Судья р/с Матвеева Н.А. дело <данные изъяты>
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего: Красновой Н.В.,
судей: Беленкова В.И., Филиповой И.В.,
при секретаре: Цепилове А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании от <данные изъяты> апелляционную жалобу УФСИН России по <данные изъяты> на решение Реутовского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по гражданскому делу по иску Суховой Светланы Валерьевны к УФСИН России по <данные изъяты> о признании незаконным и отмене решения УФСИН России по <данные изъяты> от <данные изъяты> об отказе Суховой Светлане Валерьевне в предоставлении безвозмездной финансовой помощи по оплате стоимости жилья за счет внебюджетных средств в связи с отсутствием внебюджетной деятельности; о взыскании безвозмездной финансовой помощи по оплате стоимости жилья, компенсации морального вреда, взыскании расходов на оплату услуг представителя,
заслушав доклад судьи Беленкова В.И.,
объяснения представителя истицы Суховой С.В. по доверенности Долгополова А.С.,
УСТАНОВИЛА:
Сухова С.В. обратилась в суд с иском к УФСИН России по <данные изъяты> о признании незаконным и отмене решения УФСИН России по <данные изъяты> от <данные изъяты> об отказе Суховой Светлане Валерьевне в предоставлении безвозмездной финансовой помощи по оплате стоимости жилья за счет внебюджетных средств в связи с отсутствием внебюджетной деятельности; о взыскании безвозмездной финансовой помощи по оплате стоимости жилья, компенсации морального вреда, взыскании расходов на оплату услуг представителя.
Свои исковые требования истец мотивировала тем, что она состоит на учете сотрудников УФСИН России по <данные изъяты>, нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту службы с <данные изъяты>
<данные изъяты> истец заключила договор <данные изъяты> по приобретению кооперативного жилья с ипотечным потребительским кооперативом «Новая перспектива».
<данные изъяты> ответчик оказал истцу безвозмездную финансовую помощь по оплате стоимости жилья за счет средств федерального бюджета в сумме 867 300 рублей.
<данные изъяты> ответчик отказал истцу в предоставлении безвозмездной финансовой помощи за счет внебюджетных средств в связи с отсутствием внебюджетной деятельности.
С учетом уточненных исковых требований истец просила суд:
1. Признать незаконным и отменить решение УФСИН России по <данные изъяты> (протокол заседания жилищно-бытовой комиссии УФСИН России по <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты>) об отказе Суховой С.В. в предоставлении безвозмездной финансовой помощи по оплате стоимости жилья в размере 25% расчетной стоимости жилья за счет внебюджетных средств в связи с отсутствием внебюджетной деятельности.
2. Взыскать с УФСИН России по <данные изъяты> в пользу Суховой С.В. безвозмездную финансовую помощь по оплате стоимости жилья в сумме 499 800 руб.
3. Взыскать с УФСИН России по <данные изъяты> в пользу Суховой С.В. компенсацию морального вреда в сумме 50 000 руб.
4. Взыскать с УФСИН России по <данные изъяты> в пользу Суховой С.В. расходы по оплате услуг представителя в суде в сумме 50 000 руб.
В судебное заседание истец Сухова С.В. не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена.
В судебном заседании представитель истца Долгополов А.С. полностью поддержал исковые требования.
В судебном заседании представитель ответчика Белова А.С. не признала исковые требования и пояснила, что УФСИН России по <данные изъяты> является бюджетной, а не коммерческой организацией, поэтому прибыли и внебюджетных доходов не имеет. Истцу действиями ответчика не был причинен моральный вред.
Решением суда исковые требования Суховой С.В. удовлетворены частично.
С данным решением не согласилось УФСИН России по <данные изъяты> и в апелляционной жалобе просят решение суда отменить и принять новое.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы судебная коллегия не находит оснований для отмены решения, как постановленного в соответствии с требованиями закона.
Из материалов дела видно, что Жилищно-бытовая комиссия УФСИН России по <данные изъяты> протоколом от <данные изъяты> <данные изъяты> постановила отказать Суховой С.В. «в связи с отсутствием внебюджетной деятельности в УФСИН России по <данные изъяты> в дополнительной выплате от суммы, полагаемой согласно п.п. 2.3 части 1 Инструкции приложения к приказу Минюста РФ от <данные изъяты> <данные изъяты>».
В соответствии с Приказом ФСИН России от <данные изъяты> <данные изъяты> «Об оказании финансовой и социальной помощи» источниками формируемых средств территориальных органов ФСИН России, в частности, ответчика, являются доходы от деятельности учреждений УИС и прибыль предприятий УИС после уплаты обязательных платежей в соответствии с действующим законодательством, 20% из которых перечисляются на счет соответствующего территориального органа ФСИН России, в частности, ответчика, которые направляются, в том числе, на оказание материальной помощи сотрудникам территориального органа ФСИН России на приобретение жилья.
В силу п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от <данные изъяты>, в число полномочий, осуществляемых ФСИН России, входит привлечение осужденных к труду.
В соответствии с п. 7 Примерного положения о Центре трудовой адаптации осужденных или учебно-производственной (трудовой) мастерской учреждения, исполняющего уголовные наказания в виде лишения свободы, утвержденного Приказом Минюста России от <данные изъяты> <данные изъяты> «Об утверждении примерного положения о центре трудовой адаптации осужденных или учебно- производственной (трудовой) мастерской учреждения, исполняющего уголовные наказания в виде лишения свободы, и примерного положения о лечебно- производственной (трудовой) мастерской учреждения, исполняющего уголовные наказания в виде лишения свободы» решение о создании или ликвидации вышеуказанных центров (мастерских) принимается начальником территориального органа УИС.
В соответствии с Положением об УФСИН России по <данные изъяты> ответчик является территориальным органом ФСИН России (п. 1 раздела 1). Основными задачами Управления являются: обеспечение привлечения осужденных и лиц, содержащихся под стражей, к общественно полезному труду (раздел 2, пункт 10, подпункт 6).
Ответчиком не оспаривается, что в установленном законом и подзаконными актами порядке им созданы соответствующие центры трудовой адаптации в исправительных колониях и мастерские в воспитательных колониях, где осужденные привлекаются к труду.
В соответствии с п. 10 ст. 241 Бюджетного кодекса РФ доходы, полученные от приносящей доход деятельности федеральными казенными учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы, в результате осуществления ими собственной производственной деятельности в целях исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства РФ об обязательном привлечении осужденных к труду, в полном объеме зачисляются в федеральный бюджет. Они подлежат отражению на лицевых счетах получателей бюджетных средств, открытых указанными учреждениями в территориальных ОФК, и направляются на финансовое обеспечение осуществления функций указанных учреждений сверх бюджетных ассигнований в порядке, установленном Минфином России.
Согласно телеграмме зам. директора ФСИН России от <данные изъяты> за <данные изъяты>т на оказание финансовой помощи сотрудникам по оплате стоимости кооперативного жилья и погашению кредита банка на индивидуальное жилищное строительство в 2012 г. в размере, установленном законодательством (25% расчетной стоимости жилья), возможно направление средств, полученных в соответствии с ч. 10 ст. 241 Бюджетного кодекса РФ от приносящей доход деятельности в результате исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства РФ об обязательном привлечении осужденных к труду. Приказом ФСИН России от <данные изъяты> <данные изъяты> «Об администрировании перечисления средств в доход федерального бюджета учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы» утверждена месячная форма отчета 1-БФ (Доход) «Информация о поступлении доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации». Согласно копии вышеуказанного отчета доходы УФСИН России по <данные изъяты> за 2012 г. от привлечения осужденных к оплачиваемому труду составили в части оказания услуг (работ) 125 753 тыс. руб. (строка 8 отчета); в части реализации готовой продукции - 22 759,8 тыс.руб. (строка 18 отчета).
ФНС России письмом от <данные изъяты> № ЕД-4-3/5100 «О направлении письма Министерства финансов Российской Федерации от <данные изъяты> <данные изъяты>» разъяснила вопросы, касающихся порядка налогообложения доходов, полученных учреждениями ФСИН России в результате осуществления ими собственной производственной деятельности. Согласно указанному письму Минфина РФ, подп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций.
Согласно ст. 120 ГКРФ казенные учреждения являются некоммерческими организациями. В соответствии с п. 2 ст. 24 Федерального закона от <данные изъяты> № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в ее учредительных документах. Аналогичные положения закреплены в п. 3 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, согласно которому казенное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе.
Учитывая изложенное, законодательство Российской Федерации позволяет казенным учреждениям оказывать (выполнять) платные услуги (работы) при следующих условиях: - возможность осуществления приносящей доход деятельности закреплена в уставах учреждений; - осуществление указанной деятельности соответствует целям создания учреждений, также отраженным в их уставах.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ государственные (муниципальные) услуги (работы) - это услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами. Казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. В связи с этим, положения подп. 33 п. 1 ст. 251 НК РФ применяются к тем государственным (муниципальным) услугам (работам), оказание (выполнение) которых напрямую связано с предусмотренными законодательством РФ полномочиями органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления.
Ст. 13 Закона РФ от <данные изъяты> <данные изъяты> «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» установлена j обязанность учреждений, исполняющих наказания, привлекать осужденных к труду. В соответствии с Указом Президента РФ от <данные изъяты> <данные изъяты> «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» на ФСИН России возложены полномочия по привлечению осужденных к труду.
Таким образом, согласно вышеуказанным нормативным правовым актам под государственной функцией в данном случае следует понимать привлечение осужденных к труду. Реализация продукции, выпускаемой казенными учреждениями ФСИН России, не может рассматриваться в качестве государственной функции а, следовательно, не является государственной (муниципальной) услугой, работой, а также иной государственной (муниципальной) функцией.
В этой связи положения подпункта 33 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ к доходам, связанным с реализацией продукции, выпускаемой казенными учреждениями ФСИН России, не применяются. Указанные доходы учитываются для целей налогообложения прибыли в общеустановленном порядке.
Учитывая вышеизложенное, суд пришел к правильному выводу, что в 2012 г. УФСИН России по <данные изъяты> имело внебюджетные источники финансирования, в частности, доходы от привлечения осужденных к оплачиваемому труду в части реализации готовой продукции, подлежащие налогообложению в общеустановленном порядке, позволяющие оказать Суховой С.В. безвозмездную финансовую помощь по оплате стоимости кооперативного жилья в размере 25% расчетной стоимости жилья в сумме 455 700 руб. и считает возражения ответчика об отсутствии в 2012 г. внебюджетной деятельности и дохода от этой деятельности несостоятельными.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе ответчика, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, и сводятся, фактически, к несогласию с той оценкой, которую, исследовав доказательства по делу, дал суд первой инстанции, в связи с чем, не могут повлечь его отмену. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется, следовательно, апелляционная жалоба не может быть удовлетворена.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Реутовского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: