НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Московского областного суда (Московская область) от 24.02.2021 № 33А-6372/2021

Судья Бардин М.Ю. Дело <данные изъяты>а-6372/2021

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Брыкова И.И.,

судей Вердияна Г.В., Цыцаркиной С.И.,

при секретаре Кехтер А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 24 февраля 2021 года апелляционную жалобу ИФНС России по г. Истре Московской области на решение Истринского городского суда Московской области от 12 ноября 2020 года по административному делу по административному иску фио к ИФНС России по г. Истре Московской области о признании незаконным ответа на обращение,

заслушав доклад судьи фио, объяснения представителей административного истца – фио, представителя ИФНС России по г. Истре Московской области – фио,

у с т а н о в и л а:

фио обратился в суд с административным иском к ИФНС по г. Истре Московской области о признании незаконным решения от 5 февраля 2020 года об отказе в приеме налогового документа, представленного на бумажном носителе. В качестве способа восстановления нарушенного права просил возложить на ИФНС России по г. Истра Московской области обязанность принять декларацию по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2016 года (номер корректировки 1) датой первоначального ее представления – 20 января 2020 года.

В обоснование административного иска указал, что оспариваемым решением истцу было отказано в приеме уточненной декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2016 года (номер корректировки 1) по основаниям, предусмотренным п. 28 Административного регламента ФНС России (пп. 3, 6). Не согласившись с данным решением, истец обратился в вышестоящий налоговый орган с требованием о признании его недействительным и отмене, однако решение по жалобе не принято вышестоящим налоговым органом в сроки, установленные п. 6 ст. 140 НК РФ. Полагал, что налоговым органом неправомерно не были учтены следующие обстоятельства. По основанию, предусмотренному п.п. 3 истец осуществлял деятельность в качестве индивидуального предпринимателя и прекратил ее 18.10.2016 года, о чем внесена соответствующая запись в ЕГРИП. В период предпринимательской деятельности являлся плательщиком налога на добавленную стоимость. Согласно действующему законодательству предусмотрена форма подачи декларации в электронном виде. Декларация предоставляется самостоятельно налогоплательщиком при наличии ЭЦП, либо через уполномоченного представителя. При подаче уточненной налоговой декларации истец уже не являлся индивидуальным предпринимателем и не мог изготовить ЭЦП для индивидуального предпринимателя. ЭЦП фио, как физического лица не позволило ему подписать данный формализованный отчет, так как подача декларации по НДС от физического лица не предусмотрена. Прием декларации через уполномоченного представителя ИФНС России по г. Истре не осуществляется. При наличии данных обстоятельств истец направил декларацию через портал ФНС, обращением в свободной форме как физическое лицо, подтвердив предоставление ЭЦП физического лица; через организацию ООО «Актив» на основании доверенности от 13.08.2015 года № 29АА0671162, отправленным обращением в инспекцию по г. Истре по телекоммуникационным каналам связи; почтой России в адрес инспекции. Иные способы предоставления декларации, в том числе ее предоставление в иной налоговый орган отсутствовали, поскольку истец с 22.10.2019 года зарегистрирован на территории Истринского района.

Решением Истринского городского суда Московской области от 12 ноября 2020 года административный иск фио удовлетворен.

В апелляционной жалобе ИФНС России по г. Истре Московской области просит об отмене данного решения как постановленного без учета фактических обстоятельств дела, с нарушениями норм материального права.

Заслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ)_гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ст. 3 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

Статьей 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законом установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах.

Разрешая возникший спор суд первой инстанции установил, что в период с 21 января 1999 года по 18 октября 2016 года фио был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в Межрайонной ИФНС России № 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу с основным видом деятельности «Покупка и продажа собственного недвижимого имущества» (код ОКВЭД - 68.1).

Определением Арбитражного суда Архангельской области от 15 марта 2017 года в отношении должника Палкина А.В. введена процедура реструктуризации долгов гражданина, финансовым управляющим утвержден гражданин Максименко А.А.

Определением Арбитражного суда Архангельской области от 18 декабря 2017 года по делу № А05-1077/2017 были признаны недействительными сделки, заключенные между фио и фио по реализации имущества в 3 квартале 2016 года.

Согласно информации, содержащейся в Едином государственном реестре налогоплательщиков, фио ранее состоял на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу по месту жительства в Архангельской области, с 22 октября 2019 года зарегистрирован по месту жительства на территории Истринского района Московской области.

20 января 2020 года фио направил в ИФНС России по г. Истре Московской области уточненную налоговую декларацию по НДС за 4 квартал 2016 года (корректировка 1) на бумажном носителе посредством почтового отправления, которая поступила в налоговый орган 29 октября 2019 года.

Одновременно указанную уточненную налоговую декларацию по НДС за 4 квартал 2016 года (корректировка 1) в сканированном виде 20 января 2020 года фио направил в ИФНС России по г. Истре Московской области через интернет-сервис «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц». Так же, 20 января 2020 года в налоговый орган от представителя фио – ООО «Актив» на основании доверенности от 13 августа 2015 года № 29АА0671162, отправлено в инспекцию по г. Истре по телекоммуникационным каналам связи в виде обращения уточненную налоговую декларацию по НДС за 4 квартал 2016 года (корректировка 1).

Решением административного ответчика от 5 февраля 2020 года фио отказано в приеме налоговой декларации на бумажном носителе со ссылкой на то, что декларация представлена не по установленной форме, а также в связи с представлением налоговой декларации в налоговый орган, в компетенцию которого не входит прием этой налоговой декларации.

Данное решение налогового органа административным истцом было обжаловано в вышестоящий налоговый орган, однако решение по жалобе не принято в сроки, установленные п.6, ст. 140 НК РФ.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что в связи с прекращением статуса индивидуального предпринимателя фио утратил статус лица, являющегося налогоплательщиком НДС, при этом, иным способом реализовать право на подачу уточненной налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2016 года (корректировка 1) лишен возможности, в связи с утратой статуса индивидуального предпринимателя.

В соответствии с п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Лицо, признаваемое налогоплательщиком по одному или нескольким налогам, не осуществляющее операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации), и не имеющее по этим налогам объектов налогообложения, представляет по данным налогам единую (упрощенную) налоговую декларацию.

Форма единой (упрощенной) налоговой декларации и порядок ее заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Пунктом 3 ст. 80 НК РФ предусмотрено, что налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики, плательщики страховых взносов вправе представить документы, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме.

Налоговые декларации (расчеты) представляются в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленным форматам в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации, следующими категориями налогоплательщиков (плательщиков страховых взносов): налогоплательщиками (плательщиками страховых взносов), среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек; вновь созданными (в том числе при реорганизации) организациями, численность работников которых превышает 100 человек; налогоплательщиками (плательщиками страховых взносов), не указанными в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта, для которых такая обязанность предусмотрена частью второй настоящего Кодекса применительно к конкретному налогу (страховым взносам).

Согласно пункту 1 статьи 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию

В соответствии с пунктом 5 статьи 81 НК РФ уточненная налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту учета.

Уточненная налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по форме, действовавшей в налоговый период, за который вносятся соответствующие изменения.

В соответствии с п. 5 статьи 174 НК РФ налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в пункте 8 статьи 161 и пункте 5 статьи 173 Кодекса, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета налоговую декларацию по НДС по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено главой 21 Кодекса.

Вместе с тем, согласно абзацу 2 пункта 5 ст. 174 НК РФ налоговая декларация по НДС на бумажном носителе представляется только налоговыми агентами, не являющимися налогоплательщиками НДС или являющимися налогоплательщиками НДС, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога.

Случаи, когда индивидуальный предприниматель признается налоговым агентом по НДС, перечислены в статье 161 НК РФ. Пунктом 2 указанной статьи установлено, что налоговые агенты по НДС обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные главой 21 НК РФ.

По смыслу положений ст. 161 НК РФ с учетом деятельности, которую осуществлял фио, будучи индивидуальным предпринимателем, он является налоговым агентом, в обязанности которого входило исчисление и уплата НДС.

Однако, в связи с прекращением статуса индивидуального предпринимателя, он утратил статус лица, являющегося налогоплательщиком НДС.

Таким образом, с учетом изложенного, в отношении фио подлежали применению положения абзаца 2 пункта 5 ст. 174 НК РФ, предусматривающего возможность для налоговых агентов, не являющихся налогоплательщиками НДС, подачи налоговой декларации на бумажном носителе.

В соответствии с абзацем 2 пункта 4 ст. 80 НК РФ налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе (в том числе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг) либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронной форме - при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Поскольку фио в налоговый орган была подана декларация на бумажном носителе по установленной форме, у административного ответчика отсутствовали основания для отказа в ее принятии по основаниям предоставления налоговой декларации не по установленной форме, поскольку административный истец иным способом реализовать право на подачу уточненной налоговой декларации по НДС был лишен возможности, в связи с утратой статуса индивидуального предпринимателя.

В соответствии с ч. 1 ст. 83 НК РФ В целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.

Как следует из материалов дела, с 22 октября 2019 года фио зарегистрирован по месту жительства на территории Истринского района Московской области, соответственно состоит на налоговом учете в ИФНС России по г. Истре Московской области.

При таких обстоятельствах, в компетенцию ИФНС России по г. Исре Московской области входит принятие уточненной декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2016 года (номер корректировки 1), поданной фио

Совокупность изложенного даёт судебной коллегии основание считать, что судом первой инстанции правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства. К возникшим правоотношениям применены соответствующие нормы материального. Существенных нарушений норм процессуального права при рассмотрении и разрешении дела также не установлено.

Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административного истца, выраженную в административном исковом заявлении, они сводятся к несогласию административного истца с изложенными выводами суда, оценкой фактических обстоятельств дела, основаны на неверном толковании норм материального права, содержат изложение обстоятельств дела и позицию административных истцов относительно возникшего спора и субъективное мнение о правильности разрешения спора.

С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Истринского городского суда Московской области от 12 ноября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ИФНС России по г. Истре Московской области без удовлетворения.

Кассационная жалоба на апелляционное определение может быть подана в 1 кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течении шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи