НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Московского областного суда (Московская область) от 23.03.2022 № 33-8977/2022

Судья Немцева Е.Н. Дело 33-8977/2022

50RS0005-01-2021-006829-02

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего судьи Мизюлина Е.В.,

судей Бычковой А.Л., Рыбкина М.И.,

при помощнике судьи Кузнецовой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 23 марта 2022 года апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области на решение Дмитровского городского суда Московской области от 02 декабря 2021 года по гражданскому делу

по иску истцы к Министерству социального развития Московской области о признании права на назначение компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг, обязании назначить компенсацию,

заслушав доклад судьи Мизюлина Е.В.,

объяснения истцов,

УСТАНОВИЛА:

истцы обратились в суд с иском к Министерству социального развития Московской области о признании права на назначение компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг по категории «педагогический работник сельского учреждения, вышедший на пенсию» с 01 апреля 2021 года, обязании ответчика назначить истцам компенсацию по оплате жилья и коммунальных услуг по категории «педагогический работник сельского учреждения, вышедший на пенсию» с 01 апреля 2021 года.

Исковые требования мотивировали тем, что истцы работали преподавателями в Дмитровском рыбопромышленном колледже (с 2013г. – Дмитровский рыбохозяйственный технологический институт) свыше 25 лет и получали компенсацию по коммунальным услугам, как преподаватели работающие и проживающие в сельской местности. После прекращения трудового договора с колледжем после выхода на пенсию истцы обратились в Дмитровское УСЗН Минсоцразвития Московской области с просьбой о назначении коммунальных услуг по месту жительства. Им было отказано, поскольку они являлись работниками федерального государственного учреждения, которое не относится к типу государственных или муниципальных учреждений Московской области. Мерами социальной поддержки они пользовались как до 01 января 2005 года, так и после. С решением ответчика истцы не согласны.

Решением суда иск удовлетворен. Признано за истцами право на назначение компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг по категории «педагогический работник сельского учреждения, вышедший на пенсию» с 01 апреля 2021 года. На Министерство социального развития Московской области возложена обязанность назначить истцы. компенсацию по оплате жилья и коммунальных услуг по категории «педагогический работник сельского учреждения, вышедший на пенсию» с 01 апреля 2021 года.

Министерство социального развития Московской области обратилось с апелляционной жалобой на указанное судебное постановление, просило решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать.

В силу ст.167 ГПК РФ судебная коллегия рассматривает дело в отсутствие представителя ответчика, учитывая их надлежащее извещение о времени и месте рассмотрения дела (л.д. 268,269).

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав истцов, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, как постановленного в соответствии с нормами материального и процессуального права.

Как установлено судом, истцы работали в Астраханском рыбопромышленном институте (Дмитровский филиал) в должностях преподавателейФИО с 01.09.1996г. по 26.08.2019г., ФИО с 01.09.2001г. по 31.08.2018г., ФИО с 23.07.1967г. по 30.08.2019г., и пользовались льготами по оплате коммунальных услуг, как преподаватели, т.е. сотрудники, работающие и проживающие в сельской местности (л.д.27-34, 38-45, 49-62).

28.08.2018г. ФИО. подала заявление на ежемесячную компенсацию по оплате содержания жилья и коммунальных услуг.

07.09.2018г. Дмитровским УСЗН Минсоцразвития МО принято решение №866794 о назначении компенсации по оплате содержания жилья и коммунальных услуг по категории «ветеран труда», начиная с 01.08.2018 в соответствии с Законом Московской области «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области» №36/2006-03 от 23.03.2006г.

22.02.2021г. ФИО направила в Дмитровское УСЗН Минсоцразвития МО обращение по вопросу назначения компенсации по оплате ЖКУ по категории «педагогический работник сельского учреждения, вышедший на пенсию».

Письмом Дмитровского УСЗН Минсоцразвития МО №20.25ТГ-124/03 от 02.03.2021г. разъяснены условия назначения компенсации по указанной категории. 01.04.2021г. ФИО. направлено коллективное обращение, в том числе, от имени истцов ФИО по вопросу назначения компенсации по оплате ЖКУ по категории «педагогический работник сельского учреждения, вышедший на пенсию».

Письмом Дмитровского УСЗН Минсоцразвития МО №20.25ТГ-183/03 от 08.04.2021г. повторно разъяснены условия назначения компенсации по указанной категории.

12.04.2021г. ФИО подала заявление на компенсацию по категории «педагогический работник сельского учреждения, вышедший на пенсию», приложив соответствующее заявление и справку о выплатах компенсации ранее по месту работы в АГТУ.

16.04.2021г. Дмитровским УСЗН Минсоцразвития МО принято решение № 377056 о назначении компенсации по оплате взноса на капитальный ремонт по категории «ветеран труда», начиная с 01.04.2021г. в соответствии с Законом Московской области «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области» №36/2006-03 от 23.03.2006г.

Решения об отказе в назначении ФИО по оплате ЖКУ по категории «педагогический работник, отработавший 10 лет и более в сельском государственном или муниципальном учреждении сферы образования Московской области и вышедший на пенсию» не принимались.

Дмитровский рыбохозяйственный технологический институт является федеральным образовательным учреждением, трудовые отношения прекращены 26.08.2019г. не в связи с выходом на пенсию, а в связи с переходом истца в МОУ ДСОШ №9 г. Дмитрова.

14.03.2017г. ФИО подала заявление на ежемесячную компенсацию по оплате содержания жилья и коммунальных услуг.

16.03.2017г. Дмитровским УСЗН Минсоцразвития МО принято решение № 7074 о назначении компенсации по оплате содержания жилья и коммунальных услуг по категории «ветеран труда», начиная с 01.03.2017г. в соответствии с Законом Московской области «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области» №36/2006-03 от 23.03.2006г.

19.03.2021г. ФИО. подала заявление на ежемесячную компенсацию по оплате взноса на капитальный ремонт.

24.03.2021г. Дмитровским УСЗН Минсоцразвития МО принято решение № 377056 о назначении компенсации по оплате взноса на капитальный ремонт по категории «ветеран труда», начиная с 01.03.2021г. в соответствии с Законом Московской области «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области» №36/2006-03 от 23.03.2006г.

08.06.2021г. ФИО. подала заявление на компенсацию по категории «педагогический работник сельского учреждения, вышедший на пенсию», приложив соответствующее заявление и справку о выплатах компенсации ранее по месту работы в АГТУ.

11.06.2021г. Дмитровским УСЗН Минсоцразвития МО принято решение № 231409 об отказе в назначении компенсации по оплате за содержание жилья и коммунальных услуг в связи с тем, что указанная мера социальной поддержки уже была назначена с 01.03.2017г. по категории «ветеран труда».

Решения об отказе в назначении истцу ФИО по оплате ЖКУ по категории «педагогический работник, отработавший 10 лет и более в сельском государственном или муниципальном учреждении сферы образования Московской области и вышедший на пенсию» не принимались.

14.06.2018г. ФИО. подала заявление на ежемесячную компенсацию по оплате содержания жилья и коммунальных услуг.

18.06.2018г. Дмитровским УСЗН Минсоцразвития МО принято решение № 532971 о назначении компенсации по оплате содержания жилья и коммунальных услуг по категории «ветеран труда», начиная с 01.06.2018г. в соответствии с Законом Московской области «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области» №36/2006-03 от 23.03.2006г.

06.04.2021г. ФИО1 подала заявление на компенсацию по категории «педагогический работник сельского учреждения, вышедший на пенсию», приложив соответствующее заявление и справку о выплатах компенсации ранее по месту работы в АГТУ.

12.04.2021г. Дмитровским УСЗН Минсоцразвития МО принято решение №357463 о назначении компенсации по оплате взноса на капитальный ремонт по категории «ветеран труда», начиная с 01.04.2021г. в соответствии с Законом Московской области «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области» №36/2006-03 от 23.03.2006г.

08.06.2021г. истец ФИО повторно подала заявление на ежемесячную компенсацию по оплате содержания жилья и коммунальных услуг.

11.06.2021г. Дмитровским УСЗН Минсоцразвития МО принято решение № 231411 об отказе в назначении компенсации по оплате за содержание жилья и коммунальных услуг в связи с тем, что указанная мера социальной поддержки уже была назначена с 01.06.2018г. по категории «ветеран труда».

Решения об отказе в назначении истцу ФИО. по оплате ЖКУ по категории «педагогический работник, отработавший 10 лет и более в сельском государственном или муниципальном учреждении сферы образования Московской области и вышедший на пенсию» не принимались.

Дмитровское УСЗН Минсоцразвития Московской области 08.04.2021г. разъяснило истцам, что предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг для работников, вышедших на пенсию из федеральных и ведомственных организаций и учреждений законодательством не предусмотрено, а Астраханский рыбопромышленный институт не относится к государственным и муниципальным учреждениям социально-культурной сферы Московской области. Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг сохраняются за лицами, у которых такое право возникло до 01.01.2005г., и если они пользовались данными мерами социальной поддержки. Поскольку истцы до 01.01.2005г. пользовались данными мерами поддержки, предоставляемыми из средств федерального бюджета, как сотрудники федерального учреждения, работающие в сельской местности, соответственно право на получение мер социальной поддержки по категории «пенсионер федерального образовательного учреждения, расположенного в сельской местности» до 01.01.2005г. у истцов не возникло.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования о признании незаконным отказа в назначении соответствующих выплат и возлагая на ответчика обязанность назначить истцам компенсацию по оплате жилья и коммунальных услуг по категории «педагогический работник сельского учреждения, вышедший на пенсию» с 01 апреля 2021 года, суд первой инстанции установил, что истцы работали в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Дмитровский рыбопромышленный колледж», расположенный по адресу <данные изъяты> Московской области, в должностях преподавателей и пользовались льготами по оплате коммунальных услуг, как педагогические работники, в связи с чем, после увольнения, как сотрудники, работавшие и проживающие в сельской местности, вышедшие на пенсию, в силу Закона Московской области от 23.03.2006 г. № 36/2006 –ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан» имеют право на компенсацию по оплате жилья и коммунальных услуг по указанной выше категории. А тот факт, что Астраханский рыбопромышленный институт не относится к типу государственных учреждений Московской области, финансирующихся из бюджета Московской области, не может являться основанием для лишения права истцов на получение указанных льгот при выходе на пенсию.

Судебная коллегия соглашается с решением суда, исходя из следующего.

Согласно части 8 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией данного постановления, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных главным распорядителям средств федерального бюджета, к ведению которых относятся расположенные в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) федеральные государственные образовательные организации (пункт 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 26 октября 2013 г. N 963 "О предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)".

Этим же постановлением утверждены Правила предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа).

В соответствии с пунктами 1, 2, 3 названных Правил определен порядок предоставления в качестве меры социальной поддержки ежемесячной компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа). Ежемесячная компенсация осуществляется на основании документов, подтверждающих право работников на ее получение (трудовой договор или трудовая книжка, копия документа, удостоверяющего личность, с отметкой о регистрации по месту жительства или иной документ, подтверждающий место жительства), имеющихся в распоряжении организаций, без истребования дополнительных документов. Ежемесячная компенсация осуществляется организацией со дня возникновения у работника права на ее получение одновременно с выплатой заработной платы за первую половину текущего месяца с отражением в отдельной ведомости.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 04 декабря 2007 г. N 958-О-О, субъект Российской Федерации не наделен полномочиями снижать объем полагающихся педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения, равно как и ограничивать круг педагогических работников, в том числе пенсионеров, пользующихся правом на получение таких мер социальной поддержки, по сравнению с тем, что установлено действующими на федеральном уровне нормативными правовыми актами.

В ст. 15 Закона Московской области от 23.03.2006 г. № 36/2006 –ОЗ « О социальной поддержке отдельных категорий граждан» указано, что лицам, указанным в абзацах с четвертого по шестой пункта 30 и пункте 31 статьи 1 настоящего Закона, а также членам их семьи, предоставляются следующие меры социальной поддержки: 1) ежемесячная денежная компенсация в размере 100 процентов платы за занимаемую общую площадь жилого помещения: платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения; взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме - для собственников жилых помещений.

В п. 31 настоящего закона от 23.03.2006 г. указаны педагогические работники государственных и муниципальных учреждений социально-культурной сферы Московской области, работающие в сельских населенных пунктах и поселках городского типа Московской области.

Меры социальной поддержки, установленные пунктами 1, 2, 3 части 1 настоящей статьи, сохраняются за лицами (а также членами их семей), указанными в абзацах с четвертого по шестой пункта 30 и пункте 31 статьи 1 настоящего Закона, прекратившими трудовые отношения с учреждениями в связи с установлением (назначением) им пенсии (независимо от вида пенсии): если общий стаж их работы в учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах, поселках городского типа Московской области составляет не менее 10 лет и на день установления (назначения) пенсии либо на день их выхода на пенсию они пользовались указанными мерами социальной поддержки;

До 1 января 2005 года льготы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям работников учреждений культуры, проживающим в сельской местности, регулировалось ч.6 ст.55 Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 года и ст.8 Закона РСФСР от 21 декабря 1990 года «О социальном развитии села».

В соответствии с п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании" (в редакции, действовавшей до 1 сентября 2013 года), ч. 8 ст. 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" правом на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения (ранее право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением) обладают педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

Согласно ст.2 Федерального закона от 06 мая 2003 №52-ФЗ (ред. от 29.12.2004) «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем третьим статьи 55 Закона «Об образовании», устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.

Положения указанных в статьях 2 и 3 вышеуказанного Федерального закона законодательных актов об установлении размера, условий и порядка возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг применяются до принятия соответствующих законодательных актов субъектами Российской Федерации, но не позднее чем до 1 января 2005 года.

Суд первой инстанции, проанализировав действующее законодательство, предусматривавшие право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений всех типов в сельской местности, а также этой же категории граждан, перешедших на пенсию вне зависимости от категории образовательного учреждения пришел к правильному выводу о том, что вышедшие на пенсию педагогические работники, проживающие в сельской местности, имеющие стаж работы в образовательных учреждениях субъектов, в полной мере пользуются правом на возмещение расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, то есть, теми же льготами, которые они получали, работая в колледже.

Материалами дела подтверждается, что истцы осуществляли работу в должности преподавателей в Астраханском рыбопромышленном институте Дмитровский филиал, расположенный по адресу <данные изъяты>), т.е. расположенном в сельской местности, они имеют стаж работы преподавателями в сельской местности более 25 лет.

В связи с чем, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что хотя Астраханский рыбопромышленный институт не относится к типу государственных учреждений Московской области, финансирующихся из бюджета Московской области, однако, данное обстоятельство не может явиться основанием для лишения права истцов на получение указанных льгот при выходе на пенсию, с учетом того, что ранее за истцами признавалось право предоставление мер социальной поддержки.

Согласно ст. 3 Федерального закона Российской Федерации "Об образовании" нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании" (в редакции настоящего Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона.

Судом также установлено, что истцам, работающим и проживающим в сельской местности, льготы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг фактически предоставлялись из федерального бюджета до введения в действие вышеуказанного Закона Московской области от 23 марта 2006 года №36/2006-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан», в том числе предоставлялись и на дату назначения истцам пенсии.

При наличии указанных обстоятельств дела, вышеуказанных норм законов, суд обоснованно пришел к выводу о том, что истцы имеют право на жилищно-коммунальные льготы, как работавшие и проживая в сельской местности, пользующиеся этими льготами до 01 января 2005 года, в связи с чем, возложил обязанность на ответчика назначить истцам компенсацию по оплате жилья и коммунальных услуг по категории «педагогический работник сельского учреждения, вышедший на пенсию» с 01 апреля 2021 года.

С учетом изложенного, судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным.

Доводы апелляционной жалобы не содержат оснований к отмене решения, предусмотренных ст.330 ГПК РФ.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Дмитровского городского суда Московской области от 02 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области без удовлетворения.

Апелляционное определение составлено в окончательной форме 28.03.2022 года.

Председательствующий

Судьи