НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Мурманского областного суда (Мурманская область) от 01.10.2019 № 2-1024/19

Судья Курчак А.Н.

№ 33-2957-2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Мурманск

01 октября 2019 года

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего

Устинович С.Е.

судей

Тихоновой Ж.В.

Морозовой И.Ю.

при секретаре

Лащенко И.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
№ 2-1024/2019 по иску Зинько Сергея Викторовича к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО город Североморск о защите пенсионных прав,

по апелляционной жалобе Зинько Сергея Викторовича на решение Североморского районного суда Мурманской области от 05 июля 2019 года, которым постановлено:

«Исковые требования Зинько Сергея Викторовича к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО г. Североморск о защите пенсионных прав удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО г. Североморск включить в страховой стаж Зинько Сергея Викторовича, _ _ года рождения, период работы с 24 апреля 1996 г. по 12 февраля 2000 г. в *** и назначить страховую пенсию по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 12 апреля 2019 г.

В удовлетворении требований о признании незаконным решения Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО г. Североморск от 27 сентября 2018 г. * об отказе в назначении Зинько Сергею Викторовичу пенсии в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» - отказать.».

Заслушав доклад судьи Морозовой И.Ю., выслушав возражения относительно доводов жалобы представителя ответчика Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО город Североморск Азаровой Н.С., судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

установила:

Зинько С.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО город Североморск (далее – ГУ-УПФ РФ в ЗАТО г.Североморск) о защите пенсионных прав.

В обоснование заявленных требований указал, что 15 марта 2018 г. он обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости, приложив необходимые документы.

Решением пенсионного органа от 27 сентября 2018 г. ему отказано в назначении пенсии в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемого 25-летнего страхового стажа работы.

В страховой стаж не включены периоды работы с 23 января по 30 ноября 1989 г., с 22 октября 1992 г. по 18 июля 1995 г., поскольку записи в трудовой книжке имели исправления, не заверенные работодателем, и с 24 апреля 1996 г. по 12 февраля 2000 г. в *** в связи с тем, что запись об увольнении не была заверена печатью, подтверждающих справок за данный период работы не представлено.

С указанным решением пенсионного органа истец не согласен, полагая его незаконным и нарушающим его права.

Так, решением Североморского районного суда Мурманской области постоянное судебное присутствие в ЗАТО г.Островной Мурманской области от 13 марта 2019 г. удовлетворены требования Зинько С.В. и установлен факт его работы в период с 24 апреля 1996 г. по 12 февраля 2000 г. в ***.

С учетом изложенного, его стаж работы в районе Крайнего Севера составляет более 12 календарных лет и страховой стаж с учетом льготного исчисления периодов работы в районе Крайнего Севера более 25 лет, что является достаточным для назначения пенсии по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Просил признать незаконным решение ответчика об отказе в назначении ему досрочной пенсии, возложить на ГУ-УПФ РФ в ЗАТО г. Североморск обязанность включить в страховой стаж период его работы с 24 апреля 1996 г. по 12 февраля 2000 г. в *** и назначить страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 15 марта 2018 г.

Истец Зинько С.В. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, воспользовавшись правом на ведение дела через представителя.

Представитель истца Зинько С.В. – Богаевская Т.Е. в судебном заседании исковые требования поддержала по изложенным в заявлении доводам.

Представитель ответчика ГУ-УПФ РФ в ЗАТО г.Североморск Азарова Н.С. в судебном заседании против удовлетворения заявленных исковых требований возражала.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе истец Зинько С.В. просит решение суда отменить в части отказа в признании незаконным решения пенсионного органа от 27 сентября 2018 г. об отказе в назначении пенсии и в части назначения пенсии с 12 апреля 2019 г., принять по делу новое решение о полном удовлетворении исковых требований.

По мнению заявителя, решение в обжалуемой части принято с неправильным применением норм материального и процессуального права, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.

Указывает, что при подаче заявления 15 марта 2018 г. в пенсионный орган им представлены все необходимые документы для назначения пенсии, в том числе трудовая книжка, в которой указаны все периоды осуществления им трудовой деятельности, в том числе и период работы с 24 апреля 1996 г. по 12 февраля 2000 г. в ***.

Каких-либо разъяснений от пенсионного органа о необходимости предоставить дополнительные документы дано не было. На момент обращения в пенсионный орган, по состоянию на 15 марта 2018 г., он имел право на указанную пенсию, поскольку достиг возраста 50 лет.

Полагает, что по вине органа пенсионного обеспечения был лишен права на досрочное назначение страховой пенсии, поскольку в соответствующий стаж работы необоснованно не был включен вышеприведенный период.

Учитывая, что на момент принятия ответчиком решения об отказе в назначении пенсии он обладал необходимым стажем, и принимая во внимание то обстоятельство, что ответчик имел возможность учесть период работы с 24 апреля 1996 г. по 12 февраля 2000 г., имеющийся на момент принятия решения, полагает необоснованным отказ в назначении пенсии с момента обращения в пенсионный орган – 15 марта 2018 г.

Указывает, что назначение пенсии с указанной даты не противоречит части 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ
«О страховых пенсиях».

Полагает, что суд вышел за пределы заявленных исковых требований, обязав ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости с 12 апреля 2019 г.

Считает необоснованными доводы ответчика и выводы суда о том, что осуществление права на пенсию носит заявительный характер, исходя из чего по смыслу позиции ответчика, он должен был повторно после судебного решения обратиться в пенсионный орган, тогда как повторное обращение с заявлением приведет к сокращению периода выплаты пенсии по вине ответчика.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика
ГУ-УПФ РФ в ЗАТО г.Североморск Тимофеева В.В. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу истца без удовлетворения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился истец Зинько С.В. и его представитель Богаевская Т.Е., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, поскольку в силу статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации их неявка не является препятствием к рассмотрению дела.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, и корреспондирующих ей положений международно-правовых актов, в частности статьи 8 Всеобщей декларации прав человека, пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также пункта 1 статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, государство обязано обеспечить осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной и эффективной.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (ч. 1 ст. 1 Федерального закона «О страховых пенсиях»). До 01 января 2015 г. основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии устанавливались Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях» установление страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.

Статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент обращения истца в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации) предусмотрено, что мужчины, достигшие возраста 60 лет, имеют право на страховую пенсию по старости.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается мужчинам ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если мужчины проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 названного Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы.

Частью 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ предусмотрено, что лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 названного Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

На основании части 1 статьи 11 Федерального закона
«О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно статье 14 Федерального закона № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г.
№ 1015 документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка).

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 г. № 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Правила № 884н).

Согласно пункту 22 Правил № 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Пунктом 23 Правил № 884н определено, что решения и распоряжения об установлении или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 15 марта 218 г. Зинько С.В., родившийся _ _ , застрахованный в системе государственного пенсионного страхования 13 сентября 2001 г., по достижении возраста 50 лет обратился в ГУ-УПФ РФ в ЗАТО г. Североморск с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ.

Решением пенсионного органа от 27 сентября 2018 г. * истцу отказано в установлении досрочной страховой пенсии ввиду отсутствия у истца необходимого страхового стажа работы – не менее 25 лет.

При этом, согласно подсчету пенсионного органа, на 15 марта 2018 г. страховой стаж Зинько С.В. составил 20 лет 11 месяцев 17 дней (в льготном исчислении – 24 года 03 месяца 05 дней, при требуемом 25 лет), стаж на соответствующих видах работ (Список № 2) – 13 лет 02 месяца 01 день (при требуемом 12 лет 6 месяцев), стаж в районах Крайнего Севера – 18 лет 04 месяца 01 день (при требуемом 15 лет).

При рассмотрении вопроса реализации пенсионных прав Зинько С.В., в частности, было установлено, что в трудовой книжке серии *, выданной 05 августа 1986 г., в записи № 5-6 (период работы с 23 января по 30 ноября 1989 г. в ***) исправлена дата приказа о приеме, в записи № 9-10 (период работы с 22 октября 1992 г. по 18 июля 1995 г. в *** исправлен номер приказа о приеме, запись об увольнении работника № 14 (период работы с 24 апреля 1996 г. по 12 февраля 2000 г. в ***) не заверена печатью организации в нарушение пункта 2.11 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20 июня 1974 г. № 162, подтверждающая справка за данный период не представлена.

Материалами пенсионного дела Зинько С.В., исследованного судом первой инстанции, подтверждено, что при принятии заявления о назначении пенсии истцу уведомлением от 15 марта 2018 г. ответчиком разъяснено о необходимости для назначения пенсии за работу по Списку № 2 (п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ) дополнительно представить справки работодателей и свидетельство о рождении, а также разъяснено, что если указанные документы будут представлены не позднее 15 июня 2018 г. днем обращения за пенсией считается 15 марта 2018 г.

15 июня 2018 г. ГУ-УПФ Российской Федерации в ЗАТО г. Североморск в соответствии с частью 8 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ приняты решения * о проведении проверки стажа за период работы в ***» с 22 октября 1992 г. по 18 июля 1995 г. (Украина) и приостановлении срока рассмотрения заявления об установлении (выплате) пенсии за работу по Списку № 2 по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ до 14 сентября 2018 г.

14 сентября 2018 г. в связи с завершением проведения проверки документов ГУ-УПФ Российской Федерации в ЗАТО г. Североморск восстановил срок рассмотрения заявления Зинько С.В.

Поскольку иных документов, подтверждающих вышеуказанные периоды работы истца, ответчику представлено не было, 27 сентября 2018 г., с учетом исключения данных периодов из страхового стажа, пенсионным органом принято решение об отказе в назначении досрочной страховой пенсии.

Установив приведенные обстоятельства, руководствуясь вышеприведенными нормами права, проанализировав положения Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20 июня 1974 г. № 162, учитывая, что в трудовой книжке имеются незаверенные исправления, запись об увольнении не заверена печатью, а истцом и в ходе рассмотрения дела не представлено документов, подтверждающих необоснованность отказа во включении в страховой стаж периодов работы с 23 января 1989 г. по 30 ноября 1989 г. и с 22 октября 1992 г. по 18 июля 1995 г., суд первой инстанции пришел к выводу о том, что при принятии 27 сентября 2018 г. решения * ответчиком нарушений действующего законодательства не допущено, в связи с чем не нашел оснований для удовлетворения требования Зинько С.В. о признании незаконным решения пенсионного органа.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции в указанной части соглашается, поскольку они мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным доказательствам и требованиям закона. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в данной части не имеется.

Вместе с тем, судебная коллегия находит заслуживающим внимания доводы апелляционной жалобы истца в части отказа в назначении пенсии с даты первоначального обращения, то есть с 15 марта 2018 г.

Разрешая заявленные Зинько С.В. требования, суд первой инстанции установил, что факт работы Зинько С.В. с 24 апреля 1996 г. по 12 февраля 2000 г. в *** подтвержден вступившим в законную силу решением Североморского районного суда Мурманской области постоянное судебное присутствие в ЗАТО г.Островной от 13 марта 2019 г., принятым по заявлению Зинько С.В. об установлении факта имеющего юридическое значение, в связи с чем возложил на ответчика обязанность включить указанный период в страховой стаж истца и указал, что с учетом спорного периода работы Зинько С.В. его страховой стаж составит более 25 лет, что достаточно для назначения истцу пенсии по пункту 2 части 1 статьи 30, части 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Вместе с тем, сославшись на заявительный характер осуществления права на пенсионное обеспечение, руководствуясь положениями статьи 22 Федерального закона № 400-ФЗ, приняв во внимание, что факт работы в указанном учреждении установлен лишь вступившим в законную силу решением суда от 13 марта 2019 г., а при обращении Зинько С.В. к ответчику 15 марта 2018 г. необходимые для назначения пенсии документы в полном объеме представлены не были, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для назначения истцу пенсии с 15 марта 2018 г.

Признавая указанный вывод ошибочным, основанным на неправильном применении норм материального права, а доводы апелляционной жалобы в данной части обоснованными, судебная коллегия исходит из следующего.

В силу частей 1, 2 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 названного Федерального закона.

Частью 3 указанной статьи предусмотрено, что в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 названного Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, при приеме заявления дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы, находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, он вправе представить по собственной инициативе (часть 4 статьи 22 Федерального закона № 400-ФЗ).

Аналогичные положения предусматривают Правила обращения за страховой пенсией, утвержденные приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 г. № 884н.

В свою очередь, ситуация, когда условия, необходимые для возникновения права на пенсию, устанавливаются в судебном порядке, вышеназванными положениями статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не урегулирована.

Вместе с тем, учитывая, что обращение в суд в такой ситуации направлено именно на реализацию права на досрочное назначение страховой пенсии, а также что отказ пенсионного органа зачесть определенные периоды трудовой деятельности в стаж фактически исключает для заявителя возможность реализации этого права во внесудебном порядке, неправомерно было бы ставить последующее назначение пенсии в зависимость от даты повторного обращения за таким назначением при фактическом возникновении права на пенсию значительно ранее этой даты.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 г., утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2006 г., если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что на момент первоначального обращения за трудовой пенсией в пенсионный орган гражданин имел право на указанную пенсию, однако не располагал необходимыми сведениями и (или) документами, подтверждающими право на пенсию, и не смог представить их в установленный трехмесячный срок по независящим от него причинам (например, тождественность выполняемых истцом функций тем работам, которые дают право на пенсию, была установлена в ходе судебного разбирательства), то суд вправе удовлетворить требование истца о назначении ему трудовой пенсии по старости с момента первоначального обращения за указанной пенсией.

Материалами дела подтверждено и не оспаривалось ответчиком, что *** не является действующим работодателем, в архивных учреждениях сведения о работе Зинько С.В. в указанном учреждении отсутствуют, в связи с чем представить справку работодателя, о чем истцу было разъяснено пенсионным органом, либо справку архивного учреждения, подтверждающие факт работы согласно имеющимся в трудовой книжке записям, истец не мог по независящим от него обстоятельствам.

При этом материалы пенсионного дела не содержат доказательств, что ответчиком, располагавшим по состоянию на 29 июня 2018 г. информацией об отсутствии сведений о спорном периоде работы истца в архивных учреждениях, до окончания срока рассмотрения заявления, приостановленного до 14 сентября 2018 г., истцу разъяснялось о возможности установления страхового стажа на основании свидетельских показаний либо обращения в суд за установлением факта работы в судебном порядке.

Вступившим в законную силу решением Североморского районного суда Мурманской области постоянное судебное присутствие в ЗАТО
г. Островной Мурманской области от 13 марта 2019 г. установлен факт работы Зинько С.В. в период с 24 апреля 1996 г. по 12 февраля 2000 г. в ***

Таким образом, судебным решением, имеющим обязательную силу, установлен факт работы истца, подтверждающий, что Зинько С.В. имел необходимый страховой стаж (более 25 лет) для реализации своего права на назначение досрочной пенсии, которым он фактически обладал при обращении в пенсионный орган 15 марта 2018 г.

Из содержания статьи 268 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует, что решение суда по заявлению об установлении факта, имеющего юридическое значение, является документом, подтверждающим факт, имеющий юридическое значение.

Следовательно, досрочная страховая пенсия по старости согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» должна быть назначена истцу не с момента повторного обращения в пенсионный орган 12 апреля 2019 г. с заявлением о назначении указанной пенсии после принятия судом решения, подтверждающего страховой стаж, которое кроме того истцом было отозвано 26 апреля 2019 г., а с момента первого обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии, то есть с 15 марта 2018 г. Данное толкование не противоречит нормам статьи 22 названного Федерального закона и гарантирует гражданину своевременное пенсионное обеспечение.

С учетом изложенного, вывод суда о наличии оснований для возложения на пенсионный орган обязанности назначить Зинько С.В. страховую пенсию по старости с 12 апреля 2019 г., то есть с момента его повторного обращения в пенсионный орган, противоречит нормам пенсионного законодательства.

При таких обстоятельствах решение суда в части даты назначения Зинько С.В. досрочной страховой пенсии по старости не может быть признано законным и обоснованным и подлежит изменению.

Руководствуясь статьями 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

определила:

решение Североморского районного суда Мурманской области от 05 июля 2019 годаизменить в части даты назначения Зинько Сергею Викторовичу досрочной страховой пенсии по старости.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО городе Североморск назначить Зинько Сергею Викторовичу досрочную страховую пенсию по старости с 15 марта 2018 года.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий

Судьи