НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Московского областного суда (Московская область) от 18.05.2022 № 33-13382/2022

Судья Невская Е.В. Дело 33-13382/2022

50RS30035-01-2021-008472-79

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего судьи Гулиной Е.М.,

судей Мизюлина Е.В., Тихонова Е.Н.,

при помощнике судьи Цыбульской Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 18 мая 2022 года апелляционную жалобу ФИО на решение Подольского городского суда Московской области от 09 декабря 2021 года по гражданскому делу

по иску ФИО к Министерству социального развития Московской области о признании решения незаконным, обязании предоставить выплату,

заслушав доклад судьи Мизюлина Е.В.,

объяснения представителя ответчика,

УСТАНОВИЛА:

ФИО. обратилась в суд с иском к Министерству социального развития Московской области, просила признать незаконным решение Подольского городского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области № А210505-00528 от 05.05.2021 г. об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребёнка в возрасте от трёх до семи лет включительно на дочь: <данные изъяты>; возложить на ответчика обязанность назначить ей (истцу) ежемесячную денежную выплату на ребёнка (<данные изъяты> в возрасте от трёх до семи лет включительно с 04.04.2021 по 01.10.2021 года.

Исковые требования мотивировала тем, что она обратилась 29 апреля 2021 г. через портал государственных и муниципальных услуг gosuslugi.ru с заявлением № 1149199368 о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребёнка в возрасте от трёх до семи лет включительно на дочь: <данные изъяты>. Решением Подольского городского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области № <данные изъяты> от 05.05.2021 г. ей отказано в назначении данной выплаты в связи с тем, что сведения из ЕГР ЗАГС не соответствуют данным супруга. В комментарии к уведомлению об отказе указано, что при проверке данных, произошло несовпадение сведений между данными, указанными в заявлении, и данными, поступившими на запрос из Единого государственного реестра записи актов гражданского состояния. В уведомлении также разъяснено, что в связи с поступившими ответами на межведомственные запросы её просят при новой подаче заявления указать верные данные, или в случае, если указанные данные верны, рекомендуется обратиться в вышеуказанные ведомства, для корректировки данных, содержащихся в их информационных базах. Однако, что именно не соответствует в ее (истца) документах не указано.

Решением Подольского городского суда Московской области от 09 декабря 2021 года в удовлетворении исковых требований отказано.

С апелляционной жалобой обратилась истица.

В суд апелляционной инстанции истица не явилась, извещалась (л.д. 85-87).

Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.

Указом Президента РФ от 20.03.2020 N 199 и Постановлением Правительства РФ от 31.03.2020 N 384 утверждены общие правила к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе дополнительно утвердить порядок и условия осуществления данной денежной выплаты, а также установить при необходимости требования к имущественной обеспеченности семей для определения их нуждаемости при назначении указанной ежемесячной денежной выплаты.

В силу ст. 6 Закона Московской области от 10.04.2020 N 57/2020-03 «О дополнительной социальной поддержке семей, имеющих детей, в Московской области» финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с назначением ежемесячной денежной выплаты, осуществляется за счет средств бюджета Московской области и бюджетных ассигнований федерального бюджета. Порядок и условия назначения ежемесячной выплаты устанавливаются Правительством Московской области.

В Московской области дополнительно правовые основы и порядок осуществления соответствующей выплаты установлен Постановлением Правительства Московской области от 13.04.2021 N271/12 "Об утверждении Порядка и условий назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно в Московской области".

Настоящий Порядок определяет механизм и условия предоставления в Московской области нуждающимся в социальной поддержке семьям, имеющим детей, ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно (далее - ЕДВ на ребенка) (п.1).

ЕДВ на ребенка назначается и выплачивается одному из родителей или иному законному представителю ребенка, являющемуся гражданином Российской Федерации и имеющему место жительства в Московской области (далее также - заявитель, получатель), на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, который является гражданином Российской Федерации и имеет место жительства в Московской области, при условии, что среднедушевой доход семьи не превышает величину прожиточного минимума, установленную в Московской области на душу населения на дату обращения за назначением ЕДВ на ребенка (далее - ВПМ на душу населения) (п.2).

ЕДВ на ребенка предоставляется с даты достижения ребенком возраста трех лет, если обращение за ее назначением последовало не позднее шести месяцев с этой даты. В остальных случаях ЕДВ на ребенка осуществляется со дня обращения за ее назначением (п.6).

ЕДВ на ребенка устанавливается на 12 месяцев (п.6).

За назначением ЕДВ на ребенка заявитель может обратиться в территориальное структурное подразделение Министерства социального развития Московской области (далее - территориальное подразделение Министерства) или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) по своему выбору независимо от места жительства на территории Московской области либо направить заявление в территориальное подразделение Министерства посредством почтовой связи способом, позволяющим подтвердить факт и дату отправления. Заявление оформляется по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 N 384 "Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении" (далее соответственно - заявление, Постановление N 384) (п.8).

По усмотрению заявителя заявление может быть подано в форме электронного документа с простой электронной подписью с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая Единый портал государственных и муниципальных услуг (далее - ЕПГУ), в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации (п.9).

В состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются родитель (в том числе усыновитель), опекун ребенка, подавший заявление, его супруг, несовершеннолетние дети и дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в общеобразовательной организации либо образовательной организации среднего профессионального или высшего образования по очной форме, в том числе находящиеся под опекой (за исключением таких детей, состоящих в браке) (п.16).

Пунктом 18 предусмотрено какие виды доходов учитываются при расчете среднедушевого дохода семьи.

Согласно п.19 среднедушевой доход семьи для назначения ЕДВ на ребенка рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления документов (сведений) о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 4 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления (далее - расчетный период), путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.

Судом установлено, что 29.04.2021 года ФИО. обратилась через Портал государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ) с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка от 3 до 7 лет включительно.

Заявление от 29.04.2021, поданное через ЕПГУ, в Управление не поступило, в виду наличия противоречивых сведений.

При этом заявление ФИО. проверку на портале не прошло в связи с противоречивыми сведениями, содержащимися в заявлении и поступившими при проверке этих сведений на портале, что подтверждается скриншотом программы.

Так, в паспорте супруга заявителя указано отчество <данные изъяты>». В свидетельстве о браке сведения об отчестве супруга отсутствуют (л. д.27,28).

В уведомлении в графе «результат запроса» указано, что сведения из ЕГР ЗАГС не соответствуют данным супруга, в графе «комментарии» указано, что при проверке указанных данных истца, произошло несовпадение сведений между данными, указанными ею в заявлении, и данными, поступившими на запрос из Единого государственного реестра записи актов гражданского состояния, в строке «разъяснения», сообщается, что в связи с поступившими ответами на межведомственные запросы ее попросили указать верные данные, или в случае, если указанные данные верны, рекомендовано было обратиться в вышеуказанные ведомства, для корректировки данных, содержащихся в их информационных базах.

В связи с разночтениями в документах на уровне портала был вынесен отказ в назначении ежемесячной денежной выплаты на детей от 3 до 7 лет включительно.

При обращении ФИО. 08.09.2021 года с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты от 3 до 7 лет включительно сведения о наличии отчества у ее супруга были внесены в программу сотрудником Управления.

Однако при проведении всех необходимых запросов был вынесен отказ в назначении выплаты в связи с отсутствием сведений о доходах.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что заявление от апреля 2021 года не поступило ЕАИС МО, а отказ был вынесен на уровне портала непосредственно самим порталом, соответственно запросы в ФНС, ПФР и иные организации для установления доходов семьи не производились, материальное положение семьи не было установлено, а соответственно не определено право на получение спорной меры социальной поддержки. В связи с чем, требование истца о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка от 3 до 7 лет включительно без определения материального положения семьи, противоречит действующему законодательству, создает угрозу нарушения прав и законных интересов налогоплательщиков Московской области от неправомерного расходования средств на предоставление мер социальной поддержки лицам, у которых право на получение этих мер отсутствует.

Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.

Судебная коллегия считает, что отказ в первоначальном принятии заявления о назначении выплаты от 29.04.2021 года, в связи с тем, что в свидетельстве о браке сведения об отчестве супруга истицы отсутствуют, не является основанием для отказа в иске, поскольку в данном случае суд должен установить юридически значимые обстоятельства наличия или отсутствия права на назначение спорной выплаты, исходя из оснований для возникновения данного права на выплату, предусмотренных Постановлением Правительства Московской области от 13.04.2021 N271/12.

В суде апелляционной инстанции в дополнение к отзыву на апелляционную жалобу представитель ответчика указал, что в связи с разночтениями в документах на уровне портала 05.05.2021 г. был вынесен отказ <данные изъяты> в назначении ежемесячной денежной выплаты на детей от 3 до 7 лет включительно. Так как заявление от апреля 2021 г. не поступило ЕАИС МО, а отказ был вынесен на уровне портала непосредственно самим порталом, то соответственно никакие запросы в ФНС, ПФР и др. сотрудниками управления не производились, материальное положение семьи не было установлено, а соответственно не определено право на получение спорной меры социальной поддержки.

14.09.2021 г. ФИО обратилась в Подольское УСЗН МСР МО через МФЦ с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка от 3 до 7 лет включительно. В связи с введением технической возможности сведения о наличии отчества у ее супруга были внесены в программу сотрудником управления вручную.

В соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ № 384, постановления Правительства МО № 271/12 в рамках межведомственного взаимодействия были направлены запросы в ФНС РФ, ЕГИССО, ПФР РФ и др.

Согласно поступившим ответам на протокол ФНС РФ доход за расчетный период получала только гр. ФИО. Сведения о доходах супруга заявителя отсутствовали за весь расчетный период.

Расчетный период по данному обращению с 01.05.2020 г. по 30.04.2021 г.

ФИО1 являлся членом многодетной семьи в период с 07.09.2015г. по 31.08.2020 г., что подтверждается сведениями, содержащимися в ЕАИС N40 (скриншот прилагается). При продлении удостоверения многодетной семьи <данные изъяты> в состав этой семьи не вошел, что подтверждается удостоверением многодетной семьи.

Т.е. документы, подтверждающие уважительность причин отсутствия дохода в расчетном периоде трудоспособного члена семьи (супруга заявителя) были представлены только за 4 месяца.

Решением от 29.09.2021 г. был вынесен отказ № 413174 в назначении ежемесячной денежной выплаты на детей от 3 до 7 лет включительно в связи с отсутствием доходов трудоспособного члена семьи и непредставлении документов, подтверждающих уважительность отсутствия доходов за 10 и более месяцев.

29.12.2021 г. Кон А.Н. обратилась в Подольское УСЗН МСР МО через Портал государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ) с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка от 3 до 7 лет включительно.

В порядке постановления Правительства МО № 271/12 в рамках межведомственного взаимодействия были направлены запросы в ФНС РФ, ЕГИССО, ПФР РФ и др.

При этом брак между заявителем и <данные изъяты> расторгнул 28.12.2021 г., в связи с чем, расчет СДД производился на основании сведений о доходах Кон.

Решением от 12.01.2022 г. № 5699 было отказано в назначении выплаты в связи с превышением среднедушевого дохода семьи.

15.01.2022 гФИО обратилась в Подольское УСЗН МСР МО через Портал государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ) с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка от 3 до 7 лет включительно.

В порядке постановления Правительства МО № 271/12 в рамках межведомственного взаимодействия были направлены запросы в ФНС РФ, ЕГИССО, ПФР РФ и др.

Расчетный период по данному обращению с 01.09.2020 г. по 31.08.2021 г.

ЕДВ на ребенка устанавливается на 12 месяцев (п. 7 постановления Правительства МО № 271/12).

Решением от 27.01.2022 г. № 68347 ЕДВ на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет назначено на периоде 15.01.2022 г. по 14.01.2023 г. (л.д.89-91).

При отсутствии у заявителя или трудоспособных членов его семьи (за исключением детей в возрасте до 18 лет) доходов, предусмотренных подпунктами 1. 2 (в части пенсий), 3, 6, 10, 12 - 14, 16 пункта 18 настоящего Порядка, за период, предусмотренный пунктом 19 настоящего Порядка для назначения ЕДВ на ребенка принимается решение об отказе в назначении или перерасчете ЕДВ на ребенка (п. 32 постановления Правительства МО № 271/12).

Согласно под.8 п.32 Порядка от 13.04.2021 года периоды отсутствия доходов по основаниям, указанным в настоящем подпункте, оцениваются в совокупности. В случае если период, в течение которого отсутствовали доходы по указанным основаниям, составляет в совокупности 10 и более месяцев расчетного периода, предусмотренного пунктом 19 настоящего Порядка для назначения ЕДВ на ребенка, решение об отказе в назначении выплаты не принимается.

В соответствии с Постановлением Правительства Московской области от 26.01.2021 года №26/3 величина прожиточного минимума на 2021 год на душу населения составила 13580 рублей, а Постановлением Правительства Московской области от 13.12.2021 года №1333/44 величина прожиточного минимума на 2022 год на душу населения составила 14 748 рублей.

Как следует из представленных ответчиком сведений о доходах на дату обращения истицы с заявлением 14.09.2021 года количество человек в группе 5, совокупный доход за месяц составил 52 476,45 руб., среднемесячный доход на 1 человека 10 495 руб. 29 коп. (л.д.108-109).

На дату обращения с заявлением 29.12.2021 года количество человек в группе 4, поскольку брак расторгнут 28.12.2021 года, совокупный доход за месяц 55 406,42 руб., среднемесячный доход на 1 человека 13 851, 61 руб. (л.д. 123-124).

На дату обращения 15.01.2022 года количество человек в группе 4, совокупный доход за месяц 51781,99 руб., среднемесячный доход на 1 человека 12 945, 50 руб. (л.д. 98-99).

В суде апелляционной инстанции 18.05.2022 года представитель ответчика пояснила (протокол судебного заседания), что на дату первого обращения 29.04.2021 года истца, её доход ниже прожиточного минимума, ей все равно бы отказали, поскольку у супруга не было вообще дохода, за предыдущий период просчитать невозможно; с 01.12.2019 по 30.11.2020 г. совокупный доход семьи можем проверить, но сведений нет о доходах в 2019г., на учете в налоговой инспекции супруг истца не состоял, доход истца ниже прожиточного минимума, у нее трое детей; 29.12.2021 доход семьи превышал, супруг не вошел в январе 2022 г., в связи с расторжением брака; доход превышен с 29.12.2021, учитывается доход на 4 членов семьи; с 15.01.2022 года выплата назначена, в 01.01.2022 года доход не превышал прожиточный минимум.

С учетом изложенных обстоятельств, судебная коллегия считает, что спорная выплата может быть назначена истице за период с 29.04.2021 года по 28.12.2021 года, поскольку с учетом того, что супруг истицы до расторжения брака 28.12.2021 года на учете в налоговой инспекции не состоял, доход истицы на 1 человека до 29.12.2021 года не превышал величину прожиточного минимума на 2021 год 13 580 руб.

Вместе с тем, поскольку 28.12.2021 года брак расторгнут, то доход рассчитывался на 4 членов семьи, размер доходов на 1 человека до подачи заявления 15.01.2022 года превышал величину прожиточного минимума в 2021 году, то оснований для назначения выплаты с 29.12.2021 года по 14.01.2022 года не имеется.

С 15.01.2022 года ежемесячная выплата назначена ответчиком в бесспорном порядке.

С учетом изложенного, решение суда подлежит отмене, принятии нового решения об обязании Министерство социального развития Московской области назначить ежемесячную выплату ФИО на <данные изъяты> года рождения, с 29.04.2021 года по 28.12.2021 года.

Руководствуясь ст. ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Подольского городского суда Московской области от 09 декабря 2021 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Обязать Министерство социального развития Московской области назначить ежемесячную выплату ФИО на <данные изъяты>, с 29.04.2021 года по 28.12.2021 года.

Апелляционную жалобу ФИО удовлетворить частично.

Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 20.05.2022 года.

Председательствующий

Судьи