НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Московского областного суда (Московская область) от 26.10.2016 № 33-27644/2016

Судья: Иоффе Н.Е. дело № 33- 27644/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи Кирщиной И.П.,

судей Галановой С.Б., Першиной С.В.,

при секретаре Кузнечиковой И.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 26 октября 2016 года апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области на решение Клинского городского суда Московской области от 29 июля 2016 года по гражданскому делу по иску ФИО1 к Министерству имущественных отношений Московской области о признании незаконным решения об отказе в согласовании проекта постановления Администрации Клинского муниципального района о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, обязании принять решение о согласовании проекта постановления Администрации Клинского муниципального района о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка,

заслушав доклад судьи Кирщиной И.П.,

объяснения: представителя Комитета лесного хозяйства Московской области ФИО2 – поддержавшей доводы апелляционной жалобы,

представителя ФИО1 – ФИО3 – возражавшей против апелляционной жалобы,

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству имущественных отношений Московской области и просил признать незаконным и отменить решение, принятое Министерством имущественных отношений Московской области, оформленное Протоколом МВК №25 от 02.07.2015г., об отказе в согласовании, проекта постановления администрации Клинского муниципального района Московской области о предоставлении в собственность бесплатно указанного земельного участка, обязать Министерство имущественных отношений Московской области принять решение о согласовании проекта постановления администрации Клинского муниципального района Московской области о предоставлении в собственность бесплатно вышеуказанного земельного участка в срок 1 месяц со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование иска указал, что он владеет земельным участком, площадью 1366 кв.м, с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель-земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для садоводства, местоположение: <данные изъяты>. Истец обратился в Администрацию Клинского муниципального района с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно данного земельного участка.

Земельный участок сформирован, поставлен на ГКУ, однако 4 июля 2015 года Администрацией Клинского муниципального района дан ответ о том, что Администрацией 15.06.2015 г. был отправлен проект постановления «О предоставлении в собственность без оплаты земельного участка в СНТ «Строитель-1» ФИО1 с исчерпывающим пакетом документов, имеющимся в Администрации Клинского муниципального района, однако решением Межведомственной комиссии по земельно-имущественным отношениям Московской области оформленным Протоколом МВК №25 от 02.07.2015г. отказано в согласовании, в связи с тем, что по информации Комитета лесного хозяйства Московской области границы земельного участка имеют наложения на земли лесного фонда. Администрация Клинского муниципального район указала на невозможность издания постановления.

По мнению истца, решение Минимущества Московской области является необоснованным, поскольку земельный участок №41 был сформирован Администрацией Клинского муниципального района в 2014 году в установленных границах, 16.12.2014 года согласно кадастровому паспорту от 23.12.2014 года участку присвоен кадастровый номер <данные изъяты> каких-либо пересечений и наложений с землями, в т.ч. лесного фонда выявлено не было.

В судебном заседании представитель истца поддержала исковые требования.

Представитель ответчика Министерства имущественных отношений Московской области в судебное заседание неоднократно не явился, надлежаще извещен, возражений по иску не представил.

Представитель Комитета лесного хозяйства Московской области возражал против иска.

Представители третьих лиц, ФГБУ «ФКП «Росреестра» по Московской области, Администрации Клинского муниципального района, СНТ «Строитель-1», в судебное заседание не явились, в заявлениях ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.

Решением суда исковые требования удовлетворены. Признано незаконным и отменено решение Министерства имущественных отношений Московской области, оформленное протоколом МВК №25 от 02.07.2015 г. об отказе в согласовании проекта постановления администрации Клинского муниципального района Московской области о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 1366 кв.м. категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для садоводства, расположенного по адресу: <данные изъяты> на Министерство имущественных отношений Московской области возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос и принять решение о согласовании проекта постановления администрации Клинского муниципального района Московской области о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 1366 кв.м. категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для садоводства, расположенного по адресу : <данные изъяты>

В апелляционной жалобе Комитет лесного хозяйства МО просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся лиц, допросив эксперта, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части по следующим основаниям.

Судом установлено и следует из материалов дела, что решением Исполкома Клинского горсовета от 15.11.1968 года №638 тресту «Мособлстрой» №2 для коллектива садоводов рабочих и служащих «Строитель» под коллективное садоводство отведен земельный участок площадью 3,15 га, находящийся в кВ. 58 Октябрьского лесничества на землях Гослесфонда на трассе ЛЭП-35 кв. Октябрьских сетей Мосэнерго с исключением из состава Гослесфонда с уточнением размера и границ при натурном отводе.

Решением Исполкома Клинского горсовета №549/15от 14 июля 1975 года были утверждены границы землеотвода под коллективное садоводчество СНТ «Строитель 1» после согласования землеотвода Клинским Леспромхозом.

Отвод был вынесен в натуру и тресту «Мособлстрой» №2 выдан Акт на право пользования землей, согласно которому в постоянное пользование отведено 3,15 га, описаны его границы.

Согласно схеме расположения выделенного истцу земельного участка, его внешняя граница находится в одной линии с внешними границами соседних земельных участков членов СНТ.

ФИО1 с 27.08.2000 года является членом СНТ «Строитель-1» и владельцем земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 1366 кв.м, категория земель земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования-для садоводства, расположенного по адресу: <данные изъяты> Ранее данный земельный участок с 1965 года находился в пользовании его отца ФИО4

По сведениям ГКН земельный участок ФИО1 граничит с участками 40 и 42, сведения о которых внесены в ГКН и на них зарегистрировано право собственности ФИО5 и ФИО6, расположенными на одной линии относительно земель лесного фонда (т. 1 л.д. 99).

ФИО1 обратился в Администрацию Клинского муниципального района с заявлением о предоставлении бесплатно в собственность земельного участка.

Постановлением Администрации Клинского муниципального района № 1327 от 19.06.2014 г. утверждена прилагаемая схема расположения на кадастровой карте указанного земельного участка.

Во исполнение Распоряжения Министерства имущественных отношений Московской области от 12.05.2015 г. № 12ВР-712 Администрацией Клинского муниципального района 15.06.2015 г. направлен на согласование в Межведомственную комиссию по земельно-имущественным отношениям Московской области проект постановления «О предоставлении в собственность без оплаты земельного участка в СНТ «Строитель-1» ФИО1 с исчерпывающим пакетом документов, имеющимся в Администрации Клинского муниципального района.

Протоколом МВК №25 от 02.07.2015г. сообщено об отказе в согласовании, проекта в связи с тем, что по информации Комитета лесного хозяйства Московской области границы земельного участка имеют наложения на земли лесного фонда, в связи с чем, Администрация Клинского муниципального район указала на невозможность издания постановления.

Для проверки доводов Комитета лесного хозяйства по делу была проведена землеустроительная и дополнительная землеустроительная экспертизы и согласно экспертному заключению экспертом выявлена некорректность представленных Комитетом лесного хозяйства МО документов, содержащих сведения о местоположении границ 58- го квартала, которые не соответствуют их истинному положению на местности.

Справка о пересечении границ земельных участков с землями лесного фонда, подготовленная с использованием РГИС МО имеет несоответствие площади контура № 1 и контура № 2 координатам, подготовленным с использованием РГИС МО. Площадь контура № 1, по представленным в справке координатам, вычисленная с использованием программного обеспечения меньше на 2,71 кв.м., чем указано в справке, а площадь контура № 2 меньше на 1,01 кв.м., чем указано в справке).

Несмотря выявленные неточности, заявленная представителями Комитета лесного хозяйства МО площадь наложения (пересечения) спорных земельных участков входит в допуск погрешности определения площади 58 -го квартала лесничества (2,1 га).

На схеме № 3 приложения № 2 графически изображено местоположение границ участка наложения (пересечения) ГЛФ по координатам, указанным в справке, представленной Комитетом лесного хозяйства МО и границ земельного участка № 41 с КН <данные изъяты> по сведениям ГКН и фактическому пользованию. На этой схеме наглядно видно, что строения (садовый дом с хозяйственными постройками), расположенные на земельном участке истца, полностью попадают в заявленную Комитетом лесного хозяйства МО зону наложения. Однако, данный факт противоречит заключению Архитектурно-планировочного управления № 6/655 от 04.11.1968 г. ( том 3 л.д. 164-170), в котором при согласовании строительства в п.4 указано, что «... все строения должны располагаться на расстоянии не ближе 1 5 м от проекции на землю крайнего провода ЛЭП...».

При сравнительном исследовании представленных эксперту планшетов, таксационных описаний Проекта организации и развития лесного хозяйства Клинского лесокомбината Московской области лесохозяйственного территориального производственного объединения (1989-1990гг.), лесотаксационных выделов 58 квартала, а также при проведении геодезических работ в ходе экспертизы на местности эксперт пришел к выводу, что в планшете № 10 (1999 г.) указанно ошибочное значение площади 58-го квартала 138 га, которое изменилось всего на величину 1 га, вместо согласованной площади под территорию садового товарищества равной 3,15 га. Именно данный факт и все выявленные несоответствия в представленных документах Комитетом лесного хозяйства МО, которые расходятся в описании границ 58 квартала по факту, но едины в площади, явились причиной искусственного наложения границ участка истца и участка ГЛФ в сведениях Комитета Лесного хозяйства по Московской области.

Сведения в Лесной Реестр внесены без надлежащего межевания 58 квартала и без учета отвода земельного участка под СНТ, который был согласован Клинским леспромхозом.

В судебном заседании допрошена эксперт ФИО7, поддержавшая свое заключение, пояснившая, что ширина выделенной («вырезанной») зоны вдоль ЛЭП по координатам РГИС МО составляет 28,75 метров, что не соответствует допустимой величине (в сторону уменьшения) первичного, согласованного Комитетом лесного хозяйства МО, территории отвода СНТ «Строитель-1» (сумме двух выделенных полос под СНТ «Строитель-1», которая составляет 21м+1 1,85м= 32,85 м. Границы земельных участков с КН <данные изъяты> под опорами ЛЭП не вошли в данный выдел («вырез»). Все выявленные несоответствия в материалах лесоустройства привели к ошибочной передаче сведений в РГИС МО, что в свою очередь привело к ошибочному (недостоверному) заключению Министерства имущественных отношений МО о пересечении искусственных, мнимых границ государственного лесного фонда с границами участка истца.

Оценив собранные по делу доказательства суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что земельный участок ФИО1 с кадастровым номером <данные изъяты> каких-либо пересечений и наложений с землями лесного фонда не имеет. В оспариваемом решении Минимущества Московской области не указаны ни площадь, ни координаты пересечения, отсутствует указание на документы, на основании которых Министерство имущественных отношений пришло к выводу о наличии такого наложения и не учтено что решением Исполкома Клинского горсовета №549/15 от 14 июля 1975 года были утверждены границы землеотвода под коллективное садоводчество «Строитель-1» и землеотвод согласован с Клинским Леспромхозом, а решением Исполкома Клинского горсовета от 15.11.1968 года №638 отведенный СНТ земельный массив из земель Гослесфонда был исключен.

Довод Комитета лесного хозяйства Московской области о наличии пересечений границ испрашиваемого земельного участка с границами земель лесного фонда обоснованно отклонен судом первой инстанции, как не подтвержденный надлежащими доказательствами.

В силу статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.

Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

Согласно статье 4.2 Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации") сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со статьей 7, пунктом 2 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков, лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 Лесного кодекса Российской Федерации, а именно по материалам лесоустройства и данных государственного кадастрового учета лесных участков.

Согласно статье 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Таким образом, исходя из приведенных норм, данные о государственном кадастровом учете лесных участков в составе земель лесного фонда должны содержаться не только в лесоустроительной документации, но и в государственном кадастре недвижимости.

Вместе с тем, доказательств постановки на кадастровый учет лесного участка в материалы дела не представлено.

При этом законность постановки на кадастровый учет испрашиваемого заявителем земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в установленном законом порядке не оспорена.

В кадастровой выписке земельного участка от 23.12.2014 года N <данные изъяты> с кадастровым номером <данные изъяты> отсутствуют сведения о наличии пересечений с другими участками, в том числе лесными. Также сведений о наличии каких-либо ограничений в обороте, запрета приватизации испрашиваемого земельного участка в государственном земельном кадастре не содержится.

Имеющаяся в материалах дела справка о пересечении границ земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> с землями лесного фонда, составленная с использованием системы РГИС МО (Региональная географическая информационная система Московской области), созданной в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 23.10.2012 года N 1335/38, сама по себе не может служить доказательством, достаточным для опровержения изложенных выше выводов суда.

Между тем, судебная коллегия не может согласиться с решением в части возложения на Министерство имущественных отношений Московской области обязанности принять решение о согласовании проекта постановления администрации Клинского муниципального района Московской области о предоставлении истцу земельного участка в собственность исходя из следующего.

В соответствии с Законом Московской области от 24.07.2014 N 106/2014-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области», Законом Московской области от 24.07.2014 N 107/2014-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области» Распоряжением Минмособлимущества от 12.05.2015 N 12вр-712 действующим на момент принятия оспариваемого решения Утвержден Порядок и сроки направления на согласование в Министерство имущественных отношений Московской области проектов решений по распоряжению земельными участками, проектов решений об изменении видов разрешенного использования и категории земельных участков, проектов договоров безвозмездного пользования земельными участками, проектов договоров купли-продажи земельных участков, проектов договоров аренды земельных участков (и соглашений к ним)».

Согласно п. 13.1.2. Положения о Министерстве имущественных отношений Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московская области от 29.10.2007 N 842/27, Министерство осуществляет полномочия по изданию нормативных и иных правовых актов по вопросу распоряжения земельными участками и изменения (установления) вида разрешенного использования земельных участков, обязательных для исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами органов местного самоуправления.

Таким образом, вопрос о согласовании проекта постановления о предоставлении истцу земельного участка в собственность входит в компетенцию Министерства имущественных отношений Московской области, которое может принять либо не принять подобное решение, а суд не вправе предрешать существо решения которое должно быть принято.

С учетом изложенного, решение в части возложения на Министерство имущественных отношений Московской области обязанности принять решение о согласовании проекта постановления администрации Клинского муниципального района Московской области о предоставлении истцу земельного участка в собственность подлежит отмене с вынесением нового решения в данной части об отказе в иске.

В остальной части судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, выводы суда не противоречат материалам дела, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Клинского городского суда Московской области от 29 июля 2016 года – отменить в части возложения на Министерство имущественных отношений Московской области обязанности принять решение о согласовании проекта постановления администрации Клинского муниципального района Московской области о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 1366 кв.м. категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для садоводства, расположенного по адресу : <данные изъяты>

В отмененной части постановить по делу новое решение об отказе в иске.

В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: