НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Московского областного суда (Московская область) от 27.07.2016 № 33А-20398/2016

Судья Юсупов А.Н. Дело № 33а-20398/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Терещенко А.А.,

судей Чиченевой Н.А., Редченко Е.В.,

при секретаре Аррыковой Л.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 27 июля 2016 года апелляционную жалобу Волковой Н. Е. на решение Ногинского городского суда Московской области от 15 февраля 2016 года по делу по административному иску ИФНС России по городу Ногинску Московской области к Волковой Н. Е. о взыскании задолженности по налогу на имущество и транспортному налогу,

заслушав доклад судьи Чиченевой Н.А.,

объяснения представителя Волковой Н.Е. – Шалаева О.Н.,

установила:

ИФНС России по <данные изъяты> обратилась в суд с административным иском к Волковой Н.Е. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2013 год в размере <данные изъяты> руб., по транспортному налогу за 2013 год в размере <данные изъяты> руб. и пени по транспортному налогу в сумме <данные изъяты> руб., указав, что административный ответчик в установленный срок не исполнила свою обязанность по уплате налогов.

В судебном заседании представитель административного истца Герасимов В.Г. поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представитель административного ответчика Шалаев О.Н. иск не признал.

Решением Ногинского городского суда Московской области от 15 февраля 2016 года исковые требования ИФНС России по г. Ногинску Московской области удовлетворены.

В апелляционной жалобе административный ответчик Волкова Н.Е. просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции Волкова Н.Е., представитель ИФНС России по г. Ногинску Московской области не явились.

В соответствии с положениями части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в установленном законом порядке.

Выслушав объяснения представителя Волковой Н.Е. – Шалаева О.Н., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.

Статьей 57 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно статье 356 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом, законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных НК РФ.

В силу статьи 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии со статьей 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

Пунктом 1 статьи 362 НК РФ установлено, что сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Согласно части 2 статьи 2 Закона Московской области от 16 ноября 2002 года № 129/2002-ОЗ «О транспортном налоге в Московской области» налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают платежи по налогу не позднее 10 ноября года, следующего за налоговым периодом.

Налоговые ставки установлены в статье 1 Закона.

Согласно пункту 2 статьи 15 НК РФ налог на имущество физических лиц относится к местным налогам и сборам.

Налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1 статьи 399 НК РФ).

Согласно статье 400 НК РФ и пункту 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

В силу статьи 401 НК РФ и статьи 2 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» объектом налогообложения являются следующие виды имущества: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи, иное строение, помещение и сооружение, доля в праве общей собственности на указанное имущество.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения в следующих пределах: до 0,1 процента (включительно) - при суммарной инвентаризационной стоимости до 300 000 руб. (включительно); свыше 0,1 до 0,3 процента (включительно) - при суммарной инвентаризационной стоимости свыше 300 000 руб. до 500 000 руб. (включительно); свыше 0,3 до 2,0 процента (включительно) - при суммарной инвентаризационной стоимости свыше 500 000 руб.

Кроме того, представительным органам местного самоуправления было предоставлено право определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, умноженной на коэффициент-дефлятор, и типа использования объекта налогообложения.

Согласно положениям статьи 5 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» исчисление налогов производится налоговыми органами (пункт 1).

Налог исчисляется ежегодно на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта, с учетом коэффициента-дефлятора. За имущество, признаваемое объектом налогообложения, находящееся в общей долевой собственности нескольких собственников, налог уплачивается каждым из собственников соразмерно их доле в этом имуществе (пункт 2).

Согласно пункту 1 статьи 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (пункт 4 статьи 75 НК РФ).

В силу статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога возникает, изменяется при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.

В соответствии с пунктом 4 статьи 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Статьей 52 НК РФ предусмотрено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, налоговый орган не позднее 30 дней до наступления срока платежа направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Налоговое уведомление считается полученным по истечение шести дней с даты направления заказного письма.

Согласно пункту 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

В силу пункта 6 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Из материалов дела усматривается, что в налоговый период 2013 года (12 месяцев) административный ответчик Волкова Н.Е. являлась собственником 1/18 доли квартиры по адресу: <данные изъяты>, кадастровый <данные изъяты> (л.д. 21).

Таким образом, Волкова Н.Е. в соответствии с Законом РФ от 9 декабря 1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» является плательщиком налога на имущество физических лиц.

Кроме того, Волкова Н.Е. является плательщиком транспортного налога, поскольку в 2013 году (12 месяцев) на нее было зарегистрировано транспортное средство - автомобиль легковой, <данные изъяты>, мощность двигателя 280 л.с., государственный регистрационный знак <данные изъяты> (л.д. 19).

5 сентября 2014 года в адрес Волковой Н.Е. заказным письмом было направлено налоговое уведомление <данные изъяты>, в котором предлагалось уплатить транспортный налог за 2013 год в сумме <данные изъяты> руб. в срок до 10 ноября 2014 года и налог на имущество физических лиц за 2013 год в сумме <данные изъяты> руб. в срок до 5 ноября 2014 года (л.д. 10-11).

Поскольку Волкова Н.Е. не исполнила обязанность по уплате налогов, 2 декабря 2014 года в ее адрес заказным письмом было направлено требование от 25 ноября 2014 года <данные изъяты> об уплате транспортного налога за 2013 год в сумме <данные изъяты> руб., пени по транспортному налогу в сумме <данные изъяты> руб., налога на имущество физических лиц за 2013 год в сумме <данные изъяты> руб.; срок исполнения требования - до 22 января 2015 года (л.д. 12-13).

Расчет налогов (л.д. 20, 22) и пени (л.д. 17) проверен судом и признан правильным.

В связи с неисполнением ответчиком своих налоговых обязательств ИФНС России по г. Ногинску Московской области 25 марта 2015 года, то есть в установленный статьей 48 НК РФ срок, обратилась к мировому судье судебного участка № 144 Ногинского судебного района Московской области с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении должника Волковой Н.Е. (л.д. 15-17).

27 марта 2015 года мировым судьей 144 судебного участка был вынесен судебный приказ, который определением мирового судьи от 20 апреля 2015 года отменен в связи с поступившими от ответчика Волковой Н.Е. возражениями (л.д. 18).

Указанное определение получено инспекцией 13 мая 2015 года.

29 октября 2015 года, то есть также в установленный статьей 48 НК РФ срок, налоговый орган обратился в суд с настоящим административным иском.

Поскольку доказательств уплаты транспортного налога и налога на имущество физических лиц за 2013 год, а также пени административным ответчиком не представлено; уведомление и требование об уплате налогов и пени ей направлялись, в связи с чем Волкова Н.Е. считается уведомленной о наличии у неё задолженности, а неисполнение административным ответчиком обязанности в установленный срок является основанием для взыскания с неё пени за несвоевременную уплату налогов, суд правомерно удовлетворил заявленные ИФНС России по г. Ногинску Московской области требования.

Доводы апелляционной жалобы Волковой Н.Е. о том, что она как инвалид второй группы, имеющий на иждивении ребенка – инвалида с детства, 1995 года рождения, подлежит освобождению от уплаты транспортного налога и налога на имущество физических лиц, судебная коллегия признает несостоятельными по следующим основаниям.

Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено освобождение от уплаты транспортного налога в отношении легковых автомобилей, специально оборудованных для использования инвалидами, а также автомобилей легковых с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученных (приобретенных) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке (подпункт 2 пункта 2 статьи 358 НК РФ).

Законами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены дополнительные основания для освобождения от транспортного налога.

Так, согласно положениям статьи 25 Закона Московской области от 24 ноября 2004 года № 151/2004-ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области» в целях настоящего Закона налоговые льготы, предусмотренные настоящей статьей, установлены для лиц, на которых распространяется действие Закона Российской Федерации от 15 января 1993 года № 4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы», Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Действие настоящей статьи не распространяется на лиц, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, полученные (приобретенные) ими через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке (пункт 1).

В целях настоящей статьи транспортными средствами признаются автомобили легковые с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил (до 110,33 кВт) включительно, мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя до 50 лошадиных сил (до 36,8 кВт) включительно (далее в настоящей статье - транспортные средства), являющиеся объектами налогообложения в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (пункт 2).

Лица, на которых распространяется действие Закона Российской Федерации «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы», Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», лица, признанные участниками Великой Отечественной войны в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», лица, признанные инвалидами I-II групп, инвалидами с детства (независимо от группы инвалидности) в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», освобождаются от уплаты транспортного налога, но не более чем по одному транспортному средству за налоговый период (пункт 3).

При наличии у лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, права на получение льгот по нескольким основаниям льгота предоставляется по одному основанию в соответствии с заявлением налогоплательщика (пункт 5).

Право на применение налоговых льгот, установленных настоящей статьей, наступает с даты присвоения лицу (установления) статуса, указанного в пункте 1 настоящей статьи (пункт 6).

Льготы, установленные пунктами 3 и 4 настоящей статьи, предоставляются по заявлению налогоплательщика на основании документа, подтверждающего статус заявителя (пункт 7).

В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» от уплаты налогов на имущество физических лиц освобождаются следующие категории граждан: инвалиды I и II групп, инвалиды с детства.

Органы местного самоуправления имеют право устанавливать налоговые льготы по налогам, установленным настоящим Законом, и основания для их использования налогоплательщиками.

Пунктом 6 решения Совета депутатов муниципального образования «Сельское поселение Буньковское Московской области» от 31 октября 2012 года № 50/44 «Об установлении налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования «Сельское поселение Буньковское Московской области» установлено, что для граждан, имеющих в собственности имущество, являющееся объектом налогообложения на территории сельского поселения Буньковское, льготы, установленные в соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», действуют в полном объеме.

В силу пункта 11 указанного Решения от уплаты налогов на имущество физических лиц освобождены следующие категории граждан:

- граждане, которым присвоено звание «Почетный гражданин муниципального образования «Сельское поселение Буньковское Московской области»;

- многодетные родители, состоящие на учете в отделе социальной защиты населения по месту проживания;

- одинокие родители, имеющие детей до 18 лет включительно, состоящие на учете в отделе социальной защиты населения по месту проживания;

- граждане, входящие в состав добровольной пожарной дружины муниципального образования «Сельское поселение Буньковское Московской области».

Основанием для предоставления налоговых льгот, установленных пунктом 11 настоящего решения, являются документы, подтверждающие принадлежность к указанным льготным категориям, и удостоверение личности (пункт 12 Решения).

В соответствии с пунктом 16 Решения физические лица, имеющие право на налоговую льготу, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы.

Согласно справке серии <данные изъяты><данные изъяты> от 12 мая 2015 года административный ответчик Волкова Н.Е. является инвалидом <данные изъяты>, впервые инвалидность установлена 12 мая 2015 года (л.д. 39).

В дело также представлено пенсионное удостоверение на имя Шалаевой А.О., <данные изъяты> года рождения, которой назначена пенсия по инвалидности <данные изъяты> (л.д. 81).

Вместе с тем, как следует из материалов дела, мощность двигателя принадлежащего Волковой Н.Е. автомобиля <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, составляет 280 л.с., что не соответствует требованиям статьи 25 Закона Московской области от 24 ноября 2004 года № 151/2004-ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области».

Кроме того, в деле отсутствуют доказательства, подтверждающие факт обращения Волковой Н.Е. в налоговый орган с заявлением о предоставлении льгот по уплате налогов с приложением необходимых документов.

При таких данных Волкова Н.Е. не может быть освобождена от уплаты транспортного налога и налога на имущество физических лиц за 2013 год.

Доводы апелляционной жалобы Волковой Н.Е. о неправомерности исчисления транспортного налога исходя из мощности его двигателя, декларируемого иностранным производителем, без учета срока эксплуатации транспортного средства, не основаны на законе и не могут быть приняты во внимание.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 359 НК РФ налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

Мощность двигателя определяется исходя из технической документации на соответствующее транспортное средство и указывается в регистрационных документах (пункт 18 приказа МНС России от 9 апреля 2003 года № БГ-3-21/177 «Об утверждении методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй НК РФ).

В силу положений статьи 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (пункт 1). Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено данной статьей (пункт 2).

Из материалов дела усматривается, что транспортный налог за 2013 год в отношении принадлежащего Волковой Н.Е. автомобиля <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, исчислен налоговым органом исходя из мощности двигателя 280 л.с. (л.д. 10) – согласно сведениям, указанным в регистрационных документах транспортного средства.

Доказательства, подтверждающие, что в указанные документы в установленном законом порядке внесены изменения, касающиеся мощности двигателя автомобиля, ответчик суду не представила.

Правовых оснований для назначения по настоящему делу судебной экспертизы с целью определения реальной мощности двигателя принадлежащего Волковой Н.Е. автомобиля не имеется, поскольку предметом спора является взыскание обязательных платежей и санкций, а не внесение изменений в регистрационные документы транспортного средства.

Иные доводы апелляционной жалобы Волковой Н.Е. также не опровергают законность обжалуемого судебного акта и не могут повлечь его отмену.

Руководствуясь статьями 177, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ногинского городского суда Московской области от 15 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Волковой Н. Е. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: