Судья: Соболева Г.В. Дело <данные изъяты>а-23994/2020 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судья апелляционной инстанции Московского областного суда Курлаева И.В., рассмотрела в порядке упрощенного (письменного) производства 30 сентября 2020 года частную жалобу Рудакова С. В., Куньшина А. Ю. на определение судьи Воскресенского городского суда Московской области от 23 июля 2020 года о возврате административного иска и об отказе в принятии административного иска, установила: Депутаты Совета депутатов городского округа Воскресенск Московской области Рудаков С.В. и Куньшин А.В. обратились в суд с административным иском к Совету депутатов городского округа Воскресенск Московской области о признании незаконными решений Совета депутатов городского округа Воскресенск, принятых 30 апреля 2020 года: 1. № 193/17 «Об утверждении Порядка проведения заседаний Совета депутатов городского округа Воскресенск посредством видео-конференц-связи»; 2. № 194/17 «О повестке дня семнадцатого заседания Совета депутатов городского округа Воскресенск Московской области»; 3. № 195/17 «Об утверждении Положения о порядке принятия, учета и оформления выморочного имущества в собственность городского округа Воскресенск Московской области»; 4. № 196/17 «Об утверждении Положения об организации и проведении общественных обсуждений на территории городского округа Воскресенск Московской области намечаемой хозяйственной и иной деятельности, подлежащей государственной экологической экспертизе»; 5. № 197/17 «О внесении изменений в Положение о денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления городского округа Воскресенск Московской области, утвержденные решением Совета депутатов городского округа Воскресенск от 18.10.2019 года № 42/4 (с изменениями от 21.01.2020 года № 103/10)»; 6. № 198/17 «О внесении изменений в решение Совета депутатов городского округа Воскресенск от 18.10.2019 года № 44/4 «Об установлении денежного содержания Главе городского округа Воскресенск Московской области Болотникову А.В. (с изменениями от 29.11.2019 года № 58/7)»; 7. № 199/17 «О внесении изменений в решение Совета депутатов городского округа Воскресенск от 18.10.2019 года № 46/4 «Об установлении денежного содержания председателю Совета депутатов городского округа Воскресенск Московской области Кузнецову Ю.Ю.»; 8. № 200/17 «О внесении изменений в решение Совета депутатов городского округа Воскресенск от 24.12.2019 года № 98/9 «Об установлении денежного содержания председателю контрольно-счетной палаты городского округа Воскресенск Московской области»; 9. № 201/17 «Об утверждении ликвидационного баланса муниципального учреждения «Администрация муниципального образования «Сельское поселение Фединское Воскресенского муниципального района Московской области»; 10. № 202/17 «Об утверждении ликвидационного баланса муниципального учреждения «Администрация городского поселения Хорлово Воскресенского муниципального района Московской области»; 11. № 203/17 «Об утверждении ликвидационного баланса муниципального учреждения «Администрация городского поселения им. Цюрупа Воскресенского муниципального района Московской области»; 12. № 204/17 «Об утверждении промежуточного ликвидационного баланса муниципального учреждения «Управление культуры администрации Воскресенского муниципального района Московской области»; 13. № 205/17 «Об утверждении промежуточного ликвидационного баланса муниципального учреждения «Управление образования администрации Воскресенского муниципального района Московской области»; 14. № 206/17 «Об утверждении промежуточного ликвидационного баланса муниципального учреждения «Комитет по физической культуре, спорту, туризму и работе с молодежью администрации Воскресенского муниципального района Московской области»; 15. № 207/17 «Об утверждении структуры администрации городского округа Воскресенск Московской области в новой редакции»; 16. № 208/17 «О рассмотрении протеста Воскресенского городского прокурора на решение Совета депутатов городского округа Воскресенск Московской области от 30.01.2020 года № 127/12 «О назначении Слепова С.С. депутатом Совета депутатов городского округа Воскресенск на постоянной основе»; 17. № 209/17 «Об очередном заседании Совета депутатов городского округа Воскресенск». Определением судьи Воскресенского городского суда Московской области от 23 июля 2020 года административный иск в части требований о признании незаконными решений Совета депутатов городского округа: № 195/17 «Об утверждении Положения о порядке принятия, учета и оформления выморочного имущества в собственность городского округа Воскресенск Московской области»; № 196/17 «Об утверждении Положения об организации и проведении общественных обсуждений на территории городского округа Воскресенск Московской области намечаемой хозяйственной и иной деятельности, подлежащей государственной экологической экспертизе»; № 197/17 «О внесении изменений в Положение о денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления городского округа Воскресенск Московской области, утвержденные решением Совета депутатов городского округа Воскресенск от 18.10.2019 года № 42/4 (с изменениями от 21.01.2020 года № 103/10)»; № 207/17 «Об утверждении структуры администрации городского округа Воскресенск Московской области в новой редакции»; возвращен административным истцам как неподсудный Воскресенскому городскому суду Московской области. В принятии административного иска в части требований о признании незаконными решений Совета депутатов городского округа Воскресенск: № 193/17 «Об утверждении Порядка проведения заседаний Совета депутатов городского округа Воскресенск посредством видео-конференц-связи»; № 194/17 «О повестке дня семнадцатого заседания Совета депутатов городского округа Воскресенск Московской области»; № 198/17 «О внесении изменений в решение Совета депутатов городского округа Воскресенск от 18.10.2019 года № 44/4 «Об установлении денежного содержания Главе городского округа Воскресенск Московской области Болотникову А.В. (с изменениями от 29.11.2019 года № 58/7)»; № 199/17 «О внесении изменений в решение Совета депутатов городского округа Воскресенск от 18.10.2019 года № 46/4 «Об установлении денежного содержания председателю Совета депутатов городского округа Воскресенск Московской области Кузнецову Ю.Ю.»; № 200/17 «О внесении изменений в решение Совета депутатов городского округа Воскресенск от 24.12.2019 года № 98/9 «Об установлении денежного содержания председателю контрольно-счетной палаты городского округа Воскресенск Московской области»; № 201/17 «Об утверждении ликвидационного баланса муниципального учреждения «Администрация муниципального образования «Сельское поселение Фединское Воскресенского муниципального района Московской области»; № 202/17 «Об утверждении ликвидационного баланса муниципального учреждения «Администрация городского поселения Хорлово Воскресенского муниципального района Московской области»; № 203/17 «Об утверждении ликвидационного баланса муниципального учреждения «Администрация городского поселения им. Цюрупа Воскресенского муниципального района Московской области»; № 204/17 «Об утверждении промежуточного ликвидационного баланса муниципального учреждения «Управление культуры администрации Воскресенского муниципального района Московской области»; № 205/17 «Об утверждении промежуточного ликвидационного баланса муниципального учреждения «Управление образования администрации Воскресенского муниципального района Московской области»; № 206/17 «Об утверждении промежуточного ликвидационного баланса муниципального учреждения «Комитет по физической культуре, спорту, туризму и работе с молодежью администрации Воскресенского муниципального района Московской области»; № 208/17 «О рассмотрении протеста Воскресенского городского прокурора на решение Совета депутатов городского округа Воскресенск Московской области от 30.01.2020 года № 127/12 «О назначении Слепова С.С. депутатом Совета депутатов городского округа Воскресенск на постоянной основе»; № 209/17 «Об очередном заседании Совета депутатов городского округа Воскресенск»; указанным определением суда отказано. Не согласившись с определением, в частной жалобе Рудаков С.В. и Куньшин А.Ю. ставят вопрос о его отмене, как постановленного с нарушением норм процессуального и материального законодательства. В соответствии с положениями частей 2 и 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) данная частная жалоба рассматривается судьей единолично, без извещения лиц, участвующих в деле, без ведения аудиопротоколирования и составления протокола судебного заседания. Проверив представленный материал, обсудив доводы частной жалобы, прихожу к следующему. Возвращая административное исковое заявление в части заявленных требований, судья городского суда руководствовался подпунктом 2 части 1 статьи 129 КАС РФ, устанавливающим, что судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если дело неподсудно данному суду. В соответствии со ст. 19 КАС РФ административные дела, за исключением административных дел, предусмотренных статьями 17.1, 18, 20 и 21 настоящего Кодекса, а также дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, подсудных арбитражным судам, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 20 КАС РФ Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции административные дела: об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований. Из представленного материала усматривается, что административными истцами оспариваются нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования. В соответствии с приведенными выше нормоположениями проверка нормативных правовых актов представительного органа муниципального образования не входит в компетенцию судов общей юрисдикции. Проверка таких актов отнесена к подсудности в данном случае Московского областного суда. При таких данных судья, придя к выводу, что требования административных истцов в части не подсудны Воскресенскому городскому суду, правомерно возвратил административный иск. Отказывая в принятии в части административного иска, судья городского суда исходил из того, что оспариваемыми решениями Совета депутатов городского округа Воскресенск нарушаются либо иным образом затрагиваются права административных истцов, являющихся членами данного Совета депутатов. Указанные выводы судьи городского суда являются правильными. В силу с ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами. В соответствии со ст. 3 КАС РФ задачами административного судопроизводства являются, в том числе защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений. В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. В соответствии с ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений. Административные истцы, как депутаты Совета депутатов городского округа Воскресенск, в защиту своих прав депутата обжалуют решения Совета депутатов: «Об утверждении Порядка проведения заседаний Совета депутатов городского округа Воскресенск посредством видео-конференц-связи»; «О повестке дня семнадцатого заседания Совета депутатов городского округа Воскресенск Московской области»; «О внесении изменений в решение Совета депутатов городского округа Воскресенск от 18.10.2019 года № 44/4 «Об установлении денежного содержания Главе городского округа Воскресенск Московской области Болотникову А.В. (с изменениями от 29.11.2019 года № 58/7)»; «О внесении изменений в решение Совета депутатов городского округа Воскресенск от 18.10.2019 года № 46/4 «Об установлении денежного содержания председателю Совета депутатов городского округа Воскресенск Московской области Кузнецову Ю.Ю.»; «О внесении изменений в решение Совета депутатов городского округа Воскресенск от 24.12.2019 года № 98/9 «Об установлении денежного содержания председателю контрольно-счетной палаты городского округа Воскресенск Московской области»; «Об утверждении ликвидационного баланса муниципального учреждения «Администрация муниципального образования «Сельское поселение Фединское Воскресенского муниципального района Московской области»; «Об утверждении ликвидационного баланса муниципального учреждения «Администрация городского поселения Хорлово Воскресенского муниципального района Московской области»; «Об утверждении ликвидационного баланса муниципального учреждения «Администрация городского поселения им. Цюрупа Воскресенского муниципального района Московской области»; «Об утверждении промежуточного ликвидационного баланса муниципального учреждения «Управление культуры администрации Воскресенского муниципального района Московской области»; «Об утверждении промежуточного ликвидационного баланса муниципального учреждения «Управление образования администрации Воскресенского муниципального района Московской области»; «Об утверждении промежуточного ликвидационного баланса муниципального учреждения «Комитет по физической культуре, спорту, туризму и работе с молодежью администрации Воскресенского муниципального района Московской области»; «О рассмотрении протеста Воскресенского городского прокурора на решение Совета депутатов городского округа Воскресенск Московской области от 30.01.2020 года № 127/12 «О назначении Слепова С.С. депутатом Совета депутатов городского округа Воскресенск на постоянной основе»; «Об очередном заседании Совета депутатов городского округа Воскресенск». Согласно ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутат - член представительного органа поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района или внутригородской территории города федерального значения. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предусматривает право депутата на оспаривание решений и действий органа представительной власти, членом которого он является. Административные истцы фактически пытаются решить между ними, как депутатами Совета депутатов городского округа Воскресенск, и Советом депутатов городского округа Воскресенск процедурный вопрос, возникший из правоотношений, которые носят внутренний, организационный характер деятельности Совета депутатов городского округа Воскресенск, и не связанны с наличием отношений «власть – подчинение», в связи с чем не подлежат судебному контролю в порядке Главы 22 КАС РФ, как это ошибочно полагают административные истцы. В силу п. 3 ч. 1 ст. 128 КАС РФ судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если: из административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта, акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, решения или действия (бездействия) не следует, что этими актом, решением или действием (бездействием) нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца. При таких данных не нахожу оснований к отмене обжалуемого определения, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства. Доводы частной жалобы не опровергают правомерность обжалуемого судебного постановления, так как направлены на иную, нежели у судьи, оценку фактических обстоятельств дела и иное толкование положений процессуального закона; как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, из права каждого на судебную защиту его прав и свобод не вытекает возможность выбора гражданами по своему усмотрению способов и процедур судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются исходя из Конституции Российской Федерации федеральными законами. Руководствуясь статьями 311, 315, 316 КАС РФ, определила: определение судьи Воскресенского городского суда Московской области от 23 июля 2020 года оставить без изменения, частную жалобу Рудакова С. В., Куньшина Александра Юрьевича – без удовлетворения. Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения. Судья: |