НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Московского областного суда (Московская область) от 29.06.2020 № 33-14294/20

Судья Миронова Ю.В. Дело 33-14294/2020

Уникальный идентификатор дела

50RS0048-01-2019-009927-37

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи Немовой Т.А.,

судей Петруниной М.В., Шишкина И.В.,

при помощнике судьи Соскиевой Д.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 29 июня 2020 года апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области на решение Химкинского городского суда Московской области от 30 января 2020 года по гражданскому делу по иску З.Р.Г. к Министерству социального развития Московской области признании незаконным решения об отказе назначить ежемесячную денежную выплату, включении в страховой стаж периодов работы и назначении ежемесячной денежной выплаты,

заслушав доклад судьи Немовой Т.А.,

объяснения истца, представителя ответчика,

УСТАНОВИЛА:

З.Р.Г. обратилась в суд с иском к Министерству социального развития Московской области о включении в трудовой стаж периода работы с 01.09.1994г. по 30.11.2004г. в Республике Казахстан, признании незаконным решения от 03.12.2018г. № 186747 об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты, обязании назначить ежемесячную денежную выплату с 01.12.2018г.

В обоснование заявленных требований указала, что обратилась в Реутовское управление социальной защиты населения с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Московской области от 23.03.2006г. № 36/2006-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области». В назначении данной выплаты истцу необоснованно отказано, поскольку на момент её обращения её трудовой стаж, по мнению ответчика, составил менее 50 лет, при этом при подсчете стажа в него не был включен указанный период трудовой деятельности. Истец считает отказ ответчика незаконным, нарушающим её право на социальное обеспечение, как жителя Московской области.

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала.

Решением Химкинского городского суда Московской области от 30.01.2020г. исковые требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе Министерство социального развития Московской области просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.

Представитель ответчика в заседании судебной коллегии доводы апелляционной жалобы поддержала.

Истец просила решение суда оставить без изменения.

Проверив материалы дела в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает.

Судом установлено, что З.Р.Г. обратилась в Реутовское управление социальной защиты населения с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Московской области от 23.03.2006г. № 36/2006-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области» по категории «лица, не отмеченные государственными или ведомственными, имеющие трудовой стаж 50 лет и более».

Решением от 03.12.2018г. № 186747 истцу в назначении ежемесячной денежной выплаты отказано, поскольку трудовой стаж истца на момент обращения составил менее 50 лет.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Закона Московской области от 23.03.2006г. № 36/2006-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области» и постановлением Правительства Московской области от 19.12.2017г. № 1083/46 «Об утверждении Порядка назначения ежегодных и ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан, имеющих место жительства в Московской области», пришел к выводу о признании за истцом права на получение ежемесячной денежной выплаты, поскольку установил, что трудовой стаж истца на момент подачи заявления в Реутовское управление социальной защиты населения составляет более 50 лет.

Судебная коллегия соглашается с решением суда и содержащимся в нем выводом, исходя из следующего.

В соответствии с п. 1.1 ст. 1 и ч. 1.1 ст. 19 Закона Московской области от 23.03.2006г. № 36/2006-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области» лица, не отмеченные государственными или ведомственными наградами, не имеющие мер социальной поддержки, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области (за исключением лиц, указанных в п.п. 28 и 33 ст. 1 настоящего Закона), но имеющим трудовой стаж 50 лет и более, имеют право на получение ежемесячной денежной выплаты в размере 1063 руб.

Постановлением Правительства Московской области от 19.12.2017г. № 1083/46 утвержден Порядок назначения ежегодных и ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан, имеющих место жительства в Московской области (далее – Порядок).

В соответствии с п. 16 Порядка при исчислении трудового стажа лиц, не отмеченных государственными или ведомственными наградами, имеющих трудовой стаж 50 лет и более, в него включаются следующие периоды работы и иной общественно полезной деятельности, учитываемые в календарном порядке, в частности периоды работы (трудовой деятельности), выполнявшиеся на территории Российской Федерации или бывшего СССР.

Для назначения ЕДВ необходимы следующие документы (п. 19 Порядка):

а) заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты по форме, утвержденной Министерством социального развития Московской области;

б) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) документ, подтверждающий место жительства получателя в Московской области, в случае если эти сведения не содержатся в документе, удостоверяющем личность;

г) пенсионное удостоверение или справка территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о пенсионном обеспечении - для ветеранов труда и ветеранов военной службы, лиц, не отмеченных государственными или ведомственными наградами, тружеников тыла, лиц, награжденных знаком «Почетный донор СССР» или «Почетный донор России», за исключением лиц, достигших предпенсионного возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), имеющих страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации;

д) удостоверение о праве на льготы - для ветеранов труда, ветеранов военной службы, тружеников тыла, реабилитированных лиц, лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, лиц, награжденных знаком "Почетный донор СССР" или "Почетный донор России";

е) трудовая книжка и (или) справка, подтверждающая наличие трудового стажа, - для лиц, не отмеченных государственными или ведомственными наградами;

ж) сберегательная книжка или выписка о банковских или иных реквизитах (номер лицевого счета, открытого в кредитной организации), на которые будет перечисляться ЕДВ;

з) справка территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о наличии страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, - для лиц, достигших предпенсионного возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины);

и) согласие субъектов персональных данных, указанных в заявлении, на обработку персональных данных.

Таким образом, право лиц на получение ежемесячной денежной выплаты в соответствии с приведенным выше законодательством Московской области приобретается при наличии трудового стажа 50 лет и более, а также при отсутствии государственных или ведомственных наград и иных мер социальной поддержки.

С учетом предмета возникшего спора, юридически значимым обстоятельством, подлежащим определению и установлению, является наличие у истца на момент обращения в Реутовское управление социальной защиты населения трудового стажа 50 лет и более.

Из материалов дела усматривается, что З.Р.Г. является получателем пенсии по старости в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 01.12.2004г. Согласно справке Государственного учреждения – Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации № 7 по г. Москве и Московской области её страховой стаж на дату 01.12.2004г. составил 47 лет 3 мес. 17 дней.

Согласно искового заявления истца, при определении её права на получение ежемесячной денежной выплаты в трудовой стаж не был зачтен период работы в Республике Казахстан с 01.09.1994г. по 30.11.2004г.

В целях проверки указанных доводов, судебной коллегией в Государственное учреждение – Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 7 по г. Москве и Московской области направлен запрос о предоставлении информации о периодах работы, включенных в стаж истца при назначении пенсии по старости и вошедших в 47 лет 3 мес. 17 дней

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ судебной коллегией к материалам дела в качестве нового доказательства приобщен ответ Государственного учреждения – Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации № 7 по г. Москве и Московской области от 26.06.2020г. № 207-04/5393.

Согласно данному ответу в стаж при назначении пенсии включены периоды работы истца с 10.07.1968г. по 29.07.1969г., с 20.08.1969г. по 12.03.1992г., с 13.03.1992г. по 31.12.2001г. Стаж составил 33 года 5 месяцев.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16.07.1999г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15.12.2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», других федеральных законов.

В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28.12.2013г. № 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ).

13 марта 1992 г. государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13.03.1992г.).

В соответствии со ст. 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13.03.1992г. определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (ст. 10 Соглашения от 13.03.1992г.).

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.

В числе этих условий, как следует из содержания ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ, возраст (ч. 1 ст. 8 названного закона), страховой стаж (ч. 2 ст. 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (ч. 3 ст. 8 названного закона).

Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ).

Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ).

Статьей 11 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.

В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ).

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

В соответствии с п. 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, утвержденными распоряжением Правления ПФ РФ от 22.06.2004г. № 99р для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29.01.2003г. № 203-16).

При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Поскольку период работы истца, не учтенный при назначении пенсии с 01.01.2001г. по 30.11.2004г., имел место на территории Республики Казахстан, то в соответствии с приведенным нормативно-правовым регулированием правил исчисления стажа и разъяснений Пенсионного Фонда РФ по их применению, он подлежит включению в стаж при условии уплаты страховых взносов в компетентный орган пенсионного обеспечения Республики Казахстан.

В соответствии с Письмом Пенсионного фонда РФ от 09.04.2008г. №ЛЧ-25-25/3283 «О направлении информации» (вместе с Письмом Международной ассоциации пенсионных и социальных фондов от 25.03.2008г. № 67) компетентным органом пенсионного обеспечения на территории Республики Казахстан является Республиканское государственное казенное предприятие «Государственный центр по выплате пенсий».

В материалы дела истцом представлена справка об информации о закрытых индивидуальных пенсионных счетах в накопительных пенсионных фондах, выданная АО «Единый национальный пенсионный фонд», согласно которой в спорный период работы с 01.01.2001г. по 30.11.2004г. истец работала в ГККП «Детская городская клиническая больница № 1», за которую страхователем уплачивались взносы на обязательное пенсионное страхование (л.д. 11 – 13).

Согласно объяснениям истца в заседании судебной коллегии, 29.01.2016г. Правительством Республики Казахстан принято решение о реорганизации всех республиканских государственных предприятий, в том числе Республиканского государственного казенного предприятия «Государственный центр по выплате пенсий» путем их слияния и преобразования в Государственную корпорацию «Правительство для граждан» с участием государства в уставном капитале в размере 100%. В апреле 2016 года было создано Некоммерческое акционерное общество «Государственная корпорация «Правительство для граждан», 22.08.2013г. на базе указанной госкорпорации создано АО «Единый национальный пенсионный фонд».

Из полученных от истца объяснений следует, что АО «Единый национальный пенсионный фонд», образованный в рамках мероприятий по реорганизации структуры государственного управления Республики Казахстан в сфере оказания гражданам государственных услуг, является правопреемником Республиканского государственного казенного предприятия «Государственный центр по выплате пенсий». В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ письменные объяснения истца приобщены к материалам дела, как значимые для рассмотрения возникшего спора.

Учитывая изложенное, АО «Единый национальный пенсионный фонд» является компетентной организацией по выдаче справок о перечислениях на граждан страховых взносов в систему обязательного пенсионного страхования, следовательно, представленная истцом справка, подтверждающая факт перечисления взносов за весь спорный период, в соответствии с ч.ч. 1, 3 и 5 ст. 67 ГПК РФ является допустимым и относимым доказательством, отвечающем требованиям достоверности.

Таким образом, период работы истца в Республике Казахстан с 01.01.2001г. по 30.11.2004г. в ГККП «Детская городская клиническая больница № 1» подлежит включению в трудовой стаж.

Согласно трудовой книжке истца, после переезда на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, приказом №81 от 10.02.2005г. она принята на работу в МУ «Центральная городская больница г. Реутова» на должность рентгенлаборанта, где проработала до 31.12.2010г. (приказ об увольнении от 28.12.2010г. № 2967-к по п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ). Приказом №5-к от 11.01.2011г. принята на работу в ГУЗ г. Москвы «Детская городская поликлиника № 7» на должность рентгенлаборанта, где работает по настоящее время (л.д. 34 – 35).

Таким образом, с учетом включения в трудовой стаж истца периодов работы с 01.01.2001г. по 30.11.2004г. в ГККП «Детская городская клиническая больница № 1», с 10.02.2005г. по 31.12.2010г. в МУ «Центральная городская больница г. Реутова» в должности рентгенлаборанта и с 11.01.2011г. по ноябрь 2018 года (дату обращения в Реутовское управление социальной защиты населения с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты), трудовой стаж истца составит 50 лет 2 месяца 14 дней.

Принимая во внимание данное обстоятельство, вывод суда о наличии у истца права на назначение ежемесячной денежной выплаты является правильным.

Доводы апелляционной жалобы содержащихся в решении суда выводов не опровергают, и основанием к отмене решения суда согласно ст.330 ГПК РФ не являются.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Химкинского городского суда Московской области от 30 января 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи