НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Московского областного суда (Московская область) от 18.06.2018 № 33А-18429/18

Судья: Платова Н.В. Дело <данные изъяты>а-18429/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Вороновой М.Н.,

судей Варламовой Е.А., Редченко Е.В.,

при секретаре Каландаровой В.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 18 июня 2018 года апелляционную жалобу ФГБНУ «Федеральный научный центр кормопроизводства и агроэкологии имени В.Р. Вильямса» на решение Лобненского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по административному исковому заявлению ФГБНУ «Федеральный научный центр кормопроизводства и агроэкологии и. В.Р. Вильямса» к Управлению Федерального казначейства по <данные изъяты> об оспаривании предписания,

заслушав доклад судьи Варламовой Е.А.,

объяснения представителя ФНЦ «ВИК им. В.Р. Вильямса» - ФИО1, представителя УФК по <данные изъяты>ФИО2,

установила:

ФГБНУ «Федеральный научный центр кормопроизводства и агроэкологии им. В.Р. Вильямса» (до реорганизации ФГБНУ «ВНИИ кормов им. В.Р. Вильямса») обратилось с административным иском к УФК по <данные изъяты> о признании незаконным предписания от 15.09.2017г.

В судебном заседании представитель административного истца (по доверенности ФИО1 л.д. 25-26, 27. 73) заявленные требования поддержала и пояснила, что на основании приказа руководителя учреждения ФИО3 от 16.07.2015г. <данные изъяты>-к ему выплачена материальная помощь к ежегодному отпуску в размере месячного оклада в сумме 58 000 руб. за счет бюджетных средств. В ходе проведенной плановой проверки использования средств федерального бюджета Управление Федерального казначейства по <данные изъяты> пришло к выводу о неправомерности данной выплаты, в связи с чем 15.09.2017г. вынесено предписание, которым административному истцу предписано в срок до 1.12.2017г. принять меры по возмещению на лицевой счет ФГБНУ «ВНИИ кормов им В.Р. Вильямса» указанной выплаты в сумме 58 000 руб. и возврату и (или) зачету перечисленных в государственные внебюджетные фонды страховых взносов в размере 16 308 руб. Данное предписание было исполнено, однако административный истец считал незаконным, так как право директора ФИО3 на материальную выплату предусмотрено п.4.3 заключенного с ним 15.03.2011г. трудового договора <данные изъяты> и дополнительным соглашением к нему <данные изъяты> от 28.05.2013г. Ссылка административного ответчика в предписании на трудовой договор от 8.06.2015г. <данные изъяты> полагает необоснованной, так как данный договор был подписан директором ФИО3 27.07.2015г., с указанной даты он вступил в силу. До 26.07.2015г. трудовые отношения с директором ФИО3 регулировались трудовым договором <данные изъяты> от 15.03.2011г. Просит признать предписание от 15.09.2017г. недействительным.

Решением Лобненского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе ФГБНУ «Федеральный научный центр кормопроизводства и агроэкологии имени В.Р. Вильямса»ставит вопрос об отмене решения суда ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

Заслушав пояснения лиц, принимавших участие в рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц, порядок производства по которым предусмотрен гл. 22 названного кодекса.

Положения ч. 1 ст. 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п.п. 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч.11 ст. 226 КАС РФ).

В соответствии с Положением о Федеральном казначействе, утв. Постановлением Правительства РФ от <данные изъяты><данные изъяты>, Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета, функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом "Об аудиторской деятельности".

Порядок осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере регулируется Правилами, утв. Постановлением Правительства РФ от <данные изъяты><данные изъяты>.

При осуществлении полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере Федеральное казначейство вправе направлять предписания, содержащие обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушений условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета, государственных контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными гарантиями Российской Федерации, целей, порядка и условий размещения средств федерального бюджета в ценные бумаги объектов контроля и (или) требования о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации.

Управление Федерального казначейства по <данные изъяты> является территориальным органом Федерального казначейства, созданным в границах <данные изъяты>, и находится в непосредственном подчинении Федерального казначейства.

Приказом Казначейства России от <данные изъяты><данные изъяты> утверждено Положение об Управлении Федерального казначейства по <данные изъяты>, согласно которому Управление, как территориальный орган Федерального казначейства, реализует в пределах своей компетенции полномочия и права Федерального казначейства, определяемые Бюджетным кодексом Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, Положением о Федеральном казначействе, законами субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, правовыми актами представительного органа местного самоуправления о бюджете муниципального образования, настоящим Положением и другими нормативными правовыми актами.

ФГБНУ «Федеральный научный центр кормопроизводства и агроэкологии им. В.Р. Вильямса» (до реорганизации ФГБНУ «ВНИИ кормов им. В.Р. Вильямса») является научной организацией, учредителем и собственником имущества которой является РФ. Функции и полномочия учредителя Учреждения и собственника имущества осуществляет Федеральное агентство научных организаций (л.д.84, 85, 86-119, 120-144).

Источниками финансового обеспечения Учреждения являются: субсидии, предоставляемые из федерального бюджета; средства, поступившие от физических и юридических лиц, в т.ч. добровольные пожертвования; иные не запрещенные законодательством РФ источники.

Установлено, что на основании приказа УФК по МО от <данные изъяты><данные изъяты> «О проведении выездной проверки» в ФГБНУ «ВНИИ кормов им. В.Р. Вильямса» проведена плановая проверка использования средств федерального бюджета, а также соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий из федерального бюджета, полноты и достоверности отчетности об исполнении государственных заданий.

15.09.2017г. административному истцу вынесено предписание о возмещении в срок до 1.12.2017г. на лицевой счет Учреждения неправомерной выплаты материальной помощи к отпуску директору Учреждения ФИО3 в сумме 58 000 руб., а также о возврате и (или) зачете перечисленных в государственные внебюджетные фонды страховых взносов в размере 16 308 руб., так как нарушены п. 2.3.1 Соглашения от <данные изъяты><данные изъяты>-ГС/У4495/597 «О порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ)», заключенного между ФАНО и Учреждением; ч.1 абз. 3 ст. 22, ч.2 ст. 135 ТК РФ, п. 9 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений, утв. Постановлением Правительства РФ от <данные изъяты><данные изъяты> (л.д.7-9).

Порядок и условия предоставления ФАНО России субсидии из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг установлено Соглашением <данные изъяты>-ГЗ/У4495/597 от 12.01.2015г. (в редакции дополнительных соглашений) (л.д.147-164).

В силу п. 2.3.1 Соглашения учреждение обязалось осуществлять использование субсидии в целях оказания государственных услуг (выполнения работ) в соответствии с требованиями к объему (содержанию), порядку оказания государственных услуг (выполнения работ), определенными в государственном задании.

В составе нормативных затрат, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги, учитываются нормативные затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании государственной (муниципальной) услуги.

Таким образом, оплата труда работников Учреждения производится за счет бюджетных субсидий.

Поощрение работника является правом работодателя (ст. 22 ТК РФ), каковым в данном случае является ФАНО России. Оплата труда работников федеральных государственных бюджетных учреждений сферы научных исследований и разработок, подведомственных ФАНО, на момент выплаты ФИО3 материальной помощи регулировалось Приказом ФАНО России от <данные изъяты><данные изъяты>н, согласно п. 37 которого выплаты стимулирующего характера руководителям учреждений выплачиваются по решению Федерального агентства научных организаций с учетом достижения показателей эффективности деятельности учреждений и их руководителей.

В нарушение установленного законодательного порядка материальная помощь выплачена за счет средств федерального бюджета по приказу директора ФИО3 от 16.07.2015г. <данные изъяты>-к без согласования с ФАНО России (л.д.13). Документов, подтверждающих наличие такого согласования ни при проведении проверки административным ответчиком, ни при рассмотрении настоящего дела не представлено.

Доводы административного истца о наличии у ФИО3 права на выплату в соответствии с условиями трудового договора <данные изъяты> от 13.04.2011г., правового значения для дела не имеют, так как административным ответчиком установлено нарушение Учреждением бюджетного законодательства, право ФИО3 на поощрение за труд и иные выплаты административным ответчиком не умаляется.

ФИО3, являясь директором Учреждения на основании трудового договора от <данные изъяты><данные изъяты> (в редакции дополнительных соглашений <данные изъяты> от 28.05.2013г. и <данные изъяты> от <данные изъяты>) и заключенного впоследствии трудового договора <данные изъяты> от 8.06.2015г., обязан знать и соблюдать действующее законодательство, и в силу п. 33 Устава ФГБНУ «ВНИИ кормов им. В.Р. Вильямса», утвержденного приказом ФАНО <данные изъяты><данные изъяты>, действовавшего на момент вынесения предписания, несет персональную ответственность за деятельность учреждения, в том числе за нецелевое использование средств федерального бюджета и другие нарушения бюджетного законодательства (л.д.10, 11, 14-17, 145-146).

Суд пришел к выводу о том, предписание от <данные изъяты> вынесено УФК по <данные изъяты> в пределах его полномочий и в установленном законом порядке, является законным и обоснованным, права, свободы и законные интересы административного истца не нарушает, что влечет отказ в удовлетворении иска.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.

Судом правильно установлены обстоятельства по делу, всем представленным по делу доказательствам дал правовую оценку, выводы суда соответствуют требованиям материального закона.

Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают и оснований к отмене обжалуемого судебного акта.

Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Лобненского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи