НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Московского областного суда (Московская область) от 20.06.2022 № 33А-18712/2022

Судья: Голубятникова И.А. Дело № 33а-18712/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Красногорск Московской области 20 июня 2022 г.

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе

председательствующего Брыкова И.И.,

судей Соколовой Н.М., Климовского Р.В.,

при секретаре Зарапиной А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Департамента лесного хозяйства по Центральному федеральному округу на решение Пушкинского городского суда Московской области от 16 марта 2022 г. по административному исковому заявлению управления лесного хозяйства Воронежской области о признании незаконными предписаний Департамента лесного хозяйства по ЦФО от 21 декабря 2021 г. № 40/21-ДП и 29 декабря 2021 г. № 45/21-ДП,

заслушав доклад судьи Соколовой Н.М.,

у с т а н о в и л а :

управление лесного хозяйства Воронежской области обратилось в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными предписаний Департамента лесного хозяйства по Центральному федеральному округу от 21 декабря 2021 г. № 40/21-ДП и 29 декабря 2021 г. № 45/21-ДП «Об устранении выявленных нарушений в рамках осуществления контроля за достоверностью сведений о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов и обоснованностью мероприятий, предусмотренных актами лесопатологических обследований, утвержденными органом государственной власти Воронежской области, осуществляющим переданные отдельные полномочия Российской Федерации в области лесных насаждений в части защиты лесов от вредных организмов», которыми предписано отменить акты лесопатологического обследования № 523/2021 и №№ 532/2021, 534/2021, соответственно. Мотивировало тем, что указанные акты утверждены руководителем управления лесного хозяйства Воронежской области, в них определены санитарно-оздоровительные мероприятия – выборочная санитарная рубка, средневзвешенная категория состояния насаждения 2,56 и процент насаждений, подлежащий вырубке, при этом обследовались хвойные и лиственные деревья. Оспариваемыми предписаниями акты отменены в связи с тем, что запланированные мероприятия запрещены или ограничены законодательством Российской Федерации.

Определением Пушкинского городского суда Московской области от 8 февраля 2022 г. административные дела № 2а-1112/2022 и № 2а-1281/22 по указанным выше административным искам объединены в одно производство.

Решением Пушкинского городского суда Московской области от 16 марта 2022 г. заявленные требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе Департамент лесного хозяйства по Центральному федеральному округу просит решение суда отменить.

В судебное заседание суда стороны, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в установленном законом порядке, своих представителей не направили. Судебная коллегия в соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 60.2 Лесного кодекса Российской Федерации защита лесов включает в себя выполнение мер санитарной безопасности в лесах и ликвидацию очагов вредных организмов.

Согласно статье 60.7 Лесного кодекса Российской Федерации предупреждение распространения вредных организмов включает в себя проведение санитарно-оздоровительных мероприятий, в том числе рубок погибших и поврежденных лесных насаждений (пункт 2 части 1); санитарно-оздоровительные мероприятия могут производиться только в случае, если они предусмотрены актом лесопатологического обследования (пункт 1 части 4).

Пунктом 5 части 9 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю за осуществлением переданных полномочий осуществляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, контроль за достоверностью сведений о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов и обоснованностью мероприятий, предусмотренных актами лесопатологических обследований, утвержденными уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные им в соответствии с частью 1 этой статьи полномочия, с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене соответствующих актов лесопатологических обследований или о внесении в них изменений.

Приказом Рослесхоза от 19 июня 2015 г. № 200 утверждено Положение о Департаменте лесного хозяйства по Центральному федеральному округу (далее – Положение), согласно которому Департамент является территориальным органом Федерального агентства лесного хозяйства, действующим на территории Центрального федерального округа.

Согласно подпункту 2 пункта 7 Положения Департамент осуществляет полномочия по контролю за осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий в области лесных отношений с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 9 Положения в пределах своей компетенции Департамент принимает участие в осуществлении оценки эффективности исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий в области лесных отношений.

По смыслу приведенных норм Департамент лесного хозяйства по Центральному федеральному округу в целях защиты лесов и в рамках контроля за осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий в области лесных отношений вправе направлять предписаний об устранении выявленных нарушений.

Из материалов дела следует, что 22 ноября 2021 г. инструментальным методом обследован земельный участок лесов Острогожского лесничества Воронежской области участковое лесничество Репьёвское площадью 1,2 га, целевое назначение леса – защитное, состав лесных насаждений – хвойные (8 единиц) и лиственные (2 единицы) деревья, составлен 30 ноября 2021 г. акт № 523/2021, утвержденный заместителем руководителя управления лесного хозяйства Воронежской области 23 декабря 2021 г. Согласно акту определена средневзвешенная категория состояния насаждений – 2,56, определен процент подлежащий рубке – 29,5 от запаса, в связи с повреждением деревьев коневой губкой, стволовыми вредителями. Назначено санитарно-оздоровительное мероприятия – выборочная санитарная рубка.

Департамент лесного хозяйства по Центральному федеральному округу по результатам проведенной документарной проверки в рамках осуществления контроля за достоверностью сведений о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов и обоснованностью мероприятий, предусмотренных актом лесопатологических обследований от 23 декабря 2021 г. № 523/2021 и на основании заключений ФБУ «Российский центр защита леса» от 20 декабря № И-12Т-3696 составил 21 декабря 2021 г. акт № 359-ДП/2021 о том, что сведения, указанные в акте лесопатологического обследования № 523/2021 не соответствуют таксационным характеристикам лесного участка. Мероприятия, запланированные в акте лесопатологического обследования, запрещены и ограничены законодательством Российской Федерации. Лесопатологическое обследование проведено на лесном участке, имеющем в составе лиственные породы. Исполнителем проведено распределение деревьев лиственных пород по категориям санитарного состояния во вневегетационный период без указания диагностических признаков и причин ослабления в соответствии со шкалой категорий, указанный в приложении № 1 к Правилам санитарной безопасности в лесах (далее – Правила санитарной безопасности в лесах), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2020 г. № 2047, что указывает на нарушение пункта 17 данных Правил и не позволяет определить допустимую погрешность, что свидетельствует о недостоверности сведений о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов и о необоснованности назначенных мероприятий (т. 1, л.д. 92-96).

21 декабря 2021 г. Департамент лесного хозяйства по Центральному федеральному округу вынес предписание № 40/21-ДП, в котором указал управлению лесного хозяйства Воронежской области отменить акт лесопатологического обследования № 523/2021 до 11 января 2022 г.

Признавая незаконным предписание от 21 декабря 2021 г. № 40/21-ДП, суд исходил из того, что согласно информационному письму ФБУ «Рослесозащита» от 15 октября 2021 г. срок вегетационного периода в Острогожском лесничестве Воронежской области окончен 5 октября 2021 г., следовательно, категория состояния лесных насаждений определена в вегетационный период, санитарно-оздоровительные мероприятия назначены в соответствии с действующим законодательством. Распределение деревьев, в том числе дубов, по категориям состояния правильно произведено административным истцом. Вырубка назначена только в отношении сосны, однако на показатель средневзвешенной категории состояния насаждения повлияло и на обследование дуба. Если бы оценка состояния дуба не производилась, то показатель средневзвешенной категории состояния насаждения был менее установленного 2,56, то есть состояние насаждений не входило бы в категорию сильно ослабленных насаждений, рубка не назначалась. Средневзвешенная категория состояния лесных насаждений определена в соответствии с установленными правилами, параметр 2,56 относит насаждения к сильно ослабленным, причина ослабления – корневая губка, что предусматривает применение такого мероприятия как выборочная санитарная рубка (т.1, л.д. 126-127).

Пунктом 17 Правил санитарной безопасности в лесах разрешено проведение обследования в течении всего года при условии, что насаждения содержат 8 единиц хвойных пород, в рассматриваемом случае насаждения соответствуют данной норме, в связи с чем отсутствие кроны на дубах не препятствовало проведению лесопатологического обследования.

Суд отклонил доводы административного ответчика, что назначенные мероприятия по выборочной санитарной рубке запрещены законодательством, поскольку в соответствии с пунктом 41 Правил осуществления мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов (далее – Правила), утвержденных приказом Минприроды России от 9 ноября 2020 г. № 912, при назначении сплошной и выборочной санитарной рубки отбираются деревья 5-й категории состояния. Ветровал, бурелом и снеголом относят к 5-й категории состояния.

Пункт 42 Правил допускает назначение в санитарную рубку деревьев иных категорий состояния в защитных и эксплуатационных лесах, в том числе: деревья хвойных пород 4-й категории состояния; деревья 3–4-й категорий состояния (сильно ослабленные и усыхающие) назначаются в рубку при повреждении корневой губкой (в сосняках) и деревья различных видов вяза – при повреждении голландской болезнью.

Правилами санитарной безопасности в лесах предусмотрены следующие категории санитарного состояния деревьев: 1 – здоровые (без признаков ослабления); 2 – ослабленные; 3 – сильно ослабленные, 4 – усыхающие, 5 – погибшие (приложение № 1).

Согласно результатам проведенного истцом лесопатологического обследования лесных насаждений к категории сильно-ослабленных, усыхающих и погибших отнесено 37,7 % от запаса, причина ослабления – корневая губка (т. 1, л.д. 29).

Согласно заключению ФБУ «Рослесозащита» от 15 декабря 2021 года № ЦФО-36-13/80 мероприятия, предусмотренные в акте лесопатологического обследования № 523/2021 соответствуют данным государственного лесопатологического мониторинга, не запрещены и не ограничены законодательством Российской Федерации (т. 1, л.д. 90-91).

Судебная коллегия признает, что суд дал надлежащую оценку представленным доказательствам, его выводы, подробно изложенные в мотивировочной части решения, не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу установлены правильно, нормы материального права применены верно.

Что касается выводов суда о незаконности предписания Департамента лесного хозяйства по Центральному федеральному округу от 29 декабря 2021 г. № 45/21-ДП, то с ним согласиться нельзя по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела 25 ноября 2021 г. инструментальным методом обследован земельный участок лесов Бобровского лесничества Воронежской области участковое лесничество Хреновское квартал 90 площадь выдела 1,2 га, целевое назначение леса – защитное, 30 ноября 2021 г. составлен акт лесопатологического обследования № 532/2021, утвержденный 22 декабря 2021 г. руководителем управления лесного хозяйства Воронежской области, которым определены состав лесных насаждений – хвойные (10 единиц) – сосны; средневзвешенная категория состояния насаждений – 2,53, процент подлежащий рубке – 32,6 от запаса, в связи с повреждением деревьев коневой губкой, стволовыми вредителями, полнота лесного насаждения после уборки деревьев, после рубки составит 0,5. Назначено санитарно-оздоровительные мероприятия – выборочная санитарная рубка.

25 ноября 2021 г. инструментальным методом обследован земельный участок лесов Бобровского лесничества Воронежской области участковое лесничество Хреновское квартал 91 площадь выдела 1 га, целевое назначение леса – защитное, 15 декабря 2021 г. составлен акт лесопатологического обследования № 534/2021, утвержденный 22 декабря 2021 г. руководителем управления лесного хозяйства Воронежской области, которым определены состав лесных насаждений – хвойные (10 единиц) – сосны; средневзвешенная категория состояния насаждений – 2,56, процент подлежащий рубке – 34,8 от запаса, в связи с повреждением деревьев коневой губкой, стволовыми вредителями, полнота лесного насаждения после уборки деревьев, после рубки составит 0,5. Назначено санитарно-оздоровительное мероприятия – выборочная санитарная рубка.

Департамент лесного хозяйства по Центральному федеральному округу по результатам проведенной документарной проверки в рамках осуществления контроля за достоверностью сведений о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов и обоснованностью мероприятий, предусмотренных актами лесопатологических обследований от 22 декабря 2021 г. № 532/2021 и № 534/2021, и на основании заключения ФБУ «Российский центр защита леса» от 28 декабря 2021 г. № И-12Т-3787 составил 29 декабря 2021 г. акт № 45/21-ДП, согласно которому мероприятия, запланированные в актах запрещены или ограничены законодательством Российской Федерации, неверно указана критическая полнота после рубки, и вынес предписание № 45/21-ДП, в котором предписано управлению лесного хозяйства Воронежской области отменить акт лесопатологического обследования № 532/2021 и № 534/2021до 17 января 2022 г. (т. 3, л.д. 16-17, 111-114).

Департамент лесного хозяйства по Центральному федеральному округу направил в управление лесного хозяйства Воронежской области предписание от 29 декабря 2021 г. № 45/21-ДП, составленное на основании заключения ФБУ «Российский центр защита леса» от 28 декабря 2021 г. № И-12Т-3787 на акты лесопатологического обследования № 532/2021, № 534/2021 г., в котором указано, что мероприятия, предусмотренные в актах запрещены или ограничены законодательством Российской Федерации. Данное заключение не оспорено и не отменено.

Оспариваемое предписание выдано Департаментом в пределах предоставленных законом полномочий, которое направлено на прекращение и устранение выявленного нарушения, никаких негативных последствий для административного истца не порождает, так как фактически не носит властно-распорядительного характера, не содержит обязательных распоряжений, влекущих какие-либо юридические последствия, не устанавливает, не изменяет и не прекращает прав и обязанностей административного истца, не определяет его меру ответственности, содержит законные требования, конкретное указание управлению лесного хозяйства Воронежской области отменить акты лесопатологических обследований № 532/2021, 534/2021,

Выводы суда о том, что предписаниями отменены акты лесопатологических обследований № 523/2021, № 532/2021, 534/2021, ошибочны.

Учитывая изложенное, судебная коллегия признает, что обжалуемое решение подлежит отмене в части признания незаконным предписания Департамента лесного хозяйства по Центральному федеральному округу от 29 декабря 2021 г. № 45/21-ДП.В этой части вынести новое решение, которым отказать в удовлетворении данного требования.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

о п р е д е л и л а :

решение Пушкинского городского суда Московской области от 16 марта 2022 г. отменить в части признания незаконным предписания лесного хозяйства по Центральному федеральному округу от 29 декабря 2021 г. № 45/21-ДП «Об устранении выявленных нарушений в рамках осуществления контроля за достоверностью сведений о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов и обоснованностью мероприятий, предусмотренных актами лесопатологических обследований, утвержденными органом государственной власти Воронежской области, осуществляющим переданные отдельные полномочия Российской Федерации в области лесных насаждений в части защиты лесов от вредных организмов». В отмененной части постановить новое решение. В удовлетворении требования управления лесного хозяйства Воронежской области о признании незаконным предписания лесного хозяйства по Центральному федеральному округу от 29 декабря 2021 г. № 45/21-ДП отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента лесного хозяйства по Центральному федеральному округу – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи