НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Московского областного суда (Московская область) от 29.11.2021 № 33А-31183/2021

Судья: Тюков А.В. Дело <данные изъяты>а-31183/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Бакулина А.А.,

судейВердияна Г.В., Климовского Р.В.,

при секретаре Алексееве Н.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 29 ноября 2021 года апелляционную жалобу Бабешко К. В. на решение Раменского городского суда Московской области от 15 июля 2021 года по делу по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №1 по Московской области к Бабешко К. В. о взыскании недоимки по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц и пени.

Заслушав доклад судьи Бакулина А.А., объяснения представителя МРИФНС России <данные изъяты> по <данные изъяты>Шарапова А.А., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Межрайонная ИФНС России <данные изъяты> по <данные изъяты>, уточнив исковые требования, обратилась в суд с административным иском к Бабешко К.В., которым просит о взыскании задолженности по:

- налогу на имущество с физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов: налог в размере 26754,10 руб., пени в размере 101,12 руб.;

- транспортному налогу с физических лиц в размере 91 664 руб., пеня в размере 646,90 руб.

- земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов: налог в размере 40 180,49 руб., пени в размере 151,86 руб., а всего на общую сумму 159501,47 руб.

В обоснование исковых требований указано, что налогоплательщик Бабешко К.В. своевременно не исполнил обязанность по уплате задолженности. Налоговое уведомление <данные изъяты> от 13.09.2018г. ему направлено 20.20.2018г. заказным письмом по почте. Требование <данные изъяты> от 19.12.2018г. об уплате задолженности направлено 20.01.2019г. заказным письмом по почте. 13.09.2019г. мировым судьей судебного участка № <данные изъяты> был вынесен судебный приказ <данные изъяты>а-456/2019 о взыскании с ответчика вышеуказанной задолженности. 15.10.2020г. мировым судьей отменен судебный приказ, так как от ответчика поступили возражения.

РешениемРаменского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты>требования налогового органа удовлетворены частично, с Бабешко К.В. в пользу МРИФНС России <данные изъяты> по <данные изъяты> взыскана недоимки по:

- налогу на имущество с физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов: налог в размере 277 (двести семьдесят семь) руб.;

- транспортному налогу с физических лиц в размере 91 664 (девяносто одна тысяча шестьсот шестьдесят четыре) руб., пеня в размере 646 (шестьсот сорок шесть) руб. 90 коп.

- земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов в размере 40 180 (сорок тысяч сто восемьдесят) руб. 49 коп., пеня в размере – 151 (сто пятьдесят один) руб. 86 коп.

Взыскать с Бабешко К. В. в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 858 (три тысячи восемьсот пятьдесят восемь) руб. 41 коп.

В апелляционной жалобеБабешко К.В.просит об отмене данного решения как постановленного без учета фактических обстоятельств дела и подлежащим отмене в части взыскания налогов штрафов и пений в отношении водного транспортного средства – гидроцикл.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснение лица явившегося в судебное заседание, судебная коллегия пришла к следующему.

В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу ст. 14 Налогового кодекса РФ транспортный налог относится к региональным налогам и сборам.

В соответствии со ст. 15 НК РФ налог на имущество физических лиц и земельный налог относятся к местным налогам и сборам.

Из материалов дела усматривается, что в налоговый период Бабешко являлся собственником жилого дома со служебными строениями, расположенного по адресу: <данные изъяты>, д. Кратово, <данные изъяты>, кадастровый <данные изъяты>, площадь 696,20, дата регистрации права <данные изъяты>; жилого дома, расположенного по адресу: <данные изъяты> имение, кадастровый <данные изъяты>, площадь 68,40, дата регистрации права <данные изъяты>, дата утраты права <данные изъяты>; земельного участка, расположенного по адресу: <данные изъяты> имение, кадастровый <данные изъяты>, площадь 3491; транспортного средства – гидроцикла, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, годы выпуска 1995, дата регистрации права <данные изъяты>.

Согласно ч. 1 ст. 30 Налогового кодекса РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.

В силу пунктов 1 и 2 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога и (или) пени является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. При этом объектом налогообложения (ст. 358 НК РФ) признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 363 Кодекса установлено, что уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.

В соответствии со статьей 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Налоговая база по земельному налогу определяется в соответствии со статьей 391 Налогового кодекса РФ в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года являющегося налоговым периодом.

В соответствии со ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

В силу ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Согласно ст. 401 НК РФ 1. Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

2. В целях настоящей главы дома и жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам.

3. Не признается объектом налогообложения имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома.

В соответствии со ст. 402 НК РФ 1. Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до <данные изъяты> единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.

2. Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.

3. Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

В силу ст. 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В соответствии с положениями ст. 409 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на имущество физических лиц на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Согласно статье 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах исборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

В силу п. 6 ст. 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении. Одновременно законодатель установил, что налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (ст. 52 НК РФ).

В соответствии со статьей 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

В силу п. 6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Согласно статье 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки; сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах; пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

Из материалов дела следует, что налоговым органом было сформировано и направлено Бабешко К.В. по почте налоговое уведомление<данные изъяты> от <данные изъяты> годао необходимости уплаты в срок до <данные изъяты>.

Поскольку уплаты налога не последовало, налоговый орган направил в адрес налогоплательщика требование <данные изъяты> по состоянию на <данные изъяты> об уплате в срок до <данные изъяты> недоимки и пени.

Обязанность по уплате налогов в заявленной в иске сумме Бабешко К.В. не исполнена; расчет недоимки административным ответчиком не опровергнут.

Выданный мировым судьей<данные изъяты> судебный приказ о взыскании недоимки и пени отменен <данные изъяты> в связи с поступившими от ответчика возражениями.

В силу ч. 1 ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

При таких данных суд первой инстанции пришел к правильному решению об удовлетворении требований налогового органа о взыскании с Бабешко К.В.недоимки по налогам и пени за спорные налоговые периоды.

Доводы апелляционной жалобы административного ответчика не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта в части взыскания недоимки и пени за 2016 год.

Так, является несостоятельным довод апеллянта вчасти взыскания налогов штрафов и пений в отношении водного транспортного средства – гидроцикл.

Согласно п. 1 ст. 48 НК РФ В случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В соответствии с абз. 2, 3 п. 1 ст. 48 НК РФ Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Как следует из представленных, в судебном заседании апелляционной инстанции представителем МРИФНС России <данные изъяты> по <данные изъяты>Шараповым А.А. документов, а также из информации, содержащейся в ответеГУ МЧС России по <данные изъяты> на запрос судебной коллегии,мощность маломерного судна (гидроцикла) KAWASAKI 900 ZXI, регистрационный номер Р23-89ФС,VIN: JH900A-601766, 1995 года выпуска, номер регистрационной записи <данные изъяты> составляет 110 л/с и зарегистрирован за Бабешко К. В..

Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства.

Налоговые органы рассчитывают налоговую базу по каждому транспортному средству, зарегистрированному на физическое лицо, на основании полученных в установленном порядке сведений.

Согласно ст. <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> «О транспортном налоге в <данные изъяты>» налоговые ставки устанавливаются соответственно в зависимости от мощности двигателя транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства.

В связи с этим судом первой инстанции правомерно взыскана сумма транспортного налога в размере 91 664 (девяносто одна тысяча шестьсот шестьдесят четыре) руб., пеня в размере 646 (шестьсот сорок шесть) руб. 90 коп.

Иные доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были бы исследованы судом первой инстанции при рассмотрении административного дела и не получили бы соответствующую оценку в решении.

Предусмотренных ст. 310 КАС РФ оснований для изменения решения в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Раменского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи