АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи Гулиной Е.М., судей Петруниной М.В., Мосиной И.А., при помощнике судьи Иванове Д.М., рассмотрев в открытом судебном заседании 29 ноября 2021 года апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области на решение Балашихинского городского суда Московской области от 09 сентября 2021 года по делу № 2-5292/2021 по иску С.А.В. к Министерству социального развития Московской области о предоставлении мер социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате жилого помещения заслушав доклад судьи Гулиной Е.М., объяснения истца, УСТАНОВИЛА: С.А.В. обратился в суд с иском к Министерству социального развития Московской области о признании права на получение мер социальной поддержки, мотивировав свои требования тем, что он является ветераном боевых действий, проходит военную службу по контракту, зарегистрирован по месту жительства по адресу воинской части, а фактически проживает в служебном жилом помещении. 22.12.2020 года истец обратился в Министерство социального развития МО по вопросу предоставления компенсация расходов, предусмотренной статьей 16 Федерального закона «О ветеранах», на оплату служебного жилого помещения по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты>. Согласно сообщения Министерства социального развития МО от 19.01.2021 г. № 2022 исх. – 193/04 истцу отказано в предоставлении такой компенсации. Основанием отказа послужило то, что Порядком предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в <данные изъяты>, утвержденного Постановлением <данные изъяты> от 19 декабря 2017 г. №1082/46, предоставление мер социальной поддержки по месту фактического проживания гражданина не предусмотрен. На основании изложенного истец просит суд установить факт проживания его с семьей по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты>.; обязать Министерство социального развития Московской области предоставить данную льготу с момента заключения договора о пользовании служебного жилого помещения (с 04.08.2016 г.) до окончания его действия (расторжения договора и освобождения мною и членами моей семьи вышеуказанной площади). Истец в судебное заседание не явился, просил слушать дело в его отсутствие. Представитель ответчика представила письменные возражения на иск. Решением Балашихинского городского суда Московской области от 09 сентября 2021 года иск удовлетворен частично, за С.А.В. с учетом членов его семьи признано право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты>, согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» в виде компенсация расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов: - платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади); взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади); на ответчика возложена обязанность предоставить истцу указанную меру соцподдержки; в требовании обязать предоставить компенсацию ранее 01.12.2020г., установлении факта проживания отказано. В апелляционной жалобе ответчик ставит вопрос об отмене постановленного решения как незаконного и необоснованного. Судебная коллегия, проверив материалы дела, заслушав объяснения явившегося лица, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда. В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» ветеранам боевых действий представляются меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов: платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади); взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади). Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, а также членам семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающим. Как установлено судом и следует из материалов дела, в период с 04.08.2016 г. и по настоящее время С.А.В., 27.08.1989 г.р., супруга - С.А.А., 10.07.1987 г.р., и несовершеннолетняя дочь: С.М.А., 02.05.2014 г.р., постоянно проживают по адресу: <данные изъяты>; на основании договора пользования служебным жилым помещением № 14/25-7421 от 04.08.2016 г., заключённого между войсковой частью и истцом. С июня 2018 года истец и члены его семьи зарегистрированы в <данные изъяты>. При этом фактическое место жительства не поменяли и продолжают постоянно проживать по адресу: <данные изъяты>, однако не могут постоянно зарегистрироваться по данному адресу, поскольку истец не является собственником квартиры, и проживает в ней не на основании договора социального найма, а на основании договора пользования служебным жилым помещением. В тоже время истец несет ответственность за сохранность и оплату коммунальных услуг в занимаемом им и членами его семьи служебном жилом помещении. Поскольку истец является ветераном боевых действий, то имеет права и льготы установленные Федеральным законом от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах». Балашихинским управлением социальной защиты населения Министерства социального развития <данные изъяты> истцу не выплачивается компенсация за жилье. Истцу было отказано в предоставлении данной льготы по причине отсутствия постоянной регистрации его и членов его семьи по адресу фактического проживания. 22.12.2020 года истец обратился в Министерство социального развития МО по вопросу предоставления компенсация расходов, предусмотренной статьей 16 Федерального закона «О ветеранах», на оплату служебного жилого помещения по адресу: <данные изъяты>. Согласно сообщению Министерства социального развития МО от 19.01.2021 г. № 2022 исх. – 193/04 истцу отказано в предоставлении такой компенсации. Основанием отказа послужило то, что Порядком предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 19 декабря 2017 г. №1082/46, предоставление мер социальной поддержки по месту фактического проживания гражданина не предусмотрен. Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляется …компенсация расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов: платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади);взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади). Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, а также членам семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающим; Меры социальной поддержки, установленные статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 10 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах»). В соответствии с положениями статьи 23.2 названного Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Условия предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, а также оплаты и доставки топлива, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области,, отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, в денежной форме определяются Порядком предоставления компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в М.О., утвержденным Постановлением Правительства М.О. от 30.12.2008г. №1235\52 (пункт 1). Из материалов дела усматривается, что истец проживает в служебной квартире по адресу: <данные изъяты>, с членами семьи, истец несет расходы по оплате жилого помещения, что подтверждается представленным договором найма служебного жилого помещения и квитанциями. Принимая во внимание, что у истца имеется документальное подтверждение факта его проживания с членами его семьи в служебной квартире, требования об установление факта проживания подлежали отклонению судом, как не основанное на законе. С учетом вышеизложенного, суд пришел к правильном выводу о наличии у истца, как ветерана боевых действий, права на получение в Московской области мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с учетом членов его семьи. Между тем, с учетом приведенных положений Федерального закона «О ветеранах» право на компенсацию оплаты коммунальных услуг у истца отсутствует. Суд верно указал, что то обстоятельство, что истец имеет регистрацию по месту жительства на территории <данные изъяты>, не может служить основанием для ограничения его права на получение указанной меры социальной поддержки. В силу п. 3 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития. Регистрация истца по адресу: <данные изъяты>,обусловлена прохождением военной службы по контракту и произведена в соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих, п. 106 Административного регламента, и в силу ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993г. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» не может служить основанием ограничения прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации. Доводы ответчика о том, что истец вправе реализовать свое право на получение компенсации расходов по оплате жилого помещения по месту своей регистрации, суд нашел необоснованными, поскольку истец фактически по месту регистрации не проживает, а проживает по адресу: <данные изъяты> Согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Статьей 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993г. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» предусмотрено, что граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Однако регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации. При таких обстоятельствах суд пришел к правильному к выводу об удовлетворении исковых требований о признании за истцом право на получение меры социальной поддержки, предусмотренной п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах», при этом учел, что подобными мерами социальной поддержки по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты>, истец и члены его семьи не пользуется, с заявлением о предоставлении компенсации он обратился 22.12.2020 г., т.е. компенсация подлежит предоставления ему с 01.12.2020г., исходя из буквального толкования требования. Оснований для предоставления компенсации ранее 01.12.2020г. не имеется, она носит заявительный характер. Таким образом, судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства по делу, дана надлежащая оценка представленным доказательствам, спор разрешен с соблюдением требований материального и процессуального законодательства и оснований для отмены решения суда не усматривается. Доводы апелляционной жалобы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, не опровергают правильность выводов суда, с которыми согласилась судебная коллегия, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения. Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Балашихинского городского суда Московской области от 09 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области – без удовлетворения. Председательствующий Судьи |