Судья: Зырянова А.А. Дело № 33а-12639/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Брыкова И.И.,
судей Варламовой Е.А., Найденовой Л.А.,
при секретаре Горохове С.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 31 мая 2017 года апелляционную жалобу МИФНС России № 14 по Московской области
на решение Видновского городского суда Московской области от 18 октября 2016 г. по делу по административному исковому заявлению ФИО1 <данные изъяты> к МИФНС России № 14 по Московской области об оспаривании решения налогового органа,
заслушав доклад судьи Варламовой Е.А.,
объяснения ФИО2, представителя МИФНС России № 14 по Московской области ФИО3,
установила:
ФИО2 обратился в суд с административным иском к административному ответчику МИФНС России №14 по Московской области, просил:
в связи с тем, что при расчете инвентаризационной стоимости принадлежащего ему на праве собственности садового домика в разные годы была допущена неверная оценка, произвести перерасчет размера налога на имущество физических лиц, рассчитанного для него за 2010-2011 годы в связи с некорректными расчетом и указанием инвентаризационной стоимости принадлежавшего ему в указанные годы садового домика.
Произвести корректировку расчета земельного налога за 2010-2011 годы в связи с тем, что фактическая оплата земельного налога превысила исчисленные размеры налога.
В связи с тем, что расчетная сумма налога на садовый домик за 2010-2011 годы составляет <данные изъяты> руб., а оплаченная фактически сумма составила <данные изъяты> и расчетная сумма земельного налога за данный период составила <данные изъяты> руб., а фактически оплаченная составила <данные изъяты> руб., произвести ему возврат переплаченной суммы в размере <данные изъяты> руб.
Просил также аннулировать требование об уплате налога за 2012, 2013, 2014, 2015 годы на ликвидированный дом. Просил пересмотреть размер налога или отменить налог <данные изъяты>
В обоснование заявленных требований указал, что 17.09.2015 года и 28.09.2015 года обращался с заявлениями к ответчику о перерасчете размера налога на имущество физических лиц, рассчитанного за 2011- 2012 годы. 27.01.2016 года обратился к ответчику с возражениями относительно направленных налоговых уведомлений 874888, 976864, 893450 и налогового требования 75283 по налогу на имущество физических лиц по состоянию на 03.11.2015 года в сумме <данные изъяты> рубля. Согласно справке об инвентаризационной стоимости объекта на 01.01.2008 года его стоимость составляла 112560 рубля и согласно налоговой ставке 1.0 сумма исчисляемого налога на садовый домик в 2010 году должна была составлять <данные изъяты> рубля, а ответчик в налоговом уведомлении указал сумму <данные изъяты> рубля. Также, по налоговому уведомлению 874888 сумма <данные изъяты> рубля подлежит исключению, поскольку налог был оплачен истцом 01.11.2013 года. Сумма исчисленного налога за 2011 год по налоговому уведомлению 976864 в размере <данные изъяты> рубля должна подлежать корректировке, поскольку согласно справке об инвентаризационной стоимости объекта от 01.03.2016 года, стоимость объекта на 01.01.2011 год составляла <данные изъяты> рубля и согласно налоговой ставке 2.0 сумма исчисляемого налога на садовый домик в 2011 году должна была составить <данные изъяты> рубля, а не <данные изъяты> рублей. Сумма исчисленного налога за 2012 и 2013 годы по налоговому уведомлению 976864 в размере <данные изъяты> рублей подлежит корректировке, поскольку согласно письма Ленинского филиала ГУП МО БТИ от 31.01.2012 года в адрес Управления Росреестра по Московской области садовый домик ликвидирован полностью, о чем в инвентарном деле сделана соответствующая запись о ликвидации строения. Суммы исчисленного налога по налоговому уведомлению 893450 и налоговому требованию 75283 в размере <данные изъяты> рублей, обязывающих оплатить налог за садовый домик за 2014 год, также подлежат исключению, поскольку садовый домик ликвидирован в 2011 году.
Решением суда административный иск удовлетворен частично: жилое строение (садовый дом) инвентарный номер <данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <данные изъяты> исключено из состава объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц в связи с уничтожением.
Признаны недействительными:
налоговое уведомление № 976864 - в части расчёта налога на имущество налогоплательщика ФИО2 в сумме <данные изъяты> коп. в связи с уничтожением объекта недвижимого имущества;
налоговое уведомление № 893450 - в части расчёта налога на имущество налогоплательщика ФИО2 в сумме <данные изъяты> коп. в связи с уничтожением объекта недвижимого имущества.
налоговое требование № 75283 по состоянию на 03.11.2015 г. - в части задолженности налогоплательщика ФИО1 <данные изъяты> по налогу на имущество физических лиц в сумме <данные изъяты>
Дополнительным решением от 14 февраля 2017 года отказано в удовлетворении требований о перерасчёте налога на имущество физических лиц за 2010-2011 годы по объекту налогообложения - садовый дом, перерасчёте налога на земельный участок за 2010-2011 года, возврате суммы <данные изъяты>
В апелляционной жалобе МИФНС России № 14 по Московской области поставлен вопрос об отмене решения Видновского городского суда Московской области от 18 октября 2016 г.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежищим отмене ввиду нарушения требований материального закона.
В силу части 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
К местным налогам относится, в том числе налог на имущество физических лиц (подпункт 2 статьи 15 НК РФ). До 01 января 2015 г. вопросы уплаты указанного налога регулировались, в том числе Законом Российской Федерации от 09 декабря 1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц".
Согласно ст. 2 указанного Закона объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц признаются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.
В соответствии с п. 4 ст. 5 Закона органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы, осуществляющие государственный технический учет, обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года.
Усматривается, что по сведениям административного ответчика ФИО2 с 05.09.2008 года числится собственником садового домика по адресу: <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м, а также земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>
Согласно договору дарения земельного участка от 10 февраля 2012 года, ФИО2 подарил ФИО4 принадлежащий ему на праве собственности земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером <данные изъяты> в границах плана, отраженного в кадастровой выписке о земельном участке, прилагаемой к договору, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка: почтовый адрес ориентира: <данные изъяты> на землях сельскохозяйственного назначения, предоставленный для садоводства.
Право собственности ФИО4 на земельный участок зарегистрировано в ЕГРП 12.03.2012 года.
Согласно сведениям представленной в заседание судебном коллегии ФИО2 выписки из ЕГРН, его право собственности на садовый дом по указанному адресу площадью <данные изъяты> кв.м прекращено 12.03.2012 года.
Согласно сведениям представленной по запросу судебной коллегии выписке из ЕГРН, в реестре имеются сведения о нежилом здании – садовом домике площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <данные изъяты> Сведения об объекте недвижимости внесены 06.09.2013 года, имеют статус актуальные, ранее учтенные.
Сведения о правах на объект отсутствуют.
ФИО2 направлено налоговое уведомление № 874888 с предложением уплатить в срок до 01.11.2013 г. налог на имущество физических лиц за садовый домик с. <данные изъяты> исходя из налоговой базы (инвентаризационная стоимость) в размере <данные изъяты> руб., с применением ставки 1%, в сумме <данные изъяты>
01.11.2013 г. ФИО2 произведена оплата налога на имущество в размере <данные изъяты>
Налоговым уведомлением № 976864 ФИО2 предложено уплатить в срок до 05.11.2014 г.за земельный участок по адресу: <данные изъяты> земельный налог, исходя из кадастровой стоимости <данные изъяты> руб., по ставке 0,05%, в размере <данные изъяты> руб., за 2011, в том же размере - за 2012 год; с применением налоговой ставки 0,07% - <данные изъяты> за 2013 год.
Кроме того, ФИО2 начислен налог на имущество физических лиц за садовый домик, <данные изъяты> за 2011, 2012 годы, исходя из налоговой базы (инвентаризационная стоимость) в размере <данные изъяты> руб., по ставке 2,0% - в сумме <данные изъяты> руб. за 2011, в такой же сумме за 2012 годы; исходя из налоговой базы в размере <данные изъяты> руб.- по ставке 1,8% - в сумме <данные изъяты> руб. за 2013 годы <данные изъяты>
Налоговым уведомлением № 893450 от 27.06.2015 ФИО2 предложено уплатить в срок не позднее 01.10.2015 г. земельный налог за вышеуказанный земельный участок за 2014 год, исходя из налоговой базы (кадастровая стоимость) в размере 6076326 руб., по ставке 0,200%, в сумме <данные изъяты>
Кроме того, ФИО2 предложено уплатить налог на имущество физических лиц за 2014 год за садовый домик по названному адресу, исходя из инвентаризационной стоимости в размере <данные изъяты> рубля, по ставке 1,8000, в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты>
Требованием № 75283 по состоянию на 03.11.2015 ФИО2 предложено уплатить в срок до 26.01.2016 налог на имущество физических лиц сроком уплаты до 01.10.2015, в сумме <данные изъяты> руб., а также земельный налог сроком уплаты до 01.10.2015 г., в сумме <данные изъяты> руб. (т.е. за 2014 годы).
17.09.2015 ФИО2 обратился в МИФНС России № 14 по Московской области с заявлением, в котором просил произвести перерасчет стоимости налога на имущество физических лиц, рассчитанного для него за 2013 год в связи с тем обстоятельством, что согласно Договору дарения от 10.02.2012 года дом с земельным участком принадлежал его сыну и не принадлежал ему (ФИО2) (<данные изъяты>
Обращаясь с заявлением в МИФНС России № 14 по Московской области 28.09.2015 года, ФИО2 просил произвести перерасчет инвентаризационной стоимости принадлежавшего ему в 2011 – 2012 годах дома с учетом его состояния и размер налога на имущество физических лиц за указанный период, а также аннулировать налоговые уведомления на оплату налога на имущество физических лиц (дома) за 2013 – 2014 годы в связи с тем обстоятельством, что дом ему не принадлежал (<данные изъяты>
27.01.2016 административный истец обращался в МИФНС России № 14 по Московской области с возражениями по налоговым уведомлениям № 874888, № 976864 и № 893450, а также требованию № 75283 по состоянию на 03.11.2015 г.
Разрешая требования, суд, суд принял во внимание сообщение Ленинского филиала ГУП МО БТИ от 31.01.2012 года исх. 04/168-2 в адрес начальника МИФНС России №14 по Московской области, проведенной технической инвентаризацией 18.01.2011 года установлено, что садовый дом ликвидирован полностью, о чем в инвентарном деле <данные изъяты> сделана соответствующая запись о ликвидации строения, а также сведения выписки из ЕГРП, согласно которой права собственности на садовый дом инвентарный номер <данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <данные изъяты> за истцом либо иным лицом не зарегистрированы.
В связи с чем суд пришел к выводу, что, поскольку технической оценкой проведённой Ленинского филиала ГУП МО БТИ от 18.01.2011 года зафиксировано уничтожение садового томика, право собственности на него прекратилось с января 2011 года. В отсутствии имущества обязанность уплачивать на него налог у административного истца прекратилась с января 2011 года. При указанных обстоятельствах, по мнению суда, объект подлежит исключению из состава объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Из материалов дела видно, что административный истец не заявлял исковых требований об исключении садового домика из состава объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц.
Следовательно, суд вышел за пределы исковых требований, оснований к такому выводу, предусмотренных КАС РФ, не имелось, в связи с чем в данной части решение суда подлежит отмене.
Признавая недействительными выставленные в адрес истца налоговые уведомления № 976864 и № 893450, а также требование № 75283 по состоянию на 03.11.2015 г. в связи с уничтожением объекта, суд не дал никакой оценки тому обстоятельству, что истец, требуя аннулировать требования об уплате налога за 2012, 2013, 2014, 2015 годы на ликвидированный дом, по сути оспаривает указанные уведомления и требования по мотиву уничтожения садового домика.
Между тем, в соответствии с положениями ст. 137 НК РФ каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.
При этом, в силу п. 2 ст. 138 НК РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
В случае, если решение по жалобе (апелляционной жалобе) не принято вышестоящим налоговым органом в сроки, установленные пунктом 6 статьи 140 настоящего Кодекса, акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке.
Акты налоговых органов ненормативного характера, принятые по итогам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб), могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в судебном порядке.
Таким образом, в силу названной нормы акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган.
Подавая административный иск и указывая, что ответов на его обращения в инспекцию не поступило, ФИО2 в то же время сведений о том, что им было обжаловано бездействие налогового органа в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном ст. 138 НК РФ, т.е. о соблюдении досудебного порядка обращения в суд, в материалы дела не представил.
В соответствии с положениями п. 1 ч. 1 ст. 196 КАС РФ суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел.
Поскольку истцом не соблюден досудебный порядок разрешения спора, что оставлено судом без внимания, то в части разрешения данной части требований решение суда подлежит отмене, а вышеперечисленные административные исковые требования подлежат оставлению без рассмотрения.
Относительно требований ФИО2 о возврате переплаченной суммы налога на имущество и земельного налога за 2010-2011 годы в сумме <данные изъяты> рублей, судебная коллегия считает необходимым отказать в его удовлетворении, поскольку в силу ч. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, что административным истцом не соблюдено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Видновского городского суда Московской области от 18 октября 2016 года и дополнительное решение того же суда от 14 февраля 2017 года отменить.
Административные исковые требования ФИО1 <данные изъяты> к МИФНС России № 14 по Московской области об аннулировании требований об уплате налога за 2012, 2013, 2014, 2015 годы на ликвидированный дом, о перерасчете и корректировке налога на имущество физических лиц за 2010, 2011 год в соответствии со сведениями БТИ, о пересмотре размера налога или отмене налога оставить без рассмотрения.
В части требований ФИО1 <данные изъяты> к МИФНС России № 14 по Московской области о возврате переплаченной суммы налога на имущество за 2010-2011 годы, земельного налога за 2010-2011 годы в сумме <данные изъяты> рублей принять новое решение.
В удовлетворении административного искового требования ФИО1 <данные изъяты> к МИФНС России № 14 по Московской области о возврате переплаченной суммы налога на имущество за 2010-2011 годы, земельного налога за 2010-2011 годы в сумме <данные изъяты> рублей отказать.
Председательствующий:
Судьи: