НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Московского областного суда (Московская область) от 22.05.2013 № 33-11078/2013

Судья: Липилина О.А. Дело: №33-11078/2013

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего: Титова Е.М.,

судей: Меншутиной Е.Л., Галановой С.Б.,

при секретаре Потаниной А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании 22 мая 2013 года апелляционную жалобу Администрации города Бронницы Московской области на решение Раменского городского суда Московской области от 12 октября 2012 года по делу по иску Министерства образования Московской области в лице отдела опеки и попечительства по городскому округу Бронницы в интересах несовершеннолетней Амелёхиной Кристины Сергеевны к Администрации города Бронницы Московской области о признании нуждающейся в обеспечении жилым помещением,

заслушав доклад судьи Титова Е.М.,

объяснения представителя Администрации города Бронницы Табаковой Л.Г., представителя Министерства образования Московской области Лиман И.В.

установила:

Министерство образования Московской области в лице Отдела опеки и попечительства по городскому округу Бронницы (далее Отдел опеки г.Бронницы) обратилось в городской суд с иском в интересах несовершеннолетней Амелёхиной К.С. к Администрации города Бронницы Московской области (Администрация г. Бронницы) о признании нуждающейся в обеспечении жилыми помещением.

В обосновании исковых требований ссылается на то, что Амелёхина К.С., 15 октября 1994 года рождения, является ребенком, оставшимся без попечения родителей. Родители несовершеннолетней Амелехиной К. решением Колпинского районного суда г. Санкт- Петербург от 18 октября 2006 г. были лишены родительских прав. Постановлением Администрации г. Колпино от 03 августа 2007 г. № 399 несовершеннолетняя Амелёхина К. была передана под опеку Заруцкой Т.А. В январе 2010 г. семья Заруцкой Т.А. вместе с опекаемой Амелехиной К. переехали в г. Бронницы, где и проживают по настоящее время. При приеме личного дела Амелехиной К. на учёт было установлено, что в нём отсутствуют документы о закреплении жилой площади или предоставлении гарантии на обеспечение жилой площадью. В соответствии с Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в Московской области учет таких детей осуществляется органами местного самоуправления по месту выявления ребенка. Несовершеннолетняя Амелёхина К. была выявлена на территории г. Колпино. Ими неоднократно направлялись письма в адрес Администрации г. Колпино о предоставлении недостающих документов о закреплении жилого помещения или предоставлении гарантии на обеспечение жилым помещением, однако в составлении указанных документов Администрацией г. Колпино было отказано. На территории городского округа Бронницы несовершеннолетняя и её опекун имеют регистрацию по месту пребывания по адресу: Московская область, г. Бронницы, ул. Советская, д. 145 кв. 8. Фактически несовершеннолетняя с семьей опекуна проживают в съемной квартире. Истец считает, что, поскольку несовершеннолетняя проживает в г. Бронницы и не имеет закрепленного жилого помещения, она должна быть поставлена на учёт в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением в виде квартиры за счёт средств бюджета Московской области.

Ответчик Администрация г. Бронницы в лице представителя Табаковой Л.Г., действующей на основании доверенности (л.д. 37) в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований. В ходе судебного разбирательства были представлены письменные объяснения, из которых следует, что Администрация г. Бронницы возражает против удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку несовершеннолетняя Амелёхина К.С. была выявлена как ребенок - сирота на территории г. Колпино Санкт-Петербург, в г. Бронницы имеет регистрацию по месту пребывания (л.д. 35-36).

Решением Раменского городского суда Московской области от 12 октября 2012 года исковые требования Министерство образования Московской области в лице Отдела опеки и попечительства по городскому округу Бронницы удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с постановленным решением Администрации города Бронницы Московской области в апелляционной жалобе просит его отменить, как не соответствующее нормам материального и процессуального права.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, выслушав мнение явившихся лиц, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены правильного по существу решения суда.

В соответствии с Конвенцией о правах ребенка, одобренной Генеральном Ассамблеей ООН 20.11.1989 г. и ратифицированной Постановлением ВС СССР от 13.06.1990 г. N 1559-1. во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства - участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры. Государства - участники обеспечивают осуществление этих прав в соответствии с их национальным законодательством. Государства - участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка. Государства - участники в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей принимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права и, в случае необходимости, оказывают материальную помощь и поддерживают программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст. 40).

В Российской Федерации в целях гарантий и обеспечения, прав ребенка был принят Федеральный закон № 124-ФЗ от 24.07.1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» согласно которому он установил основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. Установил, что целями государственной политики в интересах детей являются осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений (ст. 4).

Исходя из положений статей б и 7 данного Закона ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, должностные лица указанных органов в соответствии со своей компетенцией содействуют ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов с учетом возраста ребенка и в пределах установленного законодательством Российской Федерации объема дееспособности ребенка посредством принятия соответствующих нормативных правовых актов, проведения методической, информационной и иной работы с ребенком по разъяснению его прав и обязанностей, порядка защиты прав, установленных законодательством Российской Федерации, а также посредством поощрения исполнения ребенком обязанностей, поддержки практики правоприменения в области защиты прав и законных интересов ребенка.

Особой заботой государства является защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (дети, оставшиеся без попечения родителей). Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (за исключением содержащихся и обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации. Государств: гарантирует судебную защиту прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации" ст. 15 вышеуказанного Закона).

Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» _(далее - Федеральный закон № 153-ФЭ) были определены общие принципы задержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Федеральный закон № 153-Ф3 регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно положениям ст. 4 Федерального закона № 153-ФЭ дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения водителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством

Предусмотренные Федеральным законом № 153-ФЭ дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 5).

В силу требований ст. 8 Федерального закона N 153-Ф3 детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Кроме этого, исходя из положений ст. 12, 13 и 14 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) определение иных категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и определение порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации гражданам, которые нуждаются в жилых помещениях и категории которых установлены федеральным законом, указами Президента Российской Федерации отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений. Определение порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации и определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений. Ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма относиться к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений.

Согласно ст. 51 ЖК ГФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в силу ч. 2 ст. 52 ЖК РФ имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

В соответствии с ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации, категориям граждан, указанным в ч. 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если такой порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В целях регулирования отношений, возникающих в связи с предоставлением органами государственной власти Московской области полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством Московской области 29.12.2007 г. Московской областью как субъектом Российской Федерации был принят закон N 248/2007-03 «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» далее - Закон МО N 248/2007-03).

В соответствии с ст. 2 Закона МО N 248/2007-03 детьми, оставшиеся без -©печения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без -©печения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, уклонением от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Статей 8 Закона МО N 248/2007-03 были предусмотрены дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение, согласно которым дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, в том числе дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, в детских домах семейного типа, в воинских частях, расположенных на территории Московской области, в качестве воспитанников, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении отеки (попечительства) либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно вне очереди обеспечиваются жилым помещением в виде квартиры по месту жительства за счет средств бюджета Московской области. Жилое помещение предоставляется в установленном Правительством Московской области порядке по договору социального найма общей площадью не менее 27 квадратных метров.

В соответствии с ст. 11 Закона МО N 248/2007-03 органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области далее - органы местного самоуправления) наделяются государственными -полномочиями, в том числе и по обеспечению жилой площадью детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, в том числе детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, при прекращении опеки (попечительства).

Механизм предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты, ребенок-сирота) установлен Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Московской области утвержденным Постановлением Правительства Московской области от 16.06.2010 N 451/24.

Согласно установленного порядка предоставление жилых помещений осуществляется детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, т.е. не являющимся нанимателями по договору социального найма или членами семьи нанимателя по договору социального найма и (или) не являющимся собственниками жилого помещения и членами семьи собственника жилого помещения.

Учет детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения, на предоставление жилого помещения за счет средств бюджета Московской области осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области по месту выявления ребенка-сироты.

Судом установлено, что Амелёхина Кристина Сергеевна, 15 октября 1994 года рождения, уроженка г. Ташкента Республики Узбекистан является гражданкой Российской Федерации.

Решением Колпинского районного суда г. Санкт-Петербурга от 26 октября 2006 г. родители Амелёхиной К.С. были лишены в отношении неё родительских прав, решение вступило в законную силу 08 ноября 2006 г.

Таким образом, несовершеннолетняя Амелёхина К.С. относиться к категории детей, оставшихся без попечения родителей.

Указанным решением было установлено, что на момент его вынесения несовершеннолетняя Амелёхина К.С. находилось под опекой Заруцкого В.В. приходящегося ей дедушкой и проживала по адресу: <данные изъяты>

Постановлением местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга город Колпино от 03 августа 2007 г. № 399 опекуном несовершеннолетней Амелёхиной К.С. была назначена Заруцкая Т.А., приходящаяся несовершеннолетней девочке бабушкой и проживавшая вместе с ней по адресу: <данные изъяты> (л.д. 14).

Распоряжением отдела опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городскому округу Бронницы от 11 января 2010 г. № 006 несовершеннолетняя Амелёхина была поставлена на учёт с 11 января 2010 г., с опекуном несовершеннолетней Заруцкой Т.А. был заключен договор об осуществлении попечительства и назначено вознаграждение, так же назначены ежемесячные и ежегодные выплаты.

Судом также установлено, что несовершеннолетняя Амелёхина К.С. никогда не имела постоянного места жительства на территории Российской Федерации, была зарегистрирована по месту пребывания в г. Колпино, в настоящее время фактически проживает вместе с опекуном в г. Бронницы.

Отсутствие у несовершеннолетней постоянного места жительства подтверждается обращениями отдела опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городскому округу Бронницы в органы местного самоуправления г. Колпино Санкт-Петербурга, ответами местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга города Колпино (л.д. 16-25).

Из ответов местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга города Колпино также следует, что несовершеннолетняя Амелёхина К.С. на момент учреждения опеки жилья не имела, нуждающейся в предоставлении жилого помещения, как ребенок оставшийся без попечения родителей, не признавалась, на учёт в качестве нуждающееся в жилом помещении не принималась, жилое помещение за ней не закреплялось, поскольку несовершеннолетняя Амелёхина К.С. проживала в г. Колпино Санкт-Петербург с 2006 г. по 2009 г. без регистрации по месту жительства.

Судом правильно установлены все обстоятельства, имеющие значение для данного дела, правильно применены нормы права, регулирующие спорные отношения сторон, выводы суда соответствуют обстоятельствам настоящего дела.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к не согласию ее подателя с постановленным по делу решением, повторяют доводы возражений на иск (искового заявления), которым суд первой инстанции дал надлежащую оценку, не опровергают правильности выводов суда, в связи с чем, не принимаются судебной коллегией во внимание в качестве основания для отмены обжалуемого решения суда, как необоснованные

Остальные доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию ее подателя с постановленным по делу решением и не содержат оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены правильного по существу судебного акта.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Администрации города Бронницы Московской области, как необоснованной.

руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Раменского городского суда Московской области от 12 октября 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации города Бронницы Московской области – без удовлетворения.

Председательствующий судья

Судьи