НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Московского областного суда (Московская область) от 27.05.2020 № 33-8591/20

Судья Василевич В.Л. Дело № 33-8591/2020

50RS0049-01-2019-005662-72

2-4132/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего судьи Немовой Т.А.,

судей Мизюлина Е.В., Гулиной Е.М.,

при помощнике судьи Цыбульской Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 27 мая 2020 года апелляционную жалобу М.С.О. на решение Чеховского городского суда Московской области от 04 декабря 2019 года по делу № 33-8591/2020

по иску М.С,О. к Государственному учреждению -Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации № 33 по г.Москве и Московской области о признании незаконным решения, включении периода работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости,

заслушав доклад судьи Мизюлина Е.В.,

объяснения представителя истца,

УСТАНОВИЛА:

Мелешко С.О. обратилась в суд с иском к ГУ-ГУ ПФР №33 по Москве и Московской области о признании незаконным решения ГУ - УПФР № 33 по г.Москве и Московской области <данные изъяты> от 10.09.2019 г. об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости; обязании включить в специальный стаж период работы с 03.11.1995 г. по 31.05.2012 г. в должности телефониста междугородной телефонной связи войсковой части 25801; обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости, с момента достижения возраста 50 лет, с 11.09.2019 г.; взыскании с ответчика расходов по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей и расходов по оплате услуг представителя в размере 20 000 рублей.

Исковые требования истец мотивировала тем, что 05.09.2019 года обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости. Решением комиссии ответчика от 10.09.2019 года ей в назначении досрочной пенсии отказано. Не принят в специальный стаж спорный период работы. Истец считает незаконным отказ во включении в специальный стаж спорного периода работы и отказ в назначении пенсии.

Решением суда в удовлетворении иска отказано.

Не согласившись с решением суда, истцом подана апелляционная жалоба, просила решение отменить, иск удовлетворить.

В судебное заседание не явился истец и представитель ответчика, извещены надлежащим образом (л.д.172-174), от представителя ответчика поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.175-178).

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя истца, судебная коллегия считает незаконным решение суда, как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.

Решение суда должно быть законным и обоснованным (ч.1 ст. 195 ГПК РФ).

Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

В соответствии с п.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 23 от 19 декабря 2003 года «О судебном решении» решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Настоящее решение суда первой инстанции требованиям закона не соответствует.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (п.2 ст.30 ФЗ № 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (п.3 ст.30 ФЗ № 400-ФЗ).

В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).

Согласно подп. «б» п.1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N665 при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда: Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение"; Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.

Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10, разделом XXIX «Связь» предусмотрены «телефонисты междугородной телефонной связи, постоянно, работающие с микротелефонной гарнитурой на международных, заказных, справочных коммутаторах и на переговорных пунктах с круглосуточным действием, телефонистам связи городских телефонных станций емкостью 300 номеров и выше, а также телефонистам справочной службы городской телефонной сети (код 23100000-19093).

Как установлено судом, 05.09.2019 года истица обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости.

Решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 33 по г. Москве и Московской области №190000103254/1619580/19 от 10.09.2019 года Мелешко С.О. отказано в назначении досрочной пенсии по старости из-за отсутствия необходимого специального стажа. По данным ответчика на момент подачи заявления в Пенсионный фонд, специальный страховой стаж истицы, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости по Списку № 2, составил 00 лет 00 месяцев 00 дней. В специальный стаж не был засчитаны период с 03.11.1995г. по 31.05.2012г. — в должности телефониста междугородной телефонной связи Войсковой части 64035 (10926, 25801-7), так как, согласно должностной инструкции телефонист междугородной телефонной станции войсковой части 25801-А отвечает за высококачественное обеспечение телефонных переговоров Командования, руководящего состава Министерства Обороны и Генерального штаба (войсковая часть 25 801-А) и не осуществляет деятельности по возмездному оказанию услуг связи населению в понимании ФЗ-126 «О связи» от 07.07.2003г., созданы для оказания услуг электросвязи ограниченному кругу пользователей для обеспечения производственной деятельности организации (ведомства).

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж истца спорного периода работы, суд первой инстанции исходил из того, что представленные в материалы дела доказательства не подтверждают работу истицы в спорный период времени в течение полного рабочего дня, предусмотренного Списком №2, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10. Кроме того, суд указал, что занятость телефонистов на обслуживании выделенных и ведомственных (технологических) сетей организаций (ведомств) права на пенсионные льготы не дает. Сведений о наличии в войсковой части, в которой работала истица, выделенных линий для предоставления услуг связи городскому населению на коммерческой основе не установлено. Представленные истцом письменные доказательства (трудовая книжка, архивные справки) также не подтверждают факт выполнения истцом в спорные периоды работы, предусмотренной соответствующим Списком №2 от 26.01.1991 года, поскольку все представленные истцом доказательства содержат сведения о работе ее в должности "телефонистки", без указания круглосуточной специфики работы и емкости телефонных станций. Каких-либо сведений относительно технических характеристик самого узла связи, в материалах дела также не представлено.

Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, также выводы суда не подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами. Кроме того, судом не применены нормы закона, подлежащие применению к спорным правоотношениям.

Как следует из трудовой книжки истицы, она 19.09.1995 года принята в войсковую часть 64035 на должность телефониста МТС - ученицей, 03.11.1995 года установлен 3 класс 2 разряда телефониста МТС, 01.04.1997 года установлен 3 разряд 2 класса, 01.10.1997 года установлен 4 разряд 1 класса телефониста МТС. 31.12.2003 года уволена в связи с переводом на работу в в/ч 10926. 01.01.2004 года истица принята в в/ч 10926 на должность телефониста ТГТС 1 класса 4 разряда, в/ч 10926. 01.01.2011 года переформирована в в/ч 25801-7. 31.05.2012 года истица уволена по собственному желанию.

Из архивных справок ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны РФ» № 2/П-30956 от 02.08.2019 и № 4/П-30955 от 08.08.2019, имеющихся в материалах пенсионного дела, следует, что в документах архивного фонда имеются следующие сведения:

«В приказе командира войсковой части 64035 № 184 от 19 сентября 1995 г. (г. Чехов-3) значится:«...§15. Принять на работу с 19 сентября с.г. М.С,О. на должность телефониста междугородной телефонной связи -ученицей в 6 отдел ТТЦ с окладом 60000 рублей плюс премия по положению. Стажа для выплаты процентной надбавки за выслугу лет нет».

В деле с личными карточками гражданского персонала (формы Т-2) войсковой части 64035 за 2001-2003 гг. имеется карточка М.С,О.. 10 сентября 1969 года рождения, в которой значится: «...В графе «Ш. Назначения и перемещения: 19.09.1995 года телефонист МТС — ученица, 03.11.1995 года 2 разряд 3 класс, 04.01.1997 года 3 разряд 2 класс, 01.10.1997 года 4 разряд 1 класс. Уволена 31.12.03 г. переводом в в/ч 10926 на оси. Дир. МО РФ Д-62 591.от 12.09.03 г., п. 5 ст. 77 тк. Пр. № 256 от 31.12.03 г.».

В вышеуказанном документе сведений о предоставлении М.С,О. отпусков без сохранения заработной платы, учебных отпусков, декретных отпусков и отпусков по уходу за ребенком, а так же об убытии на курсы повышения квалификации не имеется.

Табели учета рабочего времени гражданского персонала имеют непродолжительный срок хранения и на хранение в архивы не сдаются».

«В приказе командира войсковой части 10926 № 2 от 1 января 2004 г. значится: «...§549. С 1 января 2004 г. принять переводом из в/ч 64035 на работу в в/ч 10926 в связи с переформированием частей на основании директивы МО РФ Д-62 от 12 сентября 2003 года нижепоименованный гражданский персонал:.. .163. М.С,О. на должность телефониста МГТС 6 отдела, штатный № 232, с установлением 1 класса 4 разряда ЕТС, с окладом 1230 рублей, плюс 30% за условия труда, плюс 20% согласно приказу МО РФ п. 440-94 (Б-12/1623 от 28 августа 1995 года), плюс премия по положению. Стаж для выплаты процентной надбавки за выслугу лет - 8 лет 3 месяца 12 дней».

В приказе командира войсковой части 10926 № 164 от 31 августа 2005 г. значится: «...§3. Предоставить частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребёнком до 1,5 лет с 4 сентября 2005 года по 7 декабря 2006 года телефонисту МГТС 6 отдела центра 2П-300 Мелешко Светлане Олеговне».

В приказе командира войсковой части 10926 № 235 от 07 декабря 2006 г. значится: «...§9. М.С,О., телефонисту МГТС 6 отдела центра 2П-300, предоставить отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком до 3 лет с 8 декабря 2006 года по 7 июня 2008 года».

В приказе командира войсковой части 10926 № 78 от 25 апреля 2008 г. значится: «...§9. С 24 апреля 2008 года считать приступившей к работе после отпуска по уходу за ребёнком до 3 лет телефониста МГТС 6 отдела центра 2П-300 М.С,О.. Установить 50% за секретность и 31% ЕПН»».

Войсковая часть 64035 была реорганизована в войсковую часть 10926 в соответствии с директивой Министерства Обороны РФ Д-62 от 12.09.2003г. Отчетность в Пенсионный Фонд сдается под регистрационным номером 060-051- 000128 (1997-2009гг). Войсковая часть 10926 реорганизована в Филиал в/ч 10926 ФБУ — Управления Московского военного округа на основании приказа Министра обороны РФ от 08.07.2010г. №858 и отчетность в Пенсионный Фонд сдается под регистрационным номером 060-051-007352 (2010 год).

Согласно Приказа Начальника ФБУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по г. Москве и Московской области» от 25.12.2010г. №1 Филиал в/ч 10926 ФБУ - Управления Московского военного округа состоит на финансовом обеспечении в Филиале №1 ФБУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по г. Москве и Московской области» и отчетность в Пенсионный Фонд сдается под регистрационным номером 087-216-003672 (2011 год).

В исполнении Указа Президента РФ от 27.11.2010г. №1488сс и Директивы НГШ ВС РФ №314/9/01042 от 29.11.2010 г Филиал войсковая часть 10926 ФБУ — Управления Московского военного округа расформирована и переформирована в войсковую часть 25 801-А. Отчетность в Пенсионный Фонд с 2012 года сдается под регистрационным номером 087-104-047503.

В Акте камеральной проверки №140(к) Управления указано, что согласно должностной инструкции телефонист междугородной телефонной станции войсковой части 25 801-А отвечает за высококачественное обеспечение телефонных переговоров Командования, руководящего состава Министерства Обороны и Генерального штаба.

Войсковая часть 25801-А входит в состав войск связи, которые предназначены для обеспечения управления войсками во всех видах их боевой деятельности. Одной из основных задач войск связи в целом и войсковой части 25801-А в частности является обеспечение телефонной связи в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Войсковая часть 25 801-А не осуществляет деятельность по возмездному оказанию услуг связи населению в понимании ФЗ-126 «О связи» от 07.07.2003г., создана для оказания услуг электросвязи ограниченному кругу пользователей для обеспечения производственной деятельности организации (ведомства).

Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (часть 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Аналогичные положения содержатся в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н.

Из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.

По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п.2 ч.1 ст. 330 ГПК РФ, а также с учетом разъяснений в п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 года №13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующим правоотношения в суде апелляционной инстанции» в судебном заседании 16.03.2020 г. судебная коллегия определила юридически значимые обстоятельства по делу и предложила ответчику представить выписку из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (истца).

В суде апелляционной инстанции 20.05.2020 года приобщена в качестве дополнительного доказательства выписка из лицевого счета застрахованного лица (истца) по состоянию на 21.04.2020 года (л.д.147-154), из которой следует, истица застрахована в системе обязательного пенсионного страхования 17.12.1997 года. Также в выписке указывается, что работодатели истца, первоначально войсковая часть 64035, в последствие войсковая часть 10926, в разделе особые условия труда указывают код льготы истицы — ЗП12Б, 23100000-19093, начиная с 19.09.1995 года по 03.09.2005 года, с 24.04.2008 года по 31.10.2010 года, с 01.01.2012 года по 31.05.2012 года.

Указанный код льготы соответствует Списку N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденному Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10, разделом XXIX «Связь» - «телефонисты междугородной телефонной связи, постоянно, работающие с микротелефонной гарнитурой на международных, заказных, справочных коммутаторах и на переговорных пунктах с круглосуточным действием, телефонистам связи городских телефонных станций емкостью 300 номеров и выше, а также телефонистам справочной службы городской телефонной сети (код 23100000-19093).

Таким образом, работодатели истца предоставляли в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации о работающем у него застрахованном лице (истце) в вышеуказанные периоды сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, а Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 8.1 названного закона осуществлял внесение указанных сведений в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица (истца) за спорный период.

Тем самым, работодатели истца в спорные периоды с 03.11.1995 года по 03.09.2005 года, с 24.04.2008 года по 31.10.2010 года, с 01.01.2012 года по 31.05.2012 года подтверждают работу истицы в установленном законом порядке, как работу, дающую право на включение в специальный стаж.

Ответчиком в силу ст.56 ГПК РФ не представлены в материалы дела доказательства, что вышеуказанные сведения относительно спорного периода работы истца являются недостоверными.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что в материалах дела имеется документальное подтверждение работы истицы в спорные периоды с 03.11.1995 года по 03.09.2005 года, с 24.04.2008 года по 31.10.2010 года, с 01.01.2012 года по 31.05.2012 года в должности телефониста междугородней телефонной связи войсковой части 64035, 10926, 25801-7 по Списку №2, утвержденному Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10, который дает право на пенсию по п.2 ч.1 ст.30 ФЗ от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Судебная коллегия считает неправильными выводы суда о том что, так как Войсковая часть 25801-А не осуществляет деятельность по возмездному оказанию услуг связи населению в понимании ФЗ-126 «О связи» от 07.07.2003г., создана для оказания услуг электросвязи ограниченному кругу пользователей для обеспечения производственной деятельности организации (ведомства), в связи с чем правом на досрочное пенсионное обеспечение пользуются только телефонисты всех организаций, которые заняты в сетях общего пользования, поскольку нормы указанного закона не регулируют вопросы пенсионного обеспечения, а Список №2 от 26.01.1991 года не разделяет работу телефонистов междугородной телефонной связи на работу в сетях общего пользования или в сетях ведомственного пользования.

Вместе с тем, не подлежит включению в специальный стаж период работы 01.01.2011 года по 31.12.2011 года, поскольку работодатель истца в выписке из лицевого счета застрахованного лица не указывает код льготы, тем самым, не подтверждая работу истицы по Списку №2 от 26.01.1991 года.

Кроме того, не подлежит включению в специальный стаж период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком с 04.09.2005 года по 23.04.2008 года, поскольку работодатель не указывает данный период, как дающий право на включение в специальный стаж, а также исходя из следующего.

До введения в действие Закона Российской Федерации от 25.09.1992 N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.1981 "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22.05.1990 N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15.07.1970. При этом статья 71 Основ изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

С принятием Закона Российской Федерации от 25.09.1992 N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

В пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25.09.1992 N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).

Таким образом, оснований для включения периода нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком с 04.09.2005 года по 23.04.2008 года не имеется, поскольку действовавшими нормативно правовыми актами период отпуска по уходу за ребенком с 06.10.1992 года перестал включаться в специальный стаж.

Поскольку с учетом включенных судом апелляционной инстанции периодов работы у истицы на дату наступления 50 лет 10.09.2019 года имеется более 10 лет специального стажа, то с учетом заявленных требований имеются основания для обязания ответчика назначить истице досрочную страховую пенсию по старости с 11.09.2019 года.

Подлежат частичному удовлетворению требования истца о взыскании понесенных ею по делу судебных расходов по оплате государственной пошлины при подачи иска в суд и расходов по оплате услуг представителя, по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Согласно ст.94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся расходы на оплату услуг представителя, которые взыскиваются в соответствии с ч.1 ст. 100 ГПК РФ в разумных пределах как другие, признанные судом необходимыми расходы.

В силу положений 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Из материалов дела следует, между истцом и индивидуальным предпринимателем Пушной В.В. заключен договор на оказание юридических услуг от 07.10.2019 г., согласно которому истцу оказаны следующие услуги, в том числе, подготовить исковое заявление, участвовать в судебных заседаниях. Стоимость услуг по договору составила 20 000 рублей (л.д.21-22).

Согласно платежного поручения от 16.10.2019 года истец перечислила денежные средства Пушной В.В. в размере 20 000 руб. (л.д. 24).

Представитель истца по доверенности Пушная В.В. представляла её интересы в судебном заседании 04.12.2019 года в Чеховском городском суде.

Судебная коллегия считает, что исходя из разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 года №1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», учитывая объем выполненных работ представителем истца, в том числе, участие представителя истца в суде первой инстанции в одном судебном заседании, подготовка искового заявления, а также учитывая категорию спора, возражения ответчика о взысканию судебных расходов, в том числе, учитывая, что требования истца частично удовлетворены, учитывая принцип разумности и справедливости, судебная коллегия считает возможным определить размер суммы понесенных истцом судебных расходов, подлежащих взысканию,10 000 руб.

Также, в силу ст.98 ГПК РФ судебная коллегия взыскивает с ответчика в пользу истца уплаченную ею государственную пошлину при подачи иска в суд в размере 300 рублей, которая подтверждается документально (л.д. 2).

Руководствуясь ст.ст.199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Чеховского городского суда Московской области от 04 декабря 2019 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Обязать Государственное учреждение – Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации №33 по Москве и Московской области включить в специальный стаж М.С,О. периоды работы с 03.11.1995 года по 03.09.2005 года, с 24.04.2008 года по 31.10.2010 года, с 01.01.2012 года по 31.05.2012 года в должности телефониста междугородной телефонной связи войсковой части 25801; назначить досрочную страховую пенсию по старости с 11.09.2019 г.

Взыскать с Государственного учреждения – Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации №33 по Москве и Московской области в пользу М.С,О. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей и расходы по оплате услуг представителя в размере 10 000 рублей.

Отказать в удовлетворении исковых требований М.С,О. об обязании Государственное учреждение – Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации №33 по Москве и Московской области включить в специальный стаж период по уходу за ребенком с 04.09.2005 года по 23.04.2008 года, период работы 01.01.2011 года по 31.12.2011 года в должности телефониста междугородной телефонной связи войсковой части 25801, взыскании расходов на услуги представителя, превышающие 10 000 рублей.

Апелляционную жалобу М.С,О. удовлетворить частично.

Председательствующий

Судьи