Судья: Геберт Н.В. дело <данные изъяты> УИД 50RS0<данные изъяты>-32 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи Немовой Т.А., судей Шишкина И.В., Петруниной М.В., при помощнике судьи Анпилоговой М.А., рассмотрела в открытом судебном заседании 29 июня 2020 года апелляционные жалобы Администрации городского округа Чехов Московской области, Управления образования Администрации городского округа Чехов Московской области на решение Чеховского городского суда Московской области от <данные изъяты> по гражданскому делу <данные изъяты> по иску Андрияшевой Ю. Н. к Администрации городского округа Чехов Московской области об обязании выделить средства из бюджета для обеспечения ребенка питанием, обязании компенсировать затраты на питание, заслушав доклад судьи Петруниной М.В., объяснения Андрияшевой Ю.Н., УСТАНОВИЛА: Андрияшева Ю.Н. обратилась в суд с уточненным иском к ответчику Администрации городского округа Чехов Московской области об обязании Администрации городского округа Чехов Московской области выделить средства из бюджета для обеспечения ее несовершеннолетнего ребенка Андрияшевой Д. К., 2010 г.р., горячим питанием (завтраки, обеды) в ФКОУ СОШ Чехов-2 с сентября 2017 г. и на период обучения в общеобразовательном и профессиональном учебном заведении; обязании Администрации городского округа Чехов Московской области компенсировать ей затраты, понесенные на оплату горячего питания (завтраки, обеды) для ее несовершеннолетнего ребенка Андрияшевой Д. К., 2010 г.р., в период обучения в ФКОУ СОШ Чехов-2 с сентября 2017 года по март 2020 года в размере 55632 руб. Решением Чеховского городского суда Московской области от <данные изъяты> исковые требования удовлетворены. На Администрацию городского округа Чехов Московской области возложена обязанность по выделению средств из бюджета для обеспечения несовершеннолетнего ребенка Андрияшевой Ю. Н. - Андрияшевой Д. К., <данные изъяты> г.р., горячим питанием (завтраки, обеды) в ФКОУ СОШ Чехов-2 с сентября 2017 года и на период обучения в общеобразовательном и профессиональном учебном заведении; обязать Администрацию городского округа Чехов Московской области компенсировать Андрияшевой Ю. Н. затраты, понесенные на оплату горячего питания (завтраки, обеды) для ее несовершеннолетнего ребенка Андрияшевой Д. К., <данные изъяты> г.р., в период обучения в ФКОУ СОШ Чехов-2 с сентября 2017 года по март 2020 года в размере 55632 руб. В апелляционных жалобах представитель ответчика Администрации городского округа Чехов Московской области, представитель третьего лица Управления образования Администрации городского округа Чехов Московской области просят решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. В судебном заседании апелляционной инстанции истец Андрияшева Ю.Н. просит решение суда оставить без изменения. Представители ответчика, третьих лиц в заседании судебной коллегии не явились, извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили. Поскольку стороны о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом судом апелляционной инстанции, ходатайств об отложении дела не заявили, доказательств невозможности своей явки в суд не представили, судебная коллегия, с учетом положений статьи 167 ГПК РФ, пришла к выводу о возможности рассмотрения заявления в отсутствие не явившихся лиц. Проверив материалы дела по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда. Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке предусмотрены ст. 330 ГПК РФ. В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Решение суда является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 1 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов. Согласно ст. ст. 196 и 198 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены, и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению. В мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, законы, которыми руководствовался суд. Указанным требованиям решение суда не соответствует. Судом установлено, что с <данные изъяты>Андрияшева (Перепечай) Ю.Н. состоит в зарегистрированном браке с Андрияшевым К.С., что подтверждается свидетельством о заключении брака. Семья Андрияшевых является многодетной, воспитывают троих детей - Андрияшеву Д. К., <данные изъяты> г.р., Андрияшеву А. К., <данные изъяты> г.р., Андрияшева Ф. К., <данные изъяты> г.р., в подтверждение чего представлены свидетельства о рождении, удостоверение многодетной семьи. Несовершеннолетняя Андрияшева Д. К., <данные изъяты> г.р., обучается в ФКОУ СОШ <данные изъяты>. Как следует из объяснений истца, в соответствии с действующим законодательством она имеет право на обеспечение ее ребенка бесплатным питанием (завтраки и обеды) за счет средств всеобуча и отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных отчислений, однако в реализации данной меры социальной поддержки ответчиком отказано, поскольку ФКОУ СОШ г. Чехов-2 не является муниципальной общеобразовательной организацией, то Администрация Чехова не может обеспечить детей из многодетных семей бесплатным питанием (завтраки, обеды), поскольку законодательством Московской области не определен порядок организации горячего питания отдельным категориям обучающихся в федеральных государственных общеобразовательных учреждениях. Данные обстоятельства подтверждены ответом Администрации городского округа Чехов Московской области от <данные изъяты><данные изъяты> на обращение Андрияшевой Ю.Н. Удовлетворяя исковые требования Андрияшевой Ю.Н., суд руководствовался положениями Указа Президента Российской Федерации <данные изъяты> от <данные изъяты> «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», Постановлением Главы администрации Московской области <данные изъяты> от <данные изъяты> «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», Закона Московской области <данные изъяты>-ОЗ от <данные изъяты> «О частичной компенсации стоимости питания отдельным категориям обучающихся в образовательных организациях» и исходил из того, что право истца на получение мер социальной поддержки корреспондирует Указом Президента РФ от <данные изъяты><данные изъяты>, и предоставление Андрияшевой Д.К. соответствующих льгот не может зависеть от вида образовательного учреждения, где проходят обучение его дети. Наличие образовательных учреждений различного рода подведомственности и финансирования на территории одного муниципального образования не должно влиять на право истца на получение мер социальной поддержки. Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, исходя из следующего. В целях обеспечения гарантированной государством защиты семьи, материнства, отцовства и детства Российская Федерация совместно с субъектами устанавливает общие начала их защиты, определяет категории лиц, нуждающихся в ней, предусматривает различные льготы для многодетных семей. В целях проведения целенаправленной и адресной политики по усилению социальной поддержки многодетных семей в условиях либерализации цен п. 1 Указа Президента Российской Федерации <данные изъяты> от <данные изъяты> для многодетных семей установлены меры социальной поддержки в виде в том числе и бесплатного питание (завтраки и обеды) для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений за счет средств всеобуча и отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных отчислений. Правительству РФ было предписано проводить регулярные обследования уровня жизни и доходов малообеспеченных групп населения, включая многодетные семьи, в целях осуществления мероприятий по оказанию им необходимой социальной поддержки. Согласно п. 3 Указа Президента Российской Федерации от <данные изъяты><данные изъяты> Минфину России совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации в месячный срок поручено разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных данным Указом. Во исполнение названного Указа Президента Российской Федерации от <данные изъяты><данные изъяты> «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» издано Постановление Главы администрации Московской области от <данные изъяты><данные изъяты> «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» и согласно п. 1 данного Постановления установлено, что на территории Московской области многодетными семьями, нуждающимися в дополнительной социальной поддержке, являются семьи с 3 и более детьми в возрасте до 18 лет. Подпунктом "б" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от <данные изъяты><данные изъяты> «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» обязанность по обеспечению бесплатным питанием детей из многодетных семей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, возложена на органы власти субъектов. Согласно п. 8 данного Постановления, главам администраций городов и районов предписано установить бесплатное питание (завтраки, обеды) для учащихся общеобразовательных учебных заведений за счет средств всеобуча и других внебюджетных отчислений. В силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования отражены в ст. 29 Закона РФ «Об образовании». Исходя из положений п. 1 этой статьи действительно не является обязанностью публично-правового образования обеспечение питанием обучающихся в общеобразовательных учреждениях. Однако п. 2 ст. 29 специально предусмотрено право органов государственной власти субъекта Российской Федерации дополнительно финансировать мероприятия по организации питания в муниципальных образовательных учреждениях. Содержание п. 1 ст. 29 Закона РФ «Об образовании» в полной мере корреспондируется с положениями ст. 26.3 Федерального закона от <данные изъяты> № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». В силу положений ст.1 Закона Московской области <данные изъяты> «О частичной компенсации стоимости питания отдельным категориям обучающихся в образовательных учреждениях» от <данные изъяты><данные изъяты> частичная компенсация стоимости питания назначается отдельным категориям обучающихся по очной форме обучения (за исключением лиц, состоящих на полном государственном обеспечении в государственных муниципальных общеобразовательных учреждениях, негосударственных общеобразовательных учреждениях, прошедших государственную аккредитацию, образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования Московской области. До настоящего времени отсутствует порядок и условия предоставления социальных льгот, связанных с бесплатным обеспечением питания на весь период обучения детей из многодетных семей, обучающихся в государственных общеобразовательных учреждениях Чеховского муниципального района Московской области. Однако данное обстоятельство не может служить непреодолимым препятствием для разрешения указанных вопросов, поскольку от этого зависит реализация конституционных прав и законных интересов социально незащищенной категории граждан, к которой относится и истец. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования приведены в ст. 31 Закона Российской Федерации от <данные изъяты><данные изъяты> «Об образовании». К этим полномочиям в числе других относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 1 ч. 1 ст. 31). Финансирование соответствующих расходов из местных бюджетов возможно в рамках осуществления полномочий, не отнесенных к компетенции РФ, субъектов РФ, других муниципальных образований и не изъятых из их компетенции (части вторые ст. ст. 14.1, 15.1, 16.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), а также в рамках оказания мер социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан (абз. 2 ч. 5 ст. 20 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). То обстоятельство, что в законе Московской области от <данные изъяты><данные изъяты> «О частичной компенсации стоимости питания отдельным категориям обучающихся в образовательных учреждениях» федеральные государственные образовательные учреждения не указаны, само по себе не влияет на правомерность заявленных истцом требований к ответчику, поскольку право истца на получение мер социальной поддержки как многодетной матери основано на Указе Президента РФ от <данные изъяты><данные изъяты> «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», и предоставление ей соответствующих льгот не может зависеть от вида образовательного учреждения, в котором обучается ее несовершеннолетний ребенок. В то же время, нельзя согласиться с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности компенсировать истцу затраты, понесенные на оплату питания несовершеннолетней Андрияшевой Д. К., <данные изъяты> г.р., в период обучения в ФКОУ СОШ Чехов-2 с сентября 2017 года по март 2020 года, поскольку меры социальной поддержки в виде обеспечения детей из многодетных семей горячим питанием предоставляются в натуральном виде, замена этих мер денежной компенсацией не предусмотрена. В этой связи требования истца о взыскании расходов, понесенных на оплату питания несовершеннолетней Андрияшевой Д. К., <данные изъяты> г.р., в период обучения в ФКОУ СОШ Чехов-2 с сентября 2017 года по март 2020 года, не подлежали удовлетворению. Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Чеховского городского суда Московской области от <данные изъяты> отменить. Принять по делу новое решение. Исковые требования Андрияшевой Ю. Н. к Администрации городского округа Чехов Московской области об обязании выделить средства из бюджета для обеспечения ребенка питанием, обязании компенсировать затраты на питание – удовлетворить частично. Обязать Администрацию городского округа Чехов Московской области выделить средства из бюджета для обеспечения льготами Андрияшеву Д. К., <данные изъяты> г.р., бесплатным питанием (завтраки, обеды) на весь период обучения для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений. В удовлетворении исковых требований об обязании компенсировать затраты на питание отказать. Апелляционные жалобы Администрации городского округа Чехов Московской области, Управления образования Администрации городского округа Чехов Московской области удовлетворить частично. Председательствующий Судьи |