НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Московского областного суда (Московская область) от 20.09.2021 № 33А-28019/2021

Судья Надкина А.А. Дело № 33а-28019/2021

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Редченко Е.В.,

судей Вердияна Г.В., Белой С.Л.,

при ведении протокола помощником судьи Харламовым К.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 20 сентября 2021 года апелляционную жалобу ммм на решение Раменского городского суда Московской области от 13 мая 2021 года по административному делу по административному иску ммм к Межрайонной ИФНС России № 1 по Московской области о признании незаконным действия по начислению налога на доходы физических лиц,

заслушав доклад судьи Вердияна Г.В., объяснения Артамонова С. В., представителя Межрайонной ИФНС России № 1 по Московской области Бреништер Е. Ф.,

установила:

Артамонов С.В. обратился в суд с административным иском к Межрайонной ИФНС России № 1 по Московской области о признании незаконным действия по начислению налога на доходы физических лиц за 2019 года в размере 6103 руб. в налоговом уведомлении № 69793792 от 1 сентября 2020 года. Полагает, что данная сумма должна быть оплачена его работодателем ГАУ МО «ЦСП № 4», что вытекает решения Раменского городского суда Московской области от 29 января 2019 года.

Административный истец полагает, что повторное начисление административному истцу НДФЛ в размере 13% после того как подлежащее уплате вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей уже было уменьшено судом сумму НДФЛ 13% является удержанием с истца налога в завышенном размере, двойным налогообложением, что нарушает его права, законные интересы и противоречит п. 1 ст. 224 НК РФ.

Решением Раменского городского суда Московской области от 13 мая 2021 года в удовлетворении административного иска Артамонову С.В. отказано.

В апелляционной жалобе Артамонов С.В. просит отменить решение суда в связи с допущенными нарушениями норм материального и норм процессуального права и принять новое решение об удовлетворении заявленного им административно иска.

Заслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Пунктом п. 1 ст. 226 НК РФ установлена обязанность российских организаций, индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, а также обособленных подразделений иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми, налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 ст. 226 Кодекса, исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет сумму налога на доходы физических лиц. Указанные в абзаце первом п. 1 ст. 226 Кодекса лица именуются налоговыми агентами.

Исчисление сумм и уплата налога производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, с зачетом ранее удержанных сумм налога (за исключением доходов, в отношении которых исчисление сумм налога производится в соответствии со ст. 214.7 Кодекса), а в случаях и порядке, предусмотренных ст. 227.1 Кодекса, также с учетом уменьшения на суммы фиксированных авансовых платежей, уплаченных налогоплательщиком (п. 2 ст. 226 НК РФ).

Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога на доходы физических лиц непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате (п. 4 ст. 226 Кодекса).

Налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, предоставленных физическим лицам налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов в регистрах налогового учета (абз. 1 п. 1 ст. 230 Кодекса).

Согласно абзацу 3 пункта 2 статьи 230 Кодекса налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период по каждому физическому лицу, не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Приложением № 2 к Приказу ФНС России от 2 октября 2018 года № ММВ-7-11/566@ утвержден Порядок заполнения формы сведений о доходах физических лиц и суммах налога на доходы физических лиц «справка о доходах и суммах налога физического лица (форма 2-НДФЛ)» (далее – Порядок заполнения справки 2-НДФЛ).

Пунктом 1.1 Порядка заполнения справки 2-НДФЛ установлено, что сведения о доходах физических лиц, суммах налога на доходы физических лиц, сообщения о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог и о сумме неудержанного налога на доходы физических лиц представляются налоговыми агентами по форме 2- НДФЛ «Справка о доходах и суммах налога физического лица» (далее - Справка формы 2- НДФЛ) за налоговый период.

Пунктом 2.7. Порядка заполнения Справки 2-НДФЛ закреплена обязанность налогового агента в случае невозможности в течение календарного года удержать НДФЛ, письменно сообщить о данном факте налогоплательщику (физическому лицу) и в налоговый орган. Предусмотрено, что сообщение направляется в адрес указанных лиц в форме Справки 2-НДФЛ с признаком 2.

Пунктом 4.11 Порядка заполнения Справки 2-НДФЛ предписано, что при заполнении Справки с признаком 2, в полях «Сумма налога удержанная», «Сумма налога перечисленная» и «Сумма налога, излишне удержанная налоговым агентом» указывается ноль, а в поле «Сумма налога, не удержанная налоговым агентом» указывается исчисленная сумма налога, которую налоговый агент не удержал в налоговом периоде.

Справка 2-НДФЛ с признаком 2 должна быть направлена в адрес налогоплательщика (физического лица) и в налоговый орган в срок не позднее 1 марта года, следующего за годом выплаты дохода, налог с которого не удержан (пункт 5 статьи 226, статья 216 НК РФ).

Как установлено судом и следует из материалов дела, 12 февраля 2020 года налоговым агентом ГАУ МО «ЦСП № 4» в Межрайонную ИФНС России №1 по Московской области в отношении Артамонова С.В. была представлена Справка формы 2-НДФЛ за 2019 год от 12 февраля 2020 года № 212 с признаком «2», в которой отражены следующие суммы: 6 122,53 рубля (доход, код дохода 2013 «Сумма компенсации за неиспользованный отпуск»); 40 827,35 рублей (доход, код дохода 2000 «Вознаграждение, получаемое налогоплательщиком за выполнение трудовых или иных обязанностей; денежное содержание, денежное довольствие, не подпадающее под действие пункта 29 статьи 217 Кодекса и иные налогооблагаемые выплаты военнослужащим и приравненным к ним категориям физических лиц (кроме выплат по договорам гражданско-правового характера») – 6 103 рубля (исчисленный, но не удержанный налог на доходы физических лиц).

Статьей 217 Налогового кодекса Российской Федерации определены виды доходов, которые не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения). Данный перечень является исчерпывающим.

Сумма вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей является объектом налогообложения по НДФЛ (пп.6 ст.208 и п. ст.209 НК РФ). Налоговая ставка по этому виду доходов устанавливается в размере 13% (п.1 ст.224 НК РФ).

В соответствии с п. 4 ст. 226 НК РФ, сумма НДФЛ удерживается из заработной платы работника организацией – налоговым агентом непосредственно при ее выплате.

Налоговые агенты обязаны, в частности, письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах (пункт 3 ст. 24 НК РФ).

Применительно к налогу на доходы физических лиц данная обязанность конкретизирована в п. 5 ст. 226 НК РФ, согласно которой при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.

Если у работника не был удержан НДФЛ, то налоговый агент, на основании подп. 4 п. 1 ст. 228 НК РФ обязан при подаче налоговой декларации по НДФЛ самостоятельно исчислить НДФЛ с суммы выплаты, установленной судом, и уплатить налог.

В связи с получением письменного сообщения от налогового агента о факте не удержания за 2019 год НДФЛ в сумме 6 103 рубля, Инспекция сформировала и направила в адрес административного истца налоговое уведомление от 1 сентября 2020 года № 69793792, в котором отразила указанную сумму к уплате в срок до 1 декабря 2020 года.

Отказывая в удовлетворении заявленного административного иска, суд указал, что действия административного ответчика соответствуют требованиям законодательства о налогах и сборах, в связи с чем, оснований для удовлетворения административного иска судом не установлено.

С таким выводом суда судебная коллегия не может согласиться, поскольку выводы суда противоречат фактическим обстоятельствам дела.

Как усматривается из представленной суду копии решения Раменского городского суда Московской области от 29 января 2019 года по делу № 2-323/2019, судом с ГАУ МО «Центр спортивной подготовки по игровым видам спорта № 4» в пользу Артамонова С. В. взыскана задолженность по невыплаченной надбавке за интенсивность и напряжённость в работе в сумме 40 827 руб. 35 коп. (л. д. 11-14).

Поскольку в силу п. 4 ст. 226 НК РФ сумма НДФЛ удерживается из заработной платы работника организацией – налоговым агентом непосредственно при ее выплате, при взыскании судом указанной суммы налог на доход физического лица в размере 13% взыскан не был. Соответственно, предъявленный административному истцу к оплате налог полежал перечислению налоговому органу непосредственно ГАУ МО «Центр спортивной подготовки по игровым видам спорта № 4».

При приведенных обстоятельствах и, когда законодательством не предусмотрено двойное налогообложение, суд безосновательно отказал в удовлетворении заявленного Артамоновым С. В. требования.

В силу п. 3 ч. 2 ст. 310 КАС РФ допущенное судом нарушение является основанием для отмены судебного решения и принятия нового решения об удовлетворении заявленного административного иска.

Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Раменского городского суда Московской области от 13 мая 2021 года отменить, принять новое решение, которым удовлетворить заявленный ммм административный иск.

Признать незаконным действия Межрайонной ИФНС России № 1 по Московской области по начислению налога на доходы физических лиц за 2019 год в размере 6 103 рубля в налоговом уведомлении № 69793792 от 1 сентября 2020 года.

Кассационная жалоба может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи