НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Московского областного суда (Московская область) от 26.09.2022 № 33-30470/2022

Судья Мазур В.В. Дело <данные изъяты>

Уникальный идентификатор дела

50RS0<данные изъяты>-43

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего судьи Цуркан Л.С.,

судей Колотовкиной Е.Н., Гирсовой Н.В.,

при секретаре ФИО,

рассмотрев в открытом судебном заседании <данные изъяты> года апелляционную жалобу ФИО на решение Железнодорожного городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по иску ФИО к Государственному учреждению – Главное Управление Пенсионного Фонда <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты> об обязании включить периоды трудовой деятельности в стаж,

заслушав доклад судьи Колотовкиной Е.Н.,

УСТАНОВИЛА:

Истец ФИО обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Главное Управление Пенсионного Фонда <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты> об обязании ответчика включить в стаж ФИО работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, периоды работы с <данные изъяты> по <данные изъяты> в должности мирового судьи судебного участка <данные изъяты><данные изъяты>

Требования мотивированы тем, что <данные изъяты> обратилась в пенсионный фонд с заявлением о включении периода работы в должности мирового судьи судебного участка <данные изъяты><данные изъяты> с <данные изъяты> по <данные изъяты> в период работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Включение данного периода работы необходимо для признания права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по п/п 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона от <данные изъяты><данные изъяты>-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». ГУ - Главное Управление Пенсионного Фонда РФ <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты> отказал ей во включении данного периода работы в период работы в районах Крайнего Севера. В период с 1988 года по <данные изъяты> она непрерывно осуществляла деятельность в <данные изъяты>, то есть в районах Крайнего Севера. <данные изъяты>, согласно Постановлению Правительства РФ от <данные изъяты><данные изъяты> «Об утверждении перечня районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, в целях предоставления государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в этих районах и местностях...» относится к районам Крайнего Севера. Периоды работы с <данные изъяты> по <данные изъяты> ответчиком включены в периоды работы в районах Крайнего Севера, а период работы в должности мирового судьи судебного участка <данные изъяты><данные изъяты> с <данные изъяты> по <данные изъяты> включены не были, по тем основаниям, что за периоды работы не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд. Она не приобрела право на ежемесячное пожизненное содержание, по этому ей может быть назначена трудовая пенсия по старости на общих основаниях, а также поскольку, она проработала в районах Крайнего Севера более 15 календарных лет, и имеет право на досрочную пенсию. Однако из-за отказа ответчика включить периоды ее работы в качестве мирового судьи в стаж работы в районах Крайнего Севера она не имеет возможности обратиться за назначением досрочной пенсии, срок которой наступил <данные изъяты>.

В судебном заседании ФИО на удовлетворении иска настаивала.

Ответчик - представитель ГУ - Главное Управление Пенсионного Фонда РФ <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты> иск не признал, предоставил письменный отзыв, в котором просил в удовлетворении иска отказать.

Решением Железнодорожного городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> в удовлетворении исковых требований, отказано.

Не согласившись с указанным решением суда, истцом подана апелляционная жалоба, по доводам которых просил указанный судебный акт отменить, исковые требования удовлетворить.

В заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, извещены.

Судебная коллегия, руководствуясь положениями части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и ответчика, принимая во внимание их надлежащее извещение и непредставление доказательств наличия уважительных причин неявки в заседание суда апелляционной инстанции.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия с учетом положений ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не находит оснований для отмены решения по доводам жалобы, полагая решение суда законными и обоснованными, вынесенными в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что истец с <данные изъяты> по <данные изъяты> осуществляла полномочия мирового судьи судебного участка <данные изъяты><данные изъяты>.

<данные изъяты> отчислена из штата судебного участка <данные изъяты><данные изъяты>, в связи с истечением срока полномочий судьи в соответствии с пп. 4п. 1 ст. 14 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации».

<данные изъяты>ФИО обратилась к ответчику, с заявлением о включении в период работы в районах Крайнего Севера работу в качестве мирового судьи и назначения ей трудовой пенсии по пп.6 п. 1 ст. 28 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно ответу ГУ - Главное Управление Пенсионного Фонда РФ <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты> от <данные изъяты> истцу разъяснено, что период осуществления полномочий мирового судьи не подлежит зачету в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с действующим законодательством. Период осуществления полномочий мирового судьи не является работой, а представляет собой особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, включение которой предусмотрено в соответствии со ст. 12 Федерального закона от <данные изъяты> №400-ФЗ только в общий страховой стаж, а не в специальный, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от <данные изъяты> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от <данные изъяты> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

В силу положений ч. 1 ст. 33 указанного Федерального закона, при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с работой в указанных районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 – 18 части 1 статьи 30 данного Федерального закона, в порядке, определяемом

Правительством Российской Федерации.

Так, в соответствии с ч.1 ст. 11 вышеуказанного Федерального закона, в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Положения ч. 1 ст. 12 Федерального закона от <данные изъяты> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" об иных периодах, засчитываемых в страховой стаж, устанавливают, что в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются: период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ от <данные изъяты> N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (п. 1); период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности (п. 2); период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности (п. 3); период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства (п. 4); период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке (п. 5); период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет (п. 6); период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности (п. 7); период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, но не более пяти лет в общей сложности (п. 8); период, засчитываемый в страховой стаж в соответствии с Федеральным законом N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (п. 9); период, в течение которого лица, необоснованно привлеченные к уголовной ответственности и впоследствии реабилитированные, были временно отстранены от должности (работы) в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации (п. 10); период осуществления судьей полномочий в соответствии с Законом РФ от <данные изъяты> N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (п. 11), введенный в действие Федеральным законом от <данные изъяты> К25-ФЗ.

При этом периоды, предусмотренные ч. 1 ст. 12 Федерального закона от <данные изъяты> 400-ФЗ "О страховых пенсиях" засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 11 настоящего Федерального закона (часть 2 статьи 12).

Кроме того, в п. 9 ст. 13 Федерального закона от <данные изъяты> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что указанные периоды (предусмотренные частью 1 статьи 11 и пунктом 2 части 1 статьи 12 указанного закона), включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи, которая предусматривает, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

В соответствии с положениями Федерального закона от <данные изъяты> N 42-ФЗ "О федеральном бюджете на 1998 год", от <данные изъяты> N Зб-ФЗ, от <данные изъяты> N 227-ФЗ, от <данные изъяты> N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" федеральные суды освобождались от уплаты страховых взносов с заработной платы судей в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В случаях, когда судья не приобрел право на ежемесячное пожизненное содержание либо утратил его в связи с прекращением отставки, а также по его собственному выбору ему может быть назначена трудовая пенсия по старости или по инвалидности на общих основаниях. Поэтому в целях обеспечения формирования пенсионных прав судей за период исполнения полномочий по должности судьи, когда на них не распространялось обязательное пенсионное страхование, поскольку на заработную плату судей не начислялись страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральным законом от <данные изъяты> N 126-ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан" был определен порядок преобразования в расчетный пенсионный капитал пенсионных прав, приобретенных ими за период с <данные изъяты>.

Так, в силу статьи 1 Федерального закона от <данные изъяты> N 126-ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан" гражданам Российской Федерации, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, иную службу или осуществлявшим деятельность (работу), в период которой на них не распространялось обязательное пенсионное страхование, уволенным со службы (с работы) начиная с <данные изъяты> и не приобретшим право на пенсию за выслугу лет, на пенсию по инвалидности или на ежемесячное пожизненное содержание, финансируемые за счет средств федерального бюджета, устанавливается страховая пенсия по старости (в том числе досрочная) или страховая пенсия по инвалидности в порядке и на условиях, которые определены Федеральным законом от <данные изъяты> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с преобразованием приобретенных в указанный период пенсионных прав в индивидуальный пенсионный коэффициент.

Согласно ч. 4 ст. 2 указанного Федерального закона от <данные изъяты> N 126-ФЗ определение величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды службы (работы), указанные в настоящем Федеральном законе, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации одновременно с установлением лицам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, страховой пенсии по старости (страховой пенсии по инвалидности) на основании документов, необходимых для установления страховой пенсии, перечень которых утверждается в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 21 Федеральным законом от <данные изъяты> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Период осуществления судьей полномочий не подлежит включению в стаж работы в районах Крайнего Севера при определении права на пенсию в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от <данные изъяты> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", ввиду того, что это не предусмотрено действующим пенсионным законодательством.

Исходя из установленных по делу обстоятельств, общий страховой стаж истца составляет 15 лет 8 месяца 5 дней при требуемом 20 лет, стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости за работу в районах Крайнего Севера составляет 12 лет 2 месяцев 6 дней, что менее требуемых 15 лет.

Таким образом, с учетом приведенных выше норм права, действующего пенсионного законодательства, установленных по делу обстоятельств, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе истцу в удовлетворении ее требований.

Оснований для возложения на пенсионный фонд обязанности по включению периода работы в должности судьи в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости за работу в районах Крайнего Севера не имеется, так как истцом не соблюдены требования предусматривающие необходимость наличия у гражданина обратившегося за назначением досрочной страховой пенсии по старости одновременной совокупности условий - страхового стажа не менее 20 лет и стажа работы в районах Крайнего Севера не менее 15 лет, с учетом отсутствия в действующем пенсионном законодательстве нормы предусматривающей одновременное включение одного и того же периода работы как в общий страховой стаж, так и в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

В связи с изложенным нарушений прав истца со стороны ответчика не установлено, с учетом отсутствия у истца установленной пенсионным законодательством совокупности обстоятельств и необходимого стажа работы в районах Крайнего Севера не менее 15 лет.

Оценивая, приведенные судом первой инстанции в мотивировочной части решения выводы, судебная коллегия не усматривает наличия ошибок или не соответствий, равно как и не усматривает применение закона неподлежащего применению. Судом первой инстанции верно и полно установлены все обстоятельства по делу, доказательства, на которых суд основывал свои выводы, подробно поименованы в решении.

Судебная коллегия, исследовав материалы дела, оценив выводы суда первой инстанции в совокупности с представленными доказательствами по делу, не находит подтверждения доводам истца о наличии нарушений норм материального и процессуального права.

Доводы апелляционной жалобы истца, основаны на субъективной оценке исследованных судом первой инстанции доказательств, фактически они выражают несогласие истца с выводами суда, правовых оснований к отмене решения не содержат, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными. Нарушений норм материального и процессуального права судом первой инстанции при принятии решения допущено не было, юридически значимые обстоятельства определены верно, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, оценка доказательств произведена судом в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, положения ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения соблюдены.

Кроме того, суд апелляционной инстанции полагает, что Железнодорожным городским судом <данные изъяты>, при разрешении заявленных исковых требований, была дана верная правовая оценка доводам сторон и представленным ими доказательствам, выводы суда обоснованы и последовательны, содержат ссылки на нормативные акты, регулирующие отношения спорной области права.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылалась истец в суде первой инстанции в обоснование заявленных требований, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК Российской Федерации.

Учитывая изложенное, а также отсутствие мотивированного обоснования автором жалобы в чем заключается нарушение норм материального права в оспариваемом решении суда, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены постановленного по делу судебного акта не имеется.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Железнодорожного городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи