Судья Аверкиева Е.В. Дело <данные изъяты>
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего Бекловой Ж.В.,
судей Мариуца О.Г., Лихачевой И.А.,
при секретаре Крохиной И.Н.,
рассмотрев в заседании от 20 февраля 2017 года апелляционную жалобу Люберецкого управления социальной защиты населения на решение Люберецкого городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по иску Колесниковой Л. М. к Люберецкому управлению социальной защиты населения об обязании присвоения звания «Ветеран труда»,
заслушав доклад судьи Лихачевой И.А.,
объяснения Колесниковой Л.М. и ее представителя Колесникова В.А., представителя Министерства социального развития <данные изъяты> – Филипповой Л.М.,
УСТАНОВИЛА:
Колесникова Л.М. обратилась в суд с иском к Люберецкому управлению социальной защиты населения об обязании присвоения звания «Ветеран труда», ссылаясь на то, что имея 29 лет общего рабочего стажа и отработав последние 18 лет в отрасли, она администрацией и трудовым коллективом ФГБОУВО «Московский государственный академический художественный институт имени В.И.Сурикова при Российской академии художеств» была представлена к награждению ведомственной наградой Министерства образования и науки РФ – объявлению благодарности, которую ей объявили приказом по Министерству образования и науки РФ <данные изъяты>/к-н от <данные изъяты> Полагая, что данное обстоятельство позволяло претендовать на звание «Ветеран труда», истица по достижении пенсионного возраста <данные изъяты> подала в Люберецкое управление социальной защиты населения заявление о присвоении звания «Ветеран труда». Однако, в присвоении звания ей было отказано по тем основаниям, что на день заседания Комиссии по присвоению звания – <данные изъяты> ведомственный знак отличия, дающий право на присвоение звания «Ветеран труда», Министерством образования и науки РФ не учрежден и благодарность Министерства от <данные изъяты> не учитывается при присвоении указанного звания. Данный отказ истца считает незаконным.
В судебном заседании истица и ее представитель поддержали заявленные требования.
Представитель ответчика - Люберецкого управления социальной защиты населения <данные изъяты> возражала против удовлетворения иска.
Решением суда от <данные изъяты> исковые требования Колесниковой Л.М. удовлетворены: на Министерство социального развития <данные изъяты> возложена обязанность присвоить истице звание «Ветеран труда» с <данные изъяты>.
Не согласившись с постановленным решением, Люберецкое управление социальной защиты населения в апелляционной жалобе просит о его отмене, как незаконного и необоснованного.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п.1 Положения о Министерстве социального развития <данные изъяты>, утв. постановлением <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>, Министерство социального развития <данные изъяты> является центральным исполнительным органом государственной власти <данные изъяты> специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории <данные изъяты> в сферах социальной защиты, труда, охраны труда и занятости населения <данные изъяты>, проводящим государственную политику, координирующим деятельность в указанных сферах иных центральных и территориальных исполнительных органов государственной власти <данные изъяты>, государственных органов <данные изъяты> и государственных учреждений <данные изъяты>, образованных для реализации отдельных функций государственного управления <данные изъяты>ю.
Люберецкое управление социальной защиты населения является территориальным структурным подразделением Министерства социального развития <данные изъяты>, которое к участию в деле в качестве ответчика не привлекалось. Таким образом, у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для вынесения решения в отношении Министерства социального развития <данные изъяты>.
В связи с наличием оснований, предусмотренных п.4 ч.4 ст.330 ГПК РФ, определением от <данные изъяты> судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции и привлекла Министерство социального развития <данные изъяты> в качестве надлежащего ответчика по настоящему делу.
В заседании суда апелляционной инстанции истица и ее представитель поддержали заявленные требования.
Представитель ответчика - Министерства социального развития <данные изъяты> просила в удовлетворении иска отказать.
Проанализировав представленные по делу доказательства в их совокупности, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения иска по следующим основаниям.
В соответствии со ст.7 Федерального закона от <данные изъяты> №5-ФЗ «О ветеранах», устанавливающего правовые основы предоставления социальной поддержки ветеранов труда, ветеранами труда являются лица: 1) имеющие удостоверение «Ветеран труда»; 2) награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
В силу п.2 ст.10 названного Федерального закона, п.24 ч.2 ст.26.3 Федерального закона от <данные изъяты> №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со ст.20 и 22 Федерального закона от <данные изъяты> №5-ФЗ «О ветеранах», являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Согласно ст.85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти названного публично-правового образования полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п.2 ст.26.3 Федерального закона от <данные изъяты> №184-ФЗ. Данные расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования.
Поскольку меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, то названные публично-правовые образования вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» в субъекте Российской Федерации.
Аналогичная правовая позиция выражена Конституционным Судом Российской Федерации, указавшим, что Федеральный закон «О ветеранах», устанавливающий общие основания присвоения звания «Ветеран труда», относит к числу ветеранов труда лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде (пп.2 п.1 ст.7). Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» в соответствии с п.4 ст.7 этого Федерального закона определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Такое правовое регулирование направлено на учет трудовых заслуг граждан перед обществом и государством с целью обеспечения этим лицам дополнительных мер социальной поддержки (определения от <данные изъяты><данные изъяты>-О-О, от <данные изъяты><данные изъяты>-О-О и от <данные изъяты><данные изъяты>-О-О).
Пункт 1 ст.<данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в <данные изъяты>» устанавливает меры социальной поддержки для граждан отдельных категорий, подпадающих под действие Федерального закона «О ветеранах».
Согласно п.4 ст.3 названного Закона порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» устанавливаются <данные изъяты>.
В соответствии с п.2.1 Постановления <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> «Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» гражданам, имеющим место жительства в <данные изъяты>» звание «Ветеран труда» присваивается лицам, награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенным благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Как следует из материалов дела, Колесникова Л.М. имеет стаж работы в сфере образования 18 лет, трудовой стаж – 29 лет, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации <данные изъяты>/к-н от <данные изъяты> ей объявлена благодарность.
В соответствии с п.10.15 Положения и Министерстве образования и науки Российской Федерации, утв.постановлением Правительства Российской Федерации от <данные изъяты><данные изъяты>, Министерство образования и науки Российской Федерации учреждает в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, ведомственный знак отличия, дающий право на присвоение звания «Ветеран труда», и иные ведомственные награды и награждает ими работников Министерства, подведомственных Министерству федеральной службы и федерального агентства, подведомственных организаций, а также других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере, утверждает положения об этих знаке и наградах, а также их описания.
Согласно приказу Министерства образования и науки Российской Федерации <данные изъяты> от <данные изъяты> «О ведомственных наградах Министерства образования и науки Российской Федерации», благодарность Министерства образования и науки Российской Федерации относится к ведомственным наградам. При этом, данным приказом ведомственный знак отличия, дающий право на присвоение звания «Ветеран труда», не учрежден.
Постановлением Правительства Российской Федерации от <данные изъяты><данные изъяты> «О порядке учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия» федеральным органам исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, в трехмесячный срок было предписано разработать и издать нормативные правовые акты, учреждающие ведомственные знаки отличия, дающие право на присвоение звания «Ветеран труда».
На основании данного постановления Министерством образования и науки Российской Федерации издан приказ <данные изъяты> от <данные изъяты> «О ведомственных наградах Министерства образования и науки Российской Федерации», которым учреждены ведомственные награды Министерства образования и науки Российской Федерации, среди которых единственная ведомственная награда - Золотой знак отличия Министерства образования и науки Российской Федерации дает право на присвоение звания «Ветеран труда».
Таким образом, ни на момент обращения истицы в Люберецкое управление социальной защиты населения <данные изъяты> с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», ни в настоящий момент ведомственная награда – Благодарность Министерства образования и науки Российской Федерации не являлась и не является ведомственным знаком отличия, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда».
С учетом вышеизложенного, отказ Министерства социального развития <данные изъяты> от <данные изъяты> в присвоении истице звания «Ветеран труда» является законным, в связи с чем правовых оснований для удовлетворения исковых требований Колесниковой Л.М. не имеется.
Руководствуясь ст.ст.328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Люберецкого городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> отменить.
Исковые требования Колесниковой Л. М. к Министерству социального развития <данные изъяты> об обязании присвоить звание «Ветеран труда» оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи