НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Московского областного суда (Московская область) от 22.05.2017 № 33-13905/2017

Судья Павлова И.М. Дело № 33-13905/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего судьи Цуркан Л.С.,

судей Гулиной Е.М., Мизюлина Е.В.,

при секретаре Конюховой К.О.,

с участием помощника Московского областного прокурора Ганцевой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 22 мая 2017 года апелляционное представление прокурора Третьей прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Московской области на решение Одинцовского городского суда Московской области от 25 января 2017 года по делу по иску прокурора Третьей прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Московской области к Администрации городского округа Краснознаменск Московской области об обязании обеспечить полной ставкой заработной платы педагогических работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений городского округа Краснознаменск (по индивидуальному желанию),

заслушав доклад судьи Цуркан Л.С.,

объяснения представителя истца-прокурора, представителя ответчика,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Третьей прокуроры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Московской области обратился в суд с иском к Администрации городского округа Краснознаменск Московской области, в котором просил обязать ответчика обеспечить полной ставкой заработной платы педагогических работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений городского округа Краснознаменск (по индивидуальному желанию).

Свои требования мотивировал тем, что в ходе проведенной проверки установлено, что с 01.01.2014 вступили в силу п. 3 ч. 1 ст. 8 и п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», закрепляющие новое распределение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях и иных образовательных организациях в организации его предоставления.

Объем соответствующих государственных гарантий, следовательно, и обязательства субъекта Российской Федерации по их обеспечению, закрепляется федеральным осударственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки России Российской Федерации от 17.10.2013 № 155 (ч. 3, ст. 5).

В 2014 году объем государственных гарантий определялся в соответствии с Законом Московской области от 12.12.2013 № 148/2013-03 «О финансовом обеспечении реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях в Московской области за счет средств бюджета Московской области в 2014 году».

Недофинансирование расходов бюджета городского округа Краснознаменск повлекло к принятию решения на местном уровне о сокращении времени пребывания детей в МБДОУ с 12 до 10,5 часов и соответственно ставок педагогических работников, поскольку их количество обусловлено временем работы образовательного учреждения.

По итогам оптимизации на основании постановления от 27.10.2014 № 916-ПА с целью исключения социальной напряженности в каждом из 9 МБДОУ городского округа Краснознаменск подавляющее большинство педагогических работников переведены на 0,75 ставки.

Установление сокращенного режима рабочего времени фактически привело к уменьшению реальных заработных плат (без учета выплат стимулирующего характера) и нарушению прав педагогических работников на получение льготного стажа для досрочного выхода на пенсию по старости.

В связи с выявленными нарушениями законодательства о трудовых пенсиях в Российской Федерации 16.06.2016 года Третьей спецпрокуратурой руководителю администрации городского округа Краснознаменск Московской области внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере трудовых прав педагогических работников.

Вместе с тем, до настоящего времени нарушения законодательства в названной сфере Администрацией г.о. Краснознаменск не устранены. Согласно ответа руководителя Администрации г.о. Краснознаменск Московской области от 08.07.2016 (исх. № 1323) танами местного самоуправления г.о. Краснознаменск Московской области принято решение об отклонении доводов прокуратуры, поскольку органы местного самоуправления г.о. Краснознаменск полагают, что Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации не связывает возможность реализации прав, социальных гарантий и льгот педагогических работников с организационно правовыми формами образовательных учреждений, либо режимом их работы.

Таким образом, законные права педагогических работников дошкольных детских образовательных учреждений городского округа Краснознаменск на получение льготного стажа для досрочного выхода на пенсию по старости не восстановлены.

Представители ответчика Администрации г.о. Краснознаменск Московской области исковые требования не признали.

Представитель третьего лица Министерства образования Московской области в судебное заседание не явился, извещен.

Решением Одинцовского городского суда Московской области от 25 января 2017 года в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с вынесенным решением, прокурор обратился с апелляционным представлением, в котором просит решение отменить как незаконное.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования» режим работы образовательной организации по пятидневной или шестидневной рабочей неделе определяется образовательной организацией, группы могут функционировать в режиме: полного дня (12-часового пребывания); сокращенного дня (8-10,5-часового пребывания), продленного дня, кратковременного пребывания и круглосуточного пребывания.

В соответствии с Законом Московской области от 10.07.2014 №79/2014- «О внесении изменений в Закон Московской области «О бюджете Московской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» городскому округу Краснознаменск уменьшена субвенция на обеспечение дарственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и платного дошкольного образования (далее - субвенция). Согласно письма Министерства образования Московской области за исх. №9861/16ф от 27.08.2014 в составе субвенции расходы на оплату труда работников ДОУ учтены: - в объеме 75% при 12-ти часовом пребывании детей в части реализации госстандарта дошкольного образования, остальные 25% расходов должны осуществляться за счет средств муниципальных образований - за присмотр и уход за воспитанниками. В дошкольных образовательных учреждениях городского округа Краснознаменск Московской области был мониторинг. Данные мониторинга показали, что при 12 - часовом пребывании детей с 7-30 до 19-30 дети начинают приходить к 8-00, уходят домой массово до 18-30, после ужина. Исходя из выделенных финансовых средств и в целях их эффективного использования, было принято решение об установлении режима работы муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений -10, 5 часов (с 8-00 до 18-30). Данное решение принято в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».

При переходе дошкольных учреждений на 10,5 часовой режим количество воспитателей на группы будет приведено в соответствие с нормативами по определению численности обслуживающего персона в ДОУ, утвержденными постановлением Минтруда РФ от 21 апреля 1993 года №88 (из расчета 10,5 - часового пребывания детей).

При переходе на новый 10,5 часовой режим дошкольных учреждений будут предусмотрены, по мере необходимости, дежурные группы для тех родителей, которые не смогут забирать детей в 18-30.

Постановление Администрации №916-ПА принято в рамках полномочий, установленных Уставом городского округа Краснознаменск Московской области и Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». Администрация городского округа Краснознаменск Московской области, являясь учредителем дошкольных образовательных учреждений, вправе определять режим работы учреждения в целях эффективного расходования бюджетных средств.

Федеральный закон от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации не связывает возможность реализации прав, социальных гарантий и льгот педагогических работников с организационно-правовыми формами образовательных упреждений, либо режимом их работы.

Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 №781, утвердившее Списки работ, профессий, важностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», определяет право отдельных категорий граждан на досрочную пенсию и не налагает на образовательные учреждения обязанности по понуждению граждан к выполнению работ по нормам рабочего времени, установленным за ставку заработной платы. Это подтверждается нормой Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), что также исключает нарушения прав работников при установлении функционирования МБДОУ в режиме 10,5 часового пребывания.

Оплата труда педагогических работников муниципальных дошкольных образовательных организаций городского округа Краснознаменск Московской области производилась в 2015-2016г.г. на основании Законов Московской области от 28.11.2014г. № 156/2014-ОЗ «О финансовом обеспечении реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях в Московской области за счет средств бюджета Московской области в 2015 году», от 25.11.2014г. № 203/2015-ОЗ «О финансовом обеспечении реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях в Московской области за счет средств бюджета Московской области в 2016 году».

В 2017 году оплата труда педагогических работников муниципальных дошкольных образовательных организаций городского округа Краснознаменск Московской области будет проводиться за счет средств бюджета Московской области на основании Закона Московской области от 07.12.2016г. № 153/2016-03 «О финансовом обеспечении реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях в Московской области за счет средств бюджета Московской области в 2017 году».

В соответствии с п. 14 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014, режим работы образовательной организации по пятидневной или шестидневной рабочей неделе определяется образовательной организацией самостоятельно в соответствии с ее Уставом.

Доказательств того, что сотрудники детских образовательных учреждениях г.о. Краснознаменска обращались с жалобами в администрацию или Третью прокурору по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Московской области материалы дела не содержат. Панова Е.И. - воспитатель детского сада № 3 «Белочка» в детских дошкольных учреждениях г. Краснознаменска не значиться.

В силу вышеназванных норм, Администрация городского округа Краснознаменск неправомочна устанавливать режим работы и ставки сотрудникам в детских образовательных учреждениях, а также финансировать оплату труда его педагогических работников, в связи с чем, оснований для удовлетворения исковых требований прокурора Третьей прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Московской области в порядке 4.1 ст. 45 ГПК РФ к Администрации городского округа Краснознаменск Московской области об обязании обеспечить полной ставкой заработной платы педагогических работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений городского округа Краснознаменск (по индивидуальному желанию), у суда не имелось.

Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку.

Доводы, изложенные в апелляционном представлении, не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Одинцовского городского суда Московской области от 25 января 2017 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Третьей прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Московской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи