НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Мурманского областного суда (Мурманская область) от 01.12.2021 № 33А-3323/2021

Судья Кузнецова Т.С.

№ 33а-3323/2021

УИД 51RS0003-01-2021-001029-33

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Мурманск

01 декабря 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего

Камерзана А.Н.

судей

Кривоносова Д.В.

Науменко Н.А.

при секретаре

Харченко Т.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело №2а-1002/2021 по административному исковому заявлению Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Мурманской области к Синельникову А. В. о взыскании задолженности по страховым взносам и пени,

по апелляционной жалобе Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Мурманской области на решение Ленинского районного суда города Мурманска от 13 мая 2021 года.

Заслушав доклад председательствующего - судьи Камерзана А.Н., судебная коллегия по административным делам Мурманского областного суда

у с т а н о в и л а:

Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы № 9 по Мурманской области (далее – МИФНС России № 9 по Мурманской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Синельникову А.В. о взыскании задолженности по страховым взносам и пени.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что адвокат Синельников А.В. состоит на налоговом учете и в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419, статей 430, 423 Налогового кодекса Российской Федерации должен самостоятельно в срок не позднее 31 декабря текущего календарного года уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированных размерах.

Синельниковым А.В. обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за 2017 год не исполнена, в связи с чем налоговым органом сделан расчет с 30 октября 2017 года по 31 декабря 2017 года, в соответствии с которым административному ответчику надлежало уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 4025 рублей 81 копейку, на обязательное медицинское страхование в размере 789 рублей 68 копеек в срок до 09 января 2018 года.

Направленное в адрес Синельникова А.В. налоговое требование № 7918 со сроком исполнения до 07 марта 2018 года, фактически исполнено налогоплательщиком 13 сентября 2018 года.

В дальнейшем налоговым органом было выявлен факт ошибочного расчета суммы страховых взносов за 2017 год, а именно вместо даты принятия решения о присвоении статуса адвоката - 06 октября 2017 года Инспекцией была принята дата распоряжения о внесении сведений в реестр адвокатов о присвоении статуса адвоката - 30 октября 2017 года.

Указанные обстоятельства послужили основанием для доначисления налогоплательщику суммы по страховых взносам за 24 дня 2017 года на обязательное пенсионное страхование в размере 1509 рублей 67 копеек, на обязательное медицинское страхование в размере 296 рублей 13 копеек.

В адрес административного ответчика было направлено требование от 10 июня 2020 года № 18483 об уплате недоимки по страховым взносам за 2017 год в указанных суммах и пени за период с 10 января 2018 года по 09 июня 2020 года в суммах 315 рублей 39 копеек и 61 рубль 86 копеек со сроком исполнения до 02 июля 2020 года, которое в добровольном порядке ответчиком не исполнено.

В связи с несвоевременной уплатой налогоплательщиком первоначально исчисленных сумм страховых взносов за 2017 год Синельникову А.В. начислены пени на просроченную сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 220 рублей 08 копеек, на обязательное медицинское страхование в размере 43 рубля 19 копеек.

За неуплату страховых взносов за 2018 год налоговым органом административному ответчику также произведено начисление пени на сумму недоимки на обязательное пенсионное страхование в размере 274 рубля 30 копеек, на обязательное медицинское страхование в размере 60 рублей 34 копейки.

Поскольку Синельниковым А.В., как плательщиком налога на имущество физических лиц, не своевременно произведена уплата упомянутого налога за 2014 и 2015 годы, на сумму недоимки налоговым органом произведено начисление пени в размере 05 рублей 22 копейки, и 396 рублей 25 копеек соответственно.

Направленное в адрес административного ответчика налоговое требование № 76138 по состоянию на 12 июля 2019 года об уплате пени в общей сумме 999 рублей 38 копеек со сроком исполнения до 11 сентября 2019 года, налогоплательщиком не исполнено.

Административный истец просил взыскать с Синельникова А.В. задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2017 года в размере 1 509 рублей 67 копеек, пени за просрочку уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в общей сумме 809 рублей 77 копеек, задолженность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2017 год в размере 296 рублей 13 копеек и пени за просрочку уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование в общей сумме 165 рублей 39 копеек, а также пени за просрочку уплаты налога на имущество физических лиц в общей сумме 401 рубль 47 копеек.

Решением Ленинского районного суда города Мурманска от 13 мая 2021 года требования МИФНС России № 9 по Мурманской области удовлетворены частично.

С Синельникова А.В. в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску взыскана задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в размере 1258 рублей 06 копеек и пени в размере 262 рубля 83 копейки, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017 год в размере 246 рублей 77 копеек и пени в размере 51 рубль 55 копеек, пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в размере 220 рублей 08 копеек и за 2018 год в размере 274 рубля 30 копеек, за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2017 год в размере 43 рубля 19 копеек и за 2018 год в размере 60 рублей 34 копейки, пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за 2014 год в размере 05 рублей 22 копейки и за 2015 год в размере 396 рублей 25 копеек, а всего - 2818 рублей 59 копеек.

В апелляционной жалобе представитель МИФНС России № 9 по Мурманской области Торопо А.О. просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Настаивает на обоснованности предъявленных к взысканию сумм, указанных в налоговом требовании № 18483 от 10 июня 2020 года.

Не соглашается с выводами суда относительно даты возникновения у Синельникова А.В. обязанности по уплате страховых взносов с момента принятия последним присяги адвоката.

Обосновывая приведенный довод, ссылаясь на положения пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации, указывает, что обязанность адвоката по уплате страховых взносов возникает с момента присвоения лицу статуса адвоката и до момента прекращения названного статуса.

Утверждает, что согласно разъяснениям, изложенным в письме Министерства юстиции России от 09 июня 2018 года № 12-77235/2018, период начала деятельности адвоката следует исчислять с момента внесения соответствующего решения советом адвокатской палаты субъекта Российской Федерации.

Обращает внимание, что налоговым законодательством дата принятия адвокатом присяги не указана в качестве начала срока для исчисления налоговых обязательств.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представитель административного истца МИФНС России № 9 по Мурманской области, административный ответчик Синельников А.В., извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Руководствуясь частью 2 статьи 150, частью 2 статьи 289, частью 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение настоящего дела в отсутствие указанных лиц.

Проверив материалы дела в порядке части 1 статьи 308Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 и абзаца 1 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации адвокаты признаются отдельной категорией плательщиков страховых взносов и самостоятельно производят исчисление сумм страховых взносов отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (далее - ОПС) и страховых взносов на обязательное медицинское страхование (далее - ОМС).

Согласно пункту 1 статьи 423 Налогового кодекса Российской Федерации расчетным (налоговым) периодом признается календарный год.

В силу статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 данного Кодекса, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года; страховые взносы на обязательное медицинское страхование - в фиксированном размере 5840 рублей за расчетный период 2018 года.

Пунктом 3 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если плательщики начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.

Согласно подпункту 2 пункта 4 статьи 430 в целях реализации пункта 3 настоящей статьи календарным месяцем начала деятельности признается для адвоката, медиатора, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, патентного поверенного и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, - календарный месяц, в котором адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающийся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, поставлены на учет в налоговом органе.

Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В силу пунктов 1, 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 данного Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 данного Кодекса, если иное не предусмотрено данной статьей.

Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено данной статьей.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 данного Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым данного пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 данного Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

При превышении суммы страховых взносов, определенной налоговым органом в соответствии с абзацем вторым данного пункта, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчетный период, налоговый орган выявляет в порядке, установленном данным Кодексом, недоимку по страховым взносам.

В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная указанной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Как установлено судом и следует из материалов административного дела Синельникову А.В. как лицу, имеющему статус адвоката, налоговым органом за период с 30 октября 2017 года по 31 декабря 2017 года, исходя из фиксированного размера страховых взносов за 2017 год, установленного в размере 23 400 рублей, произведен расчет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 4025 рублей 81 копейки, а также произведен расчет страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 789 рублей 68 копеек исходя из фиксированного размера страховых взносов за 2017 год в размере 4590 рублей, со сроком уплаты по 09 января 2018 года.

Обязанность по уплате страховых взносов исполнена административным ответчиком 13 сентября 2018 года.

В связи с неверным определением периода исчисления страховых взносов за 2017 год, налоговым органом в порядке положений статей 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации в адрес Синельникова А.В. направлено налоговое требование № 18483 по состоянию на 10 июня 2020 года в котором Инспекцией произведен перерасчет страховых взносов, подлежащих уплате налогоплательщиком за 2017 год: за 24 дня октября 2017 года доначислены суммы на обязательное пенсионное страхование 1509 рублей 67 копеек, на обязательное медицинское страхование в размере 296 рублей 13 копеек, а также пени в общем размере 377 рублей 25 копеек.

Кроме того, налоговым органом в адрес Синельникова А.В. направлено налоговое требование № 76138 об уплате пени за несвоевременную уплату страховых взносов на пенсионное страхование за 2017 год в размере 220 рублей 08 копеек, страховых взносов на пенсионное страхование за 2018 год в размере 274 рубля 30 копеек, страховых взносов на медицинское страхование за 2017 год в размере 43 рубля 19 копеек, на медицинское страхование за 2018 год в сумме 60 рублей 34 копейки, за просрочку уплаты налога на имущество физических лиц за 2014 год в сумме 5 рублей 22 копейки, за 2015 год в сумме 396 рублей 25 копеек, со сроком исполнения до 12 июля 2019 года.

26 августа 2020 года мировым судьей судебного участка № 6 Ленинского судебного района города Мурманска вынесен судебный приказ о взыскании с Синельникова А.В. в пользу ИФНС России по городу Мурманску задолженности по налогу на имущество физических лиц в размере 3 182 рубля 43 копейки, госпошлина 200 рублей.

Определением мирового судьи от 26 августа 2020 года судебный приказ от 17 августа 2020 года отменен в связи с поступившими от должника возражениями относительно его исполнения.

На основании приказа Управления Федеральной налоговой службы по Мурманской области «О централизации функций по урегулирования задолженности» от 19 апреля 2019 г. № 04-02/64@ функции по урегулированию задолженности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц на территории Мурманской области из ИФНС России по г. Мурманску и межрайонных ИФНС России по Мурманской области переданы в Межрайонную ИФНС России № 9 по Мурманской области.

Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами материального права, проанализировав установленные по делу обстоятельства, оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, соблюдения срока на обращение в суд, пришел к правильному выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленных требований и взыскании с Синельникова А.В. задолженности по уплате страховых взносов и пени, поскольку доказательств, свидетельствующих об исполнении обязанности по уплате недоимки, административным ответчиком представлено не было.

Мотивы, по которым суд пришел к таким выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом решении, и их правильность не вызывает у судебной коллегии сомнений.

Так, разрешая требования Инспекции о взыскания страховых взносов, предъявленных к взысканию в налоговом требовании № 18483 по состоянию на 10 июня 2020 года, судом сделан правильный вывод об ошибочности определенного налоговым органом периода исчисления страховых взносов за 2017 год.

Порядок осуществления адвокатской деятельности в Российской Федерации определен Федеральным законом от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее Федеральный закон №63-ФЗ) пунктом 1 статьи 1 которого предусмотрено, что адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, физическим и юридическим лицам (далее - доверители) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

В силу пункта 1 статьи 2 приведенного Федерального закона адвокатом является лицо, получившее в установленном настоящим Федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность.

Порядок присвоения статуса адвоката определен в статье 12 Федерального закона №63-ФЗ пунктом 1 которой предусмотрено, что квалификационная комиссия в трехмесячный срок со дня подачи претендентом заявления о присвоении ему статуса адвоката принимает решение о присвоении либо об отказе в присвоении претенденту статуса адвоката.

Решение квалификационной комиссии о присвоении претенденту статуса адвоката вступает в силу со дня принятия претендентом присяги адвоката.

Пунктом 2 статьи 13 Федерального закона № 63-ФЗ определено, что со дня принятия присяги претендент получает статус адвоката и становится членом адвокатской палаты.

Квалификационная комиссия в семидневный срок со дня принятия присяги лицом, успешно сдавшим квалификационный экзамен, уведомляет о присвоении претенденту статуса адвоката и принятии им присяги территориальный орган юстиции, который в месячный срок со дня получения уведомления вносит сведения об адвокате в региональный реестр и выдает адвокату соответствующее удостоверение (пункт 1 статьи 15 Федерального закона N 63-ФЗ).

Пунктом 1 статьи 14 Федерального закона №63-ФЗ предусмотрено, что реестр адвокатов субъекта Российской Федерации ведет территориальный орган юстиции.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона №63-ФЗ квалификационная комиссия в семидневный срок со дня принятия присяги лицом, успешно сдавшим квалификационный экзамен, уведомляет о присвоении претенденту статуса адвоката и принятии им присяги территориальный орган юстиции, который в месячный срок со дня получения уведомления вносит сведения об адвокате в региональный реестр и выдает адвокату соответствующее удостоверение.

Судом установлено, что Синельников А.В. является членом Адвокатской палаты Мурманской области.

Из представленной по запросу Мурманского областного суда выписки из протокола № 6 заседания квалификационной комиссии при адвокатской палате Мурманской области следует, что 06 октября 2017 года Квалификационной комиссией при адвокатской палате Мурманской области принято решение о присвоении Синельникову А.В. статуса адвоката.

17 октября 2017 года в адрес Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области направлено уведомление № 286 о присвоении квалификационной комиссией при Адвокатской палате Мурманской области Синельникову А.В., статуса адвоката, принявшему присягу 10 октября 2017 года.

30 октября 2017 года начальником Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области вынесено распоряжение №443-р о внесении в реестр адвокатов Мурманской области сведений об адвокате в связи с присвоением статуса адвоката Синельникову А.В., согласно пункту 1.1. которого в реестр адвокатов надлежало внести сведения о присвоении последнему статуса адвоката (регистрационный номер 51/764).

Положениями пункта 2 статьи 84 и пункта 2 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность налогового органа осуществить постановку на учет (снятие с учета) адвоката по месту его жительства в течение пяти дней со дня получения соответствующих сведений, сообщенных адвокатской палатой субъекта Российской Федерации, и в тот же срок налоговый орган обязан выдать (направить) адвокату свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (если ранее указанное свидетельство не выдавалось или не направлялось) и (или) уведомление о постановке на учет в налоговом органе, подтверждающее постановку на учет в налоговом органе физического лица в качестве адвоката.

Согласно пунктам 13, 31 Порядка постановки на учет, снятия с учета в налоговых органах российских организаций по месту нахождения их обособленных подразделений, принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, физических лиц - граждан Российской Федерации, а также индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента, утвержденного приказом Минфина России от 05 ноября 2009 года № 114н, датой постановки на учет в налоговом органе адвоката является дата приобретения статуса адвоката.

По смыслу приведенных норм, а также с учетом установленных обстоятельств, судом сделан обоснованный вывод о том, что страховые взносы подлежали уплате административным ответчиком с 10 октября 2017 года, а именно с даты принятия Синельниковым А.В. присяги адвоката, с которой претендент получает статус адвоката и становится членом адвокатской палаты.

Судом в решении приведен подробный и обоснованный расчет взыскиваемой в данной части суммы недоимки по уплате страховых взносов, который является математически верным и согласуется с установленными по делу фактическими обстоятельствами, оснований не согласиться с ним судебная коллегия.

Доводы апелляционной жалобы о том, что уплата страховых взносов Синельниковым А.В. должна была осуществляться с момента вынесения Квалификационной комиссией при адвокатской палате Мурманской области решения о присвоении Синельникову А.В. статуса адвоката, а именно с 06 октября 2017 года подлежат отклонению, поскольку в силу прямого указания пункта 1 статьи 12 Федерального закона №63-ФЗ, решение квалификационной комиссии о присвоении претенденту статуса адвоката вступает в силу со дня принятия претендентом присяги адвоката (в рассматриваемом случае 10 октября 2017 года).

Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, судом установлены правильно, документы и материалы, представленные административным истцом, получили надлежащую оценку по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оснований для их переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется.

В целом доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, не опровергают выводы суда первой инстанции, сводятся к переоценке доказательств и неправильному толкованию положений действующего законодательства, что само по себе не может служить основанием к отмене правильного по существу решения, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм права, и не влияют на правильность обжалуемого решения, постановленного в соответствии с законом.

Ссылок на доказательства и обстоятельства, имеющие правовое значение для рассматриваемого спора, требующих дополнительной проверки, апелляционная жалоба не содержит.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для его отмены или изменения, в том числе по доводам апелляционной жалобы, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 307, 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Мурманского областного суда

определила:

решение Ленинского районного суда города Мурманска от 13 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Мурманской области - без удовлетворения.

Состоявшиеся по делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения настоящего апелляционного определения.

Председательствующий:

Судьи: