Судья: Богаткова З.Г. Дело № 33а-30273/2020 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе: председательствующего Вороновой М.Н., судей Мертехина М.В., Брыкова И.И., при секретаре - помощнике судьи Галстян Н.А. рассмотрела в открытом судебном заседании 18 ноября 2020 года апелляционную жалобу Черевичника Е. на решение Шатурского городского суда Московской области от 16 сентября 2020 года по делу по административному исковому заявлению Черевичника Евстахия к Межрайонной ИФНС России № 4 по Московской области о признании незаконным требования № 4988 по состоянию на 29.01.2020 об уплате налога и пени, отмене данного требования. Заслушав доклад судьи Вороновой М.Н., установила: Черевичник Е. обратился в суд с административным исковым заявлением к Межрайонной ИФНС России № 4 по Московской области о признании незаконным и отмене требования № 4988 по состоянию на 29.01.2020 об уплате налога и пени. В обоснование требований указал, что является гражданином Республики Украина, никаких транспортных средств в собственности на территории РФ не имеет. По утверждению административного истца, направление ему необоснованного требования по транспортному налогу нарушает его права и интересы. Решением Шатурского городского суда Московской области от 16 сентября 2020 года в удовлетворении административного иска отказано. В апелляционной жалобе Черевичник Е. просит об отмене данного решения как незаконного и необоснованного. Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени апелляционного разбирательства дела извещались надлежащим образом; суд, учитывая положения ч. 6 ст. 226 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц. Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменных возражений Межрайонной ИФНС России № 4 по Московской области на нее, судебная коллегия пришла к следующему. В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. При этом объектом налогообложения (ст. 358 НК РФ) признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. В силу ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Согласно ч. 2 ст. 2 Закона Московской области «О транспортном налоге в Московской области» сумма налога исчисляется по окончании налогового периода в порядке, установленном статьей 362 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, и с учетом налоговых льгот, установленных Законом Московской области «О льготном налогообложении в Московской области». В силу пункта 1 статьи 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей (пункт 2 статьи 362 НК РФ). В соответствии со статьей 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Согласно статье 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Из материалов дела усматривается, что в адрес Черевичника Е. МРИ ФНС России № 4 по Московской области было направлено налоговое уведомление № 73121777 от 23.08.2019 о необходимости уплаты в срок до 02.12.2019 транспортного налога за 2018 год в размере 1476,00 руб. за три транспортных средства: автомобиль <данные изъяты>, госномер <данные изъяты>, мощность двигателя 71,0 л/с, автомобиль <данные изъяты>, госномер <данные изъяты>, мощность двигателя 64,0 л/с, и мотоцикл <данные изъяты>, госномер <данные изъяты>, мощность двигателя 14,0 л/с. (л.д. 10). В связи с неисполнением в установленный срок обязанности по уплате налога в адрес административного истца было направлено требование <данные изъяты> по состоянию на <данные изъяты> об уплате в срок до <данные изъяты> недоимки по транспортному налогу за 2018 год в размере 1476,00 руб. и пени в размере 17,69 руб.; кроме того, в требовании справочно указано на общую сумму задолженности Черевичника Е. по платежам в бюджет в размере 8363,52 руб. (л.д. 12). К требованию прилагались квитанции об уплате недоимки и пени. Отклоняя иск Черевичника Е. о признании незаконным и отмене требования <данные изъяты> об уплате налоговой задолженности, суд первой инстанции исходил из того, что истцом не представлены достоверные и допустимые доказательства нарушения его прав действиями ответчика, поскольку Черевичник Е. к ответственности за совершение налогового правонарушения не привлекался, принудительно недоимка по налогу с него не взыскивалась. Судебная коллегия находит, что выводы суда сделаны без учета фактических обстоятельств дела и положений действующего законодательства. Как было указано выше, согласно статье 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки; требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом; пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. Таким образом, направление и получение требования об уплате налоговой недоимки и пени возлагает на гражданина обязанность уплатить сумму задолженности в установленный в требовании срок; неисполнение данной обязанности влечет возможность взыскания недоимки в судебном порядке со всеми вытекающими отсюда последствиями. Кроме того, наличие информации о налоговой недоимке создает для гражданина отрицательную налоговую репутацию. В ходе судебного разбирательства было установлено, что на имя гражданина Черевичника Е. никогда не был зарегистрирован автомобиль <данные изъяты>, госномер <данные изъяты>. При таких данных у налогового органа отсутствовали основания для начисления административному истцу налога за указанное транспортное средство. Следовательно, требование № 4988 по состоянию на 29.01.2020 об уплате налоговой задолженности, в котором, в числе прочего, отражена недоимка за автомобиль <данные изъяты>, а общая сумма задолженности по платежам в бюджет в размере 8363,52 руб. рассчитана за несколько лет с учетом автомобиля <данные изъяты>, госномер <данные изъяты>, было выставлено и направлено Черевичнику Е. неправомерно. Следует отметить, что начисления налога за автомобиль <данные изъяты> производились истцу, как минимум, с 2012 года (л.д. 40). Тот факт, что до настоящего времени иск о взыскании сумм, указанных в требовании № 4988, в суд не направлен, само по себе не свидетельствует о ненарушении прав Черевичника Е.: в ходе судебного разбирательства данное требование отозвано не было, новое требование налогоплательщику не направлено; доказательств обратного не представлено и суду апелляционной инстанции. Более того, в возражениях на апелляционную жалобу налоговый орган сообщает судебной коллегии, что по состоянию на 17.11.2020 мероприятия по корректировке начислений по транспортному налогу в отношении налогоплательщика Черевичника Е. не произведены. При таких данных постановленное по делу решение нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения о признании незаконным и отмене требования № 4988 по состоянию на 29.01.2020 об уплате Черевичником Е. недоимки и пени по транспортному налогу. На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия определила: решение Шатурского городского суда Московской области от 16 сентября 2020 года отменить. Постановить по делу новое решение, которым признать незаконным и отменить требование Межрайонной ИФНС России № 4 по Московской области № 4988 по состоянию на 29.01.2020 об уплате Черевичником Евстахием недоимки и пени по транспортному налогу. Кассационная жалоба может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения. Председательствующий Судьи |