НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Московского областного суда (Московская область) от 20.09.2021 № 33А-27353/2021

Судья Соболева Г.В. Дело № 33а-27353/2021

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Брыкова И.И.,

судей Климовского Р.В., Балабан К.Ю.,

при помощнике судьи Жуковой Л.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании от 20 сентября 2021 года апелляционную жалобу Донченко В. С. на решение Воскресенского городского суда Московской области от 28 мая 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению ИФНС России по г. Воскресенску Московской области к Донченко В. С. о взыскании транспортного налога за 2018 год, страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2017 год, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2017 год, пени,

заслушав доклад судьи Брыкова И.И.,

у с т а н о в и л а :

Административный истец ИФНС России по г. Воскресенску по Московской области обратилась в суд с административным иском к административному ответчику Донченко В.С. о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в размере 4 906 руб. 45 коп., пени по ним в размере 1 886 руб. 60 коп., страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2017 год в размере 962 руб. 42 коп., пени по ним в размере 393 руб. 30 коп., транспортного налога за 2018 год в размере 4 522 руб., пени по нему в размере 57 руб. 54 коп. и 498 руб. 67 коп.

Административный ответчик Донченко В.С. в суд не явился.

Решением Воскресенского городского суда Московской области от 28.05.2021 административный иск удовлетворен.

Не согласившись с решением суда, административный ответчик Донченко В.С. подал на него апелляционную жалобу, в которой просит его отменить.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.

<данные изъяты>Донченко В.С. было направлено налоговое уведомление <данные изъяты> от <данные изъяты> об оплате транспортного налога за 2018 год в размере 4 522 руб. (л.д. 27, 28).

<данные изъяты>Донченко В.С. было направлено требование <данные изъяты> по состоянию на <данные изъяты> об оплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в размере 4 906 руб. 45 коп., пени по ним в размере 912 руб. 84 коп., страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2017 год в размере 962 руб., 42 коп., пени по ним в размере 179 руб. 07 коп., пени по транспортному налогу в размере 79 руб. 83 коп. (л.д. 29-30).

П. 4 ст. 52, п. 6 ст. 69 НК РФ предусмотрены, в том числе, и способы передачи физическому лицу налогового уведомления и требования об уплате налога, пени лично под расписку, направлением по почте заказным письмом, передачей через личный кабинет налогоплательщика.

Применительно к ч. 4 ст. 52, ч. 6 ст. 69 НК РФ, в случае направления налогового уведомления, налогового требования по почте заказным письмом они считаются полученными по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Административным истцом доказано обстоятельство направления административному ответчику указанных налогового уведомления и требования, что подтверждается копиями списков заказных писем №<данные изъяты>, 492360 с отметкой почтового отделения связи о принятии почтовой корреспонденции, соответственно, <данные изъяты> и <данные изъяты> (л.д. 28, 30), в связи с чем оно считается полученным адресатом.

Административным истцом заявлены к взысканию страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в размере 4 906 руб. 45 коп., страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2017 год в размере 962 руб., 42 коп.

Донченко В.С. зарегистрирован в налоговом органе в качестве адвоката с <данные изъяты>.

С <данные изъяты> вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование регулируются гл. 34 НК РФ, а администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное медицинское страхование осуществляет Федеральная налоговая служба. Соответствующие изменения в ч. 2 НК РФ были внесены Федеральным законом от <данные изъяты> № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».

Исходя из положений подп. 2 п. 1 ст. 419, п. 1 ст. 432 НК РФ индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой, признаются отдельной категорией плательщиков страховых взносов и самостоятельно производят исчисление сумм страховых взносов.

В соответствии с подп. 1, 2 п. 1 ст. 430 НК РФ указанными лицами уплачиваются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и страховые взносы на обязательное медицинское страхование.

При этом, учитывая положения подп. 1 п. 9 ст. 430 НК РФ, указанные лица, уплачивающие налог на доходы физических лиц, определяют размер страховых взносов, исходя из своего дохода от профессиональной деятельности.

В соответствии со ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно, в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В силу абз. 3 п. 2 ст. 434 НК РФ в случае неуплаты (неполной уплаты) указанными лицами страховых взносов в срок, установленный п. 2 ст. 432 Кодекса, налоговый орган самостоятельно определяет в соответствии со ст. 430 Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период.

В соответствии с п. 5 ст. 430 НК РФ, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах.

За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, дату снятия с учета в налоговых органах адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, медиатора, патентного поверенного и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, включительно.

В соответствии с п. 5 ст. 432 НК РФ, в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.

Административный ответчик являлся адвокатом, в связи с чем в соответствии с п. 1 ст. 419, п. 1 ст. 432, ст. 430 НК РФ он являлся плательщиком страховых взносов, и сам должен был рассчитывать и своевременно оплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.

Поскольку обязанность рассчитывать и своевременно оплачивать страховые взносы на обязательное медицинское страхование лежит на административном ответчике, а все реквизиты для оплаты страховых взносов находились в открытом доступе на официальном сайте налогового органа, то налоговый орган не несет ответственность, освобождающую административного ответчика от уплаты страховых взносов и пени.

При таком положении дела суд правомерно взыскал с административного ответчика страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в размере 4 906 руб. 45 коп., страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2017 год в размере 962 руб., 42 коп.

Административным истцом заявлен к взысканию транспортный налог за 2018 год в размере 4 522 руб.

Согласно сведениям АИС «Налог-3» Донченко В.С. в 2018 году являлся собственником зарегистрированного на него в органе ГИБДД автомобиля марки «АУДИ 100».

Поскольку административный ответчик в 2018 году являлся собственником зарегистрированного на него в органе ГИБДД транспортного средства, то он в соответствие со ст.ст. 23, 57, 356, 357 НК РФ являлся плательщиком транспортного налога за 2018 год.

Поскольку налоговый орган исполнил свою обязанность, то административный ответчик в соответствие с ч. 6 ст. 58 НК РФ обязан был уплатить транспортный налог за 2018 год в размере 4 522 руб., но этого не сделал, свою обязанность не исполнил до настоящего времени, в связи с чем суд правомерно взыскал этот транспортный налог.

В соответствии с ч. 1 ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствие с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В силу положений ст.ст. 357, 358, 362 НК РФ признание лица налогоплательщиком, определение объекта налогообложения и возникновение обязанности по исчислению налога основано на сведениях о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы. Само по себе отсутствие возможности дальнейшей эксплуатации транспортного средства в отсутствие достаточных и достоверных сведений о том, что транспортное средство, как объект налогообложения, уничтожено и его дальнейшая эксплуатация невозможна, что отсутствуют характеристики, соответствующие объекту налогообложения транспортным налогом в силу ст. 358 НК РФ, при неисполнении собственником транспортного средства обязанности по снятию его с регистрационного учета в силу указанных причин не освобождает собственника такого транспортного средства от уплаты налогов на него.

В соответствии с ч. 2 п. 7 ст. 358 НК РФ не являются объектом налогообложения транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом.

Таким образом, зарегистрированное транспортное средство утрачивает статус объекта налогообложения транспортным налогом в случае, если оно выбыло из владения налогоплательщика вследствие кражи (угона), при наличии документов, подтверждающих факт противоправного выбытия.

Исходя из положений ст.ст. 23, 57, 356, 357 НК РФ, у владельца зарегистрированного в установленном действующим законодательством порядке транспортного средства имеется обязанность по оплате транспортного налога.

В соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.

Юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции или органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством РФ порядке.

Таким образом, действующее налоговое законодательство связывает момент возникновения обязанности по уплате налога либо прекращения такой обязанности с действиями налогоплательщика, и на последнего возлагается обязанность, в том числе по обращению в компетентные органы с заявлением о постановке или снятии с регистрационного учета соответствующего объекта налогообложения, а поскольку такая регистрация носит заявительный характер, то риски наступления неблагоприятных последствий не совершения таких действий лежат именно на налогоплательщике.

В соответствии с ч. 3 ст. 362 НК РФ в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде ((в ред. Федеральных законов от 20.10.2005 № 131-ФЗ, от 29.12.2015 № 396-ФЗ).

Если регистрация транспортного средства произошла до 15-го числа соответствующего месяца включительно или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства (абзац введен Федеральным законом от 29.12.2015 № 396-ФЗ).

Если регистрация транспортного средства произошла после 15-го числа соответствующего месяца или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте.

Налоговый орган произвел начисление административному ответчику транспортного налога на основании сведений органа ГИБДД о зарегистрированном в 2018 году на него транспортном средстве марки «Ауди 100» (л.д. 74).

Административный ответчик не представил доказательств перерегистрации зарегистрированных на него в органе ГИБДД транспортных средств на других лиц.

В соответствии с п.п. 1, 3, 4 ст. 75 НК РФ на неоплаченную часть страховых взносов на обязательное медицинское страхование и обязательное пенсионное страхование за 2017 год и транспортного налога за 2018 год правомерно была начислена пеня, расчет которой был проверен судом и также не оспаривался административным ответчиком.

Административному ответчику направлялись налоговое уведомление, требования об уплате страховых взносов, транспортного налога, пени по ним, а доказательств погашения полной задолженности по ним не представлено; заявленный к взысканию размер пени не опровергнут, и оснований для несогласия с правильностью представленного налоговым органом расчета задолженности не имеется, расчет пени, период ее начисления судом проверены и признаны арифметически верными.

Расчет административного истца заявленной к взысканию пени основан на фактических обстоятельствах административного дела и действующем законодательстве (на размере недоимки по налогу, размере действовавшей в заявленный период времени процентной ставки рефинансирования Банка России) и принимается судом апелляционной инстанции.

Административным ответчиком на основании карточки расчетов административного ответчика с бюджетом доказано обстоятельство наличия у административного ответчика задолженности по заявленным к взысканию страховым взносам, налогу, пени.

Административный ответчик не представил доказательств оплаты заявленных к взысканию страховых взносов, налога, пени.

В соответствии с п. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

В соответствии с ч. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

В соответствии с ч. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

В соответствии с ч. 2 ст. 48 НК РФ срок на подачу заявления о выдаче судебного приказа по требованию <данные изъяты> по состоянию на <данные изъяты> истекал <данные изъяты>.

Судебный приказ на взыскание заявленных по настоящему административному делу страховых взносов, транспортного налога, пени по ним был выдан <данные изъяты>.

Поскольку судебный приказ был отменен определением мирового судьи судебного участка № 22 Воскресенского судебного района Московской области от <данные изъяты>, и с этой даты должен исчисляться срок на обращение с административным иском в суд, то административный иск должен был быть подан в суд не позднее <данные изъяты>.

Административный иск был подан в суд <данные изъяты> (л.д. 49), то есть, с пропуском срока.

Поскольку налоговым органом последовательно принимались меры по взысканию задолженности по страховым взносам, транспортному налогу, пени по ним, при этом была явно выражена его воля на взыскание с административного ответчика в принудительном порядке указанной задолженности; поскольку взыскание с административного ответчика указанной задолженности пришлось на переходный период, связанный с изменением законодательства, установкой в налоговых органах нового программного обеспечения; поскольку налоговому органу потребовалось дополнительное время для выполнения требований ч. 3 ст. 123.3, ч. 7 ст. 125 КАС РФ, то пропущенный налоговым органом незначительный срок в 1 неделю на подачу заявления о вынесении судебного приказа на взыскание указанной задолженности подлежит восстановлению, как пропущенный по уважительным причинам.

В соответствие с п. 3 ст. 85 НК РФ информацию о регистрации физического лица по месту жительства налоговым органам обязаны сообщать органы, осуществляющие регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания).

Последний адрес регистрации административного ответчика по месту жительства, предоставленный административному истцу регистрирующим органом и внесенный в программный комплекс налогового органа, является адрес: <данные изъяты>, по которому административному ответчику и были направлены налоговое уведомление и требование.

Данных об ином адресе места жительства (места регистрации по месту жительства) административного ответчика у административного истца не имелось.

Доказательств обратного, также как и доказательств того, что административный ответчик добросовестно, следуя возложенной на него ст. 57 Конституции РФ обязанности платить законно установленные налоги и сборы, обращался в налоговый орган за получением налогового уведомления, а административный истец отказал ему в выдаче уведомления, предоставлении расчета суммы налога, суду не представлено.

Добросовестно исполняя обязанности налогоплательщика, административный ответчик должен был известить налоговый орган о перемене места жительства либо получить налоговое уведомление лично в налоговом органе. При наличии в собственности транспортных средств, административный ответчик знал о наличии у него обязанности по уплате транспортного налога за 2018 год по имевшимся у него транспортным средствам, но в налоговый орган по этому вопросу не обращался.

В соответствии с п. 5 ст. 31 НК РФ в случае направления документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, по почте такие документы налоговым органом направляются налогоплательщику - индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, адвокату, учредившему адвокатский кабинет, физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, - по адресу места его жительства (места пребывания) или по предоставленному налоговому органу адресу для направления документов, указанных в настоящем пункте, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков.

П. 4 ст. 84 НК РФ установлено, что, если налогоплательщик изменил место нахождения или место жительства, снятие с учета налогоплательщика - индивидуального предпринимателя осуществляется налоговым органом, в котором налогоплательщик состоял на учете на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством РФ.

Изменения в сведениях о физических лицах, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в том числе об изменении адреса места жительства физического лица, подлежат учету налоговым органом на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в ст. 85 НК РФ.

Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат. Учитывая, что регистрация гражданина по месту пребывания является способом уведомления налогового органа о месте проживания налогоплательщика и у налогового органа отсутствует обязанность производить розыск места жительства (пребывания) налогоплательщика, то направление налогового уведомления и требования об уплате страховых взносов, налога, пени за спорный период по последнему известному адресу регистрации административного ответчика необходимо расценивать как надлежащее исполнение налоговым органом обязанности, предусмотренной ст. 52 НК РФ.

Административный ответчик не представил доказательств, подтверждающих факт извещения налогового органа об изменении адреса, и временном проживании по адресу регистрации по месту жительства по адресу: <данные изъяты>, сведений о регистрации по месту пребывания по этому адресу.

Осуществляя регистрацию по месту жительства, гражданин тем самым обозначает свое постоянное место жительства, как для реализации своих прав, так и в целях исполнения обязанностей перед гражданами, государством и обществом, соответственно, не проживая по адресу постоянного места жительства, несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статьи 20, 165.1 ГК РФ).

При таком положении дела направление налогового уведомления и требования по последнему известному налоговому органу адресу места жительства административного ответчика не может служить основанием для освобождения административного ответчика от установленной действующим законодательством обязанности по уплате транспортного налога, а направление административным истцом ему указанных налогового уведомление и требования является надлежащим уведомлением его о необходимости уплаты заявленных к взысканию страховых взносов, налога, пени, на основании которых его обязанность по уплате транспортного налога является наступившей.

При указанных обстоятельствах у судебной коллегии нет оснований для отмены решения суда.

Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, не ставят под сомнение законность решения и не опровергают указанных выводов.

Нарушений судом норм процессуального права, которые привели или могли бы привести к неправильному разрешению административного дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе, судом не допущено.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

Решение Воскресенского городского суда Московской области от 28 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Донченко В. С. – без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи