НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Московского областного суда (Московская область) от 31.08.2022 № 33А-25577/2022

Судья Малинычева Т.А. Дело № 33а-25577/2022

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Брыкова И.И.,

судей Климовского Р.В., Фетисовой И.С.,

при помощнике судьи Алексееве Н.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании от 31 августа 2022 года апелляционную жалобу Шараповой Н. В. на решение Щелковского городского суда Московской области от 18 марта 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению межрайонной ИФНС России № 16 по Московской области к Шараповой Н. В. о взыскании налога на доходы физических лиц за 2017 год, пени,

заслушав доклад судьи Брыкова И.И.,

у с т а н о в и л а :

Административный истец ИФНС России № 16 по Московской области обратилась в суд с административным иском к административному ответчику Шараповой Н.В. о взыскании налога на доходы физических лиц за 2017 год, пени.

Административный ответчик Шарапова Н.В. административный иск не признала.

Решением Щелковского городского суда Московской области от 18.03.2022 административный иск удовлетворен.

Не согласившись с решением суда, административный ответчик Шарапова Н.В. подала на него апелляционную жалобу, в которой просит его отменить.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Разбирательством по административному делу установлено, что Шарапова Н.В. состоит на налоговом учете налогоплательщика, как арбитражный управляющий.

Шараповой Н.В. было выставлено требование по состоянию на об уплате в срок до налога на доходы физических лиц, подлежащего оплате до , в размере 22 620 руб., подлежащего оплате до в размере 11 310 руб. (л.д. 10).

Административным истцом заявлен к взысканию налог на доходы физических лиц (НДФЛ) с вознаграждения арбитражного управляющего, который в соответствие с п. 2 ч. 1 ст. 227 НК РФ начисляется и уплачивается в соответствии со ст. 227 НК РФ.

Арбитражный управляющий, является субъектом профессиональной деятельности и осуществляет профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой (п. 1 ст. 20 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

С 01.01.2020 Федеральным законом от 15.04.2019 № 63-ФЗ в ст. 227 НК РФ были внесены изменения, согласно п. 2 ст. 3 которого изменения в ст. 227 НК РФ вступают в силу с 01.07.2019. При этом, указанный Федеральный законом не предусмотрено, что положения п. 7 данного Федерального закона имеют обратную силу.

Таким образом, новая редакция положений ст. 227 НК РФ не распространяется на предшествующие налоговые периоды, в том числе и на заявленный по административному делу (2017 год).

В соответствии со ст.ст. 207, 227 НК РФ арбитражный управляющий является плательщиком НДФЛ.

В соответствии с п. 3 ст. 225 НК РФ общая сумма налога на доходы физических лиц исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду.

В соответствии со ст. 216 НК РФ налоговым периодом по НДФЛ признается календарный год.

П. 2 ст. 227 НК РФ установлено, что лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном ст. 225 Кодекса. Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 6 ст. 227 Кодекса).

П. 3 ст. 58 НК РФ предусмотрено, что в соответствии с Кодексом может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу - авансовых платежей. Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога.

На основании п. 8 ст. 227 НК РФ исчисление суммы авансовых платежей производится налоговым органом. Расчет суммы авансовых платежей на текущий налоговый период производится налоговым органом на основании суммы предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, или суммы фактически полученного дохода от указанных в п. 1 названной статьи видов деятельности за предыдущий налоговый период с учетом налоговых вычетов, предусмотренных ст.ст. 218 и 221 Кодекса.

Сроки уплаты авансовых платежей по НДФЛ установлены п. 9 ст. 227 НК РФ, в соответствии с которым авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений: за январь-июнь- не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей; за июль - сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей; за октябрь - декабрь - не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.

Таким образом, налоговое законодательство разграничивает понятия налога и авансового платежа, предусматривая различные сроки их уплаты. Авансовые платежи являются промежуточными платежами, уплачиваемыми в течение налогового периода, следовательно, в силу ст. 11 НК РФ неуплаченный авансовый платеж не является недоимкой по налогу.

Кроме того, законодательство о налогах и сборах не содержит норм, предусматривающих право налоговых органов взыскивать с налогоплательщика в принудительном порядке суммы авансовых платежей по НДФЛ.

В соответствии со ст.ст. 45-47 НК РФ в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате налога и сбора, неуплаты пени и штрафа налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа; в случае неисполнения указанного требования принимает решение о взыскании налога, сбора, а также пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - индивидуального предпринимателя в банках и решение о взыскании за счет имущества должника.

Разбирательством по административному делу установлено, что административный ответчик налоговую декларацию 3-НДФЛ за 2017 год в налоговый орган не подавала, и НДФЛ за 2017 год не оплачивала.

Представленная административным ответчиком копия налоговой декларации 3-НДФЛ за 2017 год (л.д. 48-52) не имеет отметки налогового органа о ее принятии, доказательств подачи ее в налоговый орган административным ответчиком не представлено. При этом налоговый орган отрицает факт подачи административным ответчиком в налоговый орган такой декларации (л.д. л.д. 73, 83-85) и подтверждает это скриншотом из АИС «Налог», согласно которой в информационном ресурсе значится поданными административным ответчиком в налоговый орган налоговые декларации 3-НДФЛ только за 2015, 2016 годы (л.д. 88).

При таком положении дела административный истец обратился в суд за взысканием фактически не НДФЛ за 2017 год, а авансовых платежей, которые были им рассчитаны на основании налоговой декларации за прошлый 2016 год, их размер не тождественен размеру подлежащего уплате НДФЛ за 2017 год, и они утратили свою актуальность с истечением установленного срока уплаты НДФЛ за 2017 год.

Административный истец в своих письменных пояснениях от 17.03.2022 сам признает, что заявленный к взысканию НДФЛ за 2017 год в размере 33 930 руб. является суммой авансового платежа за период январь-июнь 2017 года в размере 22 620 руб. и авансового платежа за период июль-сентябрь 2017 года в размере 11 310 руб. (л.д. 84 абз. 3).

Сам НДФЛ за 2017 год не был определен как административным ответчиком, так и налоговым органом, который с целью установления дохода административного ответчика в 2017 году не проводил соответствующие проверочные мероприятия, на основании которых мог принять решение о привлечении административного ответчика к налоговой ответственности за не предоставление декларации и неуплату налога с начислением НДФЛ за 2017 год.

В случае неуплаты авансовых платежей недоимка по НДФЛ возникать не будет.

Кроме того, НК РФ не предусмотрена уплата авансовых платежей арбитражным управляющим в случае, если налоговое уведомление не получено им в установленном порядке, а административный истец не представил доказательств направления административному ответчику представленного в административное дело требования по состоянию на с установлением размера подлежащих оплате авансовых платежей по НДФЛ за 2017 год.

В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеня начисляются в случае уплаты налогоплательщиком сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроками. Следовательно, начисление пеней за неуплату авансовых платежей по НДФЛ за 2017 год также неправомерно.

Указанное судом было оставлено без внимания.

При таком положении дела решение суда нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

Решение Щелковского городского суда Московской области от 18 марта 2022 года отменить, принять новое решение.

В удовлетворении административного искового заявления межрайонной ИФНС России № 16 по Московской области к Шараповой Н. В. о взыскании налога на доходы физических лиц за 2017 год, пени отказать.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи