайнего Севера и в стаж работы в плавсоставе периода службы в Советской Армии с 12.05.1986 по 23.06.1989.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 N 2-П, со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 N 8-П и Определение от 05.11.2002 N 320-О, указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Как указано выше, в соответствии с частями 3 и 4 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии; периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Прохождение военной службы гражданами СССР в спорный период (с 12.05.1986 по 23.06.1989) регулировалось Законом СССР от 12 октября 1967 г. N 1950-VII "О всеобщей воинской обязанности" (введенного в действие с 01.01.1968).

В соответствии с Законом СССР от 12 октября 1967 г. №1950-VII "О всеобщей воинской обязанности", все мужчины - граждане СССР, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства, обязаны проходить действительную военную службу в рядах Вооруженных Сил СССР. Воинская служба состоит из действительной военной службы и службы в запасе Вооруженных Сил СССР (статьи 3, 5 Закона).

Согласно статье 78 Закона СССР "О всеобщей воинской обязанности" (действовал до 01.03.1993), время нахождения граждан на действительной военной службе в рядах Вооруженных Сил СССР засчитывается в их трудовой стаж.

Солдатам, матросам, сержантам и старшинам срочной службы, и лицам, призванным на офицерские должности в соответствии с п. 2 ст. 66 настоящего Закона, время их действительной военной службы, кроме того, засчитывается и в стаж работы по специальности при условии, если они не позднее 3-месячного срока после увольнения в запас приступят к работе по полученной до призыва специальности (пункт 2).

Из изложенного следует, что гражданин СССР, проходивший действительную срочную военную службу по призыву в составе Вооруженных Сил СССР, выполнял возложенную на него Конституцией (Основным законом) СССР обязанность советского гражданина. Период прохождения службы в рядах Вооруженных Сил СССР подлежал включению в трудовой стаж гражданина.

Согласно Постановлению Совета Министров СССР от 25.03.1968 г. N 181 "О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях" солдатам, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г., если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09. 1967 предусматривались льготы определенной категории работников в виде надбавок к месячному заработку, дополнительных отпусков, выплате суточных, обеспечения жилой площадью, а также право на назначение пенсии по старости со снижением возраста.

Из буквального толкования указанных норм следует, что лицам, перечисленным в Постановлении Совета Министров СССР от 25 марта 1968 г. N 181, период их действительной срочной военной службы засчитывался в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости. Как следует из трудовой книжки Ефремова С.Д., 13.05.1986 он был призван на службу в Советскую Армию, а 23.06.1989 – демобилизован. После окончания службы в армии 23.06.1989, с 08.09.1989 он был принят на работу в НПО С» г. Мурманск на должность матроса (запись N5).

Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований во включении в стаж работы в районах крайнего Севера периода прохождения истцом службы в Советской Армии с 12.05.1986 по 23.06.1989, суд первой инстанции исходил из того, что хотя истец был уволен со срочной службы и до истечения трех месяцев со дня увольнения с военной службы был трудоустроен на должность матроса в НПО «С г. Мурманск, вместе с тем, в нарушение положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, им не представлены доказательств тому, что он проходил срочную военную службу в районах Крайнего Севера.

В целях проверки указанных обстоятельств судебной коллегией в порядке статьи 327.1 части 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации были приняты дополнительные доказательства.

Так согласно архивным справкам, представленным в суд апелляционной инстанции, №31 и №30 от 23.01.2020, выданным войсковой частью 36070 (том 2 л.д.126, 127), Ефремов С.Д. в графе «Место и время призыва. Из какой части прибыл» значится запись: «Б», в графе «По какой причине и куда выбыл. Дата и № приказа об исключении из списков части» значится запись: «Убыл по переводу в в/ч * пр. № *».

По исторической справке войсковой части * установлено, что 19.12.1987 войсковая часть * исключена из состава войсковой части 10678 и передана в состав войсковой части 31360; по выписке из исторической справки войсковой части 31360 установлено, что с 30.12.1987 расформирована войсковая часть 62792 и с 31.12.1987 сформирована войсковая часть 31360 (правопреемник войсковой части 62792). В составе войсковой части * значится войсковая часть ** значится в подчинении командира войсковой части 63843.

В книге алфавитного учета личного состава войсковой части * в графе «фамилия, имя и отчество, дата рождения, в каком подразделении проходит службу» значится запись: «Ефремов С.Д., _ _ в графе «место и время призыва, с какой части прибыл» значится запись: «Б., 12.05.86 г., в/ч *», в графе «в каком в/звании и должности выбыл из части» значится запись: «ст.2 ст.ком отд. р/телегр.», в графе «По какой причине и куда выбыл, и № приказа об исключении из списков части» значится запись: в запас по окончании срока службы в Б пр. № * от 23.06.89 г.».

Войсковая часть *, в состав которой входила войсковая часть *, в 1986-1987 г.г. дислоцировалась в поселке Лиинахамари Мурманская область; войсковая часть *, в состав которой входила войсковая * в 1987-1989 г.г. дислоцировалась в городе Североморск Мурманская область, войсковая часть * дислоцировалась «гб. Печен (так в документе), * дислоцировалась «м. Р (так в документе).

Оснований не доверять содержащимся в архивных справках сведениям у судебной коллегии не имеется.

Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним, в которых производится выплата процентной надбавки за стаж работы, утвержден Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029; согласно Перечню с 01.07.1990 Мурманская область относится к районам Крайнего Севера.

Таким образом, истец проходил службу в Советской Армии в период с 12.05.1986 по 23.06.1989 в районах Крайнего Севера, после окончания службы в армии 08.09.1989 истец был принят на работу в организацию, расположенную в г. Мурманск (в НПО «С»); соответственно предусмотренные законодательством условия для включения в стаж работы в районах Крайнего Севера периода срочной военной службы Ефремовым С.Д. соблюдены. Следовательно, спорный период подлежал включению в период его работы в районах Крайнего Севера.

При таких обстоятельствах вывод суда об отказе истцу в удовлетворении требований о включении периода службы в Советской Армии с 12.05.1986 по 23.06.1989 в стаж работы в районах Крайнего Севера является необоснованным, в связи с чем решение суда первой инстанции в указанной части подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленных истцом требований в данной части.

Кроме того, судебная коллегия не может согласиться и с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для включения указанного периода службы истца в Советской Армии с 12.05.1986 по 23.06.1989 в стаж работы в плавсоставе.

Помимо указанного выше законодательства, судебная коллегия учитывает также, что пенсионное обеспечение граждан СССР в спорный период регулировалось Законом СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях" и Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 (подпункт "к" пункта 109).

Между тем, суд первой инстанции, приведенные выше нормативные положения к спорным отношениям не применил.

Учитывая, что в период прохождения истцом службы в армии по призыву действующее правовое регулирование предусматривало возможность зачета периода в стаж работы по специальности, за службой в Советской Армии следовала работа истца в НПО «С г. Мурманск в качестве матроса, суждение суда, сделанное в обоснование выводов об отказе в удовлетворении иска о включении периода службы истца в Советской Армии с 12.05.1986 по 23.06.1989 в стаж работы в плавсоставе не основано на законе.

При таких обстоятельствах решение суда в части отказа истцу в удовлетворении требований о включении периода службы в Советской Армии с 12.05.1986 по 23.06.1989 в стаж работы в плавсоставе является необоснованным, в связи с чем решение суда первой инстанции в указанной части также подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленных истцом требований в данной части.

Принимая во внимание, что из представленных пенсионным органом данных о расчете стажа истца, период прохождения Ефремова С.Д. службы в Советской Армии с 12.05.1986 по 23.06.1989 был включен пенсионным органом в страховой стаж в льготном исчислении, исходя из расчета год службы за два года работы, судебная коллегия оглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Ефремова С.Д. в части обязания ответчика о включении периода службы в Советской Армии с 12.05.1986 по 23.06.1989 в страховой стаж.

Несмотря на то, что период службы истца в Советской Армии с 12.05.1986 по 23.06.1989 подлежит включению в стаж работы в районах Крайнего Севера, в стаж работы в плавсоставе, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, решение суда в части признания незаконным решения пенсионного органа об отказе в установлении Ефремову С.Д. досрочной пенсии по старости и возложении на ответчика обязанности назначить ему досрочную страховую пенсию подлежит оставлению без изменения, поскольку стаж работы истца с учетом периодов страхового стажа, стажа работы в районах Крайнего Севера и стажа работы в плавсоставе, включенных пенсионным органом по состоянию на 17.04.2019, и периодов, в отношении которых при рассмотрении настоящего спора суд первой инстанции и суд апелляционной инстанции пришли к выводу о необходимости включения их в страховой стаж, стаж работы районах Крайнего Севера и стаж работы в плавсоставе недостаточен для назначения истцу истребуемой пенсии как с момента обращения с заявлением о назначении пенсии с 17.04.2019, так и на дату принятия судом первой инстанции решения, что подтверждается соответствующей справкой ответчика.

Руководствуясь статьями 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

определила:

решение Ленинского районного суда города Мурманска от 19 декабря 2019 года (с учетом определения об исправлении описки от 17 февраля 2020 года) в части отказа в удовлетворении требований Ефремова Сергея Дмитриевича к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда России в городе Мурманске включить период службы в Советской Армии с 12.05.1986 по 23.06.1989 в стаж работы в районах Крайнего Севера, в стаж работы в плавсоставе - отменить.

Принять в данной части новое решение, которым обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда России в городе Мурманске включить период службы Ефремова Сергея Дмитриевича в Советской Армии с 12.05.1986 по 23.06.1989 в стаж работы в районах Крайнего Севера, в стаж работы в плавсоставе.

В остальной части решение Ленинского районного суда города Мурманска от 19 декабря 2019 года (с учетом определения об исправлении описки от 17 февраля 2020 года) оставить без изменения.

председательствующий:

судьи: