НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Московского областного суда (Московская область) от 26.01.2019 № 33-41369/19

Судья Аксенова Е.Г. Дело 33-864/2020 (33-41369/2019)

Уникальный идентификатор дела

50RS0026-01-2019-004470-17

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи Немовой Т.А.,

судей Мариуца О.Г., Шишкина И.В.,

при помощнике судьи Цыбульской Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 03 февраля 2020 года апелляционную жалобу Государственного учреждения – Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации № 3 по г. Москве и Московской области на решение Люберецкого городского суда Московской области от 4 июня 2019 года по гражданскому делу по иску П.П.М.-Гвановича к Государственному учреждению – Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации № 3 по г. Москве и Московской области о включении в страховой стаж периодов работы и назначении страховой пенсии по старости,

заслушав доклад судьи Немовой Т.А.,

объяснения Н.А.И.- представителя Государственного учреждения – Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации № 3 по г.Москве и Московской области по доверенности; П.П.М.,

УСТАНОВИЛА:

П.П.М. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации № 3 по г.Москве и Московской области о включении в страховой стаж периода работы с 23.02.1976г. по 26.04.1978г. в должности пожарного ШТЧ по охране завода бытовой химии Алмалыкского Отряда профессиональной пожарной охраны и периода службы в рядах Вооруженных Сил СССР с 28.05.1978г. по 13.09.1979г., назначении страховой пенсии по старости со 02.11.2018г.

В обоснование заявленных требований указал, что ответчиком отказано в назначении страховой пенсии по старости по мотиву недостаточности страхового стажа. При этом в подсчет страхового стажа не включены указанные периоды работы.

Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал.

Решением Люберецкого городского суда Московской области от 04.06.2019г. исковые требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе Государственное учреждение – Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 3 по г. Москве и Московской области просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.

Представитель ответчика в заседании судебной коллегии доводы апелляционной жалобы поддержал.

Истец просил решение суда оставить без изменения.

Проверив материалы дела по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия приходит к выводу об отмене обжалуемого решения ввиду неправильного применения судом первой инстанции норм материального права, регулирующего пенсионные правоотношения.

Разбирательством дела установлено, что 02.11.2018г. П.П.М. обратился в Государственное учреждение – Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 3 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости по ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением от 12.02.2019г. № 2/244 в назначении страховой пенсии истцу отказано, поскольку страховой стаж истца на момент подачи заявления составил 7 лет 8 месяцев 7 дней, вместо требуемого страхового стажа продолжительностью 9 лет. В подсчет страхового стажа не включен период работы с 23.02.1976г. по 26.04.1978г. в должности пожарного ШТЧ по охране завода бытовой химии Алмалыкского Отряда профессиональной пожарной охраны и период службы рядах Вооруженных Сил СССР с 28.05.1978г. по 13.09.1979г.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд руководствовался положениями Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992г. и Рекомендациями по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, утвержденных Распоряжением Правления ПФ РФ от 22.06.2004г. № 99р, пришел в выводу о том, что поскольку спорные периоды имели место до 01.01.2002г., то могут быть включены в подсчет страхового стажа.

Судебная коллегия с выводом суда первой инстанции согласиться не может, исходя из следующего.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28.12.2013г. № 400-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2015г.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16.07.1999г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15.12.2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», других федеральных законов.

В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28.12.2013г. № 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ).

13 марта 1992 г. государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13.03.1992г.).

В соответствии со ст.1 Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13.03.1992г. определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (ст. 10 Соглашения от 13.03.1992г.).

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

В соответствии с п. 4 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, утвержденных Распоряжением Правления ПФ РФ от 22.06.2004г. № 99р, необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации. При этом документы, выданные на иностранном языке, принимаются для указанных целей при условии, если верность их перевода засвидетельствована нотариусами, занимающимися частной практикой, нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, а также консульскими учреждениями Российской Федерации.

Для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29.01.2003г. № 203-16). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность (п. 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, утвержденных Распоряжением Правления ПФ РФ от 22.06.2004г. № 99р).

С учетом приведенного правового регулирования право граждан на пенсионное обеспечение, подтверждается посредством представления ими письменных документов, отвечающих требованиям достоверности (ст. 71 ГПК РФ).

В материалы дела истцом представлена справка Территориального управления по архивному делу Ташкентской области от 19.09.2018г. № 01-25/1735, согласно которой истец 23.02.1976г. приказом № 15 назначен на должность пожарного ППЧ по охране завода Бытовой химии; 26.04.1978г. приказом № 45 уволен в связи с призывом в ряды Советской Армии (л.д. 12).

Как усматривается из материалов дела, предметом исковых требований П.П.М. является признание права на страховую пенсию по старости с учетом трудовой деятельности, протекавшей на территории Республики Узбекистан.

В соответствии с чч. 5, 6 и 7 ст. 67 ГПК РФ при оценке документов или иных письменных доказательств суд обязан с учетом других доказательств убедиться в том, что такие документ или иное письменное доказательство исходят от органа, уполномоченного представлять данный вид доказательств, подписаны лицом, имеющим право скреплять документ подписью, содержат все другие неотъемлемые реквизиты данного вида доказательств.

При оценке копии документа или иного письменного доказательства суд проверяет, не произошло ли при копировании изменение содержания копии документа по сравнению с его оригиналом, с помощью какого технического приема выполнено копирование, гарантирует ли копирование тождественность копии документа и его оригинала, каким образом сохранялась копия документа.

Суд не может считать доказанными обстоятельства, подтверждаемые только копией документа или иного письменного доказательства, если утрачен и не передан суду оригинал документа, и представленные каждой из спорящих сторон копии этого документа не тождественны между собой, и невозможно установить подлинное содержание оригинала документа с помощью других доказательств.

Согласно п.51 «Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению», утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 28.11.2014 г. №958н, необходимые для установления пенсии документы, должны представляться в подлинниках, выданных компетентными органами и должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством РФ порядке, и содержать достоверные сведения.

Документы, подтверждающие деятельность истца в спорные периоды, представлены в виде не удостоверенных ксерокопий, при этом их оригиналы, либо иные документы, устанавливающие вышеприведенные значимые обстоятельства и отвечающие требованиям достоверности, не представлены.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции, действовавшей на момент рассмотрения спора в суде первой инстанции) условиями назначения страховой пенсии по старости являются достижение возраста выхода на пенсию (для мужчин – 60 лет), наличие страхового стажа не менее 15 лет и ИПК не менее 30.

При этом, согласно переходным положениям Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (ст. 36), предусмотрено постепенное ежегодное увеличение требуемого страхового стажа и ИПК до достижения указанных выше значений. Размер необходимого страхового стажа определяется органом пенсионного обеспечения на день достижения гражданином пенсионного возраста, согласно приложениям №№ 3 и 4 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ ИПК – это параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.

Стоимость пенсионного коэффициента - стоимостной параметр, учитываемый при определении размера страховой пенсии, отражающий соотношение суммы страховых взносов на финансовое обеспечение страховых пенсий и трансфертов федерального бюджета, поступающих в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствующем году, и общей суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов получателей страховых пенсий (п. 4 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ).

Таким образом, действующим правовым регулированием предусмотрена возможность учета периодов трудовой деятельности, имевшей место за пределами Российской Федерации, при подсчете страхового стажа для назначения пенсии по старости, однако размер страховой пенсии по старости будет определяться с учетом страховых взносов, уплаченных в Пенсионный Фонд РФ и определенного на их основе размера ИПК, а также стоимости пенсионного коэффициента.

Иными словами трудовая деятельность, осуществлявшаяся за пределами Российской Федерации, за которую страховые взносы уплачивались в компетентный орган соответствующего государства, будет учитываться при подсчете страхового стажа, однако не окажет влияния на размер пенсии по старости.

Обращение истца за страховой пенсией по старости имело место в 2018 году.

Судебной коллегией, с учетом ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ к материалам дела в качестве нового доказательства приобщен расчет ИПК, произведенный Государственным учреждением – Главным управлением Пенсионного фонда Российской Федерации № 3 по г. Москве и Московской области, поскольку наличие у истца необходимого размера ИПК на момент его обращения за назначением страховой пенсии по старости, судом первой инстанции при разрешении спора не исследовался.

Согласно указанному расчету размер ИПК истца составляет 10.399, при требуемый в 2018 году - 13.8.

Согласно разъяснений, содержащихся в абз.3 п.9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями (к примеру, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, главы фермерских хозяйств), исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

С учетом установленных обстоятельств и вышеприведенных требований закона, решение пенсионного органа об отказе истцу в назначении страховой пенсии по старости со 02.11.2018 г. является правомерным.

Поскольку судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения неправильно применены нормы материального права и неправильно установлены значимые для дела обстоятельства, обжалуемое решение, в соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ подлежит отмене, а исковые требования оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Люберецкого городского суда Московской области от 4 июня 2019 года отменить, принять новое решение.

В иске П.П.М.-Гвановича к Государственному учреждению – Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации № 3 по г.Москве и Московской области о включении в страховой стаж периода военной службы по призыву с 28.05.1978 г. по 13.09.1979 г., периода работы пожарным ППЧ по охране завода Бытовой химии с 23.02.1976 г. по 26.04.1978 г., назначении страховой пенсии по старости со 02.11.2018г. – отказать.

Апелляционную жалобу Государственного учреждения – Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации № 3 по г. Москве и <данные изъяты> удовлетворить.

Председательствующий

Судьи