НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Московского областного суда (Московская область) от 27.07.2020 № 33А-18031/20

Судья: Кобзарева О.А. Дело № 33а-18031/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Курлаевой И.В.,

судей Редченко Е.В., Витрика В.В.,

при помощнике судьи Харламове К.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 27 июля 2020 года апелляционную жалобу Лисицкого М. В. на решение Балашихинского городского суда Московской области от 27 февраля 2020 года по делу по административному исковому заявлению ИФНС России по г. Балашихе Московской области к Лисицкому М. В. о взыскании задолженности по налогам, пени.

Заслушав доклад судьи Курлаевой И.В.,

объяснения Лисицкого М.В., представителя ИФНС России по г. Балашихе – Сергиенко М.В.,

установила:

ИФНС России по г. Балашихе Московской области, с учетом имевшего место уточнения заявленных требований, обратилась в суд с административным иском к Лисицкому М.В. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2015, 2016, 2017 годы в размере <данные изъяты> руб., пени на сумму недоимки по налогу на имущество физически лиц в размере <данные изъяты> руб.; задолженности по транспортному налогу за 2017 год в размере <данные изъяты> руб., пени по транспортному налогу в размере <данные изъяты> руб.; задолженности по земельному налогу за 2015, 2017 годы в размере <данные изъяты><данные изъяты> руб. и пени по земельному налогу в размере <данные изъяты> руб.

Заявленные требования мотивировала тем, что в налоговые периоды 2015, 2016, 2017 годов Лисицкий М.В., как собственник жилого дома и земельного участка, расположенных в г. Балашихе Московской области, являлся плательщиком налога на имущество физических лиц и земельного налога, как собственник транспортных средств – плательщиком транспортного налога. Через личный кабинет налогоплательщика административному ответчику направлялось налоговое уведомление, затем – требование об уплате недоимки и пени; налоговая обязанность в заявленной в иске сумме до настоящего времени не исполнена.

Решением Балашихинского городского суда Московской области от 27 февраля 2020 года административный иск удовлетворен.

В апелляционной жалобе Лисицкий М.В. просит об отмене данного решения как незаконного и необоснованного.

Заслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.

В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу ст. 14 Налогового кодекса РФ транспортный налог относится к региональным налогам и сборам.

В соответствии со ст. 15 НК РФ налог на имущество физических лиц и земельный налог относятся к местным налогам и сборам.

Из материалов дела усматривается, что в налоговые периоды 2015, 2016, 2017 годов Лисицкий М.В. являлся собственником жилого дома с кадастровым номером <данные изъяты> и земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенных в Балашихе Московской области.

Согласно сведениям, поступившим в налоговый орган из органа ГИБДД, в 2017 году на имя Лисицкого М.В. были зарегистрированы транспортные средства: автомобиль «<данные изъяты>

Согласно ч. 1 ст. 30 Налогового кодекса РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.

В силу пунктов 1 и 2 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога и (или) пени является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. При этом объектом налогообложения (ст. 358 НК РФ) признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 363 Кодекса установлено, что уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.

В соответствии со статьей 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Налоговая база по земельному налогу определяется в соответствии со статьей 391 Налогового кодекса РФ в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года являющегося налоговым периодом.

В соответствии со ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

В силу ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Согласно ст. 401 НК РФ 1. Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

2. В целях настоящей главы дома и жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам.

3. Не признается объектом налогообложения имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома.

В соответствии со ст. 402 НК РФ 1. Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.

2. Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.

3. Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

В силу ст. 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В соответствии с положениями ст. 409 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на имущество физических лиц на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Согласно статье 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

В соответствии с п. 4 ст. 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку на основании полученного от него заявления о выдаче налогового уведомления, в том числе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

В силу п. 6 ст. 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении. Одновременно законодатель установил, что налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (ст. 52 НК РФ).

В соответствии со статьей 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

В силу п. 6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Согласно статье 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки; сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах; пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

Из материалов дела следует, что налоговым органом было сформировано и направлено Лисицкому М.В. через личный кабинет налогоплательщика налоговое уведомление № 69342415 от 29.08.2018 года о необходимости уплаты в срок до 03.12.2018 года транспортного налога за 2017 год в размере 5 100,00 руб., земельного налога за 2015, 2017 годы в размере <данные изъяты>,00 руб. и налога на имущество физических лиц за 2015, 2016, 2017 годы в размере <данные изъяты> руб.

Поскольку уплаты налога не последовало, налоговый орган направил в адрес налогоплательщика требование № 72742 по состоянию на 18.12.2018 года об уплате в срок до 10.01.2019 года недоимки и пени.

Выданный мировым судьей 26.04.2019 года судебный приказ о взыскании недоимки и пени отменен 29.05.2019 года в связи с поступившими от ответчика возражениями.

В ходе рассмотрения дела налоговым органом были уточнены заявленные требования в части взыскания транспортного налога, сумма налога по транспортному средству «<данные изъяты> гос.рег.знак <данные изъяты> была снижена на 50%, в связи с имеющейся у административного ответчика льготы, предоставленной ему в соответствии с п. 4 ст. 25 Закона Московской области от 24.11.2004 года № 151/2004-ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области» как инвалиду 3 группы.

При таких данных суд первой инстанции пришел к правильному решению об удовлетворении требований налогового органа о взыскании с Лисицкого М.В. недоимки по транспортному налогу за 2017 год и земельному налогу за 2015, 2017 годы.

Доводы апелляционной жалобы административного ответчика не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта в части взыскания недоимки по транспортному налогу за 2017 год и земельному налогу за 2015, 2017 годы и пени, начисленных на эти суммы недоимок.

Так не может служить основанием к отмене постановленного по делу решения суда довод апеллянта о направлении в адрес административного истца заявлений от 05.07.2019 года и от 27.09.2019 года о ведении переписки на бумажном носителе, поскольку как правильно указал суд первой инстанции указанные обстоятельства возникли после возникновения спорных правоотношений и правого значения для рассматриваемого дела не имели.

Согласно п. 1 ст. 11.2 НК РФ личный кабинет налогоплательщика - информационный ресурс, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и ведение которого осуществляется указанным органом в установленном им порядке. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, личный кабинет налогоплательщика может быть использован для реализации налогоплательщиками и налоговыми органами своих прав и обязанностей, установленных настоящим Кодексом.

В силу пункта 2 указанной выше статьи налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. При этом документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе.

Как было указано выше, в силу положений НК РФ налоговое уведомление и требование об уплате налога может быть передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Согласно пункту 6 Порядка ведения личного кабинета налогоплательщика, утвержденного приказом ФНС России от 22.08.2017 N ММВ-7-17/617@, в личном кабинете налогоплательщика размещаются, в числе прочего, документы (информация), сведения о подлежащих уплате физическим лицом суммах налога, пеней, штрафов, процентов, обязанность по исчислению которых возложена на налоговые органы; иные документы (информация), сведения налоговых органов, предусмотренные законодательством о налогах и сборах и используемых налоговыми органами для реализации своих прав и обязанностей, установленных Кодексом.

В силу пункта 15.1 Порядка доступ к личному кабинету налогоплательщика прекращается в случае выбора физическим лицом в личном кабинете налогоплательщика опции "отказаться от пользования личным кабинетом налогоплательщика".

Из материалов дела следует, что 22.01.2014 года на имя административного ответчика был открыт личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС России в сети "Интернет". Доказательств отказа в установленном порядке от пользования сервисом ни суду первой, ни апелляционной инстанции представлено не было.

Поскольку на момент формирования налогового уведомления и выставления требования административный ответчик был зарегистрирован в личном кабинете налогоплательщика, налоговым органом правомерно в соответствии с приведенными выше положениями ст. ст. 52, 69 НК РФ налоговое уведомление и требование были направлены Лисицкому М.В. через личный кабинет налогоплательщика.

Вместе с тем, в части взыскания с Лисицкого М.В. задолженности по налогу на имущество физических лиц и пени на сумму недоимки по налогу на имущество физических лиц судебная коллегия не может согласиться с обжалуемым судебным актом как вынесенным без учета положений действующего налогового законодательства.

Статьей 407 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрены категории налогоплательщиков, имеющих право на налоговую льготу по налогу, к числу которых не относятся инвалиды III группы инвалидности.

Вместе с тем, необходимо учитывать, что согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 407 Кодекса к категории лиц, имеющих право на налоговую льготу по налогу отнесены пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, в частности статьей 9 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» определено, что право на страховую или социальную пенсию имеют граждане, признанные инвалидами III группы.

Таким образом, налоговые льготы по налогу могут применяться в отношении лиц, признанных инвалидами III группы, в случае, если они одновременно являются пенсионерами, получающими пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, либо относятся ко "льготным" категориям налогоплательщиков, дополнительно установленным муниципальными актами.

В силу ч. 1 ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Поскольку Лисицкий М.В. является пенсионером, получающим пенсию в установленном законом порядке, в связи с наличием статуса инвалида 3 группы, он имеет право на льготу по уплате налога на имущество физических лиц, установленную ст. 407 НК РФ.

Из представленной в материалы дела справки Лисицкий М.В. является инвалидом 3 группы с 2008 года бессрочно.

Таким образом, в налоговые периоды 2015, 2016, 2017 годов Лисицкий М.В. имел право на налоговую льготу в силу пп. 10 п. 1 ст. 407 НК РФ имел право на налоговую льготу в отношении объекта налогообложения – жилого дома, расположенного в г. Балашихе Московской области.

При этом, судебная коллегия отмечает, что доказательств того, что Лисицкий М.В. воспользовался свои правом на указанную налоговую льготу в отношении иного объекта налогообложения в материалы дела административным истцом представлено не было.

В соответствии со ст. 5.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральный реестр инвалидов является федеральной государственной информационной системой и ведется в целях учета сведений об инвалидах, в том числе о детях-инвалидах, включая сведения о группе инвалидности, об ограничениях жизнедеятельности, о нарушенных функциях организма и степени утраты профессиональной трудоспособности инвалида, о проводимых реабилитационных или абилитационных мероприятиях, производимых инвалиду денежных выплатах и об иных мерах социальной защиты, а также в целях использования содержащихся в нем сведений, необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг, и в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Оператором федерального реестра инвалидов является Пенсионный фонд Российской Федерации.

В силу п. 9.4 ст. 85 НК РФ Пенсионный фонд Российской Федерации обязан сообщать в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, следующие сведения: о лицах, в отношении которых органами Пенсионного фонда Российской Федерации приняты решения о назначении пенсии, прекращении выплаты пенсии, о лицах, соответствующих условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года, а также о лицах, сведения о которых внесены в федеральный реестр инвалидов, ежегодно до 1 марта года, следующего за годом, за который представляются указанные сведения.

Таким образом, налоговый орган в порядке ст. 85 НК РФ не был лишен возможности получения соответствующих сведений, подтверждающих наличие у ответчика права на льготы по уплате земельного налога и налога на имущество физических лиц.

Доказательств отсутствия поступления из Пенсионного фонда соответствующих сведений в отношении административного ответчика стороной административного истца представлено не было.

Указанные обстоятельства судом первой инстанции учтены не были.

Поскольку, административный ответчик освобожден от уплаты налога на имущество физических лиц в связи с имеющейся у него льготой, не подлежат взысканию начисленные в порядке ст. 75 НК РФ на сумму недоимки пени.

При таких данных постановленное по делу решение в указанной части нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением в этой части нового решения об отклонении административного иска ИФНС России по г. Балашихе Московской области о взыскании с Лисицкого М.В. задолженности и пени по налогу на имущество физических лиц за 2015, 2016, 2017 годы.

Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Балашихинского городского суда Московской области от 27 февраля 2020 года отменить в части взыскания с Лисицкого М.В. налога на имущество физических лиц за 2015-2017 годы и пени.

Постановить в указанной части новое решение, которым в удовлетворении административного иска ИФНС России по г. Балашихе Московской области к Лисицкому М.В. о взыскании налога на имущество физических лиц за 2015, 2016, 2017 годы и пени на сумму недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2015, 2016, 2017 годы – отказать.

В остальной части решение Балашихинского городского суда Московской области от 27 февраля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Лисицкого М.В. – без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи