НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Московского областного суда (Московская область) от 27.04.2022 № 33-13204/2022

Судья Родина Т.Б. Дело 33-13204/2022

50RS0016-01-2021-006365-35

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего судьи Гарновой Л.П.,

судей Мизюлина Е.В., Папша С.И.,

при секретаре Осипян А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 27 апреля 2022 года апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области на решение Королёвского городского суда Московской области от 20 января 2022 года по гражданскому делу

по иску Прокурора г. Королев Московской области в интересах ФИО к Министерству социального развития Московской области о признании отказа в оплате компенсации по проездному документу к месту лечения и обратно незаконным, обязании произвести компенсацию,

заслушав доклад судьи Мизюлина Е.В.,

объяснения представителя ответчика, помощника прокурора Московского областного суда Козловой О.А.,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор г. Королев Московской области обратился в суд в интересах инвалида 3 группы ФИО. к Министерству социального развития Московской области о признании незаконным решения об отказе в выплате компенсации за проезд, обязании произвести выплату компенсации за проезд.

Исковые требования мотивировал тем, что ФИО является инвалидом 3 группы бессрочно и ему 23.03.2021 г. была выделена бесплатная санаторно-курортная путевка в АО «Пансионат «Волна» с 01.04.2021 г.по 18.04.2021г. Согласно справкам АО «Федеральная пассажирская компания» стоимость проездного билета на поезде «Москва – Калининград» составляет 4 578 руб. 10 коп., и «Калининград – Москва» составляет 4 578 руб. 10 коп., общая сумма проезда составляет 9 156 руб. 20 коп. По возвращению из пансионата ответчик не компенсировал ФИО. проезд до места лечения и обратно авиационным транспортом в пределах стоимости железнодорожного проезда, поскольку в соответствии с Порядком компенсации проезда к месту лечения и обратно на авиационном транспорте (экономический класс) федеральным льготникам предоставляется при меньшей стоимости авиаперелета по сравнению со стоимостью проезда железнодорожным транспортом. Данный отказ в компенсации проезда от места жительства инвалида до места лечения и обратно противоречит требованиям действующего законодательства. В связи с изложенным, прокурор просил суд признать незаконным решение об отказе в выплате компенсации за проезд, обязать ответчика произвести выплату компенсации за проезд.

Решением суда признано незаконным решение Министерства социального развития Московской области от 03.06.2021 № 218503 об отказе в выплате ФИО компенсации за проезд по маршруту «Москва – Калининград» от 01.04.2021 и «Калининград – Москва» от 17.04.2021. На Министерство социального развития Московской области возложена обязанность выплатить ФИО компенсацию за проезд по маршруту «Москва – Калининград» отправлением 01.04.2021 и «Калининград – Москва» отправлением 17.04.2021 в размере 9 156 руб. 20 коп.

В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, в иске отказать.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения, судебная коллегия не находит оснований к отмене судебного постановления.

Как установлено судом, ФИО является инвалидом 3 группы бессрочно и ему 23.03.2021 была выделена бесплатная санаторно-курортная путевка в АО «Пансионат «Волна» с 01.04.2021 г. по 18.04.2021г.

Стоимость проездного билета на поезде Москва Калининград и обратно составляет 9 156 руб. 20 коп.

Трашин С.Г. затратил на покупку авиабилета 10 490 руб.

По возвращению из пансионата ответчик не компенсировал ФИО. проезд до места лечения и обратно, поскольку в соответствии с Порядком компенсации проезда к месту лечения и обратно на авиационном транспорте (экономический класс) федеральным льготникам предоставляется при меньшей стоимости авиаперелета по сравнению со стоимостью проезда железнодорожным транспортом.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования истца суд пришел к выводу, что истец является инвалидом и относится к категории граждан, указанных в пункте 4 Порядка, имеет право на получение социальной услуги, предусмотренной пунктом 2 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», в связи с чем, имеет право на компенсацию стоимости проезда на авиационном транспорте в размере стоимости проезда на поезде, при этом указал, что превышение стоимости приобретенного истцом авиабилета стоимости проезда на поезде от места лечения до места жительства не может служить основанием для отказа в компенсации стоимости проезда в пределах стоимости железнодорожного билета.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку, они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.

Согласно ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды (пункт 8 статьи 6.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).

Исходя из положений ст. 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 1.1), бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (пункт 2).

Постановлением Правительства Московской области от 26.01.2011 № 61/2 «Об оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, включающего предоставление при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатный проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно» утвержден «Порядок предоставления отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородномтранспорте к месту лечения и обратно».

В силу пункта 31 Порядка категории граждан, указанные в пункте 4 Порядка, при наличии права на получение социальной услуги, предусмотренной пунктом 2 части 1 статьи 6.2 Федерального закона, обеспечиваются бесплатным проездом к месту лечения и обратно по путевкам, выданным в соответствии с Порядком, по путевкам, предоставленным Министерством здравоохранения Московской области в санаторно-курортные организации, находящиеся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации и Федерального медико-биологического агентства, а также к месту лечения и обратно при наличии медицинских показаний на железнодорожном транспорте пригородного сообщения, а также на следующих видах междугородного транспорта:

на железнодорожном транспорте (поезда всех категорий, в том числе фирменные поезда в случаях, когда возможность проезда к месту лечения и обратно в поездах других категорий отсутствует, вагоны всех категорий, за исключением спальных вагонов с двухместными купе и вагонов повышенной комфортности);

на авиационном транспорте (экономический класс) при отсутствии железнодорожного сообщения, либо при меньшей стоимости авиаперелета по сравнению со стоимостью проезда железнодорожным транспортом на условиях, установленных абзацем вторым настоящего пункта, либо при наличии у инвалида, в том числе ребенка-инвалида, заболевания или травмы спинного мозга.

В соответствии с пунктом 48 Порядка при проезде гражданина за счет собственных средств к месту лечения и обратно ему выплачивается компенсация стоимости проездных документов (билетов) до места лечения и обратно, подтвержденная проездными документами (билетами) в случае, если использовались виды транспорта, указанные в пункте 31 Порядка.

В случае если представленные гражданином документы подтверждают произведенные расходы на оплату проезда по более высокой категории проезда, чем установлено пунктом 31 Порядка, компенсация стоимости проездных документов (билетов) до места лечения и обратно производится на основании справки о стоимости проезда по состоянию на дату проезда по категории проезда, установленной пунктом 31 Порядка, выданной транспортной организацией, осуществляющей перевозку, или ее уполномоченным агентом (абзац 2 пункта 48 Правил).

Пунктом 57 Порядка предусмотрены основаниями для отказа в выплате компенсации стоимости проездных документов (билетов) до места лечения и обратно.

Как следует из материалов дела, ФИО. является инвалидом 3 группы бессрочно, относится к категории граждан, имеющих право на получение социальной помощи в виде набора социальных слуг, в том числе компенсации за проезд к месту лечения и обратно.

ФИО затратил на покупку авиабилета 10 490 руб.

Взыскивая компенсацию за проезд до места лечения и обратно авиационным транспортом, в размере не превышающем размер стоимости проезда на поезде (9 156 руб. 20 коп.), суд первой инстанции правильно исходил из того, что возмещение расходов на проезд гарантирует предусмотренное законом право истца на бесплатный проезд в пределах установленных лимитов, с другой - не влечет необоснованного расходования бюджетных средств, поскольку компенсация стоимости проезда железнодорожным транспортом предусмотрена и возмещение расходов могло быть ответчиком компенсировано в размере стоимости железнодорожного билета.

Таким образом, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, применен закон, подлежащий применению по спорным правоотношением, в соответствии со ст. 67 ГПК РФ представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.

С учетом приведенных обстоятельств, постановленное по делу решение суда следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены в силу ст. 330 ГПК РФ по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Королёвского городского суда Московской области от 20 января 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области – без удовлетворения.

Апелляционное определение составлено в окончательной форме 04.05.2022 года.

Председательствующий

Судьи